РАЗГОВОР ПО ДУШАМ / Терентий ТРАВНИК. ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ СТОРОНЫ. Из книги «Записки обыкновенного человека»
Терентiй  ТРАВНIКЪ

Терентий ТРАВНИК. ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ СТОРОНЫ. Из книги «Записки обыкновенного человека»

 

Терентий ТРАВНИК

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ СТОРОНЫ

Из книги «Записки обыкновенного человека»

 

НУ-НУ

 

Помню, когда учился в институте, в нашей группе был студент М., человек по всем показателям обычный, но с высоченными запросами. Так вот, любил этот самый М. порассуждать о том, насколько полезны войны, очищающие мир от людей третьего сорта, как он их называл. Сам М. к таковым себя не относил, не объясняя по каким причинам, хотя тянул на явного неудачника. В какой-то момент, не достигнув успехов на научном поприще, рванул он в пучину факультетской политики, заняв для начала местечко зампреда тогдашнего комсорга, и первое, что он сделал, так это жахнул по моей живописи, а в основном это были этюды церквей с крестами на куполах. Так вот, этот самый М. задумал поставить мне на вид моё искусство, но с последующим исключением меня и ещё пары таких же «недоумков», как он в сердцах к нам обращался, из рядов ВЛКСМ. Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается – это почти по-советски тех времён, а потому для начала влепили мне выговор без занесения и лишили стипендии.

Прошли годы, и как-то раз встретил я товарища на вещевом рынке. М. «челночил» и судя по его внешности весьма преуспел в этом. Торговал он кожей, и завидя мой задрипанный рюкзачок, сразу предложил мне турецкий да ещё и со скидкой. Я купил, а он почему-то засуетился, и заведя разговор, начал поминать старое. Так и расстались, но прошло ещё с десяток лет и снова мы встретились, но теперь уже трудниками в одном из областных монастырей. Помню, как он долго и обстоятельно объяснял мне суть «Символа веры», а потом затих и неожиданно спросил:

А сам-то как? Рисуешь?

– Нет, – как-то нехотя отозвался я.

– А чё так? Не покупают? – напрягся приятель.

– Нет…

– Во! Я ещё тогда знал, что из тебя плохой художник получится! Надо было и из комсомола тебя выгнать! – затараторил он и победно улыбнулся.

– Возможно, – коротко подтвердил я, желая свести беседу на пару слов на прощанье.

И тут М. вскочил, размашисто перекрестился и почти пропел: «Господи, направь на путь истинный раба Твоего Алексеева (он меня всегда звал исключительно по фамилии) и вразуми его светом истины Твоея!».

Потом присел, с шумом отхлебнул чайку на мяте и со знанием дела заключил:

– В благочиние хочу податься!

– Ну-ну, – только и добавил я, но М. уже не слушал, а едва заметно перебирал губами: «…отжени от мене, смиреннаго и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверные, лукавые и хульные помышления…».

 

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ СТОРОНЫ

 

Это только мнение и не более того, но мне кажется, что современное человечество совершило большую ошибку, поставив в приоритеты увеличение продолжительности жизни. В принципе, это понятно, все хотят жить – и жить, оставаясь молодыми, здоровыми и обеспеченными, что сводится к такому простому понятию, как – дурак. Да, именно оставаться дураками, потому как молодой, здоровый и обеспеченный, если это не юноша или девушка, то, однозначно, дурак. Увеличивая продолжительность жизни, человечество обретает массу проблем, решение которых будет происходить откровенно безнравственными методами, начиная от увеличения сроков выхода на пенсию, заканчивая проталкиванием идей откровенного мракобесия, от фашизма и до научного геноцида. А если будет упразднён институт семьи, то это откроет прямую дорогу к, простите, отстрелу тех, кому за пятьдесят, шестьдесят, а там и старше. Это не фантазия, это – логика здравомыслящего землянина, воспитанного на идеях потребительства и цинизма, скрывающихся сегодня за таким размытым понятием как бизнес. Но дело, как говорится сделано: пробка выбита и придётся пить, а потом и хлебать вино, даже прокисшее.

Не знаю, насколько удастся перескочить на другой поезд, но очевидно, что гораздо вернее было то, если бы человечество сделало приоритетным развитие условий для реализации каждого отдельного члена общества и прежде всего его глубинных потребностей, основанных на принципах жертвенности и служения, не отвлекая его удовольствиями внешними. Существует множество примеров полноценных, абсолютно реализованных, но при этом коротких жизней и, теперь уже, неисчислимое число измученных, доведённых до крайности маразма и безумия долгожителей, вытягивающих жизненные деньки за счёт вложения в своё истерзанное тело денег. Ради чего? Ответ понятен: ради набивания карманов тех, кто умудряется цинично врать их близким, играя на их чувствах любви. Даже здесь коммерческая безнравственность взяла верх. У меня есть примеры знакомых, преимущественно зарубежные, где людей выхаживают годами на искусственном вскармливании, зная, что мозг давно умер. Вспомните, теперь уже забытую идею замораживания в криогенных камерах на сто и больше лет для дальнейшего воскрешения. Бред на уровне сивой кобылы, но ведь это же есть и, видимо, останется.

Тем не менее, уровень благ растёт, общество рождает ленивое и непригодное для идей и подвигов потомство, потому как всё основное уже есть. Древнеримский синдром гибели от удовольствий налицо, а потому и открыты ворота миграции из нищих стран – там по крайней мере есть огромная потенция, в отличие от современных европейских патрициев, а теперь уже и российских. Скверно? Да. Но закономерно, если обратиться к азам самой обычной педагогики: закормленная Европа не в состоянии решать проблемы без гастарбайтеров, как и избалованный переросток без приглашённых нянь. Россия сейчас на перепутье, и милостью Божией у неё никак не получается зажраться: то пожары, то наводнение, а то и санкции, и всё это мощнейшая социальная вакцинация – это вам не коронавирусная страда, а вопрос, ответ на который вообще определит её дальнейшее существование как государства. С пандемией всё уладится и очень скоро, а вот с этим придётся жить.

Вообще-то трудности рождают героев, а геройство, как известно, если оно конечно не кабинетное, приводит за собой способность быть и оставаться великодушными, что является залогом правильных для всех нас решений. На геройство опирается вся достойная литература, живопись, да и музыка с дозволенной ей моментальной патетикой, вспомните Клода Жозефа Руже де Лиля – автора «Марсельезы», отечественного, величайшего по своему позитивизму, Исаака Дунаевского, автора «Марша энтузиастов» и песни «Отважный капитан», и, наконец, Бетховена с его «Одой радости», кстати ставшей гимном Евросоюза. Герои выходят из народа в самые трудные времена и меняют мир к лучшему, но до тех пор, пока этот самый мир не утонет в созданном им же благополучии. Замкнутый круг? Нет! Выход есть – и обязательно будет, если мир в свои самые лучшие времена обратится к нравственности, к чему и призывают святые, уверяя, что молиться больше надо тогда, когда вам хорошо. Именно такая молитва и даёт понимание сути жертвенной жизни, по сути той жизни, о которой говорил, да и которой жил Спаситель мира.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ

 

С коррупцией можно бороться двумя способами. Первый, это свержение коррупционного слоя, освободив тем самым место для подрастающих коррупционистов, – и это пессимистический сценарий. Оптимистический – это дать коррупционером напиться до рвоты народной крови в надежде, что они всё-таки отрыгнут большую её часть на благо своего населения, как, скажем, произошло в Европе и Америке. Иного, по-видимому, не дано. Иное рассчитано на совершенно другой уровень сознания, о котором две с половиной тысячи лет назад говорил Будда, две тысячи лет назад говорил Христос, полторы тысячи лет назад Мухаммед и дней десять тому назад мой сосед по этажу Петрович.

 

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЗЕМЛИ

 

В советское время человек был воспитан и настроен на нормальное отношение к окружающим. Люди думали о стране, о своём народе: у них это получалось и они подтверждали сказанное делами, на которые все мы до сих пор опираемся, начиная от Великой Победы и заканчивая медициной и образованием, сохранившими нам наших родителей. Что касается веры, то отсутствие религиозного знания не позволяло человеку концентрироваться на себе, да и загробное существование было для него чем-то эфемерным, а душа не более чем совокупностью психоэмоциональных качеств личности.

Сегодня торжествует индивидуализм в подходах по спасению собственной души и, зачастую, далеко не лучшего качества. Религиозное сознание в большинстве своём опирается на выпячивание знания законов, исторических фактов и следованию правилам, что к вере, по сути, не имеет никакого отношения. Так же, как и любовь по контракту – к настоящей любви. Крестят, хоть и не часто, в джакузи (купель, как общественная баня), венчают за изрядное вознаграждение, а хоронят в гробах с сотовым и миникондиционерами. И пусть богатые тоже плачут, как и бедные, но закидоны у них далеко не нищенские, здесь дорожки расходятся. Сегодня время выпендрёжа явно скучающих элит, сорвавших куш за слишком короткий срок, ничего особо для этого не сделав, просто так легла фишка! А фишка легла так, что вера обмельчала, даже в сравнение с брежневской эпохой, и именно вера, а не разнообразие культовых артефактов. Здесь как раз-то всё схвачено и скромненькие советские «Культтовары» расширили свои возможности аж до церковных лавок и постного меню (обращаю внимание) в ресторанах. Человек постится каждодневно, но только – в ресторанах. Так и до лжиц (ложечка) собственных дело дойдёт на Причастии, чай время такое – гигиено-санитарное, то бишь культурное.

По моему разумению, самым глубоким приближением к православию были, как ни странно, те самые лихие 90-е, когда достаток ещё не захлестнул ни пастырей, ни паству, а нательный крестик был лишён всякого прикосновения ювелирных мастеров, книги передавались из рук в руки и даже «братва» ничтоже сумняшеся боялась гнева Божия. Церковь не спешила слиться с государством и решала свои проблемы скромно и полюбовно. Что и говорить: люди тогда верили! И в атаку шли – за Родину и за Сталина. Так вот за Родину – это и было: Христа ради. Поинтересуйтесь, если есть у кого. Да, люди верили: как могли, но верили, в сравнении с сегодняшнем днём, когда вера почти заменена неким занятием, времяпрепровождением, а то и просто работой, если не бизнесом. По верному замечанию схимонаха преп. Паисия Святогорца: «Можно есть постную пищу, но не поститься». Да и вообще, можно якобы молиться, думая, что молишься; можно якобы верить, якобы творить благие дела.

Сегодня, чуть ли не во всех клиниках висят иконы… И что! Один доктор поделился со мной, мол, это повышает доверие к врачу и даёт право ошибаться. Ничего себе! Дальше продолжать не стоит, всё и так ясно.

Всё чаще думаю о советском времени, о том, что было в нём что-то такое, что хранило и оберегало любовь в людях, а значит и веру. И пусть жили небогато, но разве дело в этом. Иногда советское время мне кажется временем Христа, а нынешнее периодом фарисейства. Кажется, что ещё немного и откажемся мы от Спасителя, просто так, за ненадобностью – мы ведь современные!

На западе есть что-то, что выкашивает под корень в людях человечность. И это настолько заметно теперь, и именно по нам, принявшим их образ жизни и мыслей. В качестве примера читаю: «До конца года расходы на производство прогосударственного контента, направленного на «формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи», вырастут более чем в три раза – с 3 миллиардов рублей до 10 миллиардов».

По сути, расходы на совесть…

Каково?

P.S. Лучшее сегодня – это то, что можно говорить легко и прямо; Худшее – это то, что также легко и прямо на сказанное плюют...

 

ВРЕМЯ БОЛЬШИХ САПОГ И ОВЧИННЫХ ПОЛУШУБКОВ

 

Удивительно, насколько двум, иначе и не скажешь, кучкам людей, именующих себя элитами, удалось запутать и перессорить два братских государства. Уверен, что если бы не СМИ, которые постоянно передавали то, что выгодно каждой стороне, никто из простых, точнее, обыкновенных людей почти ничего бы и не знал о том, что случилось. Спрашивается: зачем? Зачем всё это нужно? На этот раз российское высокомерие схлестнулось с украинской упёртостью и тягой побеждать даже если неправ. Сегодня ТВ-передачи в России, касающиеся темы Украины, практически сошли на нет. Видимо, сделав своё дело, СМИ переключились на очередное оболванивание своего народа в совершенно других областях. Как это ни странно, но это называется политикой. Отчасти всё подобное похоже на игру в карты, где успех определяется способностью обмануть присутствующих ради того, чтобы сорвать куш. Может быть, и стоит отказаться от всей этой театральщины, но, увы, ситуация такова, что играть приходится, поскольку нет никакой уверенности в том, что за кордоном не появится обыкновенный глупец, предпочитающий заваривать кашу безо всякого желания и умения расхлёбывать. К сожалению, но именно с этого начинаются войны и заварухи. Если раньше в отношениях между странами господствовали коварство и жестокость, то современная жизнь и политические отношения сводятся к самодурству и всякого рода закидонам, основанным на популистских блефах. Американцы в очередной раз вывели своих «миротворцев» из Афганистана, дав возможность талибам захватить всю страну, и тут же нанесли бомбовый удар по их позициям. Это как понимать? Да всё просто: мужики развлекаются!

Вот только нам, простым смертным, каково? Не так давно российское ТВ показало репортаж из-под Донецка, героиней которого стала простая женщина, живущая в абсолютной нищете и под обстрелом со стороны вэсэушников. Дом у неё маленький, по участку бродит пара тощих кур, стекла выбиты, а с расстояния пятисот метров любители пострелять в тире ведут миномётный огонь, понимая, что им никто за это по заднице не даст. И это освободительная миссия? Нет, конечно: это просто хулиганство, доведённое до идиотизма. Таковы итоги вышедшего из-под контроля шутовства.

А вообще-то, есть только один вопрос: откуда патроны? А?

Вот только не говорите, что «из леса, вестимо» – не прокатит…

 

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ ВЫГОДЫ

 

В большинстве своём обогащение случается тогда, когда человек начинает отказываться от общепринятых нравственных принципов. Однажды поступившись собственной добропорядочностью и обнаружив за этим материальный успех, человек оставляет его в своём опыте как нечто положительное. Незаметно безнравственное стяжание благ становится нормой. Деньги не пахнут – в этом будет уверять вас всякий, кто хотя бы раз вступал на путь финансовой нечистоплотности. Когда-то, давным-давно, мне попалась в руки газета (теперь уже и не вспомню её название), где была статья, в которой автор очень наглядно объяснял суть финансовых потоков и обогащение отдельных лиц, исходя из законов физики. Статья поразила своей наглядностью и убедительностью, а суть ее заключалась в том, что количество денег имеет свои границы и подчиняется законам сохранения энергии, и если их где-то слишком много, то где-то и у кого-то их слишком мало.

Есть в нашей стране действительно непостижимые вещи: к примеру, заработки до 4 миллионов рублей, а то и больше – в день! Это как такое может быть?! Что же столь важное нужно сделать для страны, чтобы она каждый месяц платила тебе по 120-150 млн. рублей? И на этом фоне телеканал «Спас», например, обращается к зрителям с просьбой перечислить деньги на лечение ребенка. И получается, что обращается к тем, чья зарплата или пенсия в большинстве случаев составляет от 10 до 20 тысяч в месяц... А стоимость лечения может доходить до 120-160 миллионов рублей.

Неужели это только один малыш на всю страну с таким диагнозом? А если нет, то почему именно ему? И как смотрят на всё это родители тех детишек, которые не в состоянии попасть на «Спас» и попросить у сограждан такие деньги? Негоже считать деньги в чужом кошельке, да и не мне это делать, но может патриоту-толстосуму стоит повременить со сменой парусов на яхте и просто самолично помочь страдающему ребёнку? И тогда будет ни к чему вся эта показная соборность с отправлением денег, сопровождаемых словом «добро», по мобильному телефону, ибо во всём этом изначально что-то не складывается.

Возможно, что оно – и не совсем не так. По крайней мере, хочется на это надеяться: как-никак «вышли мы все из народа», а паче ещё и «дети семьи трудовой», так что не всё потеряно. Откровенно говоря, не хочется, чтобы Россия со своими игрищами в капитализм превратилась в американскую социальную субстанцию с их рыданиями над бездомными собачками с одновременным вымарыванием целых народов в угоду идей какого-то там справедливого общества. О каком справедливом обществе могут говорить те, кто жирует десятки лет на трудах сограждан, не говоря уже о людях из стран третьего мира. Что они в этом понимают!

Впрочем, я не против их роста и развития: как говорится, везде люди, но ставить в пример, а паче возводить в ранг учителей страну, народом которой руководят люди, которые ничего не смыслят в идеях добра и справедливости, а потому превращают благо в шоу, а порядочность – в нечто подобное мишуре, пусть и привлекательной, нельзя. Руководители, выкупанные в достатке, затем ищут во всём развлекуху и находят её даже в оказании гуманитарной помощи, направленной туда, где сначала насвинячат. А что: от скуки – на все руки!

России совершенно ни к чему эти забавы заморских богачей, и, не приведи Господь, своих – с их благотворительными фондами и прочими экшн-заморочками. Не проще ли просто взять и помочь? Оказывается, что проще, но не дадут – и всё те же благотворительные фонды, созданные в основном для нужд далеко не праведных. Примеры не привожу, их предостаточно в СМИ, если, конечно, те не врут. А хотя бы и так, но и без примеров всё понятно: там, где добро является порождением достатка, там ничего, кроме хрящиков со стола, вам не получить, а если кто и раскошелится, то либо потехи ради, либо, простите, ради понтов.

Пишу, а сам думаю: а есть ли выход? Что толку от того, чтобы призывать увидеть факты? Делать-то что? А всё, оказывается, не так сложно: если можешь, помоги – и всё, а дальше забудь и ничего не жди взаимен. Если жертвуешь ради того, чтобы восторжествовала некая справедливость, чтобы кто-то оценил твоё благородство, а ещё и отплатил тебе той же монетой, то это шаг в пропасть, а потому разочарование, неудовлетворенность, а там и опустошение – гарантированы. Добро не может быть взаимоокупаемым – это не добро, а торжище. К примеру, моя тётя, Надежда Воронова, известная как российский кутюрье, никогда не давала денег в долг, но если могла, то давала просто так. Объясняла она это очень просто: мне с этим человеком еще дружить. А должники друзьями не бывают – они обязанные, а таким не до искренности. Что ж, мудро! А если учитывать, что весь мир живёт в долг да ещё и занимается ростовщичеством, то о чём можно говорить вообще?

Не знаю, в каком тысячелетии человечество откажется от этой порочной практики, но если это всё-таки произойдёт, то болеть оно точно перестанет. Почему, спросите вы? А потому, что современная медицина, если из неё убрать истинных светил и подвижников, представляет из себя классическую старуху-процентщицу, где больные объединены под стареньким флагом-пальтецом Родиона Романыча, это ж понятно.

Что-то я затянул с финалом размышлений... Такое случается, когда тема неподъёмная, вот и елозишь рукавами по столу, а пером всё за ухом почёсываешь: может, что-то и придет на ум. А оно не приходит: время пока такое: не-поз-во-ли-тель-но-е...

 

АРОМОХИРУРГИЯ: 30 ЗАПАХОВ И ОДИН АРОМАТ

 

Хоть я и нюхач, но при этом совершенно спокоен относительно любой парфюмерии за исключением запаха табачного мыла. При этом мне очень нравится запах дымка от погасшей восковой церковной свечи, запах сирени майским вечером. И еле уловимый запах дыма от костра в поздне-осеннем лесу. Запах масляных красок на этюдах зимой. Запах куличей, пекущихся к Пасхе. Запах старых московских подъездов. Запах человеческой кожи, обогретой летним солнцем. Люблю запах шпал, пропитанных дёгтем. Запах подгоревшего молока и запах утреннего какао. Запах флоксов летним вечером на дачной террасе. Запах летнего утра в деревянном доме. Запах свежей еловой стружки. Запах жареной картошки с луком, яичницы с горелым луком и домашних блинов – при условии, что он разбавлен свежим утренним или вечерним воздухом. Запах ёлки на Новый год и запах мандаринов зимой на морозе. Запах маленьких детей, пахнущих молоком. Мне нравится запах кирзовых сапог и запах воздуха в художественной мастерской. Запах книжного магазина и читального зала. Запах реки и помидорной ботвы. Запах навоза в просторах июльского поля. Запах согретой солнцем еловой смолы. Мне нравится запах ладана в церкви – через несколько минут после того, когда дьякон обойдёт весь храм. А ещё запах подгнившей листвы в осеннем лесу. Запах стиранного белья, снятого с мороза. Запах грейпфрута в морозный день в тёплой квартире. А ещё запах уюта – тот особенный аромат, когда в доме твоем поселилась любовь.

 

СЛЕПОЙ – НЕ ЗНАЧИТ НЕЗРЯЧИЙ

 

Когда-то Борис Гребенщиков спел:

Этот ласковый взгляд из-под тёмных очков.

Эта тёмная кожа его пиджаков.

Это я снова пою для тех, кто пришёл нам помочь…

Не знаю, насколько может помочь человек, смотрящий на вас сквозь тёмные очки, – не уверен… Многие годы изучаю человека и делаю это прежде всего по его глазам. Вы только подумайте, сколько определений есть у человеческого взгляда, и все они верны, и многим из нас хорошо знакомы. В своей работе я разделяю человеческий взгляд на пять уровней: внешний, срединный, предвнутренний, внутренний и, наконец, глубоко внутренний.

Первый – внешний: это позитивный взгляд, свойственный эмоциям благополучного состояния. Это взгляд ребёнка, подростка, молодого человека, в большей степени денди, а также взгляд молодой женщины, чаще мечтательницы, не знавшей трудностей. Такой взгляд бывает у всех нас, с разницей лишь в его частоте и длительности.

Второй – срединный уровень: взгляд мужчины зрелого, способного принимать решения и брать за них на себя ответственность.

Третий – предвнутренний: взгляд больных и частично надломленных людей.

Четвёртый – внутренний: с этого уровня люди предпочитают постоянно носить солнцезащитные очки. В целом, это взгляд людей недобрых, чаще с каким-то своим и, как правило, злым умыслом. Обладающие эти взглядом – люди обидчивые и во всём недовольные жизнью. Надо сказать, что у многих на это есть действительно веские основания.

Пятый – глубоко внутренний: эти люди глаз не прячут, ибо в большинстве своём слепы. Это взгляд террористов, алкоголиков, наркоманов, садистов, карьеристов, маньяков и активных безумцев всех мастей, способных, как это ни странно, на обдуманное и преднамеренное злое действие. Нередко такие люди занимают высокие посты и вершат судьбами миллионов.

Чаще всего люди имеют несколько взглядов или, как я говорю, несколько «глаз». По моему наблюдению, все они группируются в рамках того или иного уровня из пяти представленных мною в этой статье. Фиксация взгляда происходит постепенно, начиная с отрочества, и окончательно укрепляется к 49 годам. Далее взгляд, если и меняется, то только в результате внутренней работы, как в лучшую, так и в худшую сторону. Кстати, очень часто определение, даваемое нами взгляду человека, подходит и для него самого. Попробуйте, и вы убедитесь в этом сами.

К примеру, человек поверхностный имеет и поверхностный взгляд, напряженный будет смотреть на всё напряжёнными глазами, а любящий – взглядом, полным любви. В своей дальнейшей работе я дам более точное и понятное описание человеческих глаз с учётом мимических морщин, блеска и цвета радужки с учётом нашего с вами психотипа. Это потребуется тем, кто в силу природных качеств не обладает должным вниманием для моментального чтения по глазам. Уверен, что предложенная мною методика будет востребована в работе как учителей и психологов, так и врачей, а также работников органов правопорядка. А пока несколько простых примеров человеческих взглядов. Итак...

Внешний: простецкий, поверхностный, вытаращенный, дурацкий, игривый, шкодливый, кокетливый, суетный, озорной, лучистый, трепетный, заинтересованный, отзывчивый, радостный, открытый.

Срединный: смущённый, стыдливый, кроткий, честный, трезвый, углубленный, задумчивый, располагающий, умный, изучающий, доверчивый, внимательный, мудрый, полный любви.

Предвнутренний: трусливый, взгляд в себя, напряженный, тревожный, беспокойный, осторожный, уставший, больной, отстранённый, заторможенный, безразличный, потухший, пустой, остекленевший.

Внутренний: масляный, затуманенный, с поволокой, с прищуром, неприветливый, недоверчивый;

Глубоко внутренний: вылупленный, налитый кровью, наглый, циничный, надменный, подлый, лживый, у себя на уме, безумный, злой.

 

ВОКРУГ СОБСТВЕННОЙ ОСИ

 

Вспоминается время, когда мне было немногим меньше тридцати. Я крестился и с большим энтузиазмом начал стараться следовать законам жизни духовной. С каждым новым месяцем своего воцерковления я брал всё новые и новые обязательства и старался их выполнить. Чем-то это было похоже на спортивные состязания с собственной леностью и безволием. Росло количество земных поклонов, ежедневное вычитывание акафистов и хождение в храм при любой возможности. Постепенно к этому прибавились аскетические опыты и паломничество по святым местам. Религиозная литература вытеснила светскую, одежда сменила оттенок – в основном на чёрный, а в пище стала преобладать постная составляющая. А ещё была объявлена война всем вредным и подобным им привычкам.

Сие усердие продолжалось лет пять и закончилось полным поражением моей воли. Как-то неожиданно стал я позволять себе послабления, и душа, как ни странно, приняла их с благодарностью. Тогда я не знал, что именно с этого и начинается движение в сторону духовного внутри себя. С годами пришло принятие многого из того, что так старательно вытесняла из меня моя гордыня, маскируя всё под добродетели. Я и не заметил, как при строгости постного опыта почти растерял кротость и простоту, воздвигнув на пьедестал воинственное законничество с ничем не объяснимым упорством. Царство Божие силой нудится – знал я, и старался что есть мощи следовать этому…

Ничего не получилось – всё лопнуло под напором страстей и эмоций, которые оказались настолько живучими, что на них не действовали никакие известные мне средства. Я упорно старался убедить себя в верности выбранных мною методов, но всё равно что-то невидимое стояло между моей душой и сердцем, не позволяя им соединиться.

Прошло почти десять лет, и вот в один из вечеров ко мне пришла спасительная идея: я решил освободить себя от всего духовного: снять с себя всё это как одежду, но делать так до тех пор, пока у меня это получается. Ушли аскетические дни, исчезло сыроядение, сократилась почти часовая молитва, ушло и многое другое – осталось только то, что не смогло уйти. Такового оказалось настолько мало, что поначалу это смущало. А чутье подсказывало, что так оно и должно быть, и в этом – правда. Таким образом, после почти пятнадцати лет упорного рвения, я пришёл к тому, с чего начинал.

Но это не было поражением, потому как у меня появился личный опыт, и тогда я начал всё снова, только теперь уже не рвался и не обольщался, а просто жил себе и жил. Кто-то даже подумал, что я отошёл от веры, но я никому ничего не объяснял. Постепенно моя вера стала совсем незаметной для окружающих: отныне вся её суть заключалась для меня в порядочности и следовании собственной совести. Я перестал думать о том, как смотрюсь в контексте православного человека; перестал замечать в других то, что когда-то трактовал как неподобающее для человека, а тем более – верующего. Я смирился, а точнее, принял себя таким, каким, по моему мнению, и был создан Богом.

Прошло ещё немного времени, и я стал благодарить Бога за то, каким он меня создал – со всеми моими противоречиями. И вскоре произошло самое главное: страсти стали терять свою силу! Оказывается, они не выносят нашего невнимания – вот и всё! На достижения этого состояния у меня ушла четверть века проб и ошибок, потерь и разочарований – четверть века самой обычной, как оказалось, духовной жизни.

 

ТАК И ЕСТЬ

 

Однажды у меня спросили: «Вот вы, Терентий, так много говорите и пишете о любви, а могли бы вы одним словом определить, что такое любовь?». Поначалу мне показалось, что ответить на данный вопрос невозможно, но я не стал торопиться озвучить это, а попросил время подумать. Думал я недолго и вскоре понял, что ответить совсем не сложно. Первое, что я осознал, так это то, что любовь связана с человеком, второе – с любимым человеком и третье – с самым любимым. Этим человеком, лично для меня, оказалась моя мама, а значит Любовь – это и есть мама. У кого-то будет другое имя, но оно обязательно будет. В нашей жизни всегда есть человек, связь с которым открывает в нас подлинные, а не страстные чувства. Его имя и есть наша самая настоящая любовь. Да, и ещё: всё, что я делал для своей мамы, я делал и буду делать и для той женщины, которую люблю. Это же естественно! Любовь к маме научила меня многому, и скрывать это я не собираюсь. И ведь совсем не сложно оберегать, успокаивать, помогать, советовать, вести сквозь тернии к звёздам и дарить ей радость, как и маме… И, возможно, – больше и лучше. Мамы давно нет со мной, но она научила меня любить – любить человека, людей, женщину так, как я любил её. Это мой самый лучший урок в жизни, и я готов его повторять и повторять. Уверен, что и вы найдёте эталон любви в своей жизни. Человеку всегда нужно, чтобы рядом находился тот, кому можно дарить свои чувства, заботу и любовь. С его появлением вы почувствуете себя наполненным, а с его отсутствием – пустым и разбитым.

Именно к такому состоянию и ведут все наши разговоры и ощущения. Как-то раз известный американский писатель Стивен Эдвин Кинг заметил, что «сколько бы ни было у человека друзей, он все равно будет одинок, если рядом с ним нет того, кого он по-настоящему любит». И это верно, потому и ищет наша душа того, кого полюбит, ибо без этого не складывается ваша жизнь, не обретает она свой подлинный смысл.
А теперь – главное! Опирайтесь только на то ощущение любви, которое было принято вашим сердцем когда-то, как подлинное. Опирайтесь на него, и я уверен, что в этом случае вы никогда не разочаруетесь ни в себе, ни в своих чувствах. Вы же знаете, что такое любовь и как надо любить! А потому печалиться ни к чему. Это знание не позволит вам фальшивить, лукавить, претворяться и кривить душой, что абсолютно неприемлемо ни для настоящей влюблённости, ни для любви.

 

Комментарии

Комментарий #28957 21.08.2021 в 17:33

Любопытные размышления. Маленькие философские эссе. Свой достаточно оригинальный взгляд на многое.