ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Валерий ДАНИЛЕНКО. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Чудеса в русской сказочной картине мира
Валерий ДАНИЛЕНКО

Валерий ДАНИЛЕНКО. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Чудеса в русской сказочной картине мира

 

Валерий ДАНИЛЕНКО

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Чудеса в русской сказочной картине мира

 

РЕЛИГИЯ

Некоторые религиозные персонажи встречаются в русских сказках, но из религиозных они превращены в них в сказочные. Выражаясь по-учёному, фееризация мифических героев в сказках осуществляется через их демифологизацию.

 

Язычество

Водяной, леший, домовой и т.п. мифические персонажи утрачивают в сказках свою религиозную природу и оказываются в одном ряду с другими сказочными героями – Кощеем Бессмертным, бабой-ягой и др. В их существование ни сказочники, ни их слушатели уже не верят.

Как откровенная насмешка над верой в домового звучит сказочка «Иванушка и домовой»:

«Иванушка ходил в лаптях. Заходит он в свою избу. Матери дома не было. Услыхал – кто-то в избе пыхтит. Испугался он, дверями хлопнул и побежал. У него оборка от лаптя на ноге развязалась. Прищемило её в дверях, он и упал. И закричал:

– Батюшки! Спасите! Домовой меня держит! 

Прибежали соседи, подняли Иванушку, а он чуть жив. И тут разобрали, в чём дело: испугался он лаптя на своей ноге, оборки и квашни. То-то смеху было!» (Сказки народов мира в десяти томах. Т.1. Русские народные сказки. Сост., вступит. ст. и примеч. В.П. Аникина. М., 1987 (в дальнейшем – РНС). С.504).

 

Христианство

Иисус Христос демифологизируется в сказке «Волк-дурень». Его фееризация осуществляется за счёт сказочного контекста. В качестве его просителя в сказке выступает волк. Он изображён как типичный персонаж из сказок о животных – чересчур доверчивый и неудачливый.

Сначала волк обращается к Христу с такими словами: «Господи! Мне есть хочется!» (Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Л., 1983 (в дальнейшем – Аф.). С.42). Христос ему отвечает: «Поди, съешь кобылу» (там же). Съесть кобылу волку не удаётся. Чересчур он доверчивый. Кобыла попросила его стать сзади да так треснула его по зубам своими копытами, что тот еле жив остался.

Волк обращается к Христу во второй раз. «Ступай, – говорит Христос, – съешь барана». Баран, как и кобыла, обманывает доверчивого волка. Пообещал сам ему запрыгнуть в рот, разбежавшись с горы, а сам ударил его своим бараньим лбом и был таков.

В третий раз обращается волк к Христу. Тот отвечает: «Поди, съешь портного». Но и с портным у волка вышла промашка. Эта промашка стоила ему жизни. Не помог ему Христос. Несчастного волка разорвали на куски его собратья – волки.

Не помогает Иисус Христос и многим его служителям. Сплошь и рядом они не следуют его заповедям. Многим из них до христианских идеалов так же далеко, как до солнца.

О невежестве русского духовенства нам рассказывают русские сказки. Так, в сказке «Неграмотная деревня» читаем: «Деревня была неграмотна; поп неграмотный, дьякон неграмотный, да и дьячок неграмотный. А церковь была, приход служили» (РНС. С.596). Эту церковь решил посетить архиерей. Поп и дьякон были в панике. Они не имели понятия о церковной службе.

«А дьякон сказал: “А как-нибудь, сваракосим как-нибудь”». Сваракосили они песенку, которая никакого отношения к религии не имеет:

О-о-о! Из-за острова Кельястрова

Выбегала лодочка осиновая,

Нос-корма раскрашенная,

На середке гребцы-молодцы,

Тура-мара и пара.

Как же отреагировал на такую церковную, с позволения сказать, службу архиерей?

«Архиерей вышел да рукой махнул:

– Служите как служили! 

Да и уехал прочь».

Фомка-шут в одноимённой сказке не только обманывает попа и попадью, но и обворовывает. Он сказал попадье, будто её муж велел ей передать ему семьсот рублей, чтобы купить семь сёл. Та поверила. Дала ему деньги. Вот как заканчивается эта сказка:

«Попадья встречает:

– Что, батька, купил семь сёл, семь деревень? 

– Каких, свет? 

– Как же, Фомка-шут от тебя приезжал да семьсот рублей денег взял! 

– Ах он вор этакой! Нечего сказать: славную сшутил шутку!» (РНС. С.592).

Фомка-шут обворовал попа, но в контексте других сказок о попах это выглядит как месть за их собственное воровство. Так, в сказке «Поп и дьякон» речь идёт о воровстве попа и дьякона. Последний воровал у мужиков лошадей и прятал их в лесу, а первый указывал по чёрной книге, в каком месте находятся украденные лошади. За это мужики выкладывали попу-ворожею сотенку.

«Мужики сотенку вынимали, алчному попу в руки давали. Сотенку поп взял, про лошадей им рассказал:

– Идите в поле, лошади в рву стоят, аржану соломушку едят. 

Мужики в поле пошли и лошадушек нашли».

 

НАУКА

Подавляющее большинство русского народа вплоть до советских времён оставалось неграмотным. Представление о науке у него было смутным. Оно сводилось по существу к освоению грамоты. Это представление нашло отражение в сказке «Два Ивана – солдатских сына».

В этой сказке мы можем прочитать такие слова:

«Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских, и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать» (РНС. С.307).

Жило, вместе с тем, в простом народе и другое представление о науке. Это представление было связано с колдовством. Многим русским людям казалось, что колдуны обладают высшими знаниями, которые недоступны обычным людям. Это представление нашло отражение в сказке «Хитрая наука».

По этой сказке мы можем судить об уважительном отношении бедных людей к науке. Об этом свидетельствует первый абзац этой сказки:

«Жили себе дед да баба, был у них сын. Старик-то был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам – авось возьмёт кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег» (РНС. С.336).

Но старик не сдался: опять пошёл в город. Ему повстречался человек. Он попросил старика отдать сына ему в учение:

«Только пришли они в город, попадается им навстречу человек и спрашивает деда:

– Что, старичок, пригорюнился? 

– Как мне не пригорюниться! – сказал дед. – Вот водил, водил сына, никто не берёт без денег в науку, а денег нетути! 

– Ну так отдай его мне, – говорит встречный, – я его в три года выучу всем хитростям. А через три года, в этот самый день, в этот самый час, приходи за сыном; да смотри: коли не просрочишь, придёшь вовремя да узнаешь своего сына – возьмёшь его назад, а коли нет, так оставаться ему у меня». 

 Старик так обрадовался, что даже не спросил встречного, каким хитростям он будет учить его сына. Отдал ему сына в учение, а встречный-то был колдун. Он научил нового ученика не чему-нибудь, а оборотничеству. Его ученик освоил не только эту хитрую науку, но и сумел освободиться от колдуна-учителя.

Освобождение главного героя от колдуна в анализируемой сказке составляет её главное содержание. Ему пришлось пройти через множество испытаний, чтобы достичь своей цели – соединиться со своей семьёй. В достижении этой цели ему помогла «хитрая наука» – способность к оборотничеству. Он оборачивается то птичкой, то собачкой, то лошадью, то ершом. В конце концов он победил колдуна, которого в конце сказки задрал ястреб, когда этот колдун превратил себя в петуха.

В сказке «Вещий сон» мы встречаемся с новой «хитрой наукой». Эта наука таится в волшебной книге. Её хозяйка – коварная Елена Прекрасная. Чтобы отделаться от жениха – царевича – она устраивает ему испытания. Но выдерживает он эти испытания не благодаря себе, а благодаря купеческому сыну Ивану.

Благодаря помощи Ивана, царевич достигает своей цели – женится на Елене Прекрасной. Но эта цель далась помощнику царевича с великим трудом. Всё дело в том, что у Елены Прекрасной была волшебная книга, по которой она узнавала о поступках Ивана. После его победы над нею, она заглянула в эту книгу:

«Рассердилась Елена Прекрасная, побежала в свою почивальню и стала смотреть в волшебную книгу: сам ли царевич угадывает или кто ему помогает? И видит по книге, что не он хитёр, а хитёр его слуга, Иван – купеческий сын» (РНС. С.290).

Не помогла Елене Прекрасной её волшебная книга. Пришлось ей выходить замуж за царевича:

«С досады ухватила она свою волшебную книгу и забросила в печь».

Волшебная книга – источник знаний, которые достигаются чудесным образом. Подобным образом приобрёл знания старичок из сказки «Летучий корабль». Он помог Ивану, которого окружающие несправедливо выставляют за дурня, изготовить новое техническое чудо – летучий корабль.

В сказке «Деревянный орёл» речь идёт об осуществлении новой мечты. В ней рассказывается о том, как искусный столяр по заданию царя изготовил из дерева такого орла, на котором этот столяр взлетел на воздух, как на самолёте:

«Сел столяр на орла и повернул винтик. Поднял его орёл и мигом вылетел по воздуху из царской палаты. Кинулись все к окнам, смотрят, рты разинули, а столяр над царским двором в воздухе разные круги делает. Влево повернёт винтик – орёл книзу летит, вправо повернёт – подымается. У царя от удивления корона на затылок съехала, глядит он в окошко, оторваться не может. А все кругом словно замерли. Такого мастерства никто не видывал».

 

ИСКУССТВО

 Красота – вот базовая эстетическая категория. Вот прилагательные, с помощью которых в наших сказках описывается красавица: ненаглядная, невообразимая, неописанная, неописуемая, неслыханная, невиданная, несказанная, неоценённая, непокрытая красота (краса).

Вот как описана царевна в сказке «Семь Симеонов»:

«...у окна в далёком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам» (РНС. 323).

Носительницами красоты в сказках могут быть не только царевны, но и другие девушки. Так, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» описываются девушки-голубицы:

«Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.

Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!».

Не всегда внешняя красота сочетается с внутренней. Яркий пример – Елена Прекрасная. С одной стороны, она оправдывает свой титул – Прекрасная – не только по внешней красоте, но и внутренней. Такова она, например, в сказках «Иван-царевич и серый волк» и «Василий-царевич и Елена Прекрасная», но, с другой стороны, в таких сказках, как «Медное, серебряное и золотое царства», «Вещий сон» и «Чудесная рубашка» она прекрасна лишь внешне, но внутренне – безобразна. Она изображена в них как особа хитрая, коварная и злобная.

Женская красота производит на человека чарующее впечатление. Такое же впечатление призвано производить на него искусство. Особое внимание в русских сказках уделено музыкальному искусству. Музыкальным инструментам в них приписываются чудесные свойства. Так, в сказке «Пастушья дудочка» на дудочке играет пастушок Иванушка.

Нанялся Иванушка к одному хозяину овец пасти. Этот хозяин был очень жадный. Он предъявил новому пастушку условие: если из стада пропадёт хоть одна овца, платить ему он не будет. Так он поступал со всеми прежними пастухами и оставлял их без оплаты. Но Иванушку выручила его дудочка. Она была не простая, а чудесная:

«Ходят овцы по полянке, щиплют траву. А Иванушка за ними посматривает. Как увидит, что какая овца хочет в лес забежать, сейчас на дудочке заиграет. Все овцы к нему и бегут» (РНС. С.489).

Прознал об этой дудочке хозяин. Как бы ему не пришлось раскошеливаться! Рассказал он о дудочке своей жене. Та заявила, что её никакая дудочка не проймёт. Но вышло иначе:

«Вынул он дудочку и стал плясовую наигрывать. А хозяйка в это время тесто месила. Не удержалась она и пошла плясать. Пляшет, а сама переваливает тесто с руки на руку.

А Иванушка всё быстрее да быстрее, всё громче да громче играет. И хозяйка всё быстрее да быстрее пляшет».

К ней сначала присоединился хозяин, а потом пустились в пляс и овцы, и куры, и коровы, и собаки.

Вот как заканчивается эта сказка:

«До самого вечера играл Иванушка. Утром получил он своё жалованье и ушёл к отцу, к матери. А хозяин с хозяйкой в избу спрятались. Сидят и показаться людям на глаза не смеют».

 

НРАВСТВЕННОСТЬ

 В сказках, как известно, добро побеждает зло. Победа добра над злом в них есть победа их положительных героев над отрицательными. Эта победа даётся им нелегко. Но им помогают чудесные помощники и предметы. Вот почему она выглядит в сказках как чудо.

Победа добра над злом в сказках не сводится к участию в них добрых волшебных сил. Её обусловливают также те или иные нравственные качества положительных героев – любовь, трудолюбие, щедрость и т.п. добродетели. Им противостоят соответственные пороки – ненависть, лень, скупость и т.п. пороки. Победа добра над злом в таком случае выглядит как победа добродетелей над пороками. Выделю важнейшие из них.

 

Любовь и ненависть

Отношения любви и ненависти в сказках очень разнообразны – между женихом и невестой, мужем и женой, родителями и детьми, родными братьями, сводными сёстрами и т.д. В этих отношениях отражены представления сказочников о семье. Им придаётся в наших сказках фундаментальное значение.

Жениху в сказках часто приходится завоёвывать невесту. Он должен успешно пройти через испытания, которые она ему устраивает. Так, Елена Прекрасная в сказке «Чудесная рубашка» объявила по всему свету, что она выйдет замуж только за того, кто победит Змея Горыныча.

Зверские испытания для женихов устраивала героиня сказки «Елена Премудрая». Она устраивала им игру в прятки: если найдёт – отрубит претенденту голову и повесит на спицу.

Подобные испытания может устраивать не царевна-невеста, а её царь-отец. Обычно он обещает выдать свою дочь замуж за того, кто сумеет выполнить его задания. На их выполнение может отважиться далеко не каждый, поскольку того, кто их не сумеет выполнить, ждёт смерть. С лёгкостью необыкновенной царь заявляет: «Если не сослужишь этой службы (не добудешь, не найдешь, не сделаешь, не выстроишь), то мой меч – твоя голова с плеч».

Весьма драматическими в наших сказках часто выглядят отношения между мужем и женой. Так, в сказке «Мотовило» муж отучил свою жену от лени проверенным способом – плетью:

«Как взял муж плеть – как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась!

И стали они хорошо жить».

Родители в наших сказках по-разному относятся к своим детям. Отвратительным выглядит отношение к сыну у царицы, изображённой в сказке «Притворная болезнь». После смерти мужа эта царица до умопомрачения влюбилась в Пана Плешевича – лютого врага её сына Ивана-царевича. Этого Пана Плешевича он победил в битве и заточил в темнице. Но его мать сошлась с ним настолько, что забыла о своей материнской любви:

«А был Пан Плешевич куда хорош и пригож! Увидала его царица, мать Ивана-царевича, полюбила и стала частенько навещать его в темнице.

Однажды говорит ей Пан Плешевич:

– Как бы нам сына твоего, Ивана-царевича, убить? Стал бы я с тобой вместе царствовать! 

Царица ему в ответ:

– Я бы очень рада была, если б ты убил его» (РНС. С.144-145).

Пану Плешевичу удалось убить Ивана-царевича, но сказка должна иметь счастливый конец. Ивана-царевича оживили его малые дети, которые вынули своего отца из могилы и натёрли чудесным корешком. Воскресший Иван-царевич мать не тронул, а Пана Плешевича предал лютой смерти.

В сказке «Белая уточка», напротив, обрисован образ настоящей матери. В этой сказке рассказывается о том, как ведьма превратила княжну в белую уточку, а сама приняла её вид. Белая уточка снесла три яичка и вывела из них деточек. Этих деточек загубила ведьма. Подлетела к их телам белая уточка и завопила человеческим голосом:

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у вас отца рóдного,

Отца рóдного – моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живёт – величается!

Услышал эти слова князь и понял, что произошло. Ведьму уничтожили, деток оживили живящей и говорящей водою и, как и их матери, вернули им человеческий облик.

Носителями любви во многих сказках выступают в семье третий сын и падчерица. Им противостоят старшие братья третьего сына и мачеха со своей родной дочерью.

Третий сын лучше своих старших братьев во многих сказках – таких, как «Иван-царевич и серый волк», «Медное, серебреное и золотое царства», «Сивко-бурко», «Царевна-лягушка», «Летучий корабль» и др. Ситуация в них во многом похожа: третий сын способен на любовь, а его старшие братья – не способны. Третий сын в конечном счёте добивается успеха, а старшие ему завидуют. Более того, с лёгкостью необыкновенной они часто убивают своего младшего брата. Но его возвращает к жизни мёртвая и живая вода.

Образ падчерицы выведен во многих русских сказках – таких, как «Баба-яга», «Девушка в колодце», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Арысь-поле», «Чернушка», «Дочь и падчерица» и др. Эти сказки во многом похожи друг на друга. В каждой из них мачеха злобная и завистливая, а падчерица – пригожая, угодливая, приветливая, ласковая, обходительная, отзывчивая, трудолюбивая, смиренная.

В своей ненависти к падчерице мачеха не останавливается ни перед чем. Её заветная цель – сжить падчерицу со свету. С этой целью она отправляет несчастную девушку то на съедение бабе-яге («Баба-яга»), то в колодец («Девушка в колодце»), то в зимний лес в трескучий мороз («Морозко»). Мачехина дочь топит падчерицу в болоте («Волшебная дудочка»). И т.д.

В сказке «Морозко» чудесным помощником падчерицы оказался дед Мороз. Она ему понравилась своим обхождением с ним. Он сжалился над нею и с ног до головы осыпал её сказочными подарками:

«Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».

 

Трудолюбие и лень

В стихотворении «Что нужно, чтобы жить с умом?» Александр Твардовский так написал о труде: «Он всех основ основа».

Подобным образом относились к труду и наши сказочники. Они расценивали труд как высшую ценность. Но труд их соплеменников был порой таким изнурительным, что они мечтали о чудесном труде – труде, который совершают волшебные силы. Вот почему в сказках действуют чудесные предметы и чудесные помощники их героев. Они созидают чудесный труд.

Помощники, созидающие в сказках чудесный труд, многообразны. В качестве чудесных помощников в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» выступают, например, не кто-нибудь, а муравьи.

В сказке «Хаврошечка» работу, непосильную для её главной героини, выполняет чудесная коровушка:

«Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано» (РНС. С.207).

Не могла обойтись без чудесных помощников и царевна-лягушка в известной сказке. Задания, которые ей даёт царь, непосильны для обычного человека, но у царевны-лягушки есть чудесные мамки-няньки. Для них не составляет особого труда испечь невиданный мягкий белый хлеб или соткать невиданный шёлковый ковёр.

Ленивые люди в наших сказках – не редкость. О неслыханной лени мы узнаём из сказки «Лень да Отеть»:

«Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведёт. Лень – она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит – спать повалит.

Отеть Лени ленивее была» (РНС. С.694).

Лень в этой сказке выжила, а Отеть погибла. Как это произошло? Лень, хоть и с передышкой, съела яблоко, которое ей само в рот упало, а Отети было лень и челюстями двигать. Лень отодвинулась от огня, а Отети и от огня лень было отдалиться. Сказка кончается призывом к борьбе с ленью:

«Так Отеть голодом да огнём себя извела. Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка. А как лень изживём – счастливо заживём».

 

ПОЛИТИКА

 Далеко не всегда в обществе справедливость побеждает несправедливость. Мечта о том, чтобы справедливость всегда в нём торжествовала над несправедливостью, нашла воплощение в сказках.

В.П. Аникин писал: «Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий. Волшебная сказка приобрела стилевые черты высокого романтического искусства, утверждающего гуманные цели и стремления народных масс, их веру в высшие нравственные начала, в торжество социальной справедливости» (Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1877. С.157-158).

Победа справедливости над несправедливостью в сказках изображается как чудо.

Это чудо связано с двумя главными источниками: с одной стороны, борцы за справедливость наделяются в сказках сверхъестественными качествами, а с другой стороны, торжеству справедливости над несправедливостью в них способствуют чудесные силы.

Главными борцами за справедливость в волшебных сказках являются богатыри. Им противостоят грозные противники – многоголовые змеи, Кощей Бессмертный и тому подобные персонажи. Эти персонажи обладают сказочной силой. В сказке «Про глупого змея и умного солдата» змей похваляется перед солдатом:

«Поднял змей большущий камень и говорит:

Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю – только песок посыплется! 

– Дави, посмотрю! 

Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались» (РНС. С.349).

Если вспомнить, что у змея может быть то три, то шесть, то девять, а то и двенадцать огнедышащих голов, то становится понятным: чтобы победить такое грозное чудовище, богатырю мало обладать неслыханной силой, ему необходима также поддержка со стороны чудесных помощников.

Ох, нелёгкая эта работа – победить змея! В особенности, если у него двенадцать голов. В сказке «Иван-крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» бой Ивана-богатыря с таким змеем описан следующим образом:

«Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушёл; во второй раз разошлись – Иван три головы срубил, а сам по пояс в землю ушёл; в третий раз разошлись – ещё три головы отсёк, сам по грудь ушёл; наконец одну срубил – по шейку ушёл». Последнюю голову змею отрубили товарищи Ивана-крестьянского сына. Они и вытащили его из земли.

Не всегда достаточно отрубить змею (чуду-юду) его головы, поскольку они могут снова прирастать к его плечам. Вот в каком положении оказался богатырь в сказке «Иван Быкович»:

«Размахнулся своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем – и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали! Плохо пришлось Ивану Быковичу; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сыру землю.

– Стой, нечистая сила! Цари-короли сражаются, и те замиренье делают; а мы с тобой ужли будем воевать без роздыху? Дай мне роздыху хоть до трёх раз» (РС. С.23).

Змей согласился, но и в новом бою головы продолжали прирастать к плечам змея. Догадался Иван Быкович – отсёк чуду-юду его огненный палец. Головы перестали прирастать:

«Богатырский конь прибежал, начал бить его копытами; а Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсёк чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части разнял и побросал все в реку Смородину».

Для победы над Кощеем (Кошем) Бессмертным, как и над змеем, тоже требуется богатырская сила. Такой силой обладает Иван-царевич в сказке «Кощей Бессмертный». В одном из афанасьевских её вариантов рассказывается о том, как Кощей похитил мать Ивана-царевича и держал её в плену в своём царстве. Другая пленница Кощея его предупреждает:

«Трудно доступать мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его?» (РС. С.134). 500 пудов – это 8000 килограммов, т.е. 8 тонн.

Иван-царевич продемонстрировал свою богатырскую силу: «Не только поднял меч, ещё бросил кверху» (там же).

Но одной богатырской силы для победы над Кощеем мало. Надо ещё суметь добраться до его смерти. Вот как он ответил на вопрос матери Ивана-царевича о том, где его смерть:

«У меня смерть, в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».

Добраться до смерти Кощея Ивану-царевичу помогли чудесные помощницы – волчица, ворона и щука. Когда в руках Ивана-царевича оказалось яйцо, Кощей взмолился: «Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен». Но «Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко и Кош Бессмертный умер».

 

ЯЗЫК

В том случае, когда язык рассматривается как средство общения, имеют в виду его коммуникативную функцию. В том случае, когда он рассматривается как средство познания, подразумевают его когнитивную функцию. В том случае, наконец, когда слово переходит в дело, в нём усматривают его прагматическую функцию. Каждая из этих функций в сказках подвергается фееризации, т.е. наделяется чудесным своеобразием.

 

Коммуникативная функция языка

Чудесное своеобразие коммуникативной функции языка в сказках бросается в глаза: язык в них используется как средство общения их героев не только с такими сугубо сказочными персонажами, как Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, баба-яга и т.п., но и с животными. Последние в сказках о животных говорят по-человечьи друг с другом. Более того, иногда в сказках на человеческом языке говорят растения и даже неодушевлённые предметы. Сфера использования языка в сказках, таким образом, охватывает по существу весь мир.

В сказке «Золотой башмачок» мать невзлюбила свою младшую дочь. Она заставляла её выполнять непосильную работу. У девочки появилась чудесная помощница – говорящая рыбка, которую она пожалела и пустила в колодец.

«Девушка пошла за водой, сидит у колодца и плачет; рыбка выплыла наверх и спрашивает ее:

Об чем ты, красная девица, плачешь? 

Как же не плакать мне? отвечает ей красная девица. Мати нарядила сестру мою в самолучшее лопотьё, ушла с ней к обедне, а меня оставила дома и велела вычистить две меры ржи до прихода своего из церкви! 

Рыбка говорит:

Не плачь, ступай наряжайся да поезжай в церковь; будет рожь вычищена!» (Три царства – медное, серебряное и золотое. Русские сказки. Сост.Ю.Ильина. М.– Мн., 1992. С.138).

В сказке «Баба-яга» заговорила берёзка:

«Подскочила баба-яга к берёзке:

– Почему девчонке глаза не выстегала?

Берёзка ей отвечает:

– Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!» (РНС. С.89-90).

В сказках могут говорить даже неодушевлённые предметы. Приведу здесь сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» целиком:

«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывём! 

– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. 

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул» (РНС. С.455-456).

В сказке «Заколдованная королевна» говорит ветер, а в сказке «Баба-яга» – ворота:

«Подбежала баба-яга к воротам:

– Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..

Ворота говорят:

– Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!» (РНС. С.89).

 

Когнитивная функция языка

Чудесное своеобразие когнитивной функции языка состоит в том, что с помощью языка некоторые сказочные герои могут передавать другим героям такие знания, которые обладают чудесной познавательной ценностью. Эти знания могут быть названы чудесными.

Носителями чудесных знаний в сказках чаще всего выступают либо чудесные помощники, либо герои, наделённые необыкновенными умственными способностями.

В роли чудесных помощников могут выступать как животные, так и люди. Так, в сказке «Жар-птица и Василиса-царица», напоминающей «Конька-горбунка» Петра Ершова, чудесными знаниями наделён богатырский конь стрельца-молодца. В самом начале сказки он предупредил своего хозяина о том, чтобы тот не показывал золотое перо жар-птицы царю, которое он нашёл на дороге:

«Не бери золотого пера; возьмёшь – горе узнаешь!» (РС. С.42).

 Сразу возникает вопрос: откуда этот конь знает об этом? Неведомо. Чудесными пророческими знаниями его наделил сказочник.

Не послушался стрелец своего коня. Начались его мытарства. Царь отправляет стрельца за самой жар-птицей. Конь ему говорит:

«Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы по всему чистому полю было разбросано».

Поймали жар-птицу, когда она прилетела клевать белоярую пшеницу. Царь не унимается: отправляет его за тридевять земель к Василисе-царевне. Во второй раз конь спас стрельца: привезли к царю Василису-царевну. Но она отказалась выходить замуж за царя до тех пор, пока стрелец не достанет со дна моря её подвенечное платье. В третий раз конь выручает стрельца: добывает это платье. На этом сказка не кончается.

Василиса-царевна велит стрельцу искупаться в кипящем котле. В четвёртый раз конь спасает своего хозяина. Вынырнул стрелец из этого котла таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Царь сиганул в этот же котёл и сварился. Стрелец занял его место и женился на Василисе-царевне.

Каждый раз конь в этой сказке заранее знает, что не нужно показывать перо жар-птицы царю, где и как нужно ловить жар-птицу, где и как найти Василису, где и как добыть её подвенечное платье и как стрельцу не свариться в кипятке. Откуда у него взялись такие знания? Неизвестно. Он – носитель чудесных знаний. Этими знаниями он делится со стрельцом и тем самым вытаскивает его из очередной беды.

Во многих сказках в качестве носителей чудесных знаний выступают таинственные старики. Так, в сказке «Летучий корабль» на помощь Ивану, которого окружающие воспринимают как дурня, приходит старичок, который будто с неба свалился, и учит его, как сделать летучий корабль из сосны:

«Старичок говорит:

– Ну, коли просишь совет тебе подать, слушай: возьми-ка ты свой топор и отеши эту сосну с боков: вот этак!

И показал, как надо обтёсывать.

Послушался дурень старичка – обтесал сосну так, как он показывал. Обтёсывает он, диву даётся: топор так сам и ходит, так и ходит!

– Теперь, – говорит старичок, – обделывай сосну с концов: вот так и вот этак!» (РНС. С.116).

Осталось приделать паруса из холста и летучий корабль готов. Забрался на него Иван и полетел искать своё счастье. Спасибо старичку! Спасибо за его чудесные знания!

 

Прагматическая функция языка

Прагматическая функция языка, рассматриваемая в отношении к божественным существам, выступает в религиозном сознании как магическая функция. В чистом виде эта функция представлена в заклинаниях. Благодаря им человек, установивший контакт со сверхъестественными существами, может совершать чудеса – исцелять неизлечимо больных, воскрешать мёртвых и т.д. Жрец (колдун, шаман и т.д.) преобразовывает мир без участия каких-либо материальных сил.

Магической функцией языка наделены и некоторые сказочные герои. Так, в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» рассказывается о том, как жену Ивана-царевича оболгали её злые сёстры. По решению главного судьи ей выкололи глаза, засмолили вместе с младенцем в бочку и бросили в море. Младенец рос «не по дням, а по часам; скоро пришёл в смысл, стал разумен и говорит:

– Сударыня матушка! Когда б, по моему прошенью, мы пристали к берегу! 

Бочка остановилась.

Сударыня матушка, когда б, по моему прошенью, наша бочка лопнула! 

Только он молвил, бочка развалилась надвое, и они с матерью вышли на берег.

– Сударыня матушка! Какое весёлое, славное место; жаль, что ты не видишь ни солнца, ни неба, ни травки-муравки. По моему прошенью, когда б здесь явилась банька! 

Ту ж минуту как из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела» (РНС. С.260-261).

Слова молодого царевича здесь переходят в дело без участия каких-либо материальных сил. Сказал – и бочка развалилась надвое, сказал – и появилась банька. Перед нами магическая (чудодейственная) функция языка в чистейшем виде!

Магической функцией сказочник наделил речь мальчика из сказки «Счастливое дитя». Этого мальчика украл у купеческой четы приказчик Фёдор ещё в младенчестве. Когда купеческий мальчик подрос, он узнал о том, что произошло. Решил отомстить Фёдору. Ему это очень легко удалось. Он произнёс в адрес Фёдора такие слова:

«По моему прошенью, по божьему изволенью будь ты, негодяй, собакою!» (Аф. С.284).

Чудесным образом это желание осуществилось:

«В ту ж минуту Фёдор обернулся собакою; мальчик надел ему на шею железную цепь и повёл к своему отцу».

Магическая функция языка предполагает переход слова в дело без участия внешних сил. Чудодейственным в этом случае становится само слово. Это чудесное слово.

 

Комментарии