МИР ИСКУССТВА / Игорь ШУМЕЙКО. НОТНЫЙ СТАН КУБАНСКИХ СТАНИЦ. К 210-летию предтечи Кубанского казачьего хора
Игорь ШУМЕЙКО

Игорь ШУМЕЙКО. НОТНЫЙ СТАН КУБАНСКИХ СТАНИЦ. К 210-летию предтечи Кубанского казачьего хора

 

Игорь ШУМЕЙКО

НОТНЫЙ СТАН КУБАНСКИХ СТАНИЦ

К 210-летию предтечи Кубанского казачьего хора

 

Звучная история Кубанского казачьего хора непрерывной строкой идет с начала XIX века в наши дни, пойдет и дальше – можно судить по силе ударов, им уже выдержанных, по нынешнему творческому потенциалу. Известная поговорка «Казачьему роду нет переводу» продолжается, и «в музыкальном сопровождении» упрямо тянется над кубанскими станицами линейка нотного стана.

14 октября 1811 года – день основания Войскового певческого хора. 110 лет назад, в день Покрова Пресвятой Богородицы певчие и музыканты выступили как официально утверждённый коллектив. В 1911 году юбилейный концерт в Екатеринодаре завершился исполнением Торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год». В первой половине ХХ века хор разделил трагическую судьбу казачества Кубани. В 1961 году по инициативе Н.С. Хрущева, считавшего, что национальная культура не нуждается в государственной поддержке, ансамбль был расформирован. Были даже попытки заменить хор эстрадным мюзик-холлом.

Возродил и придал новый импульс развитию коллектива в 1974 году Виктор Гаврилович Захарченко – художественный руководитель, главный дирижёр хора по сей день. Народный артист России, лауреат госпремий РФ, доктор искусствоведения, композитор, профессор, коренной кубанец и выпускник Новосибирской консерватории, 10 лет работавший главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора, вернувшись в Краснодар, приобщил находки своих фольклорных экспедиций в Сибири на Кубани. Критики отмечали: «В народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр», и с ними согласны миллионы слушателей-зрителей концертов по всему миру. В новом веке хор 175 раз выезжал за рубеж, представляя Россию на престижных международных форумах.

Виктор Гаврилович и сегодня сочиняет новые песни, разыскивает и воссоздает старинные, продолжая историю Кубани, много и охотно рассказывал о своих собратьях-сотрудниках, корифеях Кубанского хора Анатолии Лизвинском, Татьяне Бочтаревой, Раисе Гончаровой.

Но, можно сказать, что «под диктовку» новостей текущих дней я подробнее расспросил его о внушительной украинской части его репертуара, о наверно главном «хите» кубанцев «Роспрягайтэ, хлопци, конэй» и многолетних выступлениях там, где живет часть единого вроде народа. Кубанцы, выходцы из Запорожья 18 века, и ныне – предмет ревностного, горячечного внимания киевских националистов.

Видно, что при всей тяжести и сложности Виктор Захарченко тоже сознавал важность вопроса, необходимость объяснить еще раз самому себе и другим причины трагедии. Человек искусства, он начал с душевных воспоминаний:

«Мы единственный российский коллектив, удостоенный высшей украинской в области искусства Государственной премии имени Шевченко. Вручал её нам признанный поэт Борис Олейник. Единокровие наших народов, о котором недавно сказал наш президент, мы и сами наблюдали каждый миг наших выступлений. В нашем хоре много заслуженных артистов Украины, сам я – народный артист этой ныне несчастной республики. В ноябре 2011 года мы, только что отметившие свое двухсотлетие, выступали на главной площадке, в Национальном дворце «Украина» в Киеве, а по всему Крещатику звучала трансляция. Кроме восторга зрителей мы ценили поздравления коллег Национального заслуженного академического хора им. Г.Верёвки и народной артистки Украины Нины Матвиенко.

В марте 2013 год после концерта в Киевском Дворце искусств «Украина» объехали почти всю Украину: Чернигов, Сумы, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Полтава, Кременчуг, Черкассы, Кировоград, Николаев, Одесса. Да и высший Орден Ярослава Мудрого мне вручили с формулировкой «за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, популяризацию её исторического наследия и современных достижений».

Нас приветствовали все их президенты, включая Януковича. Кравчук представлял нас: «Дорогие друзи». Помню брат Ющенко Петр о моей песне «Стольный град Киев» на стихи Матвиенко громко сказал: «Да это же настоящий Гимн Киева!». А Кучма подписал и подарил мне ту книгу: «Украина не Россия», с тезисами которой невозможно согласиться. И я, член Совета по делам казачества при президенте России, член Патриаршего Совета по культуре, член Совета по государственной политике при председателе Совета Федерации… не могу не думать об этой трагедии. Наблюдал еще в Австралии, в 1990-х, – там, как и в Канаде, громкая украинская диаспора, – первые признаки враждебности, а сейчас нам уже с Украины доносится: «Прийыдите – порубаем до седла!». Да что я, они и Гоголя отвергли за русский его язык! Из-за этого я сейчас не могу привести слова, оценки всех украинских друзей, своих и хора, – остающихся под этой властью. Но знаете, Игорь, после всех размышлений в качестве общественного деятеля этих Советов я еще более обращаюсь к музыке, творчеству. Невозможно пробиться логическими доводами, так пусть песни останутся нашим мостом. Если уж мы представляли Россию на Международном экономическом форуме в Давосе, были официальными послами Олимпиады СОЧИ-2014, то и на Украине будем песенными послами, эмоциональным напоминанием, что нынешний разлад, ненависть и в прошлое уходят неглубоко и в будущем не сохранятся. Я в это верю как коренной кубанский казак и русский музыкант».

Рассказ маэстро Захарченко напомнит о многих пиках украинской истории. Например, «почти» в рассказе о гастролях 2013 года – «объехали почти всю Украину» – и отсутствие в списке Львова и других западенских городов. А ведь для Киева отказаться от козачества: не то, что сотый раз пожаловаться Европе на москаля, а фактически отринуть свою «идентичность». Именно Козацкая республика во главе с козаком гетманом Богданом Хмельницким пришла в Россию (пусть и в размерах в семь раз меньше нынешних).

Но в предисловии к их «библии» «Истории Украины» Грушевский, стыдливо оставляя тюркского «козака» москалям, подбрасывает и такие версии происхождения:

«Находя сходство в созвучии слов козак и коза, поляки Пясецкий и Коховский объясняли, что казаками назывались люди, которые на своих лошадях были быстры и легки, как козы. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (область на Кавказе) с латинским словом hircus – козел».

Причина такого обращения с козацким корнем проста. «История» состряпана под галицийские политические нужды. В надежде, что мало кто вспомнит: на родине Бандеры и Кравчука – никогда не было козаков!

Да, козаки на Львовщине бывали, но приходили они с Запорожья, Полтавщины, Черниговщины – жечь, безжалостно уничтожать местных униатов. История выдаст этот маленький украинский «секрет»: сравнительное отношение к полякам и униатам было примерно как у красноармейцев к пленным немцам и власовцам.

Вообразить «Львовское, Галичское, Волыньское казачье войско» все равно, что Парижское или Женевское! Даже введя деление на «сотни», майдано-бандеровцы вести свою линию от козаков могут с тем же основанием, что от… тамплиеров, мамелюков, апачей!

Вот почему так наивны заигрывания киевских властей с Кубанцами, и так инстинктивна ненависть к их предкам Запорожцам потомков униатов. Австрийцы в Первую мировую провели жесточайший, но, признаем, успешный эксперимент: уничтожив в концлагерях русинов, руских, но оставив и выдрессировав предков Кравчука и ему подобных.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии