![Александр БОБРОВ Александр БОБРОВ](https://denliteraturi.ru/files/article_img/big/1597908899a542.jpg)
Александр БОБРОВ. СЛАВИЦА ВИКТОРУ БОКОВУ. В память о певце Московии
Александр БОБРОВ
СЛАВИЦА ВИКТОРУ БОКОВУ
В память о певце Московии
Почти полвека назад на берегу валдайского озера Велье в конце лета я написал, сидя на пеньке возле палатки, стихи, посвящённые Виктору Бокову, внутренне готовясь к его сентябрьскому юбилею:
Шестьдесят…
А за плечами –
И разруха, и война,
И такое, брат, что нами
Не испытано сполна.
А смотри: в сужденьях – резок
И не просится в запас.
Золотое слово «предок»
По такому – в самый раз…
И так далее…
Через тридцать лет старший товарищ, Учитель и Мастер, ответил мне коротким стихотворением:
Вот и тебе шестьдесят –
Как это скоро!
Уж не о том ли кричат
Птицы над бором?..
Уж не твои ли стихи
Снились вчера мне в полночь?
Я тебя помню всегда,
Знаю: и ты меня помнишь.
Да, помню чаще, чем всегда, Виктор Фёдорович. И сегодня, в Боковскую осень, по мере сил хочу Вас восславить.
Боковская осень
Мы ехали в минувшую субботу на родину поэта, в деревню Язвицы за Сергиевым Посадом, мимо лесов с редким вкраплением желтой листвы. И я вспоминал свои стихи, готовясь выступить на фестивале «Боковская осень»:
Летний лес и лес осенний –
Две большие разницы.
Едем с песней во спасенье
До деревни Язвицы.
Не желтеет лист, а вянет,
Цвета ждёт глубокого.
Золотая осень грянет
С юбилея Бокова.
Да, с 19 сентября начинают играть осенние краски и червоно-жёлтое буйство длится до 17 октября, до дня кончины поэта, ну, может, до 19 октября – Дня лицея, когда я провожу со студентами традиционный вечер в ЦДЛ «Учителя. Ученики. Друзья», где вспоминаю всегда Бокова. Так что и природный календарь в России связан для меня с поэзией, с памятью о русском Леле, ушедшем в 2009 году.
Памяти старших друзей
Падают листья… Что это значит?
Виктор Боков
Кто знал любовь в судьбе своей мытарской –
Тот верит в Песню, а не в чистоган.
Мы собирались на Большой Татарской,
Где царствовал аверкинский баян.
Взмывали вдохновенные качели,
Смеялся Боков: «Хорошо сидим!»,
И восклицал Аверкин: «Бокичелли!
Да мы ещё такое сочиним…».
Пока ещё есть силы веселиться
И снова брать восторженный аккорд,
Но на Большой Татарской кружат листья,
Которые опали в этот год…
Через десятилетия знакомства и совместной работы в редколлегии «Литературной России», после сотни совместных дорог и выступлений, праздничных застолий и будничных общений хочу вспомнить, когда я впервые увидел Бокова вживую. Это было в самолёте Москва – Краснодар. В 1972 году я выступил с большим успехом на вечере студентов Литературного института в ЦДЛ, вышел с гитарой, напел свои стихи на бис. Через несколько дней позвонил легендарный директор Бюро пропаганды советской литературы Дмитрий Ефимович Ляшкевич и пригласил меня во флигель Союза писателей СССР. Сказал, что ему рекомендовали взять меня участником Дней литературы на Кубани.
В самолёте со мной рядом сидела Лариса Васильева с голубой лентой в пышных волосах. Она по праву более старшей, но тоже молодой поэтессы, если сравнить с зубрами литературы, стала тихо рассказывать грудным голосом, кто есть кто: вот Вадим Кожевников с дочкой, вот директор Литфонда кабардинец Алим Кешоков. «Ну, а этого удивительного человека ты должен знать – гениальный Виктор Боков!». Он сидел близко от нас, рядом с молоденькой девушкой, что-то ей говорил. Прислушался: «Так вы студентка? Замечательно! А я пасечник с Алтая, вот лечу на Кубань изучать, как чувствуют себя наши пчёлы в условиях юга». Девушка смотрела недоверчиво: не узнавала, но чувствовала подвох, угадывала творческую личность. Так с безобидного розыгрыша, с неожиданного зигзага боковской фантазии началось моё знакомство с поэтом.
Кстати, Лариса Васильева стала председателем комиссии по творческому наследию Виктора Бокова, ответственный секретарь – вдова Алевтина Ивановна. Я – стал заместителем, а после ухода вечно занятой творчеством и проектами Ларисы Николаевны вроде осознал, что надо мне вспомнить об этой должности и взваливать общественную ношу – год предстоит особенный.
Год Народной культуры
Уверен, что будущий 2022 год по сути и по праву в России, а особенно – в Московской области, должен стать Годом Виктора Бокова. Откуда такая убеждённость? Президент Владимир Путин поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия. Глава России подчеркнул, что важно хорошо и содержательно наполнить программу Года, учитывая особенности каждого региона. Так вот, в Московском регионе нет другого такого творца, который выразил бы дух народной культуры, традиций русской поэзии и песни, как Виктор Фёдорович. Уроженец деревни Язвицы, рядом с Богородским – колыбелью народного промысла резьбы по дереву, впитал вековое наследие, наполнил его новым переливчатым звучанием и снова вернул в народ песенными строками.
Он песню выпустил в народ –
Плясунью, плакальщицу, странницу,
И это чудо – не умрет,
Покуда наш народ останется.
Она прославит русский лён
И красоту его старинную,
Хотя давно со всех сторон
Цветущий клин
зажат дурниною.
Строка дохнёт издалека
Теплом (ветра его – не выдуют)
От оренбургского платка,
Пускай пуховых коз повыведут.
Пылает летняя заря,
А моряка – в чинах повысили,
Пускай на лентах якоря
И ордена его – повыцвели.
Но не иссякнет всё, дай Бог,
Среди звучания убогого,
Пока живёт реки исток,
Пока поёт
Россия – Бокова.
Вообще, хочу напомнить, что истинных сынов Подмосковья в высокой литературе – раз-два и обчёлся. Даже мой любимый писатель Михаил Пришвин – певец Талдомского края, творивший в Загорске и Дунине, – уроженец Ельца; самобытный Николай Тряпкин, которого мы чествуем в Лотошине, родился в Тверской области. А вот Боков – коренной и корневой! К тому же, он – единственный поэт в России, а наверное, и в мире, которому ещё при жизни поэта земляки подарили целый Дом-музей, со штатом и замечательной экспозицией. Вдумайтесь: у нас Пушкин и Лермонтов не имеют музея в родовом московском гнезде, и вообще – здания, где они родились, снесены. А Боковский музей открывал сам герой в 2003 году, под прицелом нашей телекамеры сажал берёзку у родного крыльца. Теперь это – повзрослевшее и крепкое дерево, которое шумом ветвей встречает гостей со всей страны.
В который раз на родительском подворье прошёл фестиваль «Боковская осень». Давненько я сюда не приезжал, и вот примчался не только выступить с воспоминаниями об Учителе и наставнике (Боков написал рекомендацию и предисловие к моей книге «Дань», по которой меня единодушно приняли в Союз писателей СССР), со стихами, посвящёнными ему, но чтобы воочию убедиться, как плодотворно работает Фонд творческого наследия имени Виктора Бокова под руководством Татьяны Новиковой и под опекой Алевтины Ивановны Боковой. Фонд ищет возможности, выигрывает конкурсы на грант, стучится в чиновничьи двери (а ведь за ними много равнодушных людей, которые порой и не знают тех, кто составляет душу и славу пригревшего их региона). Праздник проходил в рамках III Народного музыкального Фестиваля «Русских слов душа», направленного на сохранение и популяризацию творческого наследия поэта Виктора Бокова и знаменитых композиторов-соавторов поэта. На поэтический конкурс «Русских слов душа» и музыкальный конкурс «Россия начинается с тебя» подали заявки уже более 400 учащихся, молодых людей. Я согласился войти в жюри конкурса, чтобы воочию убедиться, что Бокова открывают для себя новые поколения.
Сам праздник, который пощадил даже дождь, заморосивший лишь к концу действия, прошёл на одном дыхании. Как будто Виктор Фёдорович, который выступал блистательно, снова был среди нас:
Боков был знаком когда-то с теми,
От кого теперь простыл и след.
Как взошёл он, как взлетел на сцену
На каком уже десятке лет!
Русский Лель, он остаётся с нами –
С теми, кто явился в свой черёд,
Разными пошутит голосами,
Хохотнёт, автограф свой черкнёт.
С лёгкими, седыми волосами
Запоёт и зал не разберёт:
То ли это мы подпели с вами,
То ли это Родина поёт…
Родина продолжает петь, порой совершеннейшую белиберду с помощью ТВ и соцсетей. Но подлинное – должно получать поддержку государства.
Премия «Снегирь»
Когда я думаю про Бокова,
Про современника-поэта,
Среди безвременья жестокого,
Меня пронзают волны света...
Не изменял своей он памяти,
Служа России непорочно.
Читатели, вы это знаете?
А я об этом знаю точно!
Он весь в работе, весь в парении,
И я прощаюсь с ним до завтрева.
Не получившего Госпремии
Поёт народ, не зная автора.
Его дыхания глубокого
В родном просторе эхо слышится…
Когда я думаю про Бокова,
То самому мне легче дышится.
Мы все, его ученики, младшие друзья, учились у него этому свободному дыханию, вечному восторгу и вкусу жизни, выстраданному оптимизму и святому отношению к поэзии, разлитой в самом воздухе Русской равнины. Этот неиссякаемый источник бил в нем с юности, потому и получил он признание и простых слушателей бесхитростных вроде песен, и самых взыскательных читателей:
Меня признали – Пастернак и Пришвин,
Андрей Платонов, а еще – народ.
Под веткой наклоненной старой вишни
Ко мне стучится слава у ворот.
Бывало, идешь от станции Переделкино в сентябрьских сумерках, видишь – с моста через загубленную речку Сетунь, – как светится окно боковского дома, слышишь легкий стук заслуженной славы у его ворот в Писательском проезде и, даже если не заглянешь на огонек, на чай приветливой Алевтины Ивановны, на сердце становилось теплей от ощущения близости родного, искреннего поэта. Он остаётся с нами на этой тревожной и многострадальной земле, где не хватает надежды и света.
Теперь главное, что хотел сказать относительно наследия и значения фигуры Виктора Бокова для самого Подмосковья. Совершенно очевидно, что в 2022 году правительству Московской области совместно с Союзом писателей России просто необходимо учредить премию имени Виктора Бокова – «Снегирь державы». По строчкам из замечательного стихотворения:
Я люблю снегиря за подобье пожара,
За его откровенную красную грудь.
Мать-Россия моя, снеговая держава,
Ты смотри снегиря своего не забудь!
Надо вручать премию по трём номинациям, как всегда это бывало с Фатьяновской премией, например: поэту, который хранит и преумножает традиции русского Леля; певцу или композитору, кто пестует мелодическую основу национального творчества; наконец, общественному деятелю, пахарю на культурной ниве, кто бережёт память о певце Московии.
Народный артист России
Сергей Новожилов:
Сашенька! Дорогой! Как здорово! Обнимаю!
А про любимого Виктора Фёдоровича - куда больше!..