КРИТИКА / Виктория ЛЕБЕДИНСКАЯ. НА ПУТИ К ГЛАВНОМУ. О прозе Светланы Макаровой-Гриценко
Виктория ЛЕБЕДИНСКАЯ

Виктория ЛЕБЕДИНСКАЯ. НА ПУТИ К ГЛАВНОМУ. О прозе Светланы Макаровой-Гриценко

 

Виктория ЛЕБЕДИНСКАЯ

НА ПУТИ К ГЛАВНОМУ

О прозе Светланы Макаровой-Гриценко

 

В наш век высоких технологий особую актуальность приобретает обращение человека к вечным общечеловеческим ценностям: именно об этом все чаще сейчас можно слышать и читать. Характерной тенденцией последнего времени является то, что литературу считают одной из самых важных составляющих нашей духовной жизни не только гуманитарии, но и исследователи из других областей научных знаний, которые признают, что литературный процесс занимает особое место в ряду социокультурных факторов трансляции и актуализации ценностей. В данном случае он рассматривается как «комплекс ценностно ориентированных отношений личности и социальной среды». Бесспорно, важную роль в процессе приобщения к книге играет как классическая, так и современная литература.

Материалом для написания данной статьи стали рассказы Светланы Макаровой-Гриценко, включенные в сборник «Навигатор», вышедший в Краснодаре в 2018 году, в котором представлены ее рассказы, повести и публицистика.

Название книги символично для всего творчества Светланы Николаевны. Навигатор – это то, что есть у каждого ее героя, но одних он выводит на правильную дорогу, а другие оказываются после долгих лет поисков в жизненном тупике. У каждого есть свой навигатор, поэтому во власти человека изменить направление, конечно, если он понял, что курс на навигаторе взят не тот.

В рассказе «Навигатор» главный персонаж Анатолий Иванович Серегин изменил направление на своем навигаторе сразу после окончания строительного факультета и работы на профильной кафедре: родственные связи помогли ему занять в областном министерстве высокую должность. А дальше, имея то, что есть у многих людей, – сообразительность и артистичность, – его навигатор повел по «правильному» (как казалось ему) пути и привел к должности министра по культуре в области. И вот, кажется, все, что должно быть у такого человека, у него в жизни есть: статусная должность, двухэтажный дом рядом с министерством, дорогая машина, дача на курорте, даже старую жену поменял на новую, молодую. Все по статусу, все так, как должно быть у «успешного» человека, занимающего высокую должность в наше время.

У Светланы Макаровой-Гриценко очень яркие, выразительные сравнения-символы. Анатолия Ивановича на том этапе жизни, когда надо было по статусу поменять старую жену (он отстранился также и от воспитания сына) на новую, молодую, писатель сравнивает с орлом, который с кровью, с одержимой решимостью, без сожаления сдирает у себя те когти, которые неспособны уже захватывать добычу, и ставшее тяжелым оперение на груди и крыльях: «Подобно орлу, достигшему сорокалетнего возраста, почувствовал Серегин на пятом десятке, что нужно спасать себя. Орел, согласно легенде, долбит чересчур изогнутым клювом о скалу, потом безжалостно сдирает с себя длинные и гибкие когти, неспособные захватить добычу. А когда когти отрастут, орел вырывает ими тяжелое оперение на груди и крыльях, мешающее летать, и через пять месяцев возрождается к новой жизни!».

Символично, что жизнь с молодой женой началась с обмана: парижанка русского происхождения оказалась Женей из Казани. Но все ведь логично: «навигатор» у него сбился еще тогда, когда строитель стал замом по культуре. После того как навигатор взял другой курс, все в жизни Серегина шло правильно, но как-то наоборот. Единственный сын стал «недорослем». Главное дело, которым должен был заниматься наш герой, – отыскание и поддержка талантов из народа – становится для него «странным» и ненужным: эти «странные люди» «порой прорывались и к нему в кабинет, перехватывали его на выездах. Совали в руки какие-то книги, макеты, проекты…».

Для чиновника такого уровня совсем не важно содержание книги; если он и обращает внимание на книгу, то, пожалуй, преимущественно на ее внешний вид: «Особенно постарался москвич, вручил самые толстые в лакированных обложках».

Именно с внешнего вида начинается приятное знакомство Серегина с молодой, красивой и талантливой поэтессой из глубинки Елизаветой Тениной. Ее красота, манера держаться, добрые отношения с мужем и своими детьми оставили «теплый след» в его сердце. В душе зашевелилось что-то давно забытое, из детства, настоящее, давным-давно ушедшее в небытие, но оставившее «тень» в воспоминаниях. Ему даже вспомнилась история из собственной жизни с «сыном-недорослем», он удивляется: «И как умудряются их так воспитывать?..». Наблюдая за трепетными отношениями родителей с их детьми, Анатолий Иванович вспомнил далекие чувства из своего детства, когда навигатор был еще нормальным: «И тут Серегина обожгло! Так было в жизни Анатолия Ивановича лет двадцать назад. И осталось на фотографии. Вот только альбом семейный не сохранился». Он даже в этот момент сам удивился чему-то неправильному в жизни: талантливая поэтесса из Томской области, приехавшая на фестиваль со всей своей семьей, уедет только с дипломом, ценности которого Серегин уже давно не понимает, а все имеющиеся в распоряжении организатора фестиваля деньги пошли на банкет с высоким начальством.

GPS-навигатор под названием «ирочка» Серегин увидел в руках московского начальника, страдающего «пространственным кретинизмом». Развязка наступает в конце рассказа, когда Анатолий Иванович понимает, что молодая жена ему изменяет где-то в Вене. На ее вопрос о подарке он отвечает: «Навигатор!». Он понял, что все в его жизни сейчас «фальшиво» и «кукольно», как голос молодой жены. Встреча с настоящими людьми и настоящими чувствами помогла ему в этом себе признаться.

Маститый и талантливый писатель Николай Иванович Дронов из рассказа «Премия» уже привык выполнять разные «пафосные» задания: наградить кого-то дипломом, «поработать» председателем жюри. Совершенно случайно жизнь преподносит ему подарок: он знакомится с книгой краеведа Ивана Васильевича Тернового и понимает, что перед ним настоящий талант, самородок. Он уже мечтает с ним познакомиться и насладиться общением, как напиться чистой воды из родника. Однако Иван Васильевич, привыкший к разным проявлениям лжи на подобных мероприятиях, принял порыв Дронова за еще одно из проявлений такой лжи и не согласился на «банкетное» общение с ним: «Лауреат виновато краснел, слушая от чиновников, что те “регулярно читают его книги”».

История знакомства и разговор с Терновым настолько воодушевили ставшего уже, по сути, чиновником талантливого писателя Дронова, что он стал искать выход: ему захотелось чем-то помочь, дать возможность больше писать, издавать такие нужные книги. Но жизнь оказалась «беспросветна», как дождь за окном: «Местное начальство, слушая горячие слова Дронова, только плечами пожимало: мол, и так Тернового поддержали – премию получил».

Мутно, беспросветно и в начале рассказа «Михалыч». Мрачна жизнь Толика: очередной кризис в стране, по телевизору показывают только «грязь и свинство», на работе все надоело, жена дома постоянно пилит. Унылое настроение переносится на серого одноглазого кота, которого он при входе на работу пнул ногой просто так, от злости на весь мир. Погода как бы вторит душевному состоянию Толика.

Толику нужно было в своем дворе поставить ворота, и на помощь пришел Михалыч, пожилой мужчина, всегда старающийся заработать хоть что-то для семьи. Михалыч – простой русский человек, каких очень много вокруг нас. Иногда кажется, что все герои Светланы Макаровой-Гриценко живут рядом с нами, мы их хорошо знаем, встречаемся постоянно, беседуем.

Все меняется с приходом дождя. Михалыч работал даже под дождем: «А то дотемна не управимся…». Состояние Толика меняется вместе с погодой: «Из-за туч ярким снопом выскочило солнце, и все преобразилось, засверкало, усыпанное чистыми, не просохшими после недавнего дождя каплями». Дождь оказался очистительным и для уставшей природы, и для души Толика.

Беспросветна жизнь и судьба Елены из рассказа «Хайдусобосло». Много лет своей жизни отдавшая должности личного помощника директора, еще молодая, красивая и образованная женщина осталась без привычной для нее работы – ее сократили. Подобная ситуация достаточно обычна для нашей жизни. В современной литературе уже есть похожие образы, например в пьесе Николая Коляды «Пишмашка» (только Пишмашка была значительно старше 30-летней Елены). Трагедия Елены в том, что она не видит выхода из своей ситуации: ее не интересует работа с обычной маленькой зарплатой, которой, как она считает, она «не достойна»: «Конечно, она сидела в интернете, подыскивала новую работу. Но как экономист не имела никакого опыта и стажа. Начинать с нуля – людей смешить… Елена ходила иногда на собеседования. Но разве можно работать бесплатно? А считать заработной платой те копейки, что ей предлагали, она отказывалась, решив выждать. Кризисы тоже когда-то заканчиваются». Ее жизнь как будто похожа на непривычное для русского слуха название венгерского курорта. Мама давно просит Елену «вынести мусор». И это в рассказе символично.

Взгляды на жизнь Елены в рассказе так и не изменились: «Елена слушала и ловила себя на мысли, что эта примитивная поездка в венгерское Хайдусобосло, так долго и всерьез обсуждаемая, на самом деле стыд и позор для современного человека. Нужно спокойно сесть в самолет и лететь, как это делала раньше. Теперь же вместо рева двигателя противная вибрация внутри: Неужели поеду?..».

Рядом с Еленой перед нами предстает Ритка, женщина с другой судьбой, с постоянным поиском денег на воспитание и образование своих детей. Сравнение двух тридцатилетних женщин, когда-то вместе получавших высшее образование, явно не в пользу Елены: ведь ее «навигатор» сбился с правильного направления, когда «девушка с внешностью модели и знанием трех европейских языков согласилась заваривать чай, следить за температурой и влажностью воздуха в офисе и подавать бумаги на подпись шефу», когда она «положила свой красный диплом экономиста-бухгалтера на самую дальнюю полку».

Почему-то ждешь другого конца в этом рассказе, но здесь не прошел тот очистительный дождь: «Да… после Хайдусобосло Ритка мне обзавидуется надолго, – улыбка тронула губы Елены. – Все-таки она никогда не умела жить». Итак, в этом рассказе очистительный дождь не прошел. Символично и то, что в рассказе нет описаний природы: она здесь молчит. Только однажды ветер, как чужой, дул ей в спину, когда она вышла от Ритки с намерением все-таки поехать на венгерский курорт. Возможно, ветер подгонял ее, чтобы она не боялась изменить свою жизнь?.. Следует отметить, что автор любит своих героев, даже безнадежных: вдруг после поездки на курорт изменится к лучшему даже Елена.

Анна из рассказа «Шнурки для Гошки» очень нравится писателю: ведь рядом с Анной находится еще один важный герой рассказа – природа. И не только природа. Уставшую героиню, которая поздно возвращается с работы, сонно покачивает троллейбус: «Троллейбус сонно покачивало». Анна тоже не безучастна к природе: она часто обращает внимание на ее изменения, пытается своими уставшими глазами что-то в ней разглядеть, угадать, отыскать какие-то тайные знаки. Будь это приметы начинающейся осени или что-то другое: «Анна сидела у окна, смотрела на залитый утренним солнцем город, стараясь разглядеть приметы молодой осени: верхушки пирамидальных тополей уже прочесаны ветром, у проплывающих мимо каштанов жестяно-ржавые лапы, первые астры закачались на клумбах». Природа помогает ей переживать какие-то «непонятные» моменты из жизни: то ли это недопонимание, размолвка с мужем, то ли «мысленные разборки» с ним же, то ли надоевший начальник на работе, то ли повседневные проблемы, от которых никуда не денешься. Наша героиня работает заместителем директора и ведущей разных мероприятий при доме культуры.

Анна – большая умница: ей удается при отсутствии нормального финансирования всей этой деятельности представлять для зрителей в залах потрясающие концерты, организовывать интересные встречи и т.д.: «Трудно провести мероприятие, когда половина штата разбежалась, кружков – кот наплакал, а самый стабильный коллектив – хор ветеранов». Унылая и беспросветная обстановка вокруг накладывает отпечаток и на жизнь Анны: однообразной, скучной и унылой кажется героине ее семейная жизнь.

Казалось, все в жизни и на работе и так уже понятно: по признанию Анны, «рецепт успеха прост: шлягеры, плюс длинные ноги, плюс остроумный конферанс неотразимой ведущей». Однако потом происходит трансформация сознания самой героини. Она начинает понимать, что не знает точного рецепта успешности конкретного концерта.

Очищением, своеобразным катарсисом для нее и для приехавших с большими потерями из Чечни безусых солдат стала исполненная детским хором песня. Причем сначала детям дали время для выступления только для того, чтобы их не обидеть (все думали, что и так много «зажигательных» для зала номеров). В этом рассказе тоже есть дождь, вторящий состоянию героини. Именно после пережитого ею на концерте и осмыслений, пришедших после него, когда гуляла под дождем со своими мыслями о главном в жизни и наконец купила шнурки для сына Гошки, она почувствовала, как «хрупко и серьезно все вокруг». Только теперь Анна как будто увидела, что «в воздухе вокруг витало теплое, чистое, самое трепетное и ранимое». Она явственно поняла, что окна ее квартиры «закрывали темнотой все зло на земле», поняла, насколько ей дороги родные люди и как надо беречь все это.

Особенно символичным, на мой взгляд, в сборнике «Навигатор» является рассказ «СМС». Писатель всегда пишет о природе, когда сопереживает герою, хочет изменить его жизнь к лучшему. В рассказе «СМС» природа как будто живая, улица и здания тоже как будто живые. Природа, весь мир вокруг – тоже главные герои рассказа. Природа как бы посылает человеку свои знаки, хочет подсказать ему что-то, хотя бы посочувствовать: «Корявые липки, высаженные вдоль тротуара, ловили невидимые снежинки и качали голыми ветками вслед проносящимся мимо авто. За деревьями прятались мерцающие бледными окнами новенькие многоэтажки. Словно гигантские великаны, нависали они над Приморским проспектом и растворялись в мутно-сером небе. Было неуютно, сыро, стыло».

Петр Григорьевич Калашников устал уже в жизни от пустой суеты, и после удачно проведенного мероприятия в бизнес-центре, он, как обычно, не стал оставаться на банкет, а захотел просто поскорее отдохнуть: «Сегодня ушел еще раньше, седьмым чувством понимая, что сил бодро “петь” в общем хоре в угоду шефу у него уже нет». По дороге в гостиницу у него начался приступ: «Его скрюченная длинная тень на сыром асфальте выглядела намного внушительнее жалкой фигурки невысокого узкоплечего лохматого человека, почти воробья на жердочке». Калашников застыл от ужаса, когда понял, что ведь его никто не будет искать, и это подтвердили колючие снежинки: «Жесткие невидимые снежинки били по лицу, но Калашников не шевелился. Не от боли, от мысли, справедливой и беспощадной: “Никто не хватится…”».

Калашникову было очень плохо, а «пустая холодная улица равнодушно качала жалкую тень, двигалась с нею вместе, норовя опрокинуть скрюченного человека наземь»; «Двигались тени деревьев». Описания природы, погоды постоянно рядом с нашим героем, даже во время раздумий об Анапе, в которой никогда не был, где сейчас живут самые родные для него люди: «Он никогда не был в этом городе, но подобно знаменитому венецианцу-картографу Фра Муаро, не выходившему из своей мастерской и создавшему потрясающие атласы и карты мира благодаря снам, Калашников “увидел” узкие улочки в колючих “мехах” итальянских сосен, белую анапскую набережную, солнечных рыбок, пляшущих на волнах, темно-зеленые водоросли в прозрачной теплой воде, морщины песка, намытые легким прибоем». Понимая всю безвыходность своего положения, он находит в себе силы даже для юмора или горькой усмешки: «Вот так финал… И случилось в Питере, на пике карьеры».

Калашников добрался до гостиницы, и здесь раздался неожиданный звонок уже взрослого сына из Анапы. Уже после разговора, дежурных фраз, в том числе слов сына об «успешности» разведенных родителей, Калашников вдруг понял, что не успел сказать своему сыну, своему продолжению в этом мире, самое главное. Он отправляет ему через всю страну в Анапу свое СМС: «Сынок, стремясь к большему, очень прошу – не потеряй главное!». Сам Калашников главное в своей жизни уже потерял: нет семьи, почти потеряна связь времен (отец – сын – внуки), нет рядом любимого и дорогого человека. СМС улетело в туманный ноябрь.

Таким образом, можно отметить, что все рассказы Светланы Макаровой-Гриценко посвящены победе нормальных человеческих ценностей в борьбе со злом, невежеством, жаждой наживы и любыми другими отрицательными проявлениями жизни. Она очень правдиво пишет о нашем времени, часто о его безысходности, беспросветности, обмане, обличает убогость сознания некоторых своих героев, а ее прозу можно назвать настоящей картиной жизни современного общества.

Подобная художественная стратегия дает возможность автору демонстрировать свою верность преемственности вечных человеческих ценностей не только в литературе, но и в жизни. Именно в этом состоит система ценностей писателя: семья, связь поколений, гармония души главного героя со всем окружающим, добро, честь, верность, справедливость и т.д.

Автор сопереживает нелегкой судьбе своих героев, но им также сопереживают природа, да и весь окружающий героя мир: здания, троллейбусы. Чем больше автор сочувствует герою и пытается вместе с ним найти выход из жизненного тупика, тем больше рядом с ним описаний природы. Очистительным для героев рассказов часто становится дождь, после которого выглядывает яркое, согревающее и родное солнце. Лучшим героям всегда дается шанс выйти на главную дорогу своей жизни, найти и поставить свой «навигатор» в правильном направлении.

Мастерство прозы Светланы Макаровой-Гриценко можно увидеть в необычных сравнениях автора. Их необычность заключается в том, что они часто бывают неожиданны. Неожиданность видится в силе самого образа, предлагаемого писателем для сопоставления. Следует отметить также, что в прозе автора представлена богатая палитра изобразительно-выразительных средств, особенно в описаниях природы и её погодных проявлений.

Кроме того, весь окружающий главного героя мир выступает параллельно также героем рассказов. Большую роль играют детали: иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя, отношение писателя к нему. Находясь как бы в стороне от повествования, автор не только наблюдает за сюжетными линиями, но сам там незримо присутствует. Мы чувствуем это, когда Макарова-Гриценко как бы незаметно включает в ткань рассказа и осмысления самого читателя. Неожиданность некоторых концовок объясняется сложностью и противоречиями самой жизни. Именно в эти противоречия писателем включается мотив нравственного пробуждения многих своих героев.

 

Комментарии

Комментарий #29300 10.10.2021 в 21:00

Читая прозу Светланы Николаевны, будто становишься участником, описываемых событий, яркие зримые образы, живо написанные рассказы находят отклик в душе читателя. И прочитав замечательную статью Виктории Лебединской, хочется поскорее прочесть новые незнакомые тебе рассказы. Спасибо Вам, Виктория Григорьевна, за интересную статью и Вам, Светлана Николаевна, за душевные рассказы. Светлого Вам вдохновения! С уважением, Сергей Зубарев.

Комментарий #29287 08.10.2021 в 13:21

Светлана Николаевна - замечательный автор, но ещё и педагог: она учила нас писательскому мастерству на семинарах для молодых литераторов СПР.
С уважением, Артём Попов

Комментарий #29283 07.10.2021 в 21:38

Статья мне очень понравилась. С прозой Светланы Николаевны я познакомилась на презентации книги "Навигатор". Больше всего меня покорило её очень деликатное отношение к героям, автор так мастерски описывает характеры, подмечает мельчайшие мелочи, которые дают возможность читателю самому сформировать своё мнение о герое, раскрывают человеческую натуру во всей красе, показывает отношение к окружающим и к миру в целом. Спасибо! С уважением Антонина Сухорукова.

Комментарий #29282 07.10.2021 в 13:34

С удовольствием прочла статью Виктории Лебединской о прозе Светланы Макаровой-Гриценко "Навигатор".
Увлекательно и подробно!
С ув. Лидия Вдовченко

Комментарий #29279 07.10.2021 в 06:59

Глубокая и интересная статья! Автор - талантливый литературовед. Все выводы обоснованы, цитаты точно подобраны. Прочла с большой пользой для себя. Людмила Бирюк.