Александр МЕДВЕДЕВ. НЕСКОНЧАЕМЫЙ ВЕК РОМАНСА. Классика романса Олега Погудина
Александр МЕДВЕДЕВ
НЕСКОНЧАЕМЫЙ ВЕК РОМАНСА
Классика романса Олега Погудина
Небольшое вокальное произведение лирического характера – таково краткое определение романса. Жанр поэтического и вокально-инструментального искусства зародился в России под влиянием романтизма в первой половине XIX века. Композиторы – Алябьев, Варламов, Гурилёв способствовали широкой популярности романса, в дальнейшем романсу отдали дань Глинка и Чайковский, Гурилёв и Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Свиридов… Несть числа исполнителям всеобъемлющего романсового репертуара, среди них Шаляпин и Вертинский, Вяльцева, Шульженко…
Сегодня наиболее известный в этом ряду – народный артист России Олег Погудин. В его творчестве отражены выдающиеся произведения классики вокальной камерной музыки, созданные в нашей стране с начала XIX до второй половины XX веков. Несомненной заслугой артиста стало звучание русского романса на больших концертных площадках. Высокая поэзия, задушевность, прямое обращение к сердцу человека – то, чем богата отечественная литература, что питало создателей музыкальных шедевров, всё это артист бережно переносит в сегодняшний мир мега-скоростей и гигантских объёмов, напоминая нам о главном в жизни – о любви, красоте, о верности и чести.
7 октября в Большом концертном зале «Октябрьский» премьерой спектакля-концерта «Золотой век» Олег Погудин подарил петербуржцам встречу с русской классической культурой и искусством. Творческому коллективу, собранному им, удалось показать, что культура «золотого века» принадлежит не только прошлому, она продолжает вдохновенно влиять на умы и сердца современного человека.
В спектакле царило Слово, этот стержень нашего самосознания и познания мира. Оно звучало основой не только в романсах, ариях и дуэтах из опер, но, казалось, подспудно жило и в инструментальных произведениях, и в великолепных хореографических номерах – настолько многоговорящим было мастерство артистов. Такие спектакли вселяют веру в бесконечную силу культуры – в твердыню, на которой стоит Россия.
И в то же время «Золотой век» напомнил, что наше национальное достояние, образцы которого были показаны в спектакле, это и есть наш «духовный иммунитет», его всеми силами надо укреплять. Отрадно, что этому делу отдают свой талант Оксана Шилова и Екатерина Сергеева, их голоса – яркое явление русской школы классического вокала, а их сценические образы были безупречно обаятельны и достойны.
Балетмейстер-постановщик «Золотого века» Дмитрий Антипов и его партнёрша Галина Гармаш хореографическими номерами внесли в спектакль символическое олицетворение бесконечного пространства русской души, её полёта в высоком стремлении к любви и совершенству.
Актёр Данил Можаев явил образ идеального молодого человека – поэта, чуткого к вибрациям мировой души, каким мы часто представляем себе Пушкина. Казалось, в стремлении к безмерному он находил «пушкинское» чувство меры, читая известные каждому русскому сердцу строки.
Сценический диалог Данила Можаева и Олега Погудина давал интересный повод зрительским интерпретациям по поводу литературной и вокальной классики.
Виртуозная игра Олега Вайнштейна (фортепиано), Александра Болдачёва (арфа) и собственно всех музыкантов спектакля доставила зрителям поистине небесное наслаждение.
Автором сценария и режиссером «Золотого века» выступил сам Олег Погудин, проявив безукоризненный вкус и любовь к классическому наследию. Спектакль показал жизненность традиционной особенности нашей культуры, когда один талант собирает вокруг множество талантов, подвигая их к совместному творчеству. Отрадно, что в данном случае поводом к объединению творческих сил стал неувядающий русский романс.
"Все это артист бережно переносит в наш мир мега-скоростей..." Как это верно - БЕРЕЖНО!!!! Вот самое главное! Сегодня это большая редкость. И за это огромное спасибо Олегу Евгеньевичу.