Сергей АЛИХАНОВ. «ПОЛЮБИЛ Я ГОРЬКУЮ РАЗЛУКУ…». Судьба Бориса Корнилова
Сергей АЛИХАНОВ
«ПОЛЮБИЛ Я ГОРЬКУЮ РАЗЛУКУ…»
Судьба Бориса Корнилова
В годовых подборках «Известий», «Нового мира» начала 30-х годов стихи Бориса Корнилова встречаются постоянно – тогда он был одним из самых печатающихся поэтов. Дмитрий Шостакович был не сразу утвержден автором музыки «Песни о встречном», а только уже в процессе работы над фильмом. Авторство слов Бориса Корнилова было принято изначально, и не вызывало сомнений у создателей фильма.
С «Песней о встречном» я вырос – балкон нашей тбилисской квартиры выходил на проспект Руставели, по которому и 7 ноября, и 1 мая вдоль нашего дома шли праздничные колонны, а вскоре их приветствовали с правительственных трибун. Наша семья вместе с моими одноклассниками, пришедшими посмотреть на праздничный парад, приветствовали трудящихся, и нам в ответ многие люди махали красными флажками.
Каждые четверть часа среди демонстрантов проходили и духовые оркестры, которые на ходу постоянно играли революционные, военные, первомайские марши и песни. Эти же песни вполголоса напевал и мой отец, когда мы играли с ним в шахматы. Выпускник Военного факультета ГЦОЛИФКа отец знал все песни, рекомендованные для строевой подготовки бойцов Красной армии. Праздничные духовые оркестры чаще всего играли: «Утро красит нежным светом Стены древнего Кремля...», «Легко на сердце от песни веселой...», «Три танкиста, три веселых друга Экипаж машины боевой…», «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Завоевать пространство и простор...», и конечно «Песню о встречном»:
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня...
Уже после выхода на экраны фильма «Встречный», приуроченного к 15-ой годовщине Октябрьской революции, в газете «Известия» в номере от 18 сентября 1934 года было опубликовано стихотворение Бориса Корнилова «Командарм»:
Не забудем, как в бою угарно,
как ходили красные полки,
как гуляла сабля командарма –
продолжение его руки.
И опять – под голубою высью
через горы, степи и леса,
молодость раскачивая рысью,
конные уходят корпуса.
Песня под копытами пылится,
про тебя дивизия поет –
хлеборобу ромбы на петлицы
только революция дает...
В июне 1971 года Александр Межиров пригласил меня в Ленинград на встречу блокадников и военных поэтов – защитников Ленинграда. На заключительном вечере в гостинице «Октябрьская» Александр Петрович указал мне на одиноко сидевшую женщину в черном платье. Скорбный её взгляд был устремлен влево и вниз – было очевидно, что она не намерена ни с кем общаться.
– Это Ольга Бергольц, жена Бориса Корнилова, – сказал мне негромко Александр Петрович.
– Корнилова? – переспросил я.
– «Нас утро встречает прохладой...» – напомнил мне Межиров.
– О, Боже! – поразился я.
Потеряв мужа и ребёнка, Ольга Бергольц провела всю блокаду в осажденном Ленинграде. Безутешная страдалица века выглядела бесконечно старше своих лет…
И тогда, протягивая руку,
Думая о бедном, о своем,
Полюбил я горькую разлуку,
Без которой мы не проживем...
Унесет она и укачает,
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла.
Вот и всё.
Когда вы уезжали,
Я подумал,
только не сказал,
О реке подумал, о вокзале,
О земле, похожей на вокзал...
В Переделкино в 1971-72 годах мне посчастливилось несколько раз общаться с поэтом Ярославом Смеляковым – другом молодости Бориса Корнилова. Ярослав Смеляков судьбой своей и стихами прокарябал каждую борозду советской эпохи, воплощая собой жизнь страны, её стройки, лагеря, её лицевую сторону и изнанку. На каком-нибудь официозном банкете Смеляков мог, к слову, вынуть и показать вставную челюсть, говоря, что все зубы выбили ему на допросах. А до гласности было еще ох как далеко.
В Переделкино Ярослав Смеляков обычно сидел в кресле на широком крыльце своей дачи, гостей же усаживал на стулья. Только на этом крыльце мы с ним и общались. Встречи были недолгими, поэт быстро уставал от разговоров, и тогда на крыльцо выходила его жена и спроваживала гостей.
– Прочти свое стихотворение, – попросил меня Ярослав Смеляков летом 1972 года.
Я прочел «Памяти Семена Шахбазова». Смеляков поправил одно слово.
К зиме Ярослава Смелякова не стало. Остались его стихи, посвященные друзьям его молодости Павлу Васильеву и Борису Корнилову:
Мы шли втроем с рогатиной на слово
и вместе слезли с тройки удалой –
три мальчика,
три козыря бубновых,
три витязя бильярдной и пивной.
А был вторым поэт Борис Корнилов, –
я и в стихах, и в прозе написал,
что он тогда у общего кормила,
недвижно скособочившись, стоял.
Вот так втроем мы отслужили слову
и искупили хоть бы часть греха –
три мальчика,
три козыря бубновых,
три витязя российского стиха…
Удивительным образом мне довелось познакомиться со второй дочерью Бориса Корнилова.
Когда мы с поэтом Игорем Шкляревский из его родного Могилева ездили на рыбалку на Припять, в Полесье, по дороге мы заезжали в Минск. В 1979 году мы прожили 2-3 дня в мастерской художника Бориса Заборова, который оформил первый вышедший в Москве сборник стихов Игоря Шкляревского «Фортуна». Борис Заборов писал тогда, как обычный советский художник, портреты передовиков производства, оформлял книги, и еще не выработал свою манеру – быт и портреты белорусских крестьян в стилистике старых дагерротипов. Всемирно знаменитым художником Борис Заборов стал уже во Франции. Его ностальгические, пронзающие душу полотна приобрела даже Флорентийская галерея Уффици, самая посещаемая картинная галерея Италии.
В мастерской Борис Заборов познакомил нас со своей женой – второй дочерью безвинно погубленного поэта Бориса Корнилова:
И ничего –
ни зла, ни грусти.
Я в мире темном и пустом,
лишь хрустнут под ногою грузди,
чуть-чуть прикрытые листом.
Здесь все рассудку незнакомо,
здесь делай все – хоть не дыши,
здесь ни завета,
ни закона,
ни заповеди,
ни души.
Так и течет, шумя плечами,
пошатываясь,
ну, живи,
расти, не думая ночами
о гибели и о любви,
что где-то смерть,
кого-то гонят,
что слезы льются в тишине
и кто-то на воде не тонет
и не сгорает на огне.
Живи –
и не горюй,
не сетуй,
а я подумаю в пути:
быть может, легче жизни этой
мне, дорогая, не найти...
Меня ни разу не встречали
заботой друга и жены –
так без тоски и без печали
уйду из этой тишины.
Уйду из этой жизни прошлой,
веселой злобы не тая, –
и в землю втоптана подошвой –
как елка – молодость моя...
Думая о судьбе Бориса Корнилова, горечь и отчаяние утраты я испытываю и сейчас, в настоящую минуту. Каково же было родным и близким пережить эту трагедию – невосполнимую потерю великого поэта, всю значимость гения которого мы все еще осознаем…
Прекрасная весть!
Поздравляю Сергея Ивановича с почетной наградой!
Поздравляю Сергея Ивановича Алиханова с присуждением ему премии им. Бориса Корнилова!
Давно не видела публикаций Сергея Ивановича, и с радостью прочитала на сайте его эссе!
С высокой наградой!
Наталья Егорова.
30 октября 2021 года в Санкт-Петербурге состоится ежегодная церемония вручения премии им. Бориса Корнилова "На встречу дня!" с вручением серебряной медали его имени.
Премия проводится под эгидой литературного фонда "Дорога жизни", возглавляемого известным поэтом Д.А. Мизгулиным.
В число лауреатов премии вошёл и Сергей Иванович Алиханов. Так что публикация эссе о замечательном поэте Борисе Корнилове очень к месту и ко времени.
Поздравляем Сергея Ивановича!
А. Рузин