Мария СМОЛЯР. ПОТОМУ ЧТО НАС ДВОЕ... Стихи
«И ПУСТЬ ЕЩЁ ПОПРОБУЕТ В СТРОГОЙ, РИФМОВАННОЙ ФОРМЕ... »
В Крыму, на набережной Керчи, снова убедился в точности русской поговорки: «На ловца и зверь бежит»… Шли с моим однокашником по Литинституту Валерием Левенко, говорили при морском бризе о местной литературе, и вдруг я услышал рифмованную речь с плохим усилением по микрофону. Подошёл: возле старинной пушки и табуретки выразительно читала стихи юная брюнетка. Меня, как наставника молодых, сразу зацепили безжалостные по отношению к ровесникам строки:
И только юные мальчики ходят с глупыми лицами,
С инстаграмными прическами и вещами,
И невольно думается:
Это вообще выдавливается с прыщами?
Я после того, как она отчитала и села на бордюр, представился, спросил, кто она и откуда, дал визитку и попросил: «Пришли стихи…». Прошло почти два месяца, получил электронное письмецо от писателя и журналиста Вячеслава Демченко: «Этим летом, будучи в Керчи, на набережной, вы попали на нашу, с позволения сказать, культурную акцию «Поэты на табуретке». Вы там обратили внимание на творчество одной моей воспитанницы. Действительно – из ряда вон. Стоит того, чтобы её заметили… К сожалению, только недавно догадался забрать у Маши вашу визитку. Тут во вложении несколько стихотворений Марии из последних. Может, чего посоветуете?».
Вот так подборка семнадцатилетней Маши Смоляр, студентки театрального училища из Ялты, дошла до меня. Я выбрал характерные стихи и ответил: «Что посоветуешь? Она ж ещё юная, видно, что много позы. Но – поэтической. И пусть ещё попробует в строгой, рифмованной форме...».
Александр БОБРОВ
Мария СМОЛЯР
ПОТОМУ ЧТО НАС ДВОЕ...
КОЛОКОЛЬЧИК И МАЛЬЧИКИ
Наверное, когда люди любят,
У них внутри звучат колокольчики,
Поэтому на нас так смотрят,
Становятся в длинную очередь
И думают: любим ли мы друг друга?
Или мы просто коровы?
И снова…
Одни глаза, ни одного слова.
Только мы не звери. Даже если мы остановимся,
Даже если остановим движение глобуса,
Все равно будет звучать дин-дон-дин,
Потому что нас двое, но как бы один,
И один колокольчик звучит
в нашей одной груди.
А потом, на протяжении дороги в тепло,
Все будет нас отвлекать от слов –
Автобус будет шуметь, метро,
Ворон будет стучать в окно,
Кто-то будет крутить на пальце ключи…
А мы молчим.
И только юные мальчики ходят с глупыми лицами,
С инстаграмными прическами и вещами,
И невольно думается:
Это вообще выдавливается с прыщами?
Выдавливаются ли плечи и сколиозы,
И, казалось бы, причем здесь возраст?
Но эти мальчики прямо лопаются
От глупости и некрасивости.
И постоянно задумываешься, зачем же они России?
Лучше бы они были не модные, не проходящие мимо,
Потому что солнце – красиво, женщины – красиво,
Очень красивое небо и коляска с ребёнком.
Но мальчики эти одинокие,
Какие-то мертвые в своей молодости,
Какие-то мерзкие в ротовой полости.
И эти их кроссовки летом и носки высокие,
Такая безвкусица столичная,
Тем более в таких количествах,
Что ноги их совершенно не индивидуальные,
Лучше бы надели валенки или сандалии…
А мы с тобой их обходим,
И ведём себя как-то по-волчьи,
Но среди всех этих мальчиков, девочек и даже детей
Наш с тобой большой колокольчик
Бьется в тысячи раз слышней.
И вот мы с тобой идём,
Я поливаю слезами цветы на своём платье,
Просто так или потому, что скоро ехать куда-то снова,
И я так рада, что мы идём по набережной не в кроссовках,
Что ты взрослый человек, а я притворяюсь взрослой,
Но уже поздно нас разлучать, очень поздно,
Потому что мы дышим одной грудью
Один воздух.
* * *
Дождь собирается и распускает лохматые тучи над городом.
Тучи сияют солнечными уколами. Холодно,
Может, сегодня кто-то простудится,
Получит воспаление легких,
И умрет в мокрой кровати – сам мокрый.
Дождь собирается, подкрашивая волосы в пепельный,
Предвкушает встречу с крышами и головами:
«Я сегодня точно приду. Так уж велено,
Чтобы я прошёлся вертикальным цунами».
Дождь почему-то медленно собирается,
Может, скоро будет шипеть картошкой на сковородке.
Он сегодня, возможно, положит себе в ранец
Радугу, чистые лужи и ливень долгий.
Дождь собирается и постарается выглядеть лучше,
Чтобы быть романтичным, киношным, и не подвести
Влюблённую парочку, молчаливо идущую по
Поцелуями выстеленному пути.
Дождь собирается долго, потому что боится убить бабочку,
Намочить белье на балконе, кому-то встать на кадык,
«Синоптик опять наврал», – проворчала бабушка.
А дождь не пришёл, дождь просто боится воды.
* * *
Застыть, прямо на счёт три,
Прямо как в игре про волны,
Закаменеть в мёртвом море солью,
Застыть, как застыл
Остриженным ногтем месяц,
И никуда не деться,
Пусть и Земля продолжает вертеться,
Пусть хоть летит прочь,
Я буду в небе висеть полусердцем,
Пусть и всего ночь.
В темноте чернеют кошки, дороги, кусты…
И только я, пока удаётся застыть,
Чернею наполовину,
Со своей стороны,
Потому что то, что светит, –
Это всегда ты.
Почему, когда падают звезды, загадывают желание?
И какой-то ребёнок ревет из жалости,
Почему никто не плачет и не загадывает желание,
Когда месяц бьется на части?
Когда он чернеет, становится буквально гангреной,
Почему его никто никогда не жалеет?
Месяц падает, обо все ветви бьется,
На него наезжают машины и наступают прохожие.
Я – месяц, и я становлюсь солнцем,
Застревая только в твоей подошве.
Ялта
У Марии действительно поэтическое видение мира и мышление, но звездой ей ещё предстоит стать, освоив технику стихосложения, как нотную грамоту. Пока она - газоконденсатное облако, в котором тяжёлые частицы поэзии формируют ядро, из которого может родиться новая планета в поэтическом небе России. С пожеланием успешного становления юной поэтессе, Валерий Латынин.
Свежие, чистые стихи, с яркими метафорами, крутыми смысловыми поворотами, неожиданными концовками! Машенька, вы - настоящая поэтесса! И уж если известный поэт Александр Бобров дал высокую оценку вашему творчеству, это говорит о многом, о том, что на поэтическом небосклоне взошла новая звезда!