Анатолий ПОБАЧЕНКО. ОТ РАЗДЕЛА «СВЯТЫЕ КАМНИ» ДО РУБРИКИ «ПОРТРЕТЫ». Обзор журнала «Сибирский Парнас» №3(20)-2021
Анатолий ПОБАЧЕНКО, главный редактор
ОТ РАЗДЕЛА «СВЯТЫЕ КАМНИ» ДО РУБРИКИ «ПОРТРЕТЫ»
Обзор журнала «Сибирский Парнас» №3(20)-2021
Третий номер (2021 г.) новосибирского журнала «Сибирский Парнас» (литературно-художественного и краеведческого) традиционно открывается рубрикой «Портреты». На этот раз Людмила Шахурдина (автор очерка «Кукольных дел мастер») знакомит читателей с Лидией Николаевной Ивановой, живущей в маленьком селении Бариново Черепановского района Новосибирской области. Проработав сорок лет в должности бухгалтера, она получила звание «ветеран труда». О том, что Лидия творческий человек, чувствовали всегда все, кто находился с ней рядом. С детства в глубине души жила у неё любовь к куклам. Начала шить куклы из подручного материала, затем ездить в магазин «Ткани» в город, где был большой выбор нужных тканей. Без сожаления тратила пенсию: кроме ткани, нужны были пуговицы, кожа, мех, нитки для вязания и многое другое, чтобы было из чего творить. Именно творить, хотя до сих пор Лидия стесняется этого слова.
Её куклы не уступят японско-корейским тряпиенсам, американским Барби. Часто она переживала: скажут люди, что «впала в детство». Но существует в Москве музей кукол, выпускается журнал «Кукольный мастер», есть Международное объединение авторов кукол (МОАК), Ассоциация художников-кукольников. А Лидия, скромная жительница сибирской глубинки, совсем не изучала кукольное мастерство, и работа бухгалтера от творчества, кажется, далека. Но талант и любовь к куклам сделали своё дело. Сколько уже их на свет народилось в умелых руках творческого неугомонного человека! Сердце и душу вносила она в бездыханное тело куклы, и та оживала постепенно.
На выставки рукодельного творчества Лидия ездит редко, опять-таки из-за своей скромности, но с большим удовольствием. Потому что там она обретает уверенность, когда видит, что её куклы многих не оставляют равнодушными. У детей и у взрослых загораются глаза, и они становятся просто счастливыми, когда берут в руки куклу, ведь каждая кукла несёт добрую энергетику своего творца!
А куклы с древних времён делали и делают мир добрее, вот поэтому считается, что «кукольное искусство – искусство особого рода»!
К объявленному в России Году науки журнал представил материалы о жизни и научной деятельности Алексея Николаевича Дмитриева. В 1956 году он окончил Томский госуниверситет по специальности «Геология». С 1957 по 2015 годы работал в СО РАН. В 1969 году им защищена диссертация на степень кандидата физико-математических наук. С 1971 по 1980 годы Дмитриев заведовал лабораторией логико-математических методов обработки геологической информации. В 1986 году он защитил диссертацию на степень доктора геолого-минералогических наук. А.Н. Дмитриев – специалист в области экологической геологии, использовании математических методов в науках о Земле, исследовании космоземных взаимосвязей для выявления характера климатических изменений. Автор плазменной гипотезы о Тунгусском феномене, участник разработки модели неоднородного поляризационного физического вакуума. Имеет наградные поощрения. Автор более 300 печатных работ, в том числе 6-ти монографий. Крупный учёный, ноосферщик, агни-йог, он был другом академика Казначеева, который на глубоком уровне знал эзотерику и вводил в неё всех академиков Новосибирского Академгородка – старшего и младшего Лаврентьева, Марчука, Яншина, Трофимука.
В обзоре книги А.Н. Дмитриева «Необратимость и Жизнь» рассказывается о направленных процессах в живой и неживой природе, об интересных способах сосуществования термодинамических и кибернетических процессов. Читатель (в отрывке из главы «Лирическое вступление») получит представление о глубоких свойствах времени в парах существование-исчезновение, существование-возникновение, о примиряющей противоречия функции – битропии. Заключительное внимание уделено организующим свойствам жизненного процесса на Земле и его элементарным актам – эволюции. Даны представления о способах вхождения необратимых процессов в психологическую сферу людей. Книга следует основополагающим идеям В.И. Вернадского и содержит ряд сведений по глобальной экологии. Рассчитана на учащуюся молодежь, широкий круг читателей, интересующихся новыми направлениями в науке.
В разделе «Святые камни» поэты Юрий Ключников и Анатолий Побаченко вспоминают известные имена. Циприан Камиль Норвид – польский поэт, драматург, прозаик, живописец. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. При жизни была опубликована незначительная часть его поэзии и прозы. Признание, как это часто бывает, получил посмертно.
Леониду Губанову нынче исполнилось бы только 75! Один из ярчайших авторов отечественного андеграунда, в СССР при жизни, за исключением самиздата, практически не публиковался. На жизнь зарабатывал неквалифицированным трудом (был рабочим геофизической экспедиции, фотолаборантом, пожарным, художником-оформителем, дворником, грузчиком). Незадолго до смерти писал:
Как вспоминают меня –
Этого я не узнаю.
Есть поэты, даты ухода которых мы вспоминаем чаще, чем даты рождения. Так, 80 лет назад ушла Марина Цветаева. Сколько мы себя помним, сердце постоянно, из года в год, с горечью и состраданием отзывается на её уход.
В этом году исполняется 205 лет со дня смерти Гавриила Державина. Но дату ухода поэта мы вспоминаем всё же светло – благодаря живущим в каждой русской душе строкам Пушкина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
«Слово учителя» продолжает МАРТА, напоминая человеку о необходимости выбора для своей души, бережного отношения к ребёнку.
«Опыт нужен нашей душе. Люди, идущие путём творческого и напряжённого труда, получают его радостно, другим судьба предложит другой путь. Понимая о цели существования нашей души, можно самостоятельно выбирать сферы приложения своих усилий. Бесполезна попытка устроения лёгкой жизни себе или близким: уроки должны быть пройдены и неожиданно свалившаяся на непривычные плечи ноша будет нелёгким испытанием.
Многие родители, чувствуя это по-своему, нагружают детей с детства разнообразными занятиями, приучая их, таким образом, к разным видам деятельности и труду. Большая услуга Духу ребёнка и его судьбе».
В поэтических «Монологах» отметились своим творчеством В.Романов («Песни каюра»), Ю.Карасёв (цикл стихов о Родине), Л.Ливнева («Проводы зимы»), Н.Фенина («Вот и осень…»; Новосибирск), Т.Золотарёва («Из источника жизни…»; Горно-Алтайск), сёстры Мотыженковы («Родное слово»; Оренбург).
Журнал верен своей традиции – знакомить с творчеством поэтов и писателей малых народов Сибири. В номере представлена поэтесса Шории (Таня) Тайана Васильевна Тудегешева-Каныштарова. Она родилась в семье шорского учителя В.В. Каныштарова, основателя кузбасской династии учителей, в посёлке Усть-Анзас Таштагольского района Кемеровской области. В 1999 году принята в Союз писателей России, окончила Высшие литературные курсы Литературного института (семинар Ю.П. Кузнецова), является автором сборников стихов «Поющие стрелы времён», «Небесный полёт девятиглазых стрел», «Элимай» и др. Публиковалась в журналах «Наш современник», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», во многих антологиях. Лауреат и дипломант многих конкурсов, живёт в Новокузнецке. Вот её два стихотворения из цикла «Шория золотая» в переводе с шорского Николая Переяслова.
* * *
Вглядись! Какой бескрайний мира окоём!
Как вечно, беспредельно небо голубое!
Бог дал прекрасный путь – судьбу пройти вдвоём.
Как многолюдна жизнь, о чудо! Мы – с тобою!
* * *
На родовой горе Ак-Кая,
Обители предков,
Чёрные ветры дуют.
Коршуны празднуют.
Нет дороги туда.
Где ты, золотая кукушка?
На «Детской тропинке» встретим стихи Тамары Петуховой, они пронизаны впечатлениями детства, воспринимаются легко, образно, всей душой. Маленькие «детали», «глупости» украшают страницы журнала.
«Шаги» прозаиков запечатлены в рассказах В.Рязанова («Мамин хлебушко»; г. Куйбышев, Новосибирская область), О.Сакадынской («Туфли для деда»; г. Болотное, Новосибирская область), В.Плотникова («Охота пуще неволи»; г. Новосибирск).
К 100-летию со дня гибели Н.С. Гумилёва в разделе «Обзоры, мнения, критика» представлен очерк известного сибирского писателя и поэта Ю.М. Ключникова «Метеор, взлетевший в небо». После долгой полосы замалчивания почти не осталось «белых пятен» в творчестве и в биографии поэта. Неоднократно переизданы стихи, опубликована проза, тщательно исследованы обстоятельства гибели поэта. Но главное «белое пятно» – духовный облик Гумилёва, конечно, далеко не исследован. Ибо посмертное житие любого гения продолжается, пророческие стихи Поэта (а слово «поэт» переводится с древнегреческого как «пророк») осмысляются каждым новым поколением читателей. «Я же позволю себе, – говорит Ключников, – закончить эти заметки о великом русском Поэте собственным стихотворным подношением к его ногам и к ногам его века».
ХХ ВЕК
Памяти Н.С. Гумилёва
Я люблю этот век, потому что он начат стихами,
Карнавалами масок, мгрой коломбин и пьеро.
А ещё потому, что срывал наши маски штыками,
Что на кровь и на вес измерял нашу суть и перо.
Я люблю этот век, потому что ласкал нас свирепо,
И надежду таил среди самых свирепых угроз.
А ещё потому, что на прочность проверил в нас Небо –
Нашу верность Ему и связующий с Вечностью трос.
Я люблю этот век за его чёрно-белые страсти,
Потому что размазал по стенке все полутона.
А ещё потому, что любое ничтожество власти
Долго терпит, но быстро смывает со стенок страна.
Я люблю этот век, потому что в нём жизнь свою прожил
И не мог не влюбиться в его восхитительный лик.
А ещё потому, что был сыном его, не прохожим,
Что родное болото всегда обожает кулик.
«Уважение к минувшему» – этим наполнены строки воспоминаний Т.Трофимовой-Воронцовой о Николае Яковлевиче Самохине, сибирском писателе. Николай Самохин приучил себя оставаться верным заповеди, полученной в наследство от матери: «Надо честно сеять каждому свою полоску». Причиной популярности его небольших повестей и юмористических рассказов (его «повестушек», как он их называл) является необыкновенная лёгкость, доступность, увлекательность.
Антонина Головина поделилась своими взглядами на творчество Анатолия Побаченко. «В лирических стихотворениях – он (да и все поэты) выражает свои чувства, думы, настроения, страсти, внутренний мир. Лирика поэта – это творческая исповедь, в которой видны даже «невооружённым» глазом мечты, раздумья, переживания, любовь, стремления, духовный рост – весь его характер.
Мне захотелось найти в его поэзии и, самое главное, понять, что его подвигло на литературное творчество и что питает его успех. И лучше всего об этом сказал он сам в книге избранных стихов «Осенний хмель»».
«Сердце поэта» – так назвал Евгений Назимко свой отзыв о творчестве народного художника России В.К. Чебанова. Это единственный за Уралом художник-баталист, чьё творчество большей частью посвящено Великой Отечественной войне, ветераном которой он является. О художнике написано много биографических очерков, много издано искусствоведческих статей. Много, но недостаточно. Описывая произведения военного цикла, авторы акцентируют внимание на исторических реалиях, которые изобразил художник, почти не касаясь описания и анализа использованных им выразительных средств.
А выбор стиля в творчестве Чебанова – процесс сознательный. Художники-любители, даже именитые, пишут картины и рисуют только в своём «авторском стиле», потому что по-другому просто не могут. У Вениамина Карповича за плечами серьёзный опыт профессиональной подготовки, и он волен свободно определять, каким языком разговаривать со зрителем.
Сергей Москвитин (г. Ленск, Якутия) в критической статье «А король-то голый!» ведёт строгий разговор о стихах И.Переверзина. Действительно, «Где нет любви к искусству, там нет и критики» (А.С. Пушкин).
Валерий Румянцев (г. Сочи) многие страницы посвящает «Собратьям по перу в поэзии Михаила Анищенко». Людмила Тоньшева даёт свою оценку вышедшим в свет книгам Галины Рябовой «Пройти и не свернуть» и Анатолия Андреева «Да здравствует компания с названием стройотряд!».
В «Пилигриме» Маргарита Уральская повествует о своём пребывании «На просторах Алтая», Елизавета Малинина описывает своё увлекательное путешествие по Китаю в очерке «Остров благодати и исцеления: земная обитель Гуаньинь».
На обложках журнала представлены репродукции замечательных творческих работ Лидии Николаевны Ивановой «КУКЛЫ».
Журнал выходит ежеквартально уже шестой год. Читается с большим интересом. Разнообразные рубрики - это прекрасно. Каждый читатель находит для себя что-то новенькое! Особенно познавательны исследовательские работы Юрия Михайловича Ключникова, как его называют в литературных кругах города - "Сибирского Сократа"! Переводы Алтайских поэтов - это также увлекательно, сейчас редко кто из поэтов занимается переводами, к сожалению. Детская страничка позволяет показать работы не только маститых поэтов, но и детей, которые уже входят в мир литературы. На обложках журнала имеют возможность и художники, работающие в разных жанрах, показать Миру свои работы. Журнал представляется возможным почитать в Журнальном Мире не только Новосибирским читателям ... Дай Бог Главному редактору и редколлегии здоровья и оптимизма в наше смутное время!
Познакомилась с обзором и подумала, что даже обзор интересен, а насколько интереснее сам журнал! В октябре этого года "Сибирский Парнас" отпраздновал своё пятилетие. С днём рождения! Доброго творческого пути, интересных авторов!
СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ДЕРЖИТЕСЬ НЕЛЕГКО!