СОБЫТИЕ / Николай ИВАНОВ. ВЗАИМНОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. Об итогах поездки писателей в Татарстан
Николай ИВАНОВ

Николай ИВАНОВ. ВЗАИМНОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. Об итогах поездки писателей в Татарстан

 

Николай ИВАНОВ, председатель Союза писателей России

ВЗАИМНОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

Об итогах поездки писателей в Татарстан

 

Преследовали ли мы какую-то конкретную цель в поездке нашей делегации Союза писателей России в Татарстан? Можно сказать, что да, преследовали. Хотя можно и наивно удивиться: да нет, ничего мы не хотели, не желали особенного! мы просто поехали посмотреть, познакомиться, увидеть город, увидеть республику. Но это не так.

Мы в Союзе писателей России прекрасно ощущали, что республика Татарстан своеобразное белое пятно на литературной карте России: нет всероссийских литературных конкурсов, в которых участниками были бы и писатели от Татарстана, не замечены они и в других наших литературных общероссийских мероприятиях. Отсутствуют участники от Татарстана и на наших ежегодных Совещаниях молодых писателей. Молодёжь на таких семинарах знакомится друг с другом – из Якутии, Магадана, Ханты-Мансийска, Нарьян-Мара, с Дагестана, – а Татарстана среди них нет.

Начинаем говорить в Союзе о художественном переводе – договариваемся о переводах башкирских авторов, Марий-Эл, Чувашии, а Татарстана опять нет.

Говорим о проблемах многонациональной культуры и литературы России, и о татарской вкупе с этим, но говорим мы, русские писатели, а не сами литераторы Татарстана.

Это мы посчитали неправильным, ненормальным и нам захотелось изменить ситуацию и понять, почему нет татар в такой нашей творческой российской общности? Почему они исчезли: то ли сами не хотят, то ли ситуация такая сложилась у них?

Поэтому мы поехали к ним в гости – и самим посмотреть, и себя показать, насколько мы внимательны к национальным литературам. Показать, насколько мы озабочены проблемами этих литератур и их развитием. Показать родственную взаимосвязь всех литератур, которые существуют в России. Вот наша главная цель.

Нас приняла министр культуры Татарстана Аюпова Ирада Хафизяновна, и состоялся достаточно откровенный разговор по всей той проблематике, о которой я сейчас упоминал: отсутствие контакта по художественному переводу, отсутствие контакта между молодыми писателями России, отсутствие имён татарских писателей в нашем общем литературной пространстве.

И – мне это радостно сообщить! – мы были услышаны. В ответном слове министра культуры были озвучены мысли о том, что «мы не думали, что писатели России так глубоко знают проблемы национальных литератур, мы не думали, что вы будете говорить с такой озабоченностью и о нашей татарской литературе, – и это нам импонирует».

И нам тоже импонирует смысл ответного слова Ирады Аюповой.  

Помимо министра культуры мы встретились с творческой общественностью Казани, провели литературный вечер, провели «круглый стол» по проблемам национальных литератур совместно с Союзом писателей Республики.

Мы проговорили очень многие вопросы, обсудили многие проблемы, и я думаю, что эта наша поездка дала понять как Казани – кто мы такие и чего мы хотим, так и нам дала возможность почувствовать, насколько мы близки, или насколько удалены друг от друга.

Почему я об этом говорю вообще?

В нашем Союзе писателей России 91 писательская региональная организация – вся Россия, кроме двух субъектов Российской Федерации: Татарстана и Еврейской автономной области, в которой, правда, всего два члена СПР, которые не в силах создать организацию (нужно по Уставу минимум три человека). Но в республике Татарстан около трёхсот членов Союза писателей Республики. И этот Союз не входит в состав нашего Союза писателей России. Он автономен.

Мы никого не тянем на аркане, не заманиваем всяческими литературными наградами-«пряниками» – не разбрасываемся пустыми обещаниями. Мы говорим: давайте найдём точки соприкосновения, давайте найдём, где мы можем помочь друг другу. В принципе, так в этой поездке и получилось: общение, разговор, поиск общего. Мы встречались с писателями, встретились и с Ольгой Ефимовной Ивановой (моей однофамилицей), которая ведёт русскоязычную секцию переводчиков в Союзе писателей Татарстана.

Но мы предлагали горизонты наших контактов расширить. Небо над нами сделать выше и наполнить его светом общих дружеских интересов. Потому что нам всё-таки из Москвы, с этой столичной «горы», Россия видна шире и объёмней.

Захотят участвовать писатели Татарстана в каких-то мероприятиях литературных, захотят пойти дальше вместе с нами – мы найдём точки соприкосновения. Это может проходить и по соглашению, и просто по товарищескому звонку, но мы сделали первый шаг. Это очень важно.

Удивительную гармонию мы наблюдали, посетив Казань: рядом с православным храмом – мирно соседствует мечеть. И не ссорятся, не конфликтуют в вере, а что же нам делить, творческим пишущим людям?!

Я прекрасно поминаю специфику национальных чувств, поэтому не надо торопиться, биться лбом в стенку. Не надо рвать постромки. Давайте поговорим спокойно: вы соберётесь сами без нас, обдумаете, какие первые шаги можно сделать навстречу.

Только в самой Казани 11 членов нашего Союза писателей России. Где им собираться, как им быть? Они организация или какой-то раздробленный «поштучный товар»? А ведь люди творческие любят ощущать некую общую атмосферу, они хотят более тесного общения друг с другом – конструктивного и продуктивного. Союз сапожников, союз голубятников, союз филателистов… – шутка, конечно, – но и эти союзы как пример объединений по общим интересам.

Надеюсь, что после нашего приезда русские писатели Казани могут, объединившись, создать свою региональную писательскую организацию. Если такое желание у них возникнет, мы этот вопрос рассмотрим на пленуме. У нас достаточно демократичный, но чёткой Устав, в котором прописано, кто и за что отвечает и кто какие проблемы решает. Пленум СПР спокойно может создавать новые писательские организации. Как пример: создание Крымского и Севастопольского отделения СПР. Созданы они были после Крымской весны 2014 года.

С распадом Советского Союза в 1991 году, с распадом Союза писателей СССР всё тоже временно распалось в творческом литературном мире, но затем саккумулировалось в Союз писателей России (который мы априори считаем прямым наследником распавшегося Союза писателей). Но Союз писателей Республики Татарстан пока остался сам по себе. Ну, захотели они именно так остаться, именно так оформиться. Ещё раз повторяю, никто никуда никого не гонит и никаких искусственных объединений не создаёт и не требует. Наш Союз – союз единомышленников. И мы хотим в этой главной своей роли таким союзом и оставаться.

Ситуация в стране сейчас такая, что практически 90% всех вопросов решается на местах – в регионах. Решается с помощью местных региональных руководителей – губернаторов.

Мы установили недавно почётное звание «Губернатор литературной России». И очень внимательно относимся к тем руководителям регионов, которые помогают разрешать в регионах проблемы культуры и литературного творчества.

Перед поездкой я написал письмо и президенту Татарстана и министру культуры с просьбой о том, чтобы нашу делегацию приняли. И поверьте, если бы президент отказал, или как-то иначе выразил своё недовольство приездом, у нас бы не было такого тёплого приёма в министерстве культуры, не было бы и иных общих с писателями Татарстана тёплых дружеских мероприятий. У нас бы не состоялась и поездка в Свияжск, не было бы посещения галереи Константина Васильева. Нас приняли очень достойно, приняли с уважением, приняли со вниманием – и это как раз заслуга президента, это посыл от него. Я убеждён в этом. Ведь благодаря именно президенту Республики в Казани создан музей прекрасного художника Константина Васильева. Великолепные художественные полотна сохранены, они есть и доступны широкому кругу поклонников русского Мастера кисти, ушедшего от нас так рано.

Казань встретила нас великолепной погодой, поэтому все краски осенней столицы были доступны нашему восхищению во время поездки. Казань и вправду восхищает. В центре нет той точечной застройки, которой страдает Москва. Татарстан сохранил самобытность своей столицы, при этом шагнув вперёд по технологиям и современному уровню развития архитектурного строительства.

Гармония и в градостроительстве и в культуре идут рядом, бок о бок. Поэтому верю, мы ещё соберёмся вместе. И надеюсь, что на ближайшее Совещание молодых писателей, на которое уже зарезервировано два места за Татарстаном, приедут два молодых писателя. Пусть знакомятся, пусть смотрят, пусть дружат, расширяют творческие контакты.

Пленум, на который мы приглашаем одного из наших секретарей СПР от Татарстана, тоже может показать размах нашей работы и те горизонты, ту планку и те проблемы, которые мы можем решить вместе.

Казань меня порадовала. Это одна из тех немногих последних поездок, в которой, надеюсь, были выполнены задачи, стоящие перед её началом. Главная цель этой поездки: оказаться в Татарстане и сказать сердечное «Здравствуйте!» – выполнена. Ответное приветствие прозвучало тоже. И это взаимное уважение радует. Хотя есть и взаимная осторожность – не побоюсь этого слова, – потому что последние тридцать лет после распада Советского Союза и Союза писателей СССР практически не было контактов между писателями; пришло целое поколение, которое не знает тех имён, которые звучат у нас в Союзе писателей, и не знает тех литературных премий, тех творческих фестивалей, которыми мы живём, страна наша живёт. Этого взаимного соприкосновения не было тридцать лет. Сейчас мы его предлагаем.

===================================

(Из интервью кинодокументалистам Н.Гудыминой и В.Медведскому об итогах поездки  писателей России в Республику Татарстан 14-16 октября 2021г.)

Комментарии

Комментарий #29523 09.11.2021 в 20:45

Рука дружбы протянута - и это главное. А остальное должно со временем приложиться.