ПУБЛИЦИСТИКА / Валерий СКРИПКО. ПОШЁЛ ЛИ ВПРОК СОВЕТСКИЙ УРОК? Наладить обратную связь – жизненная необходимость
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. ПОШЁЛ ЛИ ВПРОК СОВЕТСКИЙ УРОК? Наладить обратную связь – жизненная необходимость

 

Валерий СКРИПКО

ПОШЁЛ ЛИ ВПРОК СОВЕТСКИЙ УРОК?

Наладить обратную связь – жизненная необходимость

 

Отметил очередную годовщину Октябрьской революции 1917-го года воспоминаниями о минувшем. Повезло нам или нет родиться именно в эту эпоху, пусть рассудит время. Но мы были участниками невиданного социального эксперимента. Расскажу о том, что сам видел и перечувствовал.

Развитие советской индустрии потребовало привлечения в города на большие стройки миллионов наших сограждан. Уезжали самые активные работники, опора семей и единоличных хозяйств. Вот как, в одном из своих писем, сибиряк, писатель Виктор Астафьев рисует социальный «портрет» деревни образца 1966-го года. «Уж больно всё в деревне остановилось, застыло, оравнодушело, и никакие постановления ничего поделать не могут».

Там, где не стало активных продолжателей традиций, медленно, неумолимо стали уходить в прошлое и сами традиции. Читаю это письмо с горечью, но я сам наблюдал деревенский «исход» в города в 1966-м году. И тоже отправился из тихого посёлка Горного Алтая в шумный, весь в строительных лесах сибирский город Братск. А сколько еще было других огромных и шумных новостроек, где наши соотечественники пытались строить жизнь на принципиально новых основах коллективизма, но завершить «стройку» не смогли!

Мне кажется, одной из причин увядания великого порыва, по сути, к другой, принципиально новой форме существования на основе коллективизма был полный разброд в культурной сфере. Вместе с навязанным народу атеизмом отсутствие единства в культурной стратегии неизбежно привело нас к возврату к прежним формам общественного устройства, основанным на индивидуализме как мировоззрении. Этот горький опыт надо бы давно изучить самым тщательным образом, чтобы в будущем действовать более осмысленно, приняв на вооружение общую стратегию развития.

Новые стройки были интересны тем, что на них съезжался народ со всего Советского Союза и можно было видеть сразу в одном месте представителей разных социальных групп и разных поколений.

В обществе был запрос на романтику. И его пыталась удовлетворить официальная часть культуры: песни Александры Пахмутовой, других авторов, фильмы о покорителях Сибири, телетрансляции концертов народных ансамблей – всё излучало оптимизм и веру в созидательную силу советского народа.

 Но была и другая, неофициальная часть культурного процесса, разъедающая подобно ржавчине молодые души школьников и студентов сибирских новостроек, формирующая какую-то нездоровую атмосферу во всех видах досуга. Отставив на работе первомайские флаги и вымпелы, рабочий шёл домой праздновать Первое мая – день солидарности трудящихся всей земли! Но дома социализм заканчивался. Из магнитофонов доносилось бренчание гитар. Исполнители, нередко бывшие уголовники, «косили» под Высоцкого, но часто коверкали тексты его песен. Например, в песне «Я не люблю…» вместо строки «вот только жаль распятого Христа», пели «и мне не жаль распятого Христа

Конечно, речь идёт об исполнителях, активно внедряющих блатную тематику. Им, ожесточившимся на весь свет людям, было не жаль подростков-слушателей, они их приучали к своему неверью в ценность общественных идеалов. И что меня, неопытного отрока, тогда, особенно поразило: прибывшие с мест заключения парни в нашей молодёжной среде смотрелись «героями», были в «авторитете»! Им бы каяться надо было по-христиански, а они гордились своим падением как победой!

Будь я поопытней, я бы, глядя на нашу молодёжную «тусовку», уже тогда понял, что социализм в таком обществе не приживётся, потому что из русского человека, а точнее, из значительного числа наших сограждан, холодные «ветра» революций и атеистической жизненной практики «выветрили» христианское начало: стыд за свою греховность, за творимое ими зло!

Никто не замечал странного социального явления: «несознательных» отправляли в исправительно-трудовые колонии исправлять, а вернувшись, они на свой лад «исправляли» всех нас! Мы невольно поддавались всей этой пошлости примитивного, грубого, непрофессионального «шансона», общению по «понятиям», а не по культурным традициям, как это принято в образованном сообществе больших городов. Во всей песенной имитации под гитару в сотнях квартир первых пятиэтажек часто не было души, искренности, настоящей поэзии!

К антисоветскому «хору» добавились еще одни «пропагандисты» эгоцентризма: представители творческой интеллигенции, потомки большевиков Свердловых и Троцких! Заскучали они от советского, рабоче-крестьянского жития. Равенство и братство, конечно, хорошо, но что делать с гордыней, которая требует «свободы творчества». Столичные барды изнывали от жалости к себе в «тоталитарном режиме». «Ну что, мой друг, не спишь! – пел под гитару мой друг. – Мешает жить Париж?».

 Этот вопрос я часто потом вспоминал. Да, Париж, столица индивидуалистов всего мира, конечно, мешала нашему советскому парню у таёжного костра. Здесь, в Сибири, «весельем надо лгать», изображать из себя комсомольца и строителя коммунизма. А так хотелось на ухоженные Елисейские поля, да еще попробовать несколько сортов вина Бордо. И после нескольких бокалов забыть, что ты за что-то ответственен, что свои российские «Елисейские поля» ты должен еще построить!

Вот так мы все и жили. В школе молодёжь учили советскому коллективизму, а в общежитии, в комнатах, где умели играть на гитаре, молодёжь «переучивалась» обратно в индивидуалистов. В этой непростой ситуации идеологические органы правящей партии затеяли кампанию пропаганды народного искусства. По радио каждый день звучали песни на стихи Сергея Есенина. Казалось бы, ключ к коллективной душе народа был найден – это помять о своих духовных корнях. Мой хороший знакомый так проникся русской поэзией, что специально взял отпуск и побывал в селе Константиново. Он привёз оттуда кору берёзы, которая росла у есенинского дома. Куски этой коры мы долго хранили у себя на самом почётном месте.

Через много лет в либеральном журнале «Знамя» его редактор Сергей Чупринин поведает быль о том, как сражались за народное искусство, за писателей-почвенников отдельные работники аппарата ЦК КПСС.

Весь трагизм эпохи в том, что не было авторитетной многочисленной творческой элиты, которая бы глубоко осознала, среди какого народа она живёт, поняла бы необходимость утверждения в таком народе именно коллективизма как мировоззрения будущего.

В результате, в советское время этим общим порывом была охвачена только часть советского общества. И даже этого положительного заряда верно угаданной стратегии хватило на то, чтобы добиться впечатляющих успехов в науке и технике, в утверждении социального равенства.

Сегодня господа учёные говорят, что «культурная идентичность теперь не является «наследственным фактором» … и по существу конструируется заново».

Опять всё с начала? Из какого материала, на какой идейной и ценностной основе? Простому человеку непонятно. Зато знают, что делают, нынешние хозяева мира. Им нужен новый «миф», чтобы «очаровать» большинство населения огромными возможностями, которые даёт человеку умелая организация всемирного общества потребления. И они его создают в виде стандартного набора разнообразных жизненных благ, они успешно «очаровывают» наших соотечественников, всеми способами добиваясь того, чтобы, привыкнув к общемировым формам быта, отдыха, забыл человек все свои национальные особенности, о своём особом пути больше не вспоминал!

Но это великий обман. Теряя свою национальную идентичность, наш народ теряет и внутреннюю духовную цельность в нравственных вопросах. Никакие моральные скрепы уже не соединяют разные социальные группы населения. Попытки как-то собрать российское общество с помощью законодательной регламентации – заведомо безнадежны. Если людей не связывает вместе духовная солидарность, основанная на общих моральных принципах, их своеволие и эгоизм уже ничего не сдерживает. И над каждым, кто пренебрегает интересами общества ради своей прихоти, не поставишь прокурора. Идёт подмена исполнения закона имитацией исполнения за взятки, за должности, за расположение лиц противоположного пола.

И всё же что-то главное, как наследие предков, в нашем народе остаётся: это присущие только ему понятия добра и зла; эстетические предпочтения, что прекрасно, а что подлежит осуждению. Остаются семейные ценности, понятия о чести и достоинстве, все взгляды и установки, которые вместе создают неповторимый национальный характер.

Значит, нужно вернуться к себе. Поискать в своей душе что-то глубинное, святое. Вспомнить всё, что для нас дорого! Где-то там, в подсознании, в сердце, должна быть и любовь к отечеству своему и сильно поросшая быльём народная совесть! Требуется дар прозорливости от любого общественного деятеля: писателя, учёного, любого представителя творческой интеллигенции, чтобы определиться, что из духовного прошлого мы должны взять в будущее. И относиться к этому делу надо бережно, осторожно, с любовью к народу, среди которого живёшь. Как говаривал один известный революционер, задача «архисложная». Но ею надо заниматься постоянно с привлечением всех массовых средств пропаганды.

Еще в 2012-м году один из авторов журнала «Москва» изложил очень верную мысль: «Историческое достоинство племени состоит в его силе для борьбы за свой духовный тип». Любой «духовный тип» неповторим. Он определяется особым отношениям к общественным интересам, к государству, к вере! Но в этом смысле «борцовской силы» в отстаивании этой «особости» в нашем народе мы пока еще не наблюдаем. Обнадёживают только отдельные факты: за женщин от инородцев в метро заступаться стали.

У нас в российской армии немало призывников, воспитанных в духе традиционных ценностей. Они еще показывают примеры героизма во время военных действий в «горячих точках» планеты. Но время идёт и драгоценные запасы таких защитников родины заметно уменьшаются. Где наш народ найдёт им достойную замену? Её надо готовить в семьях, где еще помнят великое прошлое нашей родины.

Что касается идейной борьбы в литературе, в искусстве, то здесь со стороны государствообразующего народа наблюдается какое-то безразличие и леность ума. Часто скорые на проявление гнева при любом мелком конфликте в магазине или при стычке на дороге наши сограждане проявляют удивительное спокойствие, годами наблюдая проявление русофобии в средствах массовой информации. Кажется, им всё равно, кто и о чём «воркует» с телеэкранов. Их не тревожит тот факт, что эгоцентристы всех мастей, то есть представители «другого исторического типа», захватили практически всё жизненное культурное пространство, что им обеспечено финансирование и поддержка как бизнеса, так и государственных структур.

И это объективная реальность: капитализм требует «выстраивать» любые идеологии под человека-себялюба, сильного и обеспеченного, способного победить любого противника в конкурентной борьбе. Для достижения искомого результата из методов воспитания молодёжи должна быть убрана любая задушевная «лирика»: любовь к родине, например, сострадание к ближнему. В общем, всё, что расслабляет боевой настрой «бойца» капиталистического мира за свои права и за доходы!

Особенной мозговой атаке подвергается наше молодое поколение. В разных познавательных журналах целенаправленно идут вбросы материалов, которые призваны воздействовать на сознание и подвергнуть эрозии наш русский патриотизм. Как это делается? Например, некий автор в своей статье заявляет, что Ломоносов никаких новых физических законов не открывал. И Московский университет основал другой деятель.

Это проделки чужаков. Им наша национальная гордость поперёк горла! Наших родовых, национальных символов им не жалко! Скорее всего потому, что далеки они от наших традиционных ценностей. Но эту фундаментальную духовную чужеродность они тщательно маскируют всеми способами. Они специально «забывают» всё хорошее в российской истории ради всего плохого! Любому образованному русскому человеку эта примитивная ложь сразу видна. Но весь расчёт на нашу доверчивость и вредную склонность большинства верить негативу больше, чем официальной положительной по содержанию информации.

Идеологическая борьба с государственников и патриотов со своими идейными противниками только начинается. В интернете уже можно найти десятки наименований книг на эту тему. Но подлинное осмысление проблемы массовым читателем еще впереди.

Самое главное – это понять, КОМУ адресовать наши послания о возрождении национальных традиций? Есть тысячи и тысячи молодых людей, не входящих в столичные «тусовки». Они охотно идут в волонтёры, они любят русскую классическую литературу, но этот золотой фонд нашего народа еще мало консолидирован. Слишком велика наша страна, слишком далеко друг от друга живут по городам и регионам её лучшие сыны и дочери. И жизненная необходимость – наладить с ними обратную связь.

--------------------------------------------

Использованные источники:

1) Виктор Астафьев. «Нет мне ответа». Эпистолярный  дневник. Иркутск, 2009 г. Стр.91.

2) О.А. Жукова. «Опыт о русской культуре», Москва, 2019 г, ООО «Согласие». Стр.515.

3) Виталий Аверьянов. Журнал «Москва», №1-2002 г. Стр.181.

 4) В.Шубинский. Журнал «Вокруг света», №11-2011 г. Стр.183.

 

Комментарии

Комментарий #30008 03.01.2022 в 16:46

Не знал о вас ничего. Исправлюсь

Комментарий #29557 13.11.2021 в 06:58

На комментарии 29546 и 29549.
По вашим откликам я чувствую,что затронул тему,которую в одной отдельной статье не освятишь. Моя основная мысль в том,что в культурной среде СССР шла борьба двух мировоззрений-- эгоцентризма и коллективизма. Я сам крепко дружил с местными бардами и поэтами. В Братске мои друзья организовали клуб любителей книги " Прометей",где пели и читали стихи. Там все были нормальные люди, но одни боготворили столичных бардов-эгоцентристов по своей сути,другие -романтические песни о геологах. Их писали авторы,полюбившие романтику совместного труда и коллективной жизни. Я любил романтику песен Пахмутовой и Петрова, великий оптимизм голоса Эдуарда Хиля, и отвергал нытьё и скомошничанье некоторых столичных бардов. Особенно разрушительной для сознания молодёжи мне виделись блатные песни. Вот о чём речь.! Валерий Скрипко

Комментарий #29549 12.11.2021 в 22:41

НА КОММЕНТАРИЙ #29546
Вы правы, Скрипко, скорее всего, рисовал собственный "Париж". Но многих нормальных людей такие "Парижи" как тогда, так и даже сейчас интересуют мало. Либо совсем не интересуют. И не надо вешать на советскую систему воспитания бескультурье. Как раз вот эта романтика, которая так не "ндравится" автору, была искренней, а не пошло-лживой.
Во многом другом автор прав, а здесь - по собственному образу и подобию тех лет судит о других. Слишком субъективен.

Комментарий #29546 12.11.2021 в 20:55

Автор Валерий Скрипко прав: "мы были участниками невиданного социального эксперимента". Дорого обошелся этот эксперимент, но он и много положительного дал нашей стране и миру. И. думаю, будет продолжен.
Автор дал правильную оценку сегодняшнему дню.
Но:
- Автор не прав, говоря на тему воспитания культуры в Союзе. К автору: уголовники "утопили" культуру - впервые слышу. Если автор поддался на "Мы невольно поддавались всей этой пошлости", то причем все остальные граждане Союза? Ни за что унизил гитаристов - авторов самодеятельных песен.
- Вредное влияние атеизма автором не доказано.
Валерий, да, капиталистической власти давно надо повернуться передом к культуре: убрать с ТВ треп-шоу, оралки, соловьевщину-скабеевщину, рекламу милохиных, "Давай поженимся" и т.п. По ТВ (СОВСЕМ!) нет нормальных (советских) песен, народных танцев.