ПОЛЕМИКА / Владимир КОРНИЛОВ. «ТОРЧАЩИЕ УШИ» ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. К 85-летию «Союзмультфильма»
Владимир КОРНИЛОВ

Владимир КОРНИЛОВ. «ТОРЧАЩИЕ УШИ» ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. К 85-летию «Союзмультфильма»

 

Владимир КОРНИЛОВ

«ТОРЧАЩИЕ УШИ» ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

К 85-летию создания легендарного «Союзмультфильма»

 

16 июня 1936 года в Советском Союзе открылась легендарная студия «Союзмультфильм». Сам Сталин приложил немало усилий к ее созданию после проведенного летом 1933 года Фестиваля зарубежных мультфильмов в Москве. Он понимал, что мультфильмы – это важнейшее образовательное и воспитательное средство в формировании детей и подростков как будущих граждан советской страны. От того, какие художественные образы первыми попадут им в сознание и психику, будет зависеть их судьба и вся дальнейшая жизнь. В 70-80-е годы ХХ века киностудия мультфильмов была самой крупной в Европе: на ней трудилось около 500 человек и в год выпускалось около 40 анимационных фильмов. После развала СССР на студии начался откровенный беспредел. И не случайно. Студия была «лакомым кусочком» для новоявленных хозяев, желавших обогатиться быстро и без затрат на производство мультфильмов. «Союзмультфильм» превратился в «шарашкину контору», в которой новые «собственники» занимались просто переписыванием советских мультфильмов на видеокассеты и их продажей. На примере постсоветской судьбы «Союзмультфильма» можно было наглядно убедиться в порочности популярных в 90-е годы прошлого века рыночных мифов об «эффективных частных собственниках», если из рук государства передать им в собственность государственные предприятия. Главный лозунг того времени «Дайте им власть и они наведут порядок». Да, они навели «порядок», но в лучших традициях бандитского капитализма, разворовывая и наживаясь за счёт былых достижений и завоеваний советской эпохи.

Именно в 90-е годы прошлого века на российский рынок видеопродукции широким потоком хлынули западные, прежде всего, американские мультфильмы. Они на первый взгляд казались довольно безобидными анимационными произведениями. Но если внимательно смотреть их и вникать в их содержание, то невольно замечаешь в поведении мультяшных персонажей и главной идеи произведений «торчащие уши» чуждых нам ценностей западной цивилизации. Однако многие родители не запрещают своим детям их смотреть, по советской привычке, что по телевизору детям плохого мультфильма не покажут! Этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые папы и мамы – те, кто прочувствовал продажность современных либеральных СМИ. Главная причина – беспечность родителей к тому, что смотрит их дитя. Родители не всегда осознают значимость просмотра мультфильмов своим чадом. Они обычно включают ребенку мультик: лишь бы был занят и не мешал взрослым. Потом они удивляются, почему их ребенок растёт агрессивным, грубым и бессердечным: «Мы его такому поведению не учили!».

Современные дети и подростки, живущие в век информационных технологий, оказываются под интенсивным влиянием разнообразной медиа-среды: телевидение, радио, интернет, компьютерные игры и другие носители информации. Важнейшее место среди них занимают мультипликационные (анимационные) фильмы. Современное чадо проводит перед телевизором по нескольку часов в день, что для него не проходит бесследно. Мультяшные персонажи формируют его первичные представления о добре и зле, учат пониманию морали и социального поведения в обществе. Ребенок через призму мультяшных героев учится воспринимать себя позитивно или агрессивно, бороться со своими трудностями и страхами. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, а герои анимационных фильмов становятся предметом для подражания. Деструктивные и агрессивные мультфильмы вызывают у ребят излишнюю возбужденность с проявлением словесной и физической агрессии. Ученые в области образования и воспитания отмечают, что сюжеты мультфильмов для детей подчас более действенны, чем наставления и убеждения их родителей, бабушек и дедушек. Мультфильмы – это мощный и эффективный инструмент в воспитании и развитии ребенка, а с другой стороны – способ манипуляции сознанием детей. Все специалисты и воспитатели и, конечно, родители по этому поводу задают себе ряд вопросов:

– насколько современные мультфильмы способствуют нравственному и эстетическому развитию ребенка или причиняют вред детской психике?

– каким мультфильмам при их просмотре отдать предпочтение – зарубежным или отечественным (советским)?

Мнение, что все отечественные мультфильмы хорошие, а зарубежные – плохие, не совсем верное. Например, замечательный диснеевский мультфильм «Белоснежка и семь гномов» демонстрирует доброту, дружелюбие и несет в себе огромный позитивный потенциал. Сюжетная линия данного мультфильма приемлема для детской души. Поэтому зарубежные мультфильмы, подобные диснеевскому мультфильму «Белоснежка и семь гномов», – яркий пример их полезности. Советские дети впервые познакомились с анимационным шедевром летом 1933 года, когда был проведен первый фестиваль зарубежных мультфильмов в Москве. Однако следует заметить, что подобная оценка приемлема в основном для мультфильмов эпохи Диснея в истории зарубежных анимационных фильмов. Сегодня таких мультфильмов (за редким исключением, например, Робокар Поли о соблюдении правил безопасности на дорогах; Октонавты о подводных исследователях и ряд других) в современном зарубежном детском медиа-пространстве в основном нет.

 При регулярном просмотре современных западных мультфильмов ребенок теряет связь с историей и культурой России, своего народа, поскольку в них пропагандируются совсем иные ценности, отличные от родного менталитета: с точки зрения жизненной позиции и нравственных подходов. Так, мультфильм «Клуб Винкс», созданный по замыслу итальянского аниматора И.Страффи, – о Вселенной, наполненной волшебством, вымышленными планетами и мифическими персонажами. В основе сюжетной линии мультсериала лежит история юной девочки Блум. Узнав, что у неё есть волшебные силы, она поступила в школу для фей и вместе со своими сокурсницами основала команду под названием «Клуб Винкс». Мультсериал затрагивает романтические отношения между девочками и мальчиками, их подростковые переживания. Эстетическая составляющая мультфильма, что характерно для современной западной анимации, находится на довольно низком уровне. Феи Винкс с тонкими талиями, нереально большими глазами, с ногами на очень высоких каблуках и сексуально короткими юбками.

 Разве героя Шрека из одноименного мультфильма «Шрек» можно назвать симпатичным? В 2020 году мультфильм 2001 года «Шрек» был признан национальным достоянием США. Ему подстать страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ». Оказываясь в зависимости от таких мультяшных героев, дети требуют от родителей приобрести новые диски с подобным содержанием, наряды человека-паука и феи Винкс, всю коллекцию бакуганов. Тем более, в интернете развернута мощная рекламная кампания по продаже мультяшных героев в виде игрушек. Например, реклама по приобретению монстров из мультфильма «Отчаянные бойцы Бакуган» с соответствующим текстом. «Подними свое мастерство на другой уровень с новым Бакуганом Ультра из второго сезона! Только у тебя есть сила заставить этих свирепых существ совершить эпическое превращение! Бросай Ультра Бакугана на Баку-Соту (в комплекте) и смотри, как он ловко трансформируется в прыжке! Только у Ультра Бакуганов есть несколько точек активации для разнообразной трансформации!».

 Уровень речевой культуры западных мультфильмов очень низкий и недопустимый для слуха детей. Герои используют грубые и жаргонные слова: «болван», «дебил», «кретин», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко», «задница» и т.д. В сериале «Спанч Боб» имеются серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Именно такие слова и словосочетания фактически ложатся в основу речевой культуры современных ребят. Кроме того, разные герои многих зарубежных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые со скрипом и скрежетом звуки. Юмор западных мультфильмов, зачастую, злой, грубый, глупый и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Юмор сопровождается причинением боли тому или иному герою мультфильма. Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»). В этом же мультфильме птичка лопнула от пения, и поэтому принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак. После постоянного просмотра подобных мультфильмов дети с пеленок усваивают беспринципность, речевое бескультурье и жестокость в поведении. Как следствие, страдает внутренний мир, самоощущение ребенка и подростка.

Итак, крайне важно поставить анимацию на службу образованию и воспитанию умственно и психически здорового ребенка, а не становиться вместе с ним рабами западных мультфильмов. Считаем, идеальный вариант, когда родители найдут возможность приобщить своих детей к просмотру, в первую очередь, советских мультфильмов. За 55-летний период существования советского «Союзмультфильма» было создано 1,5 тысячи анимационных фильмов. Содержание многих из них – про дядю Степу, Муху Цокотуху, Конька Горбунка, Серую шейку, Ежика в тумане, Малыша и Карлсона, кота Матроскина и Дядю Федора, Бременских музыкантов, Чебурашки, Волка и Зайца – разошлись на цитаты, а сами мультфильмы стали классикой советской и мировой мультипликации.

Герои советских мультфильмов, идет ли речь о людях или животных, вполне соответствуют эстетическим нормам и говорят на красивом и правильном русском языке. У каждого героя мультфильма свой неповторимый голос и эмоции, воспроизводимые на фоне красивой музыки. В советских мультфильмах герои четко для детского понимания делятся на положительных и отрицательных персонажей. Ребенок способен самостоятельно определить, кто поступает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких действий. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят, как правило, высоконравственный характер. Многие мультфильмы советского периода соответствуют задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания детей и подростков, следовательно, могут быть эффективно использованы в их формировании как будущих граждан России.

Ярославль

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #29616 21.11.2021 в 10:24

Что тут добавить? Когда в молодости мы впервые узнали о программах Даллеса и Бжезинского, нам казалось это ерундой. Не может нас русских коснуться эта пресловутая "теория заговора". Теперь, по прошествии времени пришло понимание, что программы эти выполняются. Кроме мультиков у нас "заменились" на чуждые нам: песни, картины, художественные фильмы, и т.п. Во главу жизни стал доллар. И наши люди меняются на глазах отнюдь не клучшему.