ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. АНТИПАТРИОТИЗМ СТРЕМИТЕЛЬНЕЙ КОВИДА. К 80-летию Московской битвы
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. АНТИПАТРИОТИЗМ СТРЕМИТЕЛЬНЕЙ КОВИДА. К 80-летию Московской битвы

 

Александр БОБРОВ

АНТИПАТРИОТИЗМ СТРЕМИТЕЛЬНЕЙ КОВИДА

К 80-летию Московской битвы

 

Достаточно включить телевизор, войти в ленту интернет-новостей, как вся агрессивная медиасреда вопиет с новой силой, что мы погружены в эпоху не просто информационных войн, а в предпоследние времена воюющих мировоззрений. Не случайно вся риторика властной вертикали и лично президента Владимира Путина пронизана призывами к национальной безопасности и сохранению государственного суверенитета. Повторяю: риторика и установления. А что в реальной информационно-культурной политике?

Ещё летом 2014 года после долгих обсуждений и поправок Государственная Дума приняла, а президент утвердил «Основы государственной культурной политики». Я всё чаще убеждаюсь, что ими не то что никто не руководствуется в конкретной деятельности, а просто – никто не читал. Например, в ток-шоу Владимира Соловьёва, посвящённом театральным закидонам и гей-пропаганде, все либеральные эксперты твердили: цензуры по Конституции нет, никаких государственных установлений не существует. Правда? Ну, откройте «Основы…», там прямо сказано: «Основные цели государственной культурной политики – сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения…». Ну, если Богомолов и иже с ним – передаёт, то «выполнение» – налицо.

Сама реальная жизнь и положение России в мире, сотрясаемом кризисами, пронизанном токами остервенелой гибридной войны, заставило президента Владимира Путина внять давним сетованиям тех, кто озабочен будущим страны, и внести в Госдуму поправки в Закон «Об образовании в РФ». «Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», – сказал он на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса. Но дух антипатриотизма, в том числе и в образовательной среде, к несчастью,  распространяется стремительней ковида.

На последнем секретариате Союза писателей России мы обсуждали открытое письмо Ирины Ушаковой по поводу навязывания министерством образования Московской области странных заданий олимпиады школьников по литературе и реакцию на него «либеральной общественности». Написал вечером письмо новому министру образования Московской области Илье Бронштейну:

 

Уважаемый Илья Михайлович!

Сегодня на секретариате Союза писателей России выступил с сообщением о нетерпимой ситуации, сложившейся вокруг заданий по школьной олимпиаде по литературе, где для разбора предложены произведения Вознесенского, Набокова и… Горалик. Дело не просто в однобоком и тенденциозном подборе имён, где напрочь отсутствуют уроженцы и певцы Подмосковья (а такие и очень яркие – есть!), но и в сознательном искажении вкуса одиннадцатиклассников, в привлечении странного, невнятного автора с ненормативной лексикой и постоянными под(…)вохами.

Вот как заканчивается «олимпиадное стихотворение»:

…и мечтали, чтоб время не проходило,

чтобы ничего не происходило,

но над небом звездочка восходила.

Но проклятая звездочка восходила.

Почему Вифлеемская звезда – проклятая? И как это – «над небом», а не в небесах? На это не раз указывали многие читатели разных конфессий. Более того, ряд православных литераторов собираются написать в соответствующие органы, чтобы привлечь Линор Горалик и разработчиков подобных заданий к ответственности по статье «оскорбление чувств верующих».

 На автора открытого письма – журналистку и писательницу Ирину Ушакову обрушился поток обвинений и грязи. Коллеги – первый лауреат Патриаршей премии Владимир Крупин и я как лауреат многих премий – вынуждены были печатно вступиться за Ушакову.

См. публикации: «Хоррор в культуре и литературе» (sovross.ru) https://sovross.ru/articles/2199/54589; «Почему выбор министра Бронштейна пал на Горалик?» https://rospisatel.ru/ushakova-gor.html

Типичный отклик: Иван Бойко (Краснодарский край):

«А не пора русским писателям, поэтам, философам, историкам объединиться и изгнать ТОРГОВЦЕВ из храмов культуры??? ПОКА только профессор Александр Александрович Бобров глубоко раскрывает их мерзкую суть. А что остальные???».

К счастью, не только Бобров. И роль творческих союзов по тем же президентским документам – должна возрастать.

Как поправить этот просчёт, похожий на сознательную провокацию?

БОБРОВ А.А.

 

Жду ответ… И самое страшное: на олимпиаде в Московии – сердцевине русской государственности, культуры, истории совершенно не учитывается, например, что в этом году отмечается 80-летие Московской битвы. Под Москвой сражались и вели битву пером и Словом Константин Симонов и Константин Воробьев, Николай Старшинов и Юлия Друнина. Всех – не перечислить. Что, не могли в министерстве продумать и сделать хоть шажок в патриотическом воспитании школьников? Это не просто ошибка, а прямая профнепригодность или нанесение урона. А ведь летом президент подписал Стратегическую доктрину национальной безопасности. Ну, с 1 сентября у работников сферы образования и СМИ было время её прочитать, понять, что сказано в целой огромной главе: «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

Никто в учреждении не ознакомился, не принял к сведению, министр Бронштейн?

 

* * *

Рассказывал студентам-первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера. Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъёмках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…

О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им...». Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д'Арк – так называл он «Зою». «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках.  О героине был снят впечатляющий чёрно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АИФ»), ну, и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-то «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.

Напомню, рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «...Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа».

Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, всё равно надо было испоганить…

Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части №9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве.

После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5-7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день 29 ноября в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюково. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжело раненную комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, её зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять...». И запела «Интернационал»…

По легенде, именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерово по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания? Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашёл на их сайт, увидел какую-то искажённую коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор...».  Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых достойных.

По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награждённым орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году. Но война готовила им другую судьбу… Они оба, и Вера и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилёвом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Ещё в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя. Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидово и делилась боевым опытом.  Однако, если гибель Зои, благодаря журналистам, получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена Орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом Президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Герой Российской Федерации.

Поэт Николай Дмитриев работал учителем в соседнем Рузском районе и написал антологическое стихотворение «Зоя»:

Она назвала себя Таней,

Не зная, что в гордой красе

Несломленной, бронзовой встанет

Над Минским летящим шоссе.

Что, славя московские зори,

Ей горн пионерский споёт.

Куда вам? До Зои? До Зои.

Кондуктор билет оторвёт…
 

Многие ли сегодня берут билет и едут до Зои, особенно школьники и студенты?

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии

Комментарий #29691 28.11.2021 в 23:05

Спасибо моему другу и соратнику по духу и дорогам Владимиру Крупину. Он, смиренный христианин, не может взирать на то, как попираются высшие идеалы, утверждает их Молитвой и Словом...

Комментарий #29672 27.11.2021 в 00:29

Какая прекрасная статья о Родине, о патриотизме, а по сути, о любви к ближнему - к товарищу, ради сохранения жизни которого выдержаны такие муки! Настоящая любовь! Настоящие люди! Истинный подвиг! А ещё брат Веры Волошиной (имени, к сожалению, не помню, - кажется, Александр, тоже посмертный герой СССР). Вот каковы были люди, воспитанные в духе любви и патриотизма, люди, для чьего воспитание в достаточной степени, нежели сейчас, хватило золотого духовного запаса наших предков-христиан. Ныне его остатков уже недостаёт в противостоянии злу и национальном самосохранении. И никакие наши обличения не в состоянии изменить к лучшему мир и усовершенствовать человека. Только обращение к Богу, которого (обращения) так боятся жрецы нового мироустроения! За ним последует нравственно-духовная эволюция. Вот почему, левой рукой преподнося нам новые роскошные церкви, правой они убирают из них наше будущее - молодёжь, - искушая их развратом и прочими духовно-разрушительными прелестями. И комментарий Владимира Крупина практически дословно отражает моё мнение. Вы, крупные писатели, как элита, высолка народа для его защиты, и должны стать организующей силой против разрастающегося сатанинского беззакония. За вами пойдут, сплотятся. Если же вы останетесь на позиции критики, то Васька, цинично и равнодушно слушающий, да едящий, сожрёт и вас, и простой народ либо сломает.
А вообще, благодарю Александра Александровича за мужество, потому что все остальные заметные фигуры боятся, а Станислав Юрьевич Куняев уже в преклонном возрасте, когда болячки не позволяют быть в авангарде борьбы.

Комментарий #29664 26.11.2021 в 09:48

Как же тяжело сейчас жить тем, кто любит Россию, Родину, Отечество, Державу. Живём среди лжи, пошлости, помоев, льющихся на историю нашей страны. Бедные, несчастные, обокранные либералами дети наши. Светлые ваши головёнки заваливаются мусором вранья о самом дорогом понятии - любви к тому месту под небесами, где вы увидели свет Божий.
Горалики, эта фамилия для меня нарицательна, "горалики" - это не люди, это злые насекомые, поселившиеся на теле России и кусающие её, пьющие её кровь как ночные клопы. . Кровь наша - это именно наши святыни, наши мученики, наши победы в пройденные годы и. - главное - наша готовность к новым битвам за Святую Русь.
Саша, дорогой, молюсь за тебя, всегда читаю твои точные, прицельные строки. Дай, Господи, тебе сил и времени на твои необходимейшие труды!
Владимир Крупин