Вита ПШЕНИЧНАЯ. «…ГДЕ СЛИВАЕТСЯ ПОЛЕ С ДУШОЙ». О поэзии Евгения Юшина
Вита ПШЕНИЧНАЯ
«…ГДЕ СЛИВАЕТСЯ ПОЛЕ С ДУШОЙ»
О поэзии Евгения Юшина
Я несколько раз перечитала эту строчку из стиха (к слову, ею озаглавлена и новая подборка Евгения Юшина в журнале «Подъем» №11-2021 – не поленитесь, полюбопытствуйте), прежде чем поняла, что мой очередной отзыв будет о стихах совершенно нового (да, прежде не читала!) для меня автора (открывать новое всегда сродни чуду и Благословению). Да и лучшего названия подборке Евгения Юшина попросту не подобрать – настолько максимально полно она отражает атмосферу собранных воедино стихов, настолько точно аккумулируется в душе и общее впечатление от прочитанного, с единственной разницей – моя душа слилась со стихами Юшина в каком-то непередаваемом обычными словами сплетении восхищения и полёта фантазии. Впрочем, речь не столько о подборке, сколько в целом о поэзии Евгения Юшина, говорить о которой, мне кажется, можно долго и без устали, но я всё-таки попробую и сейчас выдержать свой личный «регламент».
А начну вот с этих строк:
Я люблю это время молочное в сахарных осах.
Тонкий ломтик луны у горбатых под снегом телег.
И все смотрит куда-то сквозь поле и небо береза.
Что-то знает душа, но не может понять человек…
Строк, перекликающихся и с другими – вот с этими:
По нашей странной русской жизни,
Пирам лачуг, тоске дворцов
Не осознать любовь к Отчизне,
Любовь к себе, в конце концов…
Согласитесь, как по-нашенски – только русский человек и поймет, о чем речь – говорит автор о «странности» русской не только жизни, но и души, как раз, кажется, и заключающейся в недопонимании самой себя, живущей больше по наитью – чувством и эмоцией, нежели разумом; да и под силу ли «разумной» душе столь утонченное поэтичное восприятие мира? Вряд ли.
Только чувственная душа напишет, как выдохнет, такие чудо-строки:
Я возьму с собою в зиму
Дымку глаз твоих озимых,
Перстенек росы на ветке,
Взгляд сосны из-под ресниц…
Да если б только их! Как обворожительно ёмок, на первый взгляд, простенький, ближе к детскому своим ритмическим рисунком стих: тут тебе и «охи-ахи половиц», и «гимны грома и дубравы», и «шмель в боярской шубе» – Природа буквально распахивается в юшинском стихо-творении, распахивается щедро, безоглядно, талантливо! И я намеренно поставила дефис, педалируя на «творении», причем настолько покоряющем своей простотой и поэтичностью, что перечитывая строчки эти, каждый образ торопишься представить, а представив – любуешься:
И месяц ржет, уткнувшись мордой в сено.
Горчит лугов сентябрьский посол.
Сосна сидит – колено на колено,
Отряхивая медный свой камзол…
------------------------------------------------
…Луг отдыхает в тёплой неге.
Далёких молний белый хруст.
Весь мир – сплетение энергий
Галактик и любимых уст.
Пожалуй, я впервые поймала себя на мысли, что совершенно не хочу разделять по темам юшинские стихи, настолько каждый их них – самодостаточен, сродни явлению, ритмично выверенному, не похожему на другие. Как цельное и искусно сотканное полотно, где что ни образ – то до замирания (а в моём случае, повторюсь, – до восторга), что ни строчка – то чудо, как дитя искренности, боли или любви автора. Я нисколько не преувеличиваю, судите сами:
Спит провинция в букете лопухов,
Греет брюхо солнце мокрое в стогах,
И плывут себе сады у берегов,
Где туманы водят реку под бока…
Или:
Веслом листаешь волн страницы…
А прочитаешь, и поймёшь
Осоки шепот, свист синицы,
И леса утреннюю дрожь…
А вот строфы (почти все) из стихотворения «Стансы:
Над церквями – синь да золото.
Зори падают в сады…
То ли Тверь, а то ли Вологда –
Много неба и воды.
Вкривь – дорога непролазная:
То Европою вздохнет,
То дремучей вязнет Азией
Наших квашеных болот…
-------------------------------------
…Спят речушка и околица.
По заре размазан мед.
Зычный колокол на звоннице
Покаяние поет.
Здесь – века обетованные,
Слава ратная Руси,
Кисть Рублева, снеги пьяные,
Кроткий ангел в небеси…
Какое завораживающее сочетание сочных и точных образов в одном только стихе! И подобно живительному роднику – прочтёшь их и буквально накрывает волнами не проходящих, притихших где-то у сердца (или в нём?), но вдруг очнувшихся и начавших звучать не только в мыслях, но и словах любви и боли за нашу, «кисти Рублёва», Россию-матушку, раскинувшуюся во все стороны света, которая у каждого – своя (у Евгения Юшина – «в половодье Мещерской зари…»), и в которой на все времена не отменимо ощущение быстротечности земной жизни и в то же время открытости и благодарности «и к людям, и к Богу»:
…Всё тебе тут понятно и просто.
И вражда, и любовь – до конца,
До вечерней звезды над погостом,
До ветлы над могилой отца.
---------------------------------------------
…И надломив рассвета соты,
Прикрыв туманом синий взор,
Сама Россия входит в воду,
В блаженство женственных озер…
----------------------------------------------
…Белые грузди. Черные грузди.
Что ж это грусти – через края?
Где-то высоко небесною Русью
Мамочка, мама проходит моя.
А какое ностальгически-горькое послевкусие от стихотворения, посвященного крестьянам… Впору назвать его своеобразным плачем по ним – разорённым, разобщённым, выброшенным на периферию жизни, и если бы только на периферию:
…Милые, милые мои крестьяне!
Вы теперь именуетесь гордо: электорат!
Ищите мутное счастье на дне стакана.
Нет на земле вас, крестьяне. Таков расклад.
Нету народа! Этнос. Пожалуй, что этнос…
Признаться, некомфортно чувствовать и себя (я тоже – часть народа) этносом, потому как при всех известных характеристиках, есть, по-моему, в этом слове что-то от энтомологии.
Но и в этом стихотворении автор умудряется незаметно вывести читателя к Свету:
…Я полюбил тебя, солнце, ты катишься спелым полем.
Полюбил березу в юбочке из листвы.
Ох, как робко она – вправо-влево – ножкою голой,
Белою ножкой манит из темноты!..
И живо предстает перед глазами эта чисто левитановская картинка, сводя на нет разлившуюся было по нутру горечь. А там уже и другие стихи будто готовятся подхватить на руки твою мгновенно воспалившуюся душу – чтобы опомнилась, очнулась от тяжелого морока невесёлых раздумий и, оглядевшись, увидела, что вокруг всё-таки куда больше чистого и ненаглядного, о чём всегда будут петь чуткие сердца поэтов, находя всякий раз всё новые и новые образы:
…Срывает шапку одуванчик,
Дорога прячется в пыли,
И колокольчик в свой стаканчик
Мёд поднимает из земли…
------------------------------------------------
…Просто всё, когда без потрясений.
С Богом в сердце так идти, идти
По весенней тропке, по осенней,
По снегами сбитому пути…
Но ведь действительно, как всё на самом-то деле просто в этом мире, загроможденном нами, взрослыми, условными сложностями, (наверное, от большого ума, от которого – вечно горе) – живи в согласии с душой да с Богом в сердце.
И благодарно согласишься с автором, написавшим:
…Мне нравится деревьев ровный шум,
Их голоса, их думы и тревоги,
И топкие, нестройные дороги,
В которых тоже много русских дум.
Или:
…Распевом красок инока Рублева
Россия начинается со Слова.
Веди судьбу – душою не криви.
Россия начинается с любви…
--------------------------------------------
…Я люблю этот край подсвешный,
Где на взгорок через луга
На молебен рядком неспешным,
Как монахи, идут стога…
Перечитаешь эти строки, буквально смакуя каждое слово, как цветное драже с «тем самым», почти забытым, но таким родным вкусом, и вдруг живо вспомнится и вспыхнет в памяти какая-нибудь почти стёршаяся, пастельная картинка из безмятежно-чистого детства – и словно сама по себе начинает оживать и наливаться силой Надежда и слагаться Молитва…
А как иначе-то, если Россия во все времена начиналась со Слова.
г.Псков
Я, также как Вита недавно, буквально вчера, открыла это чудо - стихи Евгения Юшина. Это было похоже на взрыв, взрыв чувст, эмоций, благодарности и радости. И, пожалуй, в первый раз, читая стихи, я невольно плакала, а душа взлетала. Спасибо Богу, что есть в России такие Поэты и спасибо Поэтам, что они пишут такие стихи.
С уважением, Марфа.
Евгений, рада вам, хорошо, что отозвались.
Про "давно не встречал" - всё так, потому и решила начать. По себе знаю, как важно автору знать, что вызывают (если, конечно, вызывают), в читателе его стихи/проза, какие чувства. И как я себе желаю таких вот чудесных открытий, какое случилось у меня с вашей поэзией. Чтоб они - открытия - были, пусть не часто, но были. Потому как живое слово целит и силы придает. Ваше - живое.
С благодарностью,
Вита.
Ой, Вита! Если бы вы знали как дорого автору слово о его творчестве, а доброе слово и тем более! Особо это дорого теперь, когда литературной критики по журналам почти нет, а в интернете остались лишь островки подобные "Дню литературы". Спасибо вам за ту помощь, что оказываете авторам, дабы донести до читателя написанное. Столь внимательных , столь чутких движений души не встречал, увы, очень давно. Благодарю вас сердечно, Евгений Юшин.
Мария... Ох, Мария... Рада! Рада, что и у вас случилось Открытие! Уверена, вы не разочаруетесь. И если бы вы знали, как дивно внутри, когда знакомишься с новым Поэтом, точнее, с его стихами. Такое словами не передать. Но я пытаюсь). Добра всем нам и здравия.
А Евгению Юшину - поклон. Обняла б, если б могла за такие чудо-стихи.
Дорогая Вита!
Спасибо за Евгения Юшина! Благодаря тебе сегодня с ним знакомлюсь. Жду вечера, когда смогу сесть за всю твою статью (со стихами).
До сих пор я избегала употреблять эпитет "Божественно". Моя бы воля - запретила бы его вообще. Но сейчас я смело говорю, строчки у этого поэта (Евгения Юшина) - Божественны... ..."Что-то знает душа, но не может понять человек..."
Спасибо Вита, спасибо поэту Евгению Юшину. Успехов и храни Вас Бог!
Мария.
Дорогая Вита! Мне тоже ложатся в душу стихи Евгения Юшина! Хорошо написала!
Игорь Изборцев