Артём ПОПОВ. ЧТО ТАМ, ЗА «ПЕРЕВАЛОМ ВОЛКОВА»? О новой книге Натальи Мелёхиной
Артём ПОПОВ
ЧТО ТАМ, ЗА «ПЕРЕВАЛОМ ВОЛКОВА»?
О новой книге Натальи Мелёхиной
«Тётя Шура маялась в ожидании на умытой апрельским дождём автостанции в райцентре. Из-за эпидемии коронавируса транспорт теперь ходил редко…». Так начинается рассказ «Коронованы бедой», открывающий новую книгу вологодского прозаика Натальи Мелёхиной «Перевал Волкова». Реалии двух последних лет, прошедших под знаком беды, отражены в тексте, а значит, уже попали в историю литературы.
Автор – известный продолжатель линии деревенской прозы и в новых рассказах реалистически достоверно описывает жизнь российской глубинки, даёт беспощадный социальный срез, ставит диагноз обществу. «В октябре Витька привычно засобирался в тюрьму» – таково первое предложение рассказа «Алиментщики». А ведь это страшно, когда в колонии-поселении выжить сегодня легче, чем в родной деревне! Там работы нет и не предвидится. Но это не чернуха – уж в чём-чём, а в этом автора обвинить трудно.
Рассказы Натальи Мелёхиной отличают добрый юмор и глубокое сочувствие к героям. Особенно к нелепым, чудаковатым, выпадающим из жизни, пьющим часто от безысходности. Троица мужиков с колоритными прозвищами Топотун, Шпиля и Лёха-Трёха (рассказ «Жара под Рождество») живо напомнила пана Зюзю из повести Василия Ивановича Белова «Медовый месяц». Только такого совпадения не надо стесняться, недаром Наталью Мелёхину кто-то давно и уважительно назвал «Беловым в юбке».
Как и лучшим писателям-«деревенщикам», автору «Перевала Волкова» одинаково удаются мужские и женские характеры. Жалостливы образы деревенских старух, будь то Шура из уже названного «Коронованы бедой» или Марья Никитична из рассказа «Муся, Маня и магнит». Как и у беловских и распутинских старух, их судьба тяжела, словно и не было стольких лет «технического прогресса». Но чем горше скорбь, тем ближе к Богу.
От переживания о непутёвой и нескладной жизни того или иного героя прозы Мелёхиной отдыхаешь на страницах, посвящённых описанию природы. Тут слова имеют поистине терапевтическое воздействие. «Чёрную сажу размазала ночь над крышей тёти-Ириной избы. В морозном воздухе подрагивал месяц, похожий на надкусанную чёрствую баранку, от времени заплесневевшую до белизны. Крошками по обе стороны рассыпались звёзды. Такая тишина стояла в деревне, что того гляди от неё, как от пронзительного крика, лопнут барабанные перепонки. Что-то тайное, торжественное свершалось в природе, и даже лес вокруг деревни на самом деле не спал, сосредоточенный, как прихожане в церкви, на глубокой и искренней молитве…» («Жара под Рождество»).
И хочется, чтоб не кончалась строка...
Прозу Мелёхиной можно назвать кинематографичной: прежде всего из-за живых диалогов. Стилизация речи персонажей удивительна, будто слышишь окающую вологодскую речь, незабываемую певучую интонацию: «Баушка Таня, мОлОкО-От в дОм Отнести? ПОлОрОтОй у нас Игнаха-тО – Оставил Опеть на жаре, банка в летней кухне От утра стОит» («Дашкины куклы»).
И это так замечательно, что в деревнях, куда проник вездесущий интернет, ещё не умерли диалекты. В рассказах Натальи Мелёхиной на них говорят не только бабушки-дедушки, но и молодёжь, которая продолжает жить в деревнях и сёлах. Оглашённый, бадог, обрядить, помочи, неругливый – диалектизмы даются в книге со сносками.Речь деревенских – не городских жителей показывает, что язык наш по-прежнему «великий, могучий, правдивый и свободный».
Однако важно заметить: Наталья Мелёхина не замыкается на деревенской проблематике. Вопрос о взаимоотношении отцов и детей по-своему преломляется автором в рассказе «Весна и смерть Семёнова». А ставшая актуальной – увы! – тема буллинга (простите за чуждое слово!) или травли девочки-подростка развёрнута в «Неуроках физкультуры». Все эти тяжёлые темы раскрываются писателем психологически тонко и точно.
За социальной проблематикой стоит другой, философский уровень обобщения. В упоминавшемся уже рассказе «Коронованы бедой» можно увидеть символику Пути к Дому, а одинокая яблоня на дороге становится древом познания. Об этом библейском сюжете во вступительном слове к книге пишет Мамед Халилов.
О православном измерении рассказов Натальи Мелёхиной прежде написано совсем немного. Между тем в сборнике есть замечательный рассказ «Птица Божья» о молодом герое Артёме, его пути к вере, любви к Богу и своему ближнему. Герои ищут спасения в молитве, как Сашка из «Медведя с заплатой на ухе». Этой молитвой Пресвятой Богородице, кажется, автор через героя просит за всех: «Всех, всех нас спаси, сохрани и помилуй… и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен».
В любом авторском сборнике важна внутренняя композиция, проявляющаяся в виде некоего стержня. Таковым в книге «Перевал Волкова» стали «Дашкины истории» – короткие рассказы о шестилетней девочке, живущей в деревне. Эти во многом автобиографические произведения способны смягчить загрубевшие души современников, залечить раны на сердце. Воспоминания детства греют автора, и это тепло передаётся читателям.
Не станем в коротком анонсе-рецензии раскрывать секрета названия книги, конечно, отсылающего к известной трагедии, произошедшей в конце 1950-х с группой Дятлова. Отметим только, что в рассказе «Перевал Волкова» мистика тоже присутствует. Но пусть читатель сам узнает, что случилось там, на «Перевале Волкова».
Новый сборник подтверждает высокую продуктивность вологодского автора, напомним, ставшего лауреатом премии «Дня литературы» 2020 года в номинации «Молодёжный прорыв». Книга Натальи Мелёхиной открывает серию «Сокровища вологодской литературы», что почётно и в то же время ответственно.
И вот о чём ещё важно сказать в заключение. Писателю сегодня мало только творить – нужно активно высказываться публицистически на «болевые» вопросы, не обходить стороной то, что беспокоит людей. Член Союза писателей России Наталья Мелёхина одна из первых выступила против строительства мусорного мегаполигона вблизи деревни Горбачёво в Великоустюгском районе Вологодской области. Писатель защищает деревню и её жителей не только в прозе, но и в жизни. Поверьте, это дорогого стоит.
г. Северодвинск
Наталья, всегда рады вашим новым работам.
Присылайте.
С теплом -
Валентина Ерофеева
Спасибо за внимание к моему творчеству и за публикацию автору Артёму Попову и главному редактору Валентине Григорьевне Ерофеевой!
Достойный отзыв о достойной прозе. Наталья Мелёхина талантливо исследует серьёзные болезненные темы. Как, впрочем, и автор рецензии Артём Попов в своей прозе.