МИР ИСКУССТВА / Александр БАЛТИН. НОВОГОДНЯЯ ТЕМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Праздник, объединяющий всех
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. НОВОГОДНЯЯ ТЕМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Праздник, объединяющий всех

 

 Александр БАЛТИН

 НОВОГОДНЯЯ ТЕМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 Праздник, объединяющий всех

 

 Новый год мешает краски: тут искреннее дыхание надежды и скорбь раздумий, связанных с общечеловеческими ощущениями – быстроты времени, неизвестности грядущего, краткости жизни…

 Новый год очень по-разному отливался в шары и звёзды поэзии.

 Василий Капнист пел, соблюдая верность классицизму, тяжело: но создавалось ощущение большого пространства, охваченного поэтом, и совершенно особого духовного воздуха:

 Как дождевая капля в море,

 Так в вечность канул прошлый год,

 Умчал и радости и горе,

 Но, улетев, отверстый вход

 Оставил в мир и за собою.

 Точно совмещалось нечто свинцово неподъёмное с лёгкостью надежды: на этот отверстый вход… грядущего.

 Константин Случевский, разводя предельную печаль в растворе стихотворения, в чём-то вторил далёкому классику:

 Вот Новый год нам святцы принесли.

 Повсюду празднуют минуту наступленья,

 Молебны служат, будто бы ушли

 От зла, печали, мора, потопленья!     

 И в будущем году помолятся опять,

 И будет новый год им новою обидой…

 Что, если бы встречать

 Иначе: панихидой?

 Тут уж кажется нет места радости: тут сплошной пресс неугомонной мысли, однако, совершенство стиха оставляет место и надежде: а вдруг… эстетика самое высокое, что есть?

 Вдруг спасёт она, ведь утверждал Достоевский… ну, известное – про красоту.

 А вот Плещеевская радость, выплеснутая в мир через Новый год в школе: вот – огни, беготня, игра, и – ничего плохого:

 В школе шумно, раздается

 Беготня и шум детей…

 Знать, они не для ученья

 Собрались сегодня в ней.

 Нет, рождественская елка

 В ней сегодня зажжена;

 Пестротой своей нарядной

 Деток радует она.

 Бодро и молодо звучит стих: возвышенный в кристальной простоте своей.

 …Вопрос Фёдора Глинки, оформленный чистым, стремительно летящим звуком, останется без ответа:

 Ах, лучше ль будет мне, чем ныне?

 Что ты сулишь мне, новый год?

 Но ты стоишь так молчаливо,

 Как тень в кладбищной тишине,

 И на вопрос нетерпеливый

 Ни слова, ни улыбки мне…

 И вопрос этот будет вечен: как вечно вибрировать в душах будет надежда.

 Хотя бы волоконце её должно оставаться всегда…

 Семён Надсон, некогда ставивший рекорды поэтической популярности, засветит свою «Легенду о ёлке» метафизическими огнями, и, начав о веселье и радости, о детворе, ликующей у ёлки, обратится к пещере, где родился Христос: ради будущего света.

 Иные песни предложит двадцатый век; тут будет совершенная печаль Блока, его снежная музыка, его мечтательность и усталость, и зыбкость ощущений бытия:

 И ты, мой юный, мой печальный,

 Уходишь прочь!

 Привет тебе, привет прощальный

 Шлю в эту ночь.

 А я всё тот же гость усталый

 Земли чужой.

 Бреду, как путник запоздалый,

 За красотой.

 Красота! Волшебно-манящее понятие: и так много её в медитативной поэзии Блока.

 …Глубинно-мерцающий звук Тарковского продолжит метафизическую линию поэтического Нового года:

 Я не буду спать

 Ночью новогодней,

 Новую тетрадь

 Я начну сегодня.

 Ради смысла дат

 И преображенья      

 С головы до пят

 В плоть стихотворенья…

 И стихотворение округло, со словами крупными, точно светящимися изнутри таинственным розоватом светом раковин.

 А вот Саша Чёрный – с фирменной своей иронией, становящейся несколько злой: внезапно-злой, словно и надежда уж не надежда, и вообще…

 Родился карлик Новый год,

 Горбатый, сморщенный урод,

 Тоскливый шут и скептик,

 Мудрец и эпилептик.

 «Так вот он – милый божий свет?

 А где же солнце? Солнца нет!

 А, впрочем, я не первый,

 Не стоит портить нервы».

 Весело – да? Подрастёт карлик – там посмотрим.

 …Интонация Леонида Мартынова неповторима и сразу узнаваема: разумеется, его Новый год будет столь же своеобычен, как эта волшебная интонация:

 Снежинка на реснице,

 И человеку детство снится,

 Но уйма дел у человека,

 И календарь он покупает,

 И вдруг он видит:

 Наступает

 Вторая половина века.

 …Разное мешая, разные поэты представляли своё видение праздника: из основных, объединяющего всех: как всех объединяет свет и скорость жизни; по-разному пропели они свои песни, но высота эстетического градуса новогодних стихов позволяет говорить об отдельном феномене: новогодних страницах русской поэзии.

 

Комментарии