Вячеслав ЛЮТЫЙ. ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ. Роль региональных журналов в современной культуре
Вячеслав ЛЮТЫЙ
ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ
Роль региональных журналов в современной культуре
Сегодня роль региональных литературных журналов стала во многом иной, нежели прежде, в советское время или в последние три десятка лет. Теперь нет непререкаемого главенства московских литературных «толстяков», а издания из самых разных географических точек страны уже не однажды выступали как первооткрыватели новых писательских талантов, словно бы вручая их имена столице для последующих публикаций – разумеется, более громогласных и потому открывающих для автора широкие перспективы. Но это – издательская сторона вопроса, несомненно, очень важная для писателя, а для читателя существенная только в одном смысле: родной журнал напечатал хорошего автора-земляка или же «поэта-писателя» из подобного же уголка России, совсем не обласканного пока что Белокаменной.
Края и области страны интеллектуально и художественно отделились от центра и стали исподволь понимать себя как «главную» Россию, а не придаток к административному центру Российской Федерации. Практически все важные события, связанные с возникновением новых литературных имен и произведений, сегодня связаны с регионами. Отчасти это напоминает о творческом истощении «московской культуры», ориентированной на модернистские акты и книги, забывшей об исключительной важности корневого самосознания – в угоду многочисленным адептам принципа «перекати-поля», когда создатель очередного артефакта никому ничего не должен. В названных обстоятельствах региональные журналы поняли свою прежнюю задачу по-новому: не только поиск самобытных талантов на месте, но и обязанность перед последующими поколениями сохранить нравственные и художественные устои искусства и литературы настоящего времени и прошлых эпох, не позволить рационалистическому веку разрушить традицию.
Подобное самоопределение журналов российской глубинки соседствует с вторжением на региональные творческие территории фигур и практик откровенно разрушительного свойства. Модернистские экзерсисы в Перми, претенциозный памятник каторжным годам Достоевского в Омске, пошлые спектакли в рамках Платоновского фестиваля в Воронеже – много мусора злая воля раскидала по землям, где прежде умели ценить красоту и затаенный смысл. Именно поэтому литературно-художественные журналы регионов видятся как чрезвычайно важные опоры подлинной культуры на всей территории России. Они дают понять бесцеремонным современным культуртрегерам, что здесь есть история, имена и творения высокой пробы, здешнее пространство не пустует. И непозволительно всякому встречному-поперечному вываливать имитирующий культуру хлам на знающую иные, более достойные, времена землю.
Если отвлечься от этой, во многом охранительной в самом лучшем значении слова, задачи, то окажется, что региональным журналам присуще свойство творческой навигации. Уже не отодвигая в сторону негативные по форме и содержанию произведения волевым актом, но отбирая все лучшее, что появляется в поле зрения издания, и осуществляя таким образом изначальную оценку художественной вещи, журналы опережают собственно издательский процесс, для которого наиболее важным оказывается статистика продаж книги, а не ее высокое существо.
Так региональное издание, размещая на своих страницах образцы прозы, поэзии, эссеистики – содержательные и привлекательные по форме, неявно производит отбор и рекомендует своим читателям произведения, которые в журнале не зазорно разместить одно рядом с другим – потому что творческие потенциалы этих текстов лежат в одном поле литературных оценок, какими бы разными упомянутые вещи ни были.
Книги современных издательств не придут в читательскую аудиторию без затратной и энергичной рекламной кампании, тогда как соседство молодого автора с известным мастером свидетельствует сразу о двух обстоятельствах: представитель нового поколения писателей не проигрывает на фоне творений своего старшего собрата, а тот не кажется устаревшим и предназначенным для ознакомления только седым ветеранам. Кроме всего прочего, тут происходит сближение отцов и детей, стариков и внуков.
Одновременно под журнальной обложкой осуществляется продвижение до сей поры незнакомого писательского имени рядом с другими авторитетными литераторами в обширную среду завсегдатаев библиотек. И вчера одинокий автор сегодня обретает многочисленную армию поклонников – страстных приверженцев литературы прекрасной и правдивой, позволяющей помнить о былом и видеть главное в происходящем сейчас.
В силу самых разных причин, в том числе организационного и идейного характера, в России в настоящее время несколько больших литературных корпораций, среди которых можно упомянуть четыре творческих союза, вошедших в Ассоциацию писателей и издателей (АСПИ): Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей Санкт-Петербурга. У каждого из этих объединений есть близкие им по духу журналы, которые, как правило, публиковали ранее произведения «своих» авторов. Однако в последнее десятилетие такой распорядок претерпел видимые изменения, и теперь на страницах условно «консервативного» воронежского «Подъёма» можно встретить работы «либерального» прозаика или поэта. Напротив, под обложкой смоленского альманаха «Под часами», который выпускается силами Союза российских писателей, рядом с лирикой Евгения Чигрина размещены стихи Светланы Сырневой. Происходит очень медленное, но уже заметное взаимное притяжение литературных изданий, основой которого можно счесть интеллектуально честное и художественно внятное отношение к трем векам российской словесности. Разумеется, это встречное движение отягощено множеством творческих и художественных разногласий, и было бы легкомысленно охарактеризовать происходящее старыми, уже потерявшими доверие словами: «процесс пошел». Нет, говорить о «процессе» ныне – это обманывать себя и других, однако «мертвую точку», инерцию уединенного стояния на своем мы уже преодолели.
Сейчас внутри каждого из писательских союзов важно наладить взаимосвязь «своих» журналов, чтобы они представляли собой большой и единый остров с разными «журнальными поселениями». В сферу их общей деятельности должны входить обмен авторами и параллельность публикаций. Только так можно преодолеть разорванное культурное пространство страны и вывести за пределы конкретного региона достойного автора или произведение, которое, возможно, потом приобретет всеобщую известность. Такие «горизонтальные связи» позволят поставить разрушительное своеволие издателей на соответствующее место и прекратить бесстыдное продвижение малоталантливых опусов под маркой «открытие дня».
Прислушиваясь к мнению журналов издательства займут свою ступеньку в литературной цепи, закономерно следуя за журнальной навигацией. Или по праву стать первыми – в случае, если новый Гоголь возникнет среди нынешних сумерек и внезапно постучится в издательскую дверь. Впрочем, перефразируя Белинского, Гоголи, как грибы после дождя, не появляются.
Региональные журналы в настоящий момент могут сделать решающие шаги в деле воссоздания единого литературного пространства России. Это важно не только понимать, но и настоятельно стремиться к обозначенной цели, находя общие мемориальные рубрики, обмениваясь вставными блоками «Журнал в гостях у журнала», соединяя географически далекую творческую молодежь со здешней, находящейся на расстоянии вытянутой руки. Если власть поддержит подобную инициативу организационно и финансово, многие достижения будут видны уже завтра-послезавтра. Если же, по обыкновению, ограничится избирательным вливанием скромных средств и напутствием «давай-давай!», дело, конечно, станет более медленным. Тем не менее, мы должны осознать необходимость такого гибкого журнального единства. По существу, сегодня – это самая трудная вещь.
Я по сути статьи. Приветствую такое видение! Нет отвлеченной литературной схоластики, как случается нередко у иных смотрящих сверху за литпроцессом критиков. Реально определено начало и будущая перспектива журнальной значимости. Кстати, не подстраиваясь, скажу, что нутром ощущал примерно такое расположение на поле чистом журналов центровых и региональных. Налицо живая картина живого процесса. Плюс помогает чувствующим перевести свои эмоции в реальность деятельности. Сергей Пылёв, Воронеж, член СП СССР (ныне России) с 1984 г.
Это на первый взгляд так кажется, что местные журналы или альманахи очень легко выпускать Лёгкости здесь нет никакой. Одни проблемы. Во-первых, все местные издания публикуются за счёт меценатов. Бывает так, что он чувствуя, что без него не обойтись, ставит условия: поставьте этого, уберите другого. И вот получается, что редактору, чтобы опубликовать одного настоящего автора, приходится вставить в журнал целую дюжину слабых авторов, чтобы только спасти журнал. Вот так рождается "местничество".
Именно так! Вот, кстати, свежий пример: замечательный журнал Йошкар-Олы "Литера" упрекают в том, что печатает писателей "со стороны". Но это же хорошо. Печатаешь всё время местных, становишься местечковым. Не выходишь из рамок территории - закисаешь.
Отзыв В Килякова замечателен. На Лютого надо равняться: он не только лютый, но и мудрый.
Владимир Крупин
Какая меткая и своевременная статья! "Центры силы" и литературы, и это точно схвачено, - рассосредоточены сегодня вне обеих столиц. Конечно, проказничали и "красными обрубками" людей-деревяшек идеологи "поп-арта" за бюджетные деньги, с распилами, было дело. Шалят,бывает ещё и в Омске, Иркутске "инсталяциями", "дверями тюрьмы Достоевского", и проч. Но люди, простые наши люди с не искалеченными душаии, - они отворачиваются от этих изделий, они бросают пошлое чтиво: жизнь слишком сложна и серьёзна, и на пошлости не оставляет ни времени, ни желания!
Те, из главных редакторов литературных журналов, кто понимают это - явно в выигрыше. Литература нравственная, предметная, интересная - всегда будет жить. Тот, из причастных Большой, Настояшей Литературе, - кто поможет "восстановлению дистанции" (так называлась статья ещё аж - 2000 года В.Д.Лютого) - с великой классикой нашей, лишь тот из наших капитанов литературы овладеет и жизнью и судьбой, и засияет, кто приложит волю к воссоединению с традицией, с историей, с нравственностью и опытом.
Эта статья В. Д. Лютого - и манифест, и меморандум, и ориентир, и - одновременно призыв: вернуться в родное лоно всем кораблям и флагманам нашего бурного литокеана!
Спасибо Вячеслав Дмитриевич за Ваше исключительное чувство правды и момента! Это даже не "журнальный остров", это материк.
Василий Киляков.
Согласен во всём! Нравственные и художественные устои и традиции сегодня можно приобрести только через хорошую региональную литературу. Москва сползла в модернизм, угодничество снобам и псевдо-раскультуренным, оторванным от жизни и населения, самовлюблённым читателям и литераторам. Особенно этим заморочила столица головы молодым начинающим писателям, она учит их не обращать внимания на жизнь обычную, и даже русское подаётся с иностранным привкусом, как будто Москва лучше знает русскость и поучает русских своими правилами, которые подхватила за кардоном. Жаль столицу, её нынешняя литература, якобы Большая, не переживёт и двух поколений читателей. Зачем тужиться, заморачиваться, когда хотя бы на денёк можно нарубить и славы и, возможно, денег. Есть, конечно есть, прекрасные писатели и в Москве, но это "старички", которых мы давно знаем. А что будет после них? Пустота. И регионам не дают дорогу, и себя закапывают. Знаю только один нормальный "толстый" столичный журнал, который можно читать от корки до корки - "Наш современник", остальные подобные - в регионах. С удовольствием прочитываю "Родную Ладогу" (СПб), "Сибирь" (Иркутск), "Огни Кузбасса" (Кемерово), "Подъем", "Север", "Дон новый". Там бьётся интересная жизнь, туда хочется! А. Смышляев
Полностью поддерживаю комментарий 29884!
Здорово, что есть кому ответить, спасибо.
Что, так и будем молчать?
ОТВЕТ НА #29882 КОММЕНТАРИЙ
БРАВО!
Комментатор #29882 всё расставил по своим полочкам. Великий мечтатель и "крутой" ценитель региональных журналов, которых в России минимум столько, сколько самих регионов.
Его наивный совет: "...на писательских ресурсах - "Дне литературы", "Росписателе" и других - нужно регулярно давать объективную литературную критику региональных журналов" - притормозим одним-единственным вопросом: КТО ЭТИМ ЗАЙМЁТСЯ? Видимо, вы предлагаете собственные услуги, дорогой диванный комментатор? Но вряд ли вы освоите объективный обзор ВСЕХ-ПРЕВСЕХ-НАВСЕХ региональных журналов России?!
Так что спокойных диванных грёз...
Свою статью Вячеслав ЛЮТЫЙ назвал "ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ". Статья, на мой взгляд, в основном написана общими фразами и тяжела к восприятию - как сухой доклад с трибуны.
И заголовком, и текстом автор стремился показать отсутствие связи между региональными журналами. А я вот знаю множество примеров, когда литератор из одного региона является членом редколлегии журнала из другого. Когда авторы из одной области печатаются в другой. Что происходит "взаимопроникновение" авторов в "соседские" журналы.
Еще отмечу, что, на мой взгляд, в некоторых региональных журналах пахнет "провинциальностью": редакторы порой слабо редактируют произведения или ставят такое, которое не надо бы печатать.
И, безусловно, поддерживаю позицию, что на писательских ресурсах - "Дне литературы", "Росписателе" и других - нужно регулярно давать объективную литературную критику региональных журналов.