КРИТИКА / Вячеслав ЛЮТЫЙ. ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ. Роль региональных журналов в современной культуре
Вячеслав ЛЮТЫЙ

Вячеслав ЛЮТЫЙ. ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ. Роль региональных журналов в современной культуре

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ

ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ

Роль региональных журналов в современной культуре

 

Сегодня роль региональных литературных журналов стала во многом иной, нежели прежде, в советское время или в последние три десятка лет. Теперь нет непререкаемого главенства московских литературных «толстяков», а издания из самых разных географических точек страны уже не однажды выступали как первооткрыватели новых писательских талантов, словно бы вручая их имена столице для последующих публикаций – разумеется, более громогласных и потому открывающих для автора широкие перспективы. Но это – издательская сторона вопроса, несомненно, очень важная для писателя, а для читателя существенная только в одном смысле: родной журнал напечатал хорошего автора-земляка или же «поэта-писателя» из подобного же уголка России, совсем не обласканного пока что Белокаменной.

Края и области страны интеллектуально и художественно отделились от центра и стали исподволь понимать себя как «главную» Россию, а не придаток к административному центру Российской Федерации. Практически все важные события, связанные с возникновением новых литературных имен и произведений, сегодня связаны с регионами. Отчасти это напоминает о творческом истощении «московской культуры», ориентированной на модернистские акты и книги, забывшей об исключительной важности корневого самосознания – в угоду многочисленным адептам принципа «перекати-поля», когда создатель очередного артефакта никому ничего не должен. В названных обстоятельствах региональные журналы поняли свою прежнюю задачу по-новому: не только поиск самобытных талантов на месте, но и обязанность перед последующими поколениями сохранить нравственные и художественные устои искусства и литературы настоящего времени и прошлых эпох, не позволить рационалистическому веку разрушить традицию.

Подобное самоопределение журналов российской глубинки соседствует с вторжением на региональные творческие территории фигур и практик откровенно разрушительного свойства. Модернистские экзерсисы в Перми, претенциозный памятник каторжным годам Достоевского в Омске, пошлые спектакли в рамках Платоновского фестиваля в Воронеже – много мусора злая воля раскидала по землям, где прежде умели ценить красоту и затаенный смысл. Именно поэтому литературно-художественные журналы регионов видятся как чрезвычайно важные опоры подлинной культуры на всей территории России. Они дают понять бесцеремонным современным культуртрегерам, что здесь есть история, имена и творения высокой пробы, здешнее пространство не пустует. И непозволительно всякому встречному-поперечному вываливать имитирующий культуру хлам на знающую иные, более достойные, времена землю.

Если отвлечься от этой, во многом охранительной в самом лучшем значении слова, задачи, то окажется, что региональным журналам присуще свойство творческой навигации. Уже не отодвигая в сторону негативные по форме и содержанию произведения волевым актом, но отбирая все лучшее, что появляется в поле зрения издания, и осуществляя таким образом изначальную оценку художественной вещи, журналы опережают собственно издательский процесс, для которого наиболее важным оказывается статистика продаж книги, а не ее высокое существо.

Так региональное издание, размещая на своих страницах образцы прозы, поэзии, эссеистики – содержательные и привлекательные по форме, неявно производит отбор и рекомендует своим читателям произведения, которые в журнале не зазорно разместить одно рядом с другим – потому что творческие потенциалы этих текстов лежат в одном поле литературных оценок, какими бы разными упомянутые вещи ни были.

Книги современных издательств не придут в читательскую аудиторию без затратной и энергичной рекламной кампании, тогда как соседство молодого автора с известным мастером свидетельствует сразу о двух обстоятельствах: представитель нового поколения писателей не проигрывает на фоне творений своего старшего собрата, а тот не кажется устаревшим и предназначенным для ознакомления только седым ветеранам. Кроме всего прочего, тут происходит сближение отцов и детей, стариков и внуков.

Одновременно под журнальной обложкой осуществляется продвижение до сей поры незнакомого писательского имени рядом с другими авторитетными литераторами в обширную среду завсегдатаев библиотек. И вчера одинокий автор сегодня обретает многочисленную армию поклонников – страстных приверженцев литературы прекрасной и правдивой, позволяющей помнить о былом и видеть главное в происходящем сейчас.

В силу самых разных причин, в том числе организационного и идейного характера, в России в настоящее время несколько больших литературных корпораций, среди которых можно упомянуть четыре творческих союза, вошедших в Ассоциацию писателей и издателей (АСПИ): Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей Санкт-Петербурга. У каждого из этих объединений есть близкие им по духу журналы, которые, как правило, публиковали ранее произведения «своих» авторов. Однако в последнее десятилетие такой распорядок претерпел видимые изменения, и теперь на страницах условно «консервативного» воронежского «Подъёма» можно встретить работы «либерального» прозаика или поэта. Напротив, под обложкой смоленского альманаха «Под часами», который выпускается силами Союза российских писателей, рядом с лирикой Евгения Чигрина размещены стихи Светланы Сырневой. Происходит очень медленное, но уже заметное взаимное притяжение литературных изданий, основой которого можно счесть интеллектуально честное и художественно внятное отношение к трем векам российской словесности. Разумеется, это встречное движение отягощено множеством творческих и художественных разногласий, и было бы легкомысленно охарактеризовать происходящее старыми, уже потерявшими доверие словами: «процесс пошел». Нет, говорить о «процессе» ныне – это обманывать себя и других, однако «мертвую точку», инерцию уединенного стояния на своем мы уже преодолели.

Сейчас внутри каждого из писательских союзов важно наладить взаимосвязь «своих» журналов, чтобы они представляли собой большой и единый остров с разными «журнальными поселениями». В сферу их общей деятельности должны входить обмен авторами и параллельность публикаций. Только так можно преодолеть разорванное культурное пространство страны и вывести за пределы конкретного региона достойного автора или произведение, которое, возможно, потом приобретет всеобщую известность. Такие «горизонтальные связи» позволят поставить разрушительное своеволие издателей на соответствующее место и прекратить бесстыдное продвижение малоталантливых опусов под маркой «открытие дня».

Прислушиваясь к мнению журналов издательства займут свою ступеньку в литературной цепи, закономерно следуя за журнальной навигацией. Или по праву стать первыми – в случае, если новый Гоголь возникнет среди нынешних сумерек и внезапно постучится в издательскую дверь. Впрочем, перефразируя Белинского, Гоголи, как грибы после дождя, не появляются.

Региональные журналы в настоящий момент могут сделать решающие шаги в деле воссоздания единого литературного пространства России. Это важно не только понимать, но и настоятельно стремиться к обозначенной цели, находя общие мемориальные рубрики, обмениваясь вставными блоками «Журнал в гостях у журнала», соединяя географически далекую творческую молодежь со здешней, находящейся на расстоянии вытянутой руки. Если власть поддержит подобную инициативу организационно и финансово, многие достижения будут видны уже завтра-послезавтра. Если же, по обыкновению, ограничится избирательным вливанием скромных средств и напутствием «давай-давай!», дело, конечно, станет более медленным. Тем не менее, мы должны осознать необходимость такого гибкого журнального единства. По существу, сегодня – это самая трудная вещь.

 

Комментарии

Комментарий #29904 22.12.2021 в 21:10

Я по сути статьи. Приветствую такое видение! Нет отвлеченной литературной схоластики, как случается нередко у иных смотрящих сверху за литпроцессом критиков. Реально определено начало и будущая перспектива журнальной значимости. Кстати, не подстраиваясь, скажу, что нутром ощущал примерно такое расположение на поле чистом журналов центровых и региональных. Налицо живая картина живого процесса. Плюс помогает чувствующим перевести свои эмоции в реальность деятельности. Сергей Пылёв, Воронеж, член СП СССР (ныне России) с 1984 г.

Комментарий #29898 21.12.2021 в 18:27

Это на первый взгляд так кажется, что местные журналы или альманахи очень легко выпускать Лёгкости здесь нет никакой. Одни проблемы. Во-первых, все местные издания публикуются за счёт меценатов. Бывает так, что он чувствуя, что без него не обойтись, ставит условия: поставьте этого, уберите другого. И вот получается, что редактору, чтобы опубликовать одного настоящего автора, приходится вставить в журнал целую дюжину слабых авторов, чтобы только спасти журнал. Вот так рождается "местничество".

Комментарий #29896 21.12.2021 в 14:33

Именно так! Вот, кстати, свежий пример: замечательный журнал Йошкар-Олы "Литера" упрекают в том, что печатает писателей "со стороны". Но это же хорошо. Печатаешь всё время местных, становишься местечковым. Не выходишь из рамок территории - закисаешь.
Отзыв В Килякова замечателен. На Лютого надо равняться: он не только лютый, но и мудрый.
Владимир Крупин

Комментарий #29891 21.12.2021 в 09:08

Какая меткая и своевременная статья! "Центры силы" и литературы, и это точно схвачено, - рассосредоточены сегодня вне обеих столиц. Конечно, проказничали и "красными обрубками" людей-деревяшек идеологи "поп-арта" за бюджетные деньги, с распилами, было дело. Шалят,бывает ещё и в Омске, Иркутске "инсталяциями", "дверями тюрьмы Достоевского", и проч. Но люди, простые наши люди с не искалеченными душаии, - они отворачиваются от этих изделий, они бросают пошлое чтиво: жизнь слишком сложна и серьёзна, и на пошлости не оставляет ни времени, ни желания!
Те, из главных редакторов литературных журналов, кто понимают это - явно в выигрыше. Литература нравственная, предметная, интересная - всегда будет жить. Тот, из причастных Большой, Настояшей Литературе, - кто поможет "восстановлению дистанции" (так называлась статья ещё аж - 2000 года В.Д.Лютого) - с великой классикой нашей, лишь тот из наших капитанов литературы овладеет и жизнью и судьбой, и засияет, кто приложит волю к воссоединению с традицией, с историей, с нравственностью и опытом.
Эта статья В. Д. Лютого - и манифест, и меморандум, и ориентир, и - одновременно призыв: вернуться в родное лоно всем кораблям и флагманам нашего бурного литокеана!
Спасибо Вячеслав Дмитриевич за Ваше исключительное чувство правды и момента! Это даже не "журнальный остров", это материк.
Василий Киляков.

Комментарий #29890 21.12.2021 в 00:10

Согласен во всём! Нравственные и художественные устои и традиции сегодня можно приобрести только через хорошую региональную литературу. Москва сползла в модернизм, угодничество снобам и псевдо-раскультуренным, оторванным от жизни и населения, самовлюблённым читателям и литераторам. Особенно этим заморочила столица головы молодым начинающим писателям, она учит их не обращать внимания на жизнь обычную, и даже русское подаётся с иностранным привкусом, как будто Москва лучше знает русскость и поучает русских своими правилами, которые подхватила за кардоном. Жаль столицу, её нынешняя литература, якобы Большая, не переживёт и двух поколений читателей. Зачем тужиться, заморачиваться, когда хотя бы на денёк можно нарубить и славы и, возможно, денег. Есть, конечно есть, прекрасные писатели и в Москве, но это "старички", которых мы давно знаем. А что будет после них? Пустота. И регионам не дают дорогу, и себя закапывают. Знаю только один нормальный "толстый" столичный журнал, который можно читать от корки до корки - "Наш современник", остальные подобные - в регионах. С удовольствием прочитываю "Родную Ладогу" (СПб), "Сибирь" (Иркутск), "Огни Кузбасса" (Кемерово), "Подъем", "Север", "Дон новый". Там бьётся интересная жизнь, туда хочется! А. Смышляев

Комментарий #29886 20.12.2021 в 22:31

Полностью поддерживаю комментарий 29884!
Здорово, что есть кому ответить, спасибо.
Что, так и будем молчать?

Комментарий #29884 20.12.2021 в 22:18

ОТВЕТ НА #29882 КОММЕНТАРИЙ
БРАВО!
Комментатор #29882 всё расставил по своим полочкам. Великий мечтатель и "крутой" ценитель региональных журналов, которых в России минимум столько, сколько самих регионов.
Его наивный совет: "...на писательских ресурсах - "Дне литературы", "Росписателе" и других - нужно регулярно давать объективную литературную критику региональных журналов" - притормозим одним-единственным вопросом: КТО ЭТИМ ЗАЙМЁТСЯ? Видимо, вы предлагаете собственные услуги, дорогой диванный комментатор? Но вряд ли вы освоите объективный обзор ВСЕХ-ПРЕВСЕХ-НАВСЕХ региональных журналов России?!
Так что спокойных диванных грёз...

Комментарий #29882 20.12.2021 в 20:49

Свою статью Вячеслав ЛЮТЫЙ назвал "ЖУРНАЛЬНЫЙ ОСТРОВ". Статья, на мой взгляд, в основном написана общими фразами и тяжела к восприятию - как сухой доклад с трибуны.

И заголовком, и текстом автор стремился показать отсутствие связи между региональными журналами. А я вот знаю множество примеров, когда литератор из одного региона является членом редколлегии журнала из другого. Когда авторы из одной области печатаются в другой. Что происходит "взаимопроникновение" авторов в "соседские" журналы.

Еще отмечу, что, на мой взгляд, в некоторых региональных журналах пахнет "провинциальностью": редакторы порой слабо редактируют произведения или ставят такое, которое не надо бы печатать.

И, безусловно, поддерживаю позицию, что на писательских ресурсах - "Дне литературы", "Росписателе" и других - нужно регулярно давать объективную литературную критику региональных журналов.