ПОЛЕМИКА / Валерий СКРИПКО. СИНДРОМ ИНДИВИДУАЛИСТОВ. Великая Победа и патриотизм
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. СИНДРОМ ИНДИВИДУАЛИСТОВ. Великая Победа и патриотизм

 

 Валерий СКРИПКО

 СИНДРОМ ИНДИВИДУАЛИСТОВ

 Великая Победа и патриотизм

 

 29 ноября 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти писателя Виктора Петровича Астафьева. В начале декабря небольшим телефильмом напомнил об этой дате телеканал ОТР, который не первый год обращается к творчеству писателя. У меня сложилось впечатление, что авторы на этот раз не ставили перед собой цель рассказать о жизни и творчестве писателя так, чтобы это было полезно знать всем-ветеранам и нынешней молодёжи. Какой из народов мира имеет еще такое близкое всем нам и героическое прошлое? Великая Победа нашего народа во Второй мировой войне – это неиссякаемый источник вдохновения для потомков солдат-победителей. И надо брать из него всё, что нас может объединить, вдохновить на большие дела!

Но после просмотра телефильма об Астафьеве, мне показалось, что любители «беспощадной правды о войне» выдают тщательно подобранный негатив, который многих зрителей заставляет забыть патриотические чувства. Из большого литературного наследия Астафьева авторы телесюжета выбрали, в основном, только те «факты», которые соответствует их стратегической цели: осуждению нашего советского прошлого.

Командование Красной Армии не обеспечило солдат качественным бельём. Его вообще не хватало, и многие воины были одеты в то, что снималось с убитых солдат, причём не только со своих, но с немецких. При снятии с трупов, бельё вынуждены были надрезать и потом на кальсонах и нижних рубашках оставались швы. Эти «швы» не дают авторам фильма покоя.

Видимо, для усиления отрицательных чувств дальше демонстрируются кадры документальной киносъёмки, где бойцы Красной Армии представлены грязными оборванцами в ужасном тряпье. В кадре на чёрно-белом фото вовсе не триумфаторы, а утомлённые, унылые люди, которые давят пальцами вшей в складках своих гимнастёрок. Лица их в грязи и отметинах от сражений.

Годами изучая творчество своего земляка Астафьева, я понимал, что в его произведениях всё не так однозначно, как нам подают в этом сюжете тележурналисты. Возможно, после жестокостей раскулачивания по отношению к его родственникам со стороны большевиков, бедности и голода в сибирской глубинке, Виктор Петрович Астафьев испытывал острое чувство сострадания к простому человеку. Но душа его постепенно ожесточилась, и он стал больше гневаться и обличать, чем сострадать. Его обличительный порыв в переломные 90-е годы подхватили российские «демократы» и «либералы» и использовали совсем в других, неблаговидных целях, а именно: в разрушительной идеологической работе по искоренению коллективизма в сознании российского народа.

В одной из ранних бесед, записанных на том же телеканале «ОТР», Астафьев говорит, что взялся за перо, чтобы написать о войне правду только потому, что в советской литературе о ней было много лжи! Приукрашивать прошлое, конечно, нехорошо. Но писатель не осознал, что воспоминания о любой прошедшей войне, романы и повести о ней, пишутся, по большому счёту, уже для читателей послевоенных поколений, которым, возможно, тоже придётся сражаться с многочисленными внешними врагами. Для того, чтобы они гордились отцами и дедами, победившими всех охотников до нашей земли, чтобы они были такими же стойкими и мужественными, нужно предъявить им положительных литературных героев.

 Да, да, в воспитательных целях нужно найти среди массы солдат наших соотечественников способных на подвиг! Их во все времена было не так много, но они, чаще всего, и определяли весь характер и исход войны. Этот благородный труд творческой интеллигенции по воспитанию патриотов так же необходим для выживания страны под названием Россия, как и создание самых быстрых ракет с ядерными боеголовками.

Вообще, все идеологические акции по несправедливому осуждению российского прошлого, которые мы наблюдаем в разных СМИ, невозможно объяснить обычными доводами разума и сердца. Перед нами некое глубинное явление метафизического масштаба. Некий постсоветский синдром индивидуалистов, связанный с особенностями их мировоззрения. Возможно, что сегодняшние потомки эгоцентристов всех сословий царской России подсознательно пытаются взять «реванш» за поражение своих близких по духу предков, за неудачу буржуазной революции в начале двадцатого века. До сих пор им не даёт покоя досада, сожаление, что всё могло быть по-другому: как бы славно зажили все российские эгоцентристы, не стань на их пути проклятые большевики и простонародье. Всё в России с тех пор и до сего дня, делалось бы в интересах самовлюблённых, успешных, и обеспеченных представителей привилегированных слоёв российского общества.

И воевать со своими единомышленниками из Западной Европы, вероятнее всего, они не стали. Договорились бы как Россию-матушку между «своими» разделить! И жили в тепле и довольстве. Каждый российский эгоцентрист всегда надеется, что он уж точно будет «в шоколаде», как-нибудь устроится при любой власти. Но только чтобы никто не нарушал его личный покой! Жалость его к «бесчисленным жертвам» большевизма – в основе своей является преображённой жалостью к самому себе: «вот их, тёмных и забитых маргиналов, не пожалели, и меня сегодня не пожалеют, если что!».

 Вернёмся к телефильму. К эпизоду 1943-го года. Упоминание о том, как воинские части Красной Армии форсировали Днепр, представляет из себя набор привычных штампов. «Безжалостные» большевики отдали команду на переправу исключительно потому, чтобы не прекращался наступательный порыв, предпринятый в других местах, но из-за этой «показной» и, разумеется, пагубной затеи было неоправданно много потерь личного состава.

Не изучив книги военных историков, не зная всех важнейших обстоятельств прошедших сражений, наш творческий человек прозападных взглядов в своих произведениях смело дает только отрицательные оценки стратегии и тактики советского командования. Потом, правда, выясняются факты, которые его выводы опровергают. Но те читатели или зрители, которых уже сумел увлечь своими доводами самонадеянный автор, редко пытаются доискаться до истины и верят всему этому суррогату либеральной лжи, теряя при этом правильные ориентиры в оценке самых важных событий в нашей жизни.

 Солдат Виктор Астафьев не мог знать общей картины и стратегических особенностей переправы через Днепр в 1943-м году. В одном из писем, уже в девяностые годы, Виктор Петрович сам признался: «всё же я на войне был рядовым, и знания войны «рядовые»»*. Но кто ж из «критиков» наших военных побед заглянет в «эпистолярный дневник» писателя, кто об этом письме вспомнит? Будут «трясти грязное бельё» и раскручивать по полной тему «бесчисленных жертв»! Поэтому истину, как это ни парадоксально, порой приходится искать в воспоминаниях наших врагов.

Совсем недавно в интернете я нашёл отрывки из воспоминаний немецкого офицера СС Эрика Керна, который как раз в это время и в этом месте на берегу Днепра командовал взводом. Он пишет, что им долго не подвозили боеприпасы, и этим воспользовалось руководство Красной Армии. Возможно, немецкая артиллерия еще имела какой-то запас снарядов и вела огонь по участникам переправы, а вот взвод Эрика Керна вынужден был в окопах ждать подвоза патронов.

Только на миг представьте себе, дорогие читатели, что после февральской буржуазной революции 1917-го года власть в России перешла к капиталистам и они создали наёмную русскую армию. Солдаты в такой армии были бы воспитаны в «демократическом» духе, чётко знали бы свои гражданские права и требовали их исполнения. Прибыла бы такая «армия» на берег Днепра, и солдаты собрались бы на митинг и начали выдвигать командованию свои требования: плотов для переправы не хватает, свежее бельё не завезли… Возможно, митингующие заявили бы протест по поводу отсутствия свежих консервов. А еще на митинге приняли петицию к органам власти по поводу плохого состояния просёлочных дорог!

Пока бы судили, рядили, на другой стороне реки Днепр офицер СС Эрик Керн дождался бы подвоза боеприпасов и повёл свой взвод в атаку!

 Но, кажется, авторам телефильма неведомо, что любая большая победа – всегда итог коллективного творчества и отваги победившей армии. Это мог не понимать молодой связист Астафьев, ругая на чём свет стоит безжалостное советское командование, посылавшее солдат на «бойню», но обязан понимать наш современник, будь то историк или писатель, тележурналист или сценарист, на которых лежит ответственность за сохранение духовного здоровья нации. Именно поэтому они призваны оценивать события с точки зрения высших ценностей!

 Каждому из нас пора определиться: под каким углом зрения мы будем рассматривать все важнейшие события нашей истории. От этого зависит главное: останемся ли мы патриотами своей страны и духовно великим народом или покорно потянемся в общее «стадо потребителей», для которых идеи конформизма – предел их желаний. Их цель – жить для себя, здесь и сейчас, среди индивидуалистов, объединённых «хозяевами мира» в единое общество потребления, которое в духовном смысле можно назвать «царством тьмы». Когда наш человек воюет не за личный комфорт, а за счастье своей семьи, за родину, он победитель этого «царства».

г. Минусинск

--------------------
       Приложение:
       *Виктор Астафьев «Нет мне ответа. Эпистолярный дневник 1952-2001», Иркутск, 2009 г.

Комментарии

Комментарий #29935 26.12.2021 в 22:12

Очень убедительно написал, Валерий Иванович!
А заключительный абзац как раз о том, что давно уже назрело в нашем обществе, заражённом вирусом "стадного потребительства".
Вирусом, продуманно распространяемым из кабинетов нынешней антинародной власти, чему очень активно и постоянно противостоит Ваше талантливое перо.
С уважением, Григорий Блехман.

Комментарий #29897 21.12.2021 в 17:27

- Валерий, это одна из лучших статей о патриотизме: написана без пафосных слов, проникновенно и доходчиво.
Успехов вам!