Николай ПЕРЕЯСЛОВ. РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, НАРОДУ И РОДИНЕ. О прозе Евгения Калачёва
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, НАРОДУ И РОДИНЕ
О прозе Евгения Калачёва
Столичное издательство «Вече» давно известно читателям своими историческими жизненными книгами, несущими в мир не только красоту художественного слова, но главное – ещё и глубину, и правду. И вот только что в нём вышла в свет новая книга московского прозаика Евгения Калачёва «Под покровом небес», изданная в серии «Сибирский приключенческий роман» (Москва: «Вече», 2021). Нет ничего странного, что его книга была издана именно в этой серии, так как большая половина жизни писателя связана именно с Сибирью. Родился он в городе Новосибирске, рос в республике Тува, в Омске закончил институт, а до этого в составе промысловой артели охотился на пушного зверя в тайге, месяцами живя в таёжной избушке без всяких благ цивилизации. Так что с Сибирью он знаком вовсе не по книгам, она является частью его собственной биографии. И тайгу он знает, что называется, «на ощупь», и с сибиряками прекрасно знаком, знает, что такое сибирский характер. Поэтому и рассказы у Калачёва получаются живыми и сочными, насквозь пропитанными реалистичностью. Я бы отнёс его произведения к серии «невыдуманная проза», настолько они наполнены пульсирующей жизнью и правдой.
По духу творчество Евгения Калачёва оказывается максимально близким прозе такого писателя-сибиряка как Анатолий Иванов, в которой особенно выделяются романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», которые охватывают большой исторический период жизни сибиряков. Родственными Калачёву являются также произведения ещё одного известного сибирского прозаика – Михаила Алексеева. Это «Вишневый омут», «Ивушка неплакучая», «Мой Сталинград» и другие его романы, а также повести, отчётливо запоминающиеся читателям своей яркой жизненной реалистичностью, которые отчётливо проступают и в произведениях Евгения Калачёва.
В книгу прозы «Под покровом небес» входят повесть под этим же самым названием, а также шесть самостоятельных рассказов – «Смешно», «Послесловие», «Аллилуйя», «Чистый четверг», «Война сержанта Соловьёва» и «Тувинский заяц». Читая их, постоянно ловишь себя на том, что перед тобой лежат абсолютно не сочинённые по литературным канонам сюжеты, а скорее – автобиографические истории, опирающиеся на эпизоды собственной жизни или жизни близких друзей и родственников. Относить эти рассказы к категории «художественных» я бы не стал, так как они почти стопроцентно основаны на реальной, во многом биографической основе. Но и относить их к разряду очерков было бы тоже неправильно, так как при всей их публицистичности проза Калачёва всё-таки очень художественна, сочетая в себе одновременно чисто информационную простоту и красоту литературного стиля. Вот как он начинает свой рассказ «Чистый четверг», посвящённый известному русскому писателю Владимиру Крупину:
«В тот апрельский день я проснулся как обычно в семь часов. И всё было как обычно – новизна переезда в Москву из далёкой Сибири за восемь месяцев уже улетучилась – начинался новый день с повседневной суетой, учёбой на Высших литературных курсах и работой юристом в Союзе писателей.
Необычность утру придавало настроение, с которым я проснулся, а торжественно-приподнятое настроение было следствием сна: необычного, яркого, как наяву. Мне приснился Храм: огромный, красивый, с куполами, с крестами, плывущий по воздуху! И голос торжественно-радостный звучал то ли у меня в голове, то ли во всей Вселенной: «Богоявленский Кафедральный собор! Богоявленский Кафедральный собор! Богоявленский Кафедральный собор!».
Встав с кровати на холодный бетонный пол – комната располагалась над аркой, над проездом с улицы во двор дома, я посмотрел в маленькое квадратное окошко – так реалистичен был сон, но парящего над землёй Храма я не увидел…».
Рассказ Евгения Калачёва дышит реалистичностью, на его страницах упоминаются писатели Михаил Волостнов, Валентин Распутин, Евгений Чернов, Олег Бавыкин и некоторые другие персонажи, имеющие отношение к Литературному институту и Союзу писателей России. Троих первых из упомянутых в этом перечне писателей уже нет на свете, но они продолжают жить в этом рассказе Калачёва, увековечивая с одной стороны – Волостнова, Распутина и Чернова, а с другой – и этот рассказ, и непосредственно самого его автора.
Центральным произведением книги Калачёва «Под покровом небес» является одноименная повесть, вскрывающая царящее в нашей стране и по сегодня разграбление государственных богатств. Видя, как новые русские бизнесмены (а по сути – отъявленные бандиты в связке с коррумпированными чиновниками) хищнически вырубают вековые леса Сибири, превращая нашу тайгу в бескрайнюю снежную пустыню, рядовые сибиряки-охотники восстают против этого неостановимого беззакония. И хотя кажется, что они абсолютно беспомощны против орудующих в тайге преступников, безбоязненно вывозящих за границу строевой российский лес, люди не опускают руки и, в конце концов, одерживают победу в этой неравномерной, но благородной борьбе…
Книга Евгения Калачёва хоть и увидела свет в серии «Сибирский приключенческий роман», но она при этом не совсем о приключениях, а точнее сказать – совсем не о приключениях. В отличие от огромного количества печатаемых в различных издательствах приключенческих книг, не затрагивающих реальной жизни сегодняшней России, она целиком посвящена тем, кто живёт судьбой своей страны и своего народа. За это герои его повести и рассказов, не боясь, рискуют своей жизнью. И в этом кроется главный стержень творчества писателя Евгения Калачёва, перо которого беззаветно служит русской литературе, народу и Родине.
Огромное спасибо Николаю Владимировичу за то что прочитал мою книгу - к сожалению, мы, пишущие, не всегда находим время для чтения произведений своих коллег по перу. А тем более, спасибо за добрый отзыв о ней. В краткой, лаконичной, как выразился предыдущий комментатор, рецензии Николай Владимирович легко и профессионально отметил суть моей новой повести и что интересно (для меня) провел параллель с творчеством выдающихся русских писателей Анатолия Иванова и Михаила Алексеева. Помню, в юности, я вместе со своими родителями, сестрой, тетей зачитывались толстой книгой "Тени исчезают в полдень" Анатолия Иванова, а всей страной смотрели фильмы по его романам "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень" и "Солдаты" Михаила Алексеева. Помню, как спустя много лет, после Пленума, в коридоре Союза писателей России меня начинающего прозаика, стоявшего рядом с моими рекомендателями в Союз писателей: Семеном Ивановичем Шуртаковым и Михаилом Петровичем Лобановым, пригласили Герой Труда Михаил Николаевич Алексеев и Герой Советского Союза Владимир Васильевич Карпов. - Сфотографируйся с нами - разбавь нашу "стариковскую" компанию, - сказал тогда, улыбаясь, Михаил Николаевич... Помню, как провожали в последний путь Анатолия Степановича Иванова...
Огромное спасибо Валентине Григорьевне Ерофеевой за оперативность и за каждодневный многолетний бескорыстный труд на благо нашей русской литературы.
И, конечно, хочу поздравить и Николая Владимировича Переяслова, и Валентину Григорьевну Ерофееву, всех авторов и читателей замечательного сайта, газеты и журнала "День литературы" с наступающим Новым годом! И пожелать всем нам здоровья, мира и благополучия!
С уважением, Евгений Калачёв.
Более захватывающего чтения, чем повесть « Под покровом небес» Евгения Калачева я, пожалуй, не читала последние несколько лет. И самое удивительное, что это совсем не приключенческое чтиво, о чем пишет в своей рецензии Николай Переяслов. И я с ним согласна и благодарна ему за совпадение мнений. Светлана Петрова.
Хорошая рецензия. Лёгкость стиля, лаконичность и простота. Это подкупает. Хочется перечитывать.