Николай БЕСЕДИН. РУССКИЙ МИР И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. Новые вызовы времени
Николай БЕСЕДИН
РУССКИЙ МИР И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Новые вызовы времени
Русский мир – что это такое? Современные философы, политологи, мастера культуры и прочие представители интеллектуальной элиты блуждают в этих двух соснах не один десяток лет, но так и не могут извлечь из этих блужданий рациональное зерно, в котором скрыт ответ на современное понимание сути русского мира.
Едва ли можно сказать, где и когда проросли первые всходы русского мира. Но их родословная берёт начало в первобытных племенах, когда человек искал защиту от внешних угроз и объединялся в общины для их отражения и для обеспечения себя едой и жильём. Они – от первых христианских общин, в которых всё было общее, и где каждая семья могла рассчитывать на помощь общины. Они – в русской крестьянской общине, в казацких заставах, в артелях, монастырях и старообрядческих поселениях. Они везде, где люди объединялись для построения справедливой жизни с почитанием ближнего своего как брата, и правды, традиций и предков своих как органической части своего бытия.
Постепенно общинная идеология овладевала русским национальным сознанием, чему способствовала история России, которую, как верно заметил Иван Солоневич, «нужно воспринимать через географию». И безусловно, православие, ибо оно по сути является общинной религией, в отличие, например, от западного христианства, которое во главу угла ставит отдельного человека, и не соборность, а индивидуализм. Русский мир формировался веками в «Русской правде» Ярослава Мудрого, упразднившего кровную месть, в освоении бескрайних просторов Сибири, Севера, Дальнего Востока, в церковной живописи и архитектуре православных храмов, в произведениях Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого, в полотнах Сурикова и Саврасова, в музыке Глинки и Чайковского, в философских работах Константина Леонтьева, который считал главной опасностью для русского мира буржуазный либерализм с его омещаниванием быта и культом наслаждений.
Русский мир – это русский язык, народный фольклор и традиции, это культура, впитавшая исторический путь России, национальную самобытность и морально-этические ценности, в которых Правда и Справедливость превыше закона.
Да, всё это русский мир в своей исторической эволюции на протяжении тысячелетия. Но каков он сейчас, в XXI веке, и что он сохранил из своего громадного наследства?
Начать нужно с фундаментальной ипостаси русского мира – с общины. Неслучайно было сказано, что историю России нужно рассматривать через географию.
Протяжённость пространства, треть которого лежит в области сурового северного климата, в том числе в зоне вечной мерзлоты, от Балтийского моря до Тихого океана; и от Северного Ледовитого до Чёрного моря и Памира на юге.
Разнообразие климатических зон – от полярной до субтропической, причём последняя – это незначительные островки не более двух-трёх районов. Остальные характерны суровыми зимами, замерзающими реками и водоёмами, обильными снегами, тяжёлыми с рискованным земледелием почвами. Большое количество лесов, болот и рек, малых и больших, что крайне затрудняет прокладку дорог, которых до XX века практически не было.
Преодолеть эти испытания географией было под силу только сплочённым сообществам людей, и русские – государствообразующая нация – создавали такие сообщества, в основе которых лежала общинная идеология. На этом же принципе строилось русское государство.
Община была тем зародышем, в котором вызревало русское национальное самосознание: верность Отчизне и православной вере, традициям и обычаям предков, почитание Правды и Справедливости, которые превыше закона, взаимовыручка и помощь ближнему, совместный труд на благо общины и стояние за землю свою и род свой, «не щадя живота своя».
Все эти устои укрепляли российскую государственность, формируя русский народ как самобытную, высокодуховную нацию.
Для общинного сознания феодализм и крепостничество не были убийственными формами жизненного уклада, тем более социализм, который не ломал основные принципы общинной идеологии, поощряя коллективный труд, взаимовыручку («сам погибай, а товарища выручай») и духовные ценности. Комсомол, пионерия, различные общества, производственные бригада, клубы и т.п. были сродни общинам и помогали строительству Великой Державы.
Другое дело – капитализм.
С приходом его в Россию в последней трети XIX века начал меняться государственный уклад, а вслед за ним и национальное самосознание, в которое постепенно проникали западноевропейские ценности: индивидуализм, приоритет прибыли в экономической деятельности над моральными принципами и традициями, конкуренция без правил…
Этот процесс был прерван Октябрьской революцией, и русский мир получил передышку внутри России и повышение сплочённости за её пределами. Хотя и не было принято в СССР говорить о русском мире, но практика строительства социализма так или иначе использовала общинную идеологию, как например, в колхозном строительстве, в создании артелей, в поощрении народных промыслов и даже в восстановлении православных храмов в период 1943-1953 годов.
За годы советской власти население страны увеличилось на 46 млн. жителей, несмотря на огромные потери в Великой Отечественной войне.
Число русских (по состоянию на 1970 год) составляло 129 млн. человек из общего числа населения Советского Союза – 241,7 млн. человек.
Если к этому добавить просвещение и медицину, служившие интересам народа, вспомнить знаменитый тост Иосифа Виссарионовича Сталина за русский народ и его слова, сказанные в 1952 году: «Реформы неизбежны, но в своё время. И это должны быть реформы органические, опирающиеся на традиции при постепенном восстановлении православного самосознания…», то станет ясно, что русский мир в СССР, по крайней мере до 1985 года, был реальностью, цементирующей многонациональное государство, будучи исповедником социальной справедливости.
С момента перехода России на капиталистический путь развития прошло тридцать лет. За это время страна потеряла значительную часть своей территории, численность населения сократилась с 290 млн. человек (1990г.) до 143 млн., резко упала рождаемость, повысилась смертность, около 305 населения живёт за чертой бедности, разрушены целые отрасли промышленности, в упадке сельское хозяйство, образование, медицина, наука, культура…
Присвоение природных богатств России – народного достояния – кучкой олигархов, приближённых к высшей власти, вылилось в откровенный грабёж страны.
Состояние двадцати двух из них составляет 23,154 трлн. рублей, тогда как весь годовой федеральный бюджет России – 21,5 трлн. рублей.
Ещё одна рукотворная беда государства – отток капитала за рубеж, в оффшоры, который составил в 2020 году 75% национального дохода. Из общей прибыли от продажи нефти в 20 млрд. руб. только 8 млрд. осталось в РФ, остальные ушли зарубежным акционерам. При этом у главы Роснефти Игоря Сечина зарплата составляет более 4-х млн. руб. в день.
Второе пришествие капитализма в Россию привнесло его откровенную аморальную сущность:
– прибыль превыше всего;
– нет национальных интересов, есть интересы межгосударственных корпораций;
– нужно забыть о нуждах народа и помнить об интересах правящего класса;
– никаких объединений низших слоёв общества: каждый сам по себе;
– что является правдой и справедливостью – может судить только правящая элита, но не народ.
Об общинной идеологии нынче и речи нет, целостная картина русского мира разрушена, остались только некоторые осколки как в России, так и в русских диаспорах за рубежом. Их не подпитывают ни национальная идея, которой нет, ни финансовая помощь Москвы.
Что может реанимировать русский мир и возможно ли это?
Положительный ответ может быть только при выполнении ряда условий, главные из которых:
– возрождение национальной идеи, именно возрождение как естественный процесс, а не искусственное создание её в умах неких избранных мыслителей;
– переход ныне существующей экономической модели России на более прогрессивную систему взаимоотношений производства и производительных сил с учётом интереса народных масс и ускоренного развития всех секторов экономики, читай – социализм. Цель – выход России на передовые рубежи производства ВВП на душу населения, и обеспечение надёжной защиты национальных интересов;
– улучшение идеологической работы со сменой её направленности на воспитание традиционных нравственных основ в обществе, на правдивые знания истории России и деяний её лучших правителей во все исторические эпохи;
– воспитание патриотизма, особенно в молодых поколениях, их интереса к героическим страницам России.
Можно ли выполнить эти условия, хотя бы одно?
Или – может ли укрепиться русский мир без всяких условий? Да, может… Но одно условие должно быть выполнено обязательно. Это – национальная идея.
Что такое национальная идея – нет ясного ответа, и разброс мнений на этот счёт довольно велик: от православной религии и власти сродни самодержавию, до патриотизма как национальной идеи (Вл.Путин), и смешного «Ванька – встань-ка!».
Философ Владимир Соловьёв дал такое определение: «Идея нации есть не то, что она думает сама о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».
И здесь напрашивается замена слова «идея» на слово «миссия», ибо вечна национальная миссия, а национальная идея – преходяща.
Каждый исторический этап существования нации рождает свою идею. Так, во времена «Слова о полку Игореве» национальной идеей было объединение русских княжеств перед угрозой татаро-монгольского нашествия. Смутные времена выдвинули свою идею – защита русской государственности от притязаний поляков на русский престол.
Октябрьская революция выдвинула другую национальную идею – создание государства рабочих и крестьян с последующими идеями – пробежать столетия отставания от ведущих европейских стран в области индустриализации и развития страны во всех областях народного хозяйства за десять лет.
Периоды Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства также потребовали новой национальной идеи.
Другое дело – национальная миссия. Это то, что даётся Богом в вечности.
Об этой миссии говорит Православие как о служении добру, справедливости, человеколюбию и жертвенности во имя гармонии Человека и Природы, Человека и Бога, и спасении души от власти золотого тельца.
И эта миссия была возложена на русский народ как на носителя Божественного предначертания во имя спасения «мировой души» (Вл.Соловьёв). Об этом хорошо сказал французский историк Леруа-Болье (XVIIIв.): «Между Евангелием и природой русской души есть такое сродство, что часто трудно понять, что относится к религии, а что принадлежит национальному русскому гению».
Но вернёмся к национальной идее. Какой она могла бы быть в настоящее время, в начале XXI века?
Для определения её необходимо проделать подробный анализ состояния России и русского народа на современном историческом этапе и обозначить как внешние, так и внутренние угрозы существования Российской Федерации.
Это требует большой аналитической работы, что лежит за пределами задач данной статьи. Намечу лишь основные угрозы, лежащие, что называется, на поверхности.
Из внутренних угроз это:
1). Сложившаяся после переворота 1991 года экономическая система РФ с передачей государственной собственности в руки частных компаний и коммерческих структур как российских, так и иностранных, а зачастую совместных с большой долей иностранного капитала. Эта система породила величайшую коррупцию, разграбление природных ресурсов, безработицу, обнищание населения и резкое снижение уровня социальной защиты. Продолжая жить в рамках этой системы, РФ обрекает себя на разрушение. Россия с её национальной самобытностью, народными традициями и общинным менталитетом несовместима с капитализмом, что и показали десятилетия конца XIX и начала XX века. Эта система является основной внутренней угрозой существования России.
2). Демографическая проблема. В большой степени она связана с первой угрозой. Снижение уровня жизни приводит к снижению рождаемости. Низкий уровень социальной защиты (безработица, слабая медицина, необустроенная сельская жизнь, низкие пенсии и зарплаты) приводит к вымиранию населения, особенно в сельской местности, где тысячами исчезают деревни.
Сейчас в России проживают около 143 млн. человек. Естественная прибыль населения за счёт повышения рождаемости слишком мала, чтобы решить демографическую проблему, а собирание русских и тех, кто хотел бы жить в России, затруднено из-за невнятной миграционной политики. А главное – Россия непривлекательна из-за слабой экономики и низкого уровня жизни. Устранить эти проблемы – это значит устранить угрозы, названные в первом пункте, то есть необходима смена экономической системы на другую, отвечающую интересам народа, с резким увеличением государственной собственности, особенно в промышленности и добыче природных ресурсов, а также улучшение социальной политики для более полного удовлетворения нужд населения.
3). Невнятная государственная идеология. Необходимо сформулировать её основные принципы с определением какова национальная идея России на данном историческом этапе, каковы наши задачи и цели. Нужно провести чёткое разграничение между теми, кто служит России, и «пятой колонной», работающей против государственных интересов. Необходимо устранить её, полностью лишив финансовой и информационной поддержки, которая практикуется сейчас. До сих пор существует и здравствует Центр Ельцина. «Семья» почти не потеряла своего влияния на политику России, хотя доказана и осуждена разрушительная роль первого президента России.
4). Слабая информационно-воспитательная работа государства через дипломатические структуры и СМИ. Мы в основном оправдываемся за ложные обвинения в том, что Россия не совершала. Нужна наступательная тактика и нужно создавать свою информационную сеть в других странах и поддерживать те СМИ, которые стоят на патриотических позициях.
5). Финансовая, в том числе банковская политика, направленная на обслуживание богатой части населения и противоречащая зачастую интересам государства и народа.
Необходимо также назвать такие угрозы, как порочная система образования, слабая вертикаль власти, характерная не столько авторитаризмом, сколько ручным управлением страной, недостаточное внимание и профессионализм органов государственной безопасности к диверсионным актам, особенно украинских агентов, причастных к поджогам лесов, пожарам и взрывам, убийствам и похищениям граждан РФ.
Внешние угрозы.
Угрозы, связанные с враждебными действиями и риторикой США и НАТО хорошо известны и, надеюсь, приняты надлежащие меры по их нейтрализации. Другое дело угрозы, не лежащие на поверхности, а вызревающие подспудно с потенциалом стать основными угрозами России.
Это возрождение фашизма, правда, в другой обёртке, но с той же сутью – исключительности некоторых наций. Это зреет в Германии, в Польше, на Украине, в Прибалтийских мини-государствах, и частично в Англии. В основе этого процесса лежит реваншизм и русофобия. Есть цель и есть враг. Остальное доделает время и деньги.
Где-то уже растят нового фюрера, чтобы дать ему власть в своё время для окончательного решения «проклятого» восточного вопроса.
Потенциально внешние угрозы могут исходить от Турции с её идеей Османской империи, от Афганистана и вообще исламского мира, и даже от Японии. Всё это требует предупредительных мер и сосредоточенности России на решении внутренних проблем и сплочённости своего многонационального народа и русского мира в новой империи, где восторжествует общинность и народные традиции, истинная вера в Добро, в Божественные заповеди, и социальная справедливость.
Вышеприведённое высказывание Сталина заканчивается так: «…Очень скоро войны за территории сменят «холодные» – за ресурсы и энергию. Нужно быть готовыми к этому».
Национальная идея, возможно, в этом и состоит: быть готовыми к новым вызовам времени.
Дорогой Николай, не случайно ты когда-то трудился в Госплане СССР. Подход системный.
К новым вызовам, мне кажется, страна готова, потому что готовится к войне. Это главное.
А про общину...ты прав. но история может повернуться очень неожиданно. Потом посмотри на Японию,
там такая общинность на предприятиях, что нам и не снилось. Хорошо ли это? Всё так сложно. что я жду великих поворотов,
о которых мы сейчас и не говорим, не видим их. Г. Иванов
Прекрасный анализ происходящего с национальной идеей в нашем государстве на протяжении длительного периода его истории.
Спасибо, Василич, за такую фундаментальную, очень нужную с просветительской точки зрения работу
Григорий Блехман
Смело, злободневно, прямым текстом.