Дмитрий ЖУКОВ. КРАСИВО ЖИТЬ… Взгляд из провинции
Дмитрий ЖУКОВ
КРАСИВО ЖИТЬ…
Взгляд из провинции
Когда человек наиболее ярко, полно выражает свое «я» – свою сущность, свои индивидуальные особенности?
Мне кажется, такое случается при рождении, перед уходом в мир иной, а также в творчестве и любви. Любви разного рода – к любимому делу, к женщине, своему ребенку…
Зарождение жизни – это уже сам по себе факт вселенского масштаба. И хотя первое значительное событие в жизни человека происходит вне его желания и возможностей влиять на ситуацию, все равно можно утверждать: это Личность – своим первым криком: я родился! – заявляет о себе. А вот как она, эта Личность, проявит себя на дальнейшем жизненном пути, будет ли этот путь, события и поступки яркими, позитивными – зависит от желания, воли и устремления идущего по Жизни.
Конечная точка жизненного пути, при всей ее безысходности, – тоже яркое, второе по значимости событие для каждого из нас. Другое дело – кто как проявляет себя в этом последнем испытании. А еще важнее – какую о себе оставляет память.
…Моя бабушка, Прасковья Артемовна, прожила долгую и трудную жизнь и угасла на сто пятом году. Сейчас этот факт о долгожительнице был бы интересен для любой газеты. Но в советские времена не принято было писать о таких вещах. На первом плане стояли партийные вопросы, сельскохозяйственные работы в колхозах и все такое прочее. Вот если бы моя бабушка была передовиком какого-нибудь производства, тогда вполне могла бы рассчитывать на внимание к себе.
Но как она могла стать передовиком, когда в сорок пять лет осталась одна, без мужа, с пятерыми детьми на руках? Дом, хозяйство, да детвора мал мала меньше – вот было ее «производство». И пусть не выбились дети в великие начальники, а просто вышли хорошими людьми, разве это умаляет ее труды?
Казалось бы, невзгоды – и войны, и голод, и постоянная нехватка средств должны были надломить эту несшую не себе нелегкое бремя невысокую хрупкую женщину. Но до конца дней оставалась в ней какая-то особая, стержневая одухотворенность и душевное спокойствие. У нее, закончившей «на отлично» церковно-приходскую школу, из книжек читавшей только Евангелие и Библию, была правильная русская речь. А еще ей была свойственна логичность в рассуждениях. Даже мне, тогда еще двадцатилетнему парню, всегда было интересно поговорить с ней. Бабушке, а не матери или отцу, доверял я свои секреты, делился жизненными планами, и она всегда давала мне умные советы. И ушла Прасковья Артемовна спокойно и с достоинством, как и жила, оставив о себе добрую и светлую память.
«Красиво жить не запретишь» – так говорят с какой-то иронией, подразумевая что-то неправильное в красивой жизни, искажая ее настоящий смысл. А кто, собственно говоря, запрещает? Надо не запретить, а разрешить себе красиво жить. Запрещать-то мы все мастаки, а вот по части созидания не всегда получается. А почему? Потому что любое созидание требует определенных затрат сил, энергии. В первую очередь духовной, устремления силы воли. А порой еще нужна и небоязнь «высунуться», быть не таким, как все.
…Николай Петрович Булгаков лошадей любил с детства. Красивые, умные и благородные животные завораживали его, казака по крови, не давали покоя всю жизнь. Став предпринимателем, он смог осуществить свою мечту. Булгаков на свои деньги создал единственную в своем роде в Черноземье конноспортивную школу. Закупил породистых лошадей, подобрал квалифицированный персонал. Теперь не только он мог любоваться своими красавцами рысаками. Детишки с удовольствием посещали частную конноспортивную школу. А сколько призов взяли его питомцы на скачках в разных городах страны!
Трудное и весьма хлопотное это было дело для Булгакова. О доходах тут и речи нет, одни затраты. Но вот заразился он своей идеей, на деле воплотил мечту в жизнь.
...Как-то жители нашего небольшого городка Курчатов, что в Курской области, стали свидетелями нестандартного поступка. Поутру, отправляясь как обычно на работу, многие могли лицезреть необычную в прямом смысле слова картину. На большом рекламном щите, что стоит на обочине оживленной улицы, во весь размах взору курчатовцев предстал портрет приятной внешности женщины с букетом цветов в руках. Всех поразила размашистая надпись под портретом: «С Днем рождения, любимая!».
Этот красивый жест стал тут же объектом многочисленных разговоров. Все женщины, конечно же, втайне завидовали обладательнице открытого послания: надо же, такое красивое публичное признание в любви получить! Каждой хотелось быть на ее месте, точнее – иметь такого же рыцаря, который не стесняется принародно признаться в своих чувствах.
Все же не обошлось и не без осуждений. «Это ж сколько надо потратить, чтобы оформить дорогую «открытку» ко дню рождения своей жены. Деньги, наверное, людям девать некуда» – к этому сводился смысл высказываний критиканов.
И по поводу конноспортивной школы Булгакова то же самое можно слышать. Мол, хорошо им, начальникам да «новым русским», свои самые вычурные идеи в жизнь претворять, когда деньги есть. С деньгами и дурак сможет осуществить свою мечту. Красиво жить не запретишь...
Что тут можно сказать? У дурака деньги сами собой не заведутся. Умный же человек даже при скромном достатке при желании иных богачей может кое в чем за пояс заткнуть.
...Мы познакомились с ней на заседании литературного объединения «курчатовские самоцветы». Вера Егоровна прибыла в наш город в составе делегации литераторов из соседнего Рыльска. Она пишет рассказы, весьма неплохие. Один из них был зачитан на этом вечере, но в данном случае речь не об этом.
Так получилось, что за столом мы сидели рядом. Слово за слово – и вскоре я был очарован этой женщиной так называемого бальзаковского возраста. Точнее – ее поступками. Судите сами. Живя одна, без мужа, и получая скромную зарплату библиотекаря, Вера Егоровна за свою жизнь умудрилась побывать туристом в тридцати странах мира. Тридцати!!! Последний раз она съездила в далекий Таиланд и привезла оттуда массу незабываемых впечатлений. Она мне так живо об этом рассказывала, что я не удержался, чтобы не спросить, как это ей удается.
– Я давно сотрудничаю с одним и тем же московским туристическим агентством, они дают мне скидки, оформляют поездки в кредит, – просто ответила путешественница мирового масштаба. Поведала, что на поездки всегда откладывает понемногу из зарплаты. Мол, лучше я кусок колбасы не съем, а отправлюсь куда-нибудь в путешествие.
Наверняка каждый из нас может привести примеры, когда и деньги есть, и возможности, а все не получается куда-то съездить подальше за пределы родных мест, что-то интересное увидеть. То времени нет – надо там успеть, тут подогнать. То еще что-нибудь мешает, причины всегда находятся. Один мой знакомый, далеко не бедный курский предприниматель, за всю свою жизнь за границей вообще не был ни разу. «Некогда! Надо работать, а то конкуренты задавят» – так он объяснил мне необходимость прикладывать все новые и новые силы на том или ином направлении.
Каждый сам выбирает себе свое направление в жизни. А порой жизнь так закручивает гайки, что уже не до направлений, а только до выживания. Тем не менее, даже в безнадежной, казалось бы, ситуации, некоторые стараются, как в песне, «жить, а не существовать».
...Этой девочке не повезло с рождения. В то время как другие ребятишки, не задумываясь, бегают, прыгают, распевают песни, ей все дается с трудом. Каждый шаг, каждый поступок. Так уж получилось, такова судьба. Тяжелая, невыносимая судьба матери, которая каждый день, каждый час видит физические и моральные страдания своего ребенка. Сколько же ей приходится тратить сил, чтобы девочка была все время чистой, ухоженной, одетой не хуже других. А сколько приходится заниматься разными упражнениями, учить простым житейским вещам, которые другие дети делают легко и свободно.
– Как же вам тяжело, какая вы несчастная, – не выдержала однажды, искренне посочувствовала ей сердобольная соседка. Она ожидала услышать в ответ соответствующие охи, жалобы, хотя бы просто принятие этого сочувствия. Каково же было ее удивление, когда мама той девочки с полной искренностью заявила ей следующее: «Да вы что? Я – самая счастливая мама на свете! Вы знаете, как я люблю свою дочку, радуюсь ее маленьким победам. Я все для нее сделаю!».
Другой пример. Моему ровеснику и товарищу Сергею тоже в жизни не повезло. До определенного момента все складывалось у него как нельзя лучше. Хорошая жена, хорошая работа, квартира, машина, дача, ребенок – полный комплект успешного мужчины. Но вот как-то не заладилось у него со здоровьем: все больше стала давать знать о себе занесенная еще во время студенческого стройотряда какая-то непонятная инфекция. Сначала только палец на ноге гноился, а потом все больше и дальше.
Крепкий, энергичный, большой любитель рыбалки, Сергей в сорок с лишним лет стал инвалидом – лишился ноги. С удивительной стойкостью перенес мой товарищ удар судьбы. Помню его радость, когда он, хрустя новым протезом, отправился с нами на зимнюю рыбалку. Как радостно светились его глаза, как мы радовались за его возвращение в строй, как поднимали мы там, на льду, «боевые» сто грамм за здоровье, за рыбалку, за удачу!
Дела захлестнули нас, мы потом долго не виделись. И вдруг узнаю страшную весть: Сергею отрезали вторую ногу. Болезнь пошла дальше, и вопрос стал ребром: или-или.
Сколько пришлось перенести боли, отчаяния, какие только мысли ни посещали Сергея в то время – об этом можно только догадываться. А тут еще жена осталась без работы, сын стал студентом. Спасало то, что учился он в военном училище, был на государственном обеспечении. А так – хоть плачь. К тому же времена были «бартерные» – безработица, длительные задержки заработной платы.
Сергей не пал духом. Превозмогая боль, поднимался он день за днем в квартиру на пятый этаж своего дома (в наших пятиэтажках лифтов нет), отстегивал протезы и валился без сил, потирая окровавленные, еще не набитые мозолями свежие культи. Он хотел быстрее вернуться на работу, к активной жизни. Вскоре уже работал на прежнем месте. Стал лихо рулить на своей «Оке», даже в Орел к сыну в училище иногда ездил. Но и этого ему было мало. Поскольку с выездом на рыбалку возникла большая проблема, а побаловаться с удочкой хочется, он решил эту проблему по-своему. Взял, да и вырыл на своем дачном участке (не без помощи друзей, конечно) водоем, наполнил его водой, запустил туда карасиков. И теперь приглашает к себе на рыбалку. Тут и рыбка к столу, и свежая зелень с огорода всякая. Сергей ведь большой специалист по этой части – виноград разводит, яблони разные сажает, прививает, забот полон рот.
Жена вскоре устроилась на работу. Сын закончил училище, получил хорошую работу в Москве, женился. Невестку Сергей любит не меньше сына. А там и внучата пошли…
Жизнь идет, жизнь продолжается…
Всё верно. Камешки на ладони всегда тёплые, если ими любоваться. Надо видеть добро и ощущать тепло. А. Смышляев.
Спасибо за оптимизм, Дмитрий! "Всё перемелется - мука будет", как говорят в народе.
Вот только под эти современные мельничные жернова попала вся наша родная Держава... И мы с нею.