ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Валерий ДАНИЛЕНКО. БЫЛИ ЛИ БУНТАРИ СРЕДИ РУССКИХ БЫЛИННЫХ БОГАТЫРЕЙ?
Валерий ДАНИЛЕНКО

Валерий ДАНИЛЕНКО. БЫЛИ ЛИ БУНТАРИ СРЕДИ РУССКИХ БЫЛИННЫХ БОГАТЫРЕЙ?

 

Валерий ДАНИЛЕНКО

БЫЛИ ЛИ БУНТАРИ СРЕДИ РУССКИХ БЫЛИННЫХ БОГАТЫРЕЙ?

 

Три главных бунтаря изображены в русских былинах – Илья Муромец, Василий Игнатьевич и Василий Буслаевич.

 

Илья Муромец

Все подлинные киевские богатыри служат не Владимиру, а русскому народу. Об этом свидетельствуют слова Ильи Муромца, которыми он призывает свою дружину вступить в схватку с татарами в былине «Изгнание Батыя»:

Не для-ради князя Владимира,

Не для-ради княгини Апраксии,

А для бедных вдов и малых детей!

Бунт Ильи против Владимира был вызван ссорой богатыря с князем. Существует множество записей былины о ссоре Ильи с киевским князем. В разных вариантах этой былины указываются различные причины этой ссоры. Вот основные:

1) Илья оскорблён тем, что Владимир не пригласил его на свой пир. Он является на него незваным гостем;

2) Илья оскорблён тем, что Владимир на пиру его не узнаёт. Он расценивает это неузнавание как унизительную оценку его заслуг со стороны князя;

3) Илья оскорблён тем, что Владимир сажает его в гридне не среди почётных гостей, а среди ничтожных «воронят». Это унижает его богатырское достоинство;

4) Владимир дарит своим боярам на пиру очень дорогие подарки. Он им говорит:

Полно вам, бояры, хвастати!

Стану я вас дарити, жаловать.

Кого буду дарить чистым серебром,

Кого буду дарить красным золотом,

Кого жаловать скатным жемчугом.

Княгиня Апраксия напоминает мужу об Илье Муромце. Тот дарит ему соболиную шубу. На фоне тех подарков, которые князь раздаёт боярам, эта шуба – оскорбление для великого богатыря.

Бунт Ильи против Владимира в различных вариантах обсуждаемой былины выражается тоже по-разному. Перечислю основные его формы:

1) Илья издевается над князем. Он выходит на середину гридни и пародирует самодовольные движения Владимира:

Он сапог во сапог да поколачиват,

Он скобка во скобку нащалкиват,

Ещё белыми руками намахиват,

Злочёными перстнями да он нащалкиват.

2) Илья впадает в ярость и угрожает Владимиру и его богатым гостям жестокой расправой;

3) Илья осуществляет свои угрозы: вынимает свою богатырскую плеть и убивает всех бояр на пиру. Владимир прячется от него за печкой под шубой;

4) Илья стреляет из лука по княжескому дворцу и маковкам киевских церквей;

5) Илья устраивает на городской площади свой пир для киевской голытьбы и издевается на этом пиру над шубой, которую ему подарил князь, обливая её вином и уподобляя её Владимиру:

Да уливайся моя шуба зеленым вином,

Да судит ли мне бог волочить собаку князя Владимира

Да по этому лугу зелёному?

6) Илья имеет намерение убить Владимира. После примирения с князем он ему признаётся:

А было намерение наряжено:

Натянуть тугой лук разрывчатый,

А класть стрелочку калёную,

Стрелять во гридню во столовую,

Убить тебя, князя Владимира,

Со стольной княгинею с Опраксией.

7) Илья уезжает из Киева. Вместе с ним покидают Киев и другие богатыри.

Реакция Владимира в различных вариантах былины описана тоже по-разному. Приведу главные её формы:

1) князь велит выдворить Илью из гридни;

2) Владимир отправляет к Илье Добрыню. Тот его уговаривает примириться с князем;

3) князь предлагает Илье должность воеводы. Он с гневом это предложение отвергает:

Не хочу я у вас ни пить, ни есть.

Не хочу я у вас воеводой быть.

4) Владимир велит засадить Илью в глубокий погреб, чтобы он умер там с голоду. Его спасает Апраксия. Она его кормит в этом погребе три года – до тех пор, пока князь не освободил великого богатыря для битвы с татарским царём.

В.Я. Пропп писал: «Но каков бы ни был конец – засажен ли Илья в погреб, вынуждает ли он Владимира признать его с честью, уходит ли он навсегда из Киева, – сущность во всех случаях одна: между Владимиром и Ильей, то есть между народом и чуждой ему классовой властью, раскрылась пропасть» (Пропп В.Я. Русский героический эпос М., 1955 (сокращённо – Пр.). С.289).

Эта пропасть вынуждает идти на конфликт с Владимиром не только Илью, но и других богатырей.

В одном из вариантов былины о бунте Ильи против Владимира богатыри отказываются служить у Владимира в знак протеста против его несправедливого решения посадить Илью Муромца в погреб. В этом варианте князь принял это решение после того, как бояре оклеветали Илью. Бояре нарисовали Владимиру такую картинку с Ильёй, в который он изображён в кабаке и в шубе, подаренной ему князем:

Берёт он шубу за один рукав,

Таскал он шубу кунью ту,

Сам он шубе приговаривал:

«Оттаскать мне князя Владимира

За его кудряшки за чёрные»;

Обливал шубу зеленым вином,

Сам шубе приговаривал:

«Обольётся солнышко Владимир-князь

Своей кровью горячею

От моих рук от белыих».

Бояре оклеветали Илью. На самом деле в данном варианте былины Илья адресовывал свои слова не киевскому князю Владимиру, а татарскому царю Калину. Но дело было сделано: Илья оказался в погребе. Его крестовые братья взбунтовались против Владимира.

А сильные киевские богатыри

Рассердились на князя на Владимира,

Скоро садились на добрых коней,

Уехали они во чисто поле,

Во то раздолье во широкое:

«Не будем жить мы больше в Киеве,

Не будем мы служить князю Владимиру».

В былине «Илья и Калин-царь» по просьбе Владимира Илья просит своих братцев-богатырей вступить в бой с полчищами Калина. Их ответ оказался отрицательным. Они взбунтовались:

Да не будем мы стоять за веру, за отечество,

Да не будем мы стоять за стольный Киев-град,

Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,

Да не будем мы беречь князя Владимира

Да ещё с Апраксой-королевичной.

Почему? Они же у Владимира на службе. А вот почему:

У него ведь есте много да князей-бояр, –

Кормит их и поит, да и жалует,

Ничего нам нет от князя от Владимира.

Этот бунт, как и предшествующий, был недолгим. Взбунтовавшиеся против Владимира богатыри очень скоро вняли мольбам великого князя.

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую.

 

Василий Игнатьевич

Далеко не кратковременным был бунт против Владимира и его бояр у Василия Игнатьевича – главного героя былины «Василий Игнатьевич и Батыга». В её второй редакции он уже не похож на сказочного Ивана-дурака. Он предстаёт перед нами в этой редакции как самый великий бунтарь среди всех русских богатырей. Василий Игнатьевич существенно отличается от других русских богатырей.

Василий Игнатьевич – богатырь нового поколения. Былина о нём сложилась довольно поздно – по предположению В.Я. Проппа –  в XVII веке. Этим объясняется отсутствие в ней идеализации русских богатырей, которая характерна для былин киевского и владимиро-суздальского периодов.

Бунтарём, как мы увидим, был Василий Буслаевич, но он был богат, а его тёзка Василий Игнатьевич – выходец из городской бедноты. В своём бунте против киевских богачей он ушёл дальше всех русских богатырей, включая Илью Муромца. Его борьба с ними носит подчёркнуто классовый характер.

Вторая редакция былины, о которой идёт речь, начинается с угроз татарского царя Батыги (Батыя) уничтожить Киев (в былинах об Илье Муромце подобные угрозы мы слышали от царя Калина). Как назло, в Киеве в это время не оказалось ни одного богатыря, кроме пьяницы Василия Игнатьевича.

Пришлось Владимиру идти на поклон к Ваське-пьянице. Князь разыскал его в кабаке. Чтобы уговорить Василия, князь униженно ему прислуживает. Кому? Голи кабацкой. Унизить князя – радость для былинного певца!

Чтобы умилостивить Василия, князь приглашает его к себе на пир. Но Василий не из тех, кто за бутылку водки готов мать родную продать. Чувство справедливости он ставит выше чары зелена вина. Он гордо заявляет князю:

Да послушай-ка, Владимир да стольно-киевский!

А я нейду нонь к тебе на почестен пир,

А я не пью-де твоего да зелена вина.

Новая радость для былинного певца и его слушателей: гордый бедняк отказывает великопрестольному богачу! Пьяница Василий отказывает великому князю потому, что этому князю нет дела до народа. Ему нет никакого дела до социальной справедливости. Он бережёт свою шкуру. Он живёт заодно со своими боярами.

Ты не с нами думу думаешь – с боярами,

Могут они тебе способствовать.

Мог Владимир услышать от Василия и такие обвинения:

Не с нами вы нынче думу думаете,

Не с нами вы толки толчёте,

Думаете с татарами, с боярами,

Ещё всё с людьми с богатыми.

Классовое противостояние здесь налицо! При этом богатые ставятся на одну доску с татарами. Те и другие – враги бедных русских людей.

По этой былине особенно хорошо видно, как далеко в своём классовом протесте поздние былины ушли от ранних. Становится понятным в связи с этим, почему царь Алексей Михайлович (отец Петра I) в XVII веке издал указы, запрещающие былины. Былинные певцы подвергались преследованиям. Неслучайно, что большая часть наших былин сохранилась не в центральной России, а на архангельском севере и в Сибири.

Как же ведут себя богачи в былинах о Василии Игнатьевиче? Как предатели по отношению к Владимиру и как классовые враги по отношению к Василию. Бояре и купцы отказали Владимиру в помощи:

Отказалися князья, его бояра,

Уж как те же купцы, люди торговые:

Мы не можем со князем думу думати,

Мы не можем со князем мысли мыслити.

Вместо того, чтобы принять участие в подготовке к отражению татарского нашествия, князья-бояре советуют откупиться от Батыги головой Василия:

Что нам за него стоять,

Он его, собаку, только что раздразнил...

Нам больше Васеньки не надобно.

Ненависть Василия к киевской знати так велика, что он решается на временный союз с врагами – с татарами. Он идёт служить к Батыге, чтобы с помощью его войска разделаться с киевскими боярами. Татарам он ставит такое условие:

Как и еду-ле я с вами в стольно Киев-град,

Я грометь, шурмовать да стольно Киев-град,

Мы повыбьем-де всю силу да самолучшую,

Уже мы тех же бояр да толстобрюхиих.

Только тот с вами залог да я положу нынь:

Чтобы оставить князя да со княгинею.

У другого былинного сказителя А.Г. Григорьев записал такие слова Василия Игнатьевича, обращённые к татарам:

Уж вы здравствуйте, пановья-улановья!

Уж вы гой еси, пановья-улановья!

Вы подите теперь в стольно Киев-град,

Уж вы грабьте князей да нонче бояров,

Уж вы тех же купцов, людей торговыих,

Уж вы грабьте у их да золоту казну;

Не ворошите только князя-то Владимира,

Уж вы той-де княгини-то Опраксеи.

Не во всех вариантах обсуждаемой былины Василий проявляет милосердие к Владимиру. В сборнике Н.Е. Ончукова «Печорские былины» записан такой её вариант, где Василий не собирается щадить Владимира:

А пошёл-то он во гридню во столовую,

Ко тому же ко князю ко Владимиру,

Хватал он столешенку дубовую,

Хотел он убить князя Владимира.

Но Василий всё-таки не убил князя. Пожалел. Откликнулся на его мольбы о пощаде:

Да взмолился ему да тут Владимир-князь:

«Ты оставь на покаяние грехом тяжкиим,

Не убей же ты во гридне князя Владимира».

В.Я. Пропп писал: «Он (Василий Игнатьевич. – В.Д.) творит расправу, которая предвещает события и песни крестьянских войн времен Разина и Пугачева. Во главе войска он входит в город как грозный мститель.

Пошли-то они да в стольно Киев-град,

Да увидели бояра толстобрюхие.

Да не чудо ли, братцы, не диво ли,

Да Васька Игнатьев передом идёт!

                 ***

А били они бояр, нонче вешали,

А погромили они да злата, серебра.

                 ***

А приходят они да в стольне Киев-град,

Они грабят купцов да князей-бояров,

Они множество награбили золотой казны»

                                                             (Пр. С.341)

Вот так руками татар Василий разделывался со своими классовыми врагами – киевскими богачами.

 

Василий Буслаевич

Василий Буслаевич – новгородский богатырь. Его образ существенно отличается от образов киевских богатырей.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович в начале своего пути к богатырству сражались с чудовищами. Илья расправился с Соловьём-разбойником, Добрыня – со Змеем, а Алёша – с Тугарином. В этих чудовищах легко обнаружить мифические и сказочные черты. Ничего подобного не было у Василия Буслаевича. Его образ намного реалистичнее образов киевских богатырей.

На реалистичность Василия обратил внимание А.М. Горький в письме к К.А. Федину. Он писал: «Васька Буслаев – не выдумка, а одно из величайших и, может быть, самое значительное художественное обобщение в нашем фольклоре» (Пр. С.427-428).

Главное отличие Василия от киевских богатырей – его бунтарство. Среди былин киевского цикла широкую известность получила былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира. Но этот бунт произошёл только однажды. Бунтарство Василия другого рода. Оно составляет ведущую черту его характера.

Блестящую главу о Василии Буслаевиче написал в своей книге о русском героической эпосе В.Я. Пропп. Он назвал эту главу очень многозначительно: «Поэзия бунта». Тем самым он подчеркнул главное в образе новгородского героя – упоение своим бунтарством.

В.Я. Пропп в своём анализе былины о Василии Буслаевиче опирался на множество вариантов этой былины. Он насчитал 60 опубликованных её вариантов. Это позволило нашему великому фольклористу создать весьма разностороннюю и наиболее точную биографию новгородского бунтаря.

Первый бунт Василия – бунт против своих сверстников – детей богатых новгородцев:

Стал шутить он, пошучивать,

Шутить-то шуточки недобрые,

С боярскими детьми, с княженецкими.    

Стал он по городу похаживать,

На княженецкий двор он загуливать.

Стали богатые мужики новгородские жаловаться матери Василия:

А и мужики новгородские,

Посадские, богатые,

Приносили жалобу они великую

Матерой вдове Амелфе Тимофеевне.

Второй бунт Василия – против его воспитателей – матери и его крестного отца – старца, принадлежащего к высшим слоям новгородской церкви. Они учили его грамоте, добру, смирению и церковному пению. Не впрок пошло Василию их учение. Не зная, куда себя деть, чем заняться, к чему приложить безудержную удаль и весёлое озорство, он пустился в разгул:

С весёлыми удалыми добрыми молодцы

Допьяна уже стал напиватися.

А и ходит в городе уродует.

Третий бунт Василия – против новгородской знати. Этот бунт выглядит странным: его отец принадлежал к очень богатым новгородцам. Между тем этот бунт стал для Василия Буслаевича главным. Он побудил его нанять дружину в 30 человек (включая себя самого). Отцовские деньги вполне позволяли это сделать. У самого отца тоже была дружина, но она была нужна ему, чтобы выйти из грязи в князи, а его сыну она понадобилась, чтобы против этих князей бунтовать. По существу он порвал со своим классом – классом богачей.

Василий объявил на всю округу:

Кто хочет пить и есть да из готового,

Валися к Ваське на широкий двор,

Тот пей и ешь готовое

И носи платье разноцветное.

Народу привалило видано-невидано. Кто же у нас на Руси не любит дармовщинки?

И собирались мужики новгородские увалами,

Увалами собиралися, перевалами,

И пошли к Василию на почестен пир.

Легко догадаться, какой народ привалил к Ваське, – голь перекатная по преимуществу. Начал Василий отбирать себе достойных воинов для своей дружины. Два испытания: 1) выпить одним махом полтора ведра вина и 2) выдержать удар дубинкой из вяза:

Кто изопьёт чару зелена вина,

Мерой чару полтора ведра,

Весом чару полтора пуда,

И кто истерпит червлёный вяз,

Тот ступай на почестный пир.

Немного осталось желающих. Испытание прошли самые крепкие. По их фамилиям в какой-то мере можно судить о составе буслаевской дружины. Вот некоторые фамилии: Фома Толстокожевников, Фома Ременников, Котельная Пригарина, Костя Новоторженин, Потанюшка Хроменький, Данилушка Горбатенький и другие.

В.П. Пропп подчёркивает: «Для нас важно, что дружина составляется из людей ремесленного труда» (Пр. С.435). Все они выдержали экзамен. Вот как его сдавал Потанюшко Хроменький:

Идёт-то Потанюшко Хроменький

Ко Василию на широкий двор,

Ко той ко чаре зелена вина.

Брал тую чару одной рукой

И выпил чару за единый дух.

Как выскочит Василий со новых сеней,

Хватал-то Василий червлёный вяз,

Ударит Потанюшку по хромым ногам:

Стоит Потанюшка – не крянется,

На буйной голове кудри не ворохнутся.

С такими дружинниками Ваське сам чёрт не брат! Он почувствовал уверенность в собственной значимости для Новгорода. Но жизнь полна неожиданностей. Новгородская знать продолжает относиться к нему с пренебрежением. В одном из вариантов былины она демонстративно отказывает ему в приглашении на богатый пир. Это его не смущает. Он  является на него незваным гостем, подобно тому, как Илья Муромец явился незваным на пир к киевскому князю в былине «Бунт Ильи Муромца против Владимира». Званые гости над ним подтрунивают:

Говорят тут гости званые:

«Ай же ты, Василий Буслаевич!

Хоть ты садишься в большом углу,

Ты есть гость незваный,

А мы гости званые». –

«Хоть я гость незваный,

Куда посадят, там сижу,

А что могу достать своей рукой, ем да пью».

Василий бросает вызов всей новгородской знати. Вызывает её защитников на бой. Он должен произойти на Волховском мосту на следующий день. Чтобы уберечь сына, Амелфа Тимофеевна сажает пьяного Василия в погреб и там его заковывает. Он спит мёртвым сном. Его дружина на следующий день вступает в бой со своими противниками без её предводителя.

Ситуацию спасает девушка-чернавушка – служанка Василия. Она увидела, что буслаевской дружине грозит поражение. Освобождает своего хозяина. Тот хватает ось тележную и разбивает ею своих врагов в пух и прах. Но дело на этом не кончается. В некоторых вариантах былины он врывается в город и начинает уничтожать богатые каменные дома:

И напустился тут Василий на домы на каменные.

 Василия пытается угомонить старец Пилигримище – его бывший наставник и крестный отец:

Я грамоте тебя учил,

На добрые дела наставлял.

Но озлоблению Василия нет предела. Он зверски убивает старца тележной осью.

Не следует идеализировать новгородского богатыря. Если киевские богатыри ясно сознают свою цель – защищать Русскую землю, то Василий Буслаевич не имеет ясной цели. Он не знает, чем будет заниматься, если ему удастся победить новгородскую знать. Между тем его былинный образ любим в народе, поскольку он воспринимается как народный заступник.

 

***

Итак, среди русских былинных богатырей самым выдающимся бунтарём следует признать Василия Игнатьевича. Его бунт против Владимира и его приспешников носил подчёркнуто классовый характер. Бунт же Ильи Муромца и Василия Буслаевича возник из-за их оскорблённого самолюбия. 

 

Комментарии

Комментарий #30181 20.01.2022 в 05:33

Познавательно. И наводит на мысль перечитать былины. Спасибо! А. Смышляев

Комментарий #30174 19.01.2022 в 13:57

О-очень любопытное исследование...