Максим ЕРШОВ. «ДО СВИДАНИЯ» – НЕ ЗНАЧИТ «ПРОЩАЙ»… (Из книги стихов «Виолончель»)
Максим ЕРШОВ
«ДО СВИДАНИЯ» – НЕ ЗНАЧИТ «ПРОЩАЙ»…
(Из книги стихов «Виолончель»)
РАЗГОВОР
Моим бабушкам…
Твоих седин немой укор
и тёмно-карий отблеск взгляда…
Я за столом напротив сяду
и будет долгим разговор.
Закат погасит свет дневной,
увянет за окошком вечер.
Под стук часов, что тих и вечен,
ты будешь говорить со мной.
Расскажешь мне, как трудно ждать,
про то, как ты писала письма,
про то, как ты сверяла числа, –
кто говорил, что дни летят?
Они тянулись нараспев...
Расскажешь про пустые ночи,
про пса, что есть все время хочет,
про огород и про посев.
Как поджидала сыновей,
про то, что тяжелы посылки, –
легко лишь собирает былки
проныра-ветер средь ветвей!..
Как ты надеялась, что я
вернусь и стану с жизнью ладить,
и что усталость в сердце сгладить
поможет гордость за меня…
Ты будешь говорить со мной,
усталые ссутулив плечи.
Я не смогу тебе перечить –
уйму свой норов озорной.
Но… я не стану обещать.
Прости! я сам как глупый ветер –
уже я много в жизни встретил,
но больше надо повстречать.
Я вновь уйду – Бог весть куда –
твоим мальчишкой-переростком…
Пока еще над перекрестком
сияет мне моя звезда.
* * *
Старый двор с годами – меньше, меньше.
Старый дом всё тише и тесней.
И собака, что рвала мне вещи,
стала равнодушней и грустней...
Горестный укор с портрета деда.
Милый дед! Зачем ты так суров?
Разве ты не думал, ты не ведал,
то, что я покину этот кров?
Я другой. Меня погубит вызов
городка, окутанного сном:
да – уездной страстью в телевизор,
да – сиренью белой под окном!
Мне вокзал давно прогулы ставит,
мой билет безвременно храня...
Только дом – качает синей ставней,
всё-таки надеясь на меня.
«ТРЁХРУБЛЕВКИ»
Проститутка тоже человек –
Божия слезинка.
Евгений Чепурных
Свинцовый дождь на сгибе дизельных ветров.
Большие фары "фредов", шум «шаланд».
Судьбой несчастной за спиной зияет ров.
Им в детстве беленький вплетали в косу бант!
Теперь несется грусть из тусклых глаз
и вьются флаги крашеных волос.
Им погибать под равномерный рокот трасс –
там, где побелка разделительных полос.
Им погибать от проклятых рублей –
губных помад растянутся следы...
– Чё смотришь, паря? Ну же – не жалей!
– Молчи, не предлагай дождю воды!
– Так много слов летит со всех сторон,
но руку не дает нам ни один.
– Ты заплати за свой тестостерон,
чтоб заплатили мы за героин!..
И дождь идет, и также злы ветра,
и я им дал, и «дали» мне они.
И каждое забытое вчера
настигнет неродившиеся дни.
Они ни в ком не требуют вины
и годы допивают, как вино, –
невольные признания страны,
которой, если честно, все равно…
* * *
Постой. Ведь ты порхать устала!
В крови – бестрепетный размах.
Гжель детская недавно стала
темнеть в распахнутых глазах…
Любовь как давнее поверье.
И как не понятый каприз!
Моих жар-птиц былые перья
по ветру с кухонь разнеслись.
Твое восходит только солнце!
Росы не стряхивай с ресниц:
откуда-то печаль берется,
когда сыграешь юность в блиц.
Потом откуда ждать участья?
Да что там! Проще говоря:
не по тебе ли шито платье,
в котором шествует заря?
Не для тебя ль сосульки, тая,
весенний отбивали марш?
Чтоб ты, свой опыт обретая,
минула наших горьких чаш...
Я ЛЮБЛЮ
Я люблю конфетки, Marlboro и сливы.
Я люблю конкретность, драйв и перспективы.
По душе, по сердцу – СПб и Reebok.
Я люблю глядеться в зеркалах улыбок.
Уважаю club`ы и автомобили.
И люблю, чтоб слабых никогда не били.
Чтобы в каждом шаге музыка звучала
и чтоб наши флаги ветерком качало!
Я люблю стаканы с пивом золотистым
и марихуану – тонкую, со смыслом.
Я хотел бы с женщин шелуху всю скинуть:
с проституток – вещи, а с русалок – тину.
Я о героине помню со слезами.
Я теперь другими все люблю глазами.
Я б и умирая так сказал:
– Любите!
Меж собой – играя – лучики не рвите…
* * *
Но тебя я разве позабуду?..
С.Есенин
«До свиданья» не значит «прощай».
Уходящий своею дорогой,
обернись, отступив от порога,
разбавляя улыбкой печаль –
«до свиданья» не значит «прощай».
Уходящий своею дорогой,
ты не жми на прощание рук
и не надо, не стоит, мой друг,
ты словами пустыми не трогай –
уходящий своею дорогой.
Обернись, отступив от порога,
сквозь туман облетающих дней:
среди тысяч манящих огней
маяков настоящих не много –
обернись, отступив от порога!
Разбавляя улыбкой печаль,
мне смотреть и рассказывать где-то,
что друзей есть так мало по свету,
с кем тот горький глотали мы чай –
разбавляя улыбкой печаль…
«До свиданья» не значит «прощай»!
По пути будет дружба другая:
кто до рая, кто первым – до края…
Ты меня вспоминай невзначай –
«до свидания» не значит «прощай».
* * *
Мы последние деньги пропили.
Бар пустел в свой последний час.
Очарованный хрупким профилем,
я хотел наглядеться в фас.
Я любимой тебя придумывал.
Но танцпол оглушил слова –
и без слов, под огнями лунными,
я решился – поцеловал.
И потом, как слеза печальная,
таял снег на стекле авто...
Замирало твое прощание.
Угасало во мгле пальто.
...Изо льда голубого – безднами
глаза... То ль привиделось мне?
Я хотел бы тюльпаном срезанным
стоять на твоем окне!
Чтобы ты, обнимаясь с полночью,
и не думала ни о ком,
а наутро, на фоне солнечном,
я тебе помахал листком...
* * *
Я люблю у бровей твоих тонкий изгиб.
И волшебную грусть, что лежит на ресницах.
Но уходит туда, где не видно ни зги, –
в новый путь и полет перелетная птица.
То – любовь… Помню я: ты была хороша!
Но в тебе не сумел я навек уместиться.
И мне горько, и жаль мне, и пальцы дрожат…
Но любовь все равно перелетная птица.
И как знать наперед: может быть, я вернусь
к огонькам твоих глаз и летучим ресницам?
И как штора замрет боязливая грусть,
потому что любовь – перелетная птица...
1 МАРТА
Ветер сходил с ума –
шастал и пел округам.
Если б была зима,
значит, была бы вьюга.
В кронах карагачей –
билось гнездо испуга.
Он был опять ничей –
нет ни жены, ни друга.
Даже в унылом сне,
полном белесой фальши –
думая о весне,
надо держаться дальше.
Ветер приносит весть,
пусть в ней и нет ответа –
много надежды есть:
скоро вернется лето!
«Значит, еще спою!
Слышишь, душа поэта?»
Даже тоску свою
он полюбил за это.
* * *
Давай сдадим пустую тару
тоски.
Печаль – сожжем в свече.
Давай,
как струны на гитару,
натянем силушку в плече.
Давай на место сердце вправим,
пред тем, как,
выдохнув,
идти.
И только так!
Никто не вправе –
угаснуть, не начав пути.
НУ ВОТ И ТЫ
Ну вот и ты...
Какая встреча!
Три года? Больше. Да, весь срок…
Мне странно: так спокойны речи,
как самый тихий ветерок,
и ты совсем такой, как раньше,
лишь чуть серьезней и мудрей…
Кто может знать, что будет дальше?
Но помни, брат, смысл трудных дней,
в которых хорошо мечталось
о скором счастье впереди…
А мне – прости мою усталость.
Она от пустоты в груди.
Порой мне кажется, что сердце,
как одинокая звезда,
всё шлет сигналов мегагерцы,
людей встречая – поезда.
И слишком долго нет ответа.
Устал я…
Что еще сказать?
Пока дымится сигарета,
пусть вьется дым, как "егоза", –
за мартовский веселый ветер
цепляясь, как за шлейф мечты...
Давай обнимемся. Я встретил
тебя, мой друг...
Ну вот и ты!
* * *
К чему слова, раз нету денег?
К чему стенанья про любовь?
В глазах цвет вымученной тени,
а в небе – жгуче голубой.
Нет у меня другой приманки,
губами не разбить стекла.
И всё-таки – витает ангел,
и всё-таки – весна светла!
И надо, надо не похожей
быть на измызганную грусть
с паучьим бисером по коже
и холодом циничных уст.
ОПЕР
Лицо закона – маска без эмоций.
Закона суть – похожа на сапог.
Служитель этой музы не смеется,
когда в тебя вонзает коготок.
Он человек серьезный:
вынет ордер –
в твою судьбу предъявит свой... билет.
Прощай, маманя!
Здравствуй, сука, опер!
Вези меня, телега горьких лет!
В решетке увидав свободы лучик,
ты схватишься за сердце что есть сил.
Но через год поймешь: а может, лучше,
что он тебя тогда остановил?
Когда закон становится железом,
бетонным склепом, крашеным стеклом –
не замирай в надрыве бесполезном,
горюя о веселии былом.
И рыбий хвост зажевывая хлебом,
в межстрочье писем – серых птиц тоски –
храни своей души седьмое небо...
И будущего свежие ростки.
* * *
Желтеет лист в кленовых лапах,
слышнее стал галчиный крик.
Письмо хранит твой сладкий запах,
я к строчкам ровненьким приник,
чудесный вызнавая почерк…
Я вспомнил силу хрупких плеч.
В себе тебя хочу я очень
на годы долгие сберечь.
С любви слетает позолота
у каждого во свой черед.
Но все же остается что-то,
что крепко за сердце берет,
немые придавая силы…
И вправду, ни к чему слова –
прийти к своим, простым и милым,
чтоб им ладошки целовать…
* * *
Посмотрю и с надеждой промолвлю:
– Ты меня позабудешь, как все…
Только, может, ненужною болью
я останусь с тобой насовсем,
как случайные старые раны
остаются на коже берез,
если ветер порывом буранным
налетел и сломал не всерьез.
Этот ветер упал в чистом поле,
истощившись на пагубный смерч,
и своей сокрушается доле,
обещает, что будет беречь –
развевать твои нежные листья,
петь тихонько осенней порой
и, в метельном отчетливом свисте,
приносить с дальних звезд серебро…
Я не знаю – хорош иль не так уж
будет тот, кто тебя позовет,
за кого ты бестрепетно – замуж,
всё отбросив, пустившись в полет
за надеждой и новой любовью,
чтоб её удержать насовсем…
Я вослед посмотрю и промолвлю:
– Ты меня позабыла, как все…
ПОСЛЕ ПРИГОВОРА
Был когда-то я маленький…
«Ты ж цветочек мой аленький!», –
говорила мне мать,
вытирая помаду с целованных щек, –
«Ах ты, мой огонек!»…
А я был первоклассником.
Мать – заказанным праздником –
уводила меня...
В фотографиях наших хотела сберечь
дни украденных встреч.
«Стань, сыночек мой, летчиком!»…
По денькам и по ноченькам,
выше, чем облака, –
стратосферами душ
я летаю теперь.
Высота – от потерь.
Не одеждами белыми!
Редко так, как хотели мы.
Понял в день похорон,
что с душой – как баян,
в самых людных местах
не нашла ты Христа…
До свидания, маменька!
Не цветочек я аленький,
потому что с тех пор –
так уж вышло – никто
не целует мне щек.
Я ничей огонек.
БЕГЛЕЦ
Без дрожи взяла рука –
троих к праотцам навек…
«Калашников», два рожка,
дорога, посадка, снег.
По следу ЗИЛы летят –
телеги твоей вины.
Куда ты бежишь, солдат,
от гнева своей страны?
По следу овчарки – «фас!»
Весь мир в амбразурах век.
Отыщут по блеску глаз,
положат в проклятый снег.
К кому ты бежал, солдат,
кто молит о счастье, кто?
Кому из тебя отдать
кровавое решето?..
– Не надо!..
Я сам, я сам.
Я знаю, что слева цель…
Маманя! Не верь им, мам,
что пуля жужжит,
как шмель.
ШПАНА
Юнцов расхристанная стая!
В наследство были нам даны
свобода, улица родная
и дым расколотой страны.
Мы оказались в списке лишних.
Мы поднимали пыль столбом –
срывали дни неспелой вишней
и вышибали опыт лбом.
Года хлестали нас, как ветки,
обозначая желваки:
хранили вечные отметки
кожанки, лица, кулаки.
И наши верные подруги,
хлебнув дешевого вина,
в пустых карманах грели руки,
чуть-чуть дрожа, как после сна.
Мы были необыкновенны!
Несли безвинные грехи
в рассветы, в дискотеки, в вены,
в машины, в первые стихи.
И в этой вечной канители,
не понимая взрослых слов,
мы жили – будто песню пели
и не жалели голосов.
В сиротах много этой воли –
ходить незрячими во тьму:
искать любви, набраться боли
и расписаться за тюрьму...
Кого брала земля, печалясь,
кого – семейные дела.
И мы терялись, не прощаясь –
поняв, что молодость прошла.
Зато теперь уж глаз наметан!
И каждый видит пред собой,
в чем тяжесть ровного полета
по этой загнанной кривой.
* * *
Твой зелененький дом
с лебедой под окном!
И как будто вчера –
свет в окошке твоем,
иногда до утра…
Вспомнить любо теперь
те крылечко и дверь,
и ласкающий свет...
Их поди-ка, измерь
кругляшками монет!
Ты, бывало, одна
заскучаешь в стенах –
угасал огонёк.
И никто ведь не знал –
каждый в чем-то далёк.
Пела в кипень и бель
кружевная метель,
заносила поверх.
Где ты, где ты, капель?
Где ты, искренний смех?
И мы ладили пир
на весь дом и весь мир –
за струну только тронь!
И в пылу наших игр
возвращали огонь.
Вспомнишь – жизнь так красна,
ты сама – как весна
с теплым блеском очей.
Не жалели мы сна
ради этих ночей…
Продан старенький дом
с лебедой под окном,
с шухерной щеколдОй…
Но кто вспомнит о нем –
тот опять молодой.
* * *
Все, что было задорно и здорово,
прокатилось, как радостный звон.
Расставанье – холодное олово.
Был я искренне в дружбу влюблен.
Ты склони ко мне светлую голову –
напоследок чуть-чуть помолчим.
Расставанье – тягучее олово –
чугунеет от веских причин.
Тает эхо… куда же ты, молодость?
Тех – таких же – уж нас с тобой нет.
Расставанье – тяжелое олово –
затеряется в сумерках лет…
* * *
Но однажды, в мгновенье непошлое,
словно дрожь пробежит по устам –
расправляя помятое прошлое,
расставляя его по местам!
Это больно. И всё-таки здорово:
распускается жизнь, что была,
расплавляя поблекшее олово
в дорогие для нас зеркала...
Невероятные стихи! искренние, пронзительные, жизненные. Спасибо автору за откровение...