Анатолий ПОБАЧЕНКО. В СОГЛАСИИ С САМИМ СОБОЙ. Обзор свежего номера журнала «Сибирский Парнас»
Анатолий ПОБАЧЕНКО, главный редактор журнала «Сибирский Парнас»
В СОГЛАСИИ С САМИМ СОБОЙ
Обзор свежего номера журнала 1(22)-2022
Наверное, каждый из нас любит красоту. Для кого-то она – в ярком южном солнце, для кого-то – в величии гор и вековых дубрав. Как часто в поисках её мы стремимся в дальние края и не замечаем, что прекрасное – вот оно – рядом с нами. Именно открытию неприметной красоты родных мест, родного города посвящена значительная часть творчества новосибирского художника Георгия Коррутина.
Творческое становление мастера проходило в студии известного педагога Михаила Павловича Гнусина, а также в Новосибирском колледже культуры и искусств, где темой его дипломной работы стала хохломская роспись. Георгий Дмитриевич не оставляет декоративно-прикладное искусство и сейчас. Поэтому неудивительно, что живописи художника порой присуще декоративное начало. Например, травы, ветви и цветы в его произведениях часто образуют ритмичный узор, а в изображении листвы молодых деревьев звучат едва заметные мотивы народной росписи.
В полотнах мастера также находит отражение увлечение импрессионизмом, с его игрой света, цветными тенями и необыкновенной живостью при передаче переливов неба и воды. «Липа цветёт» – на этой картине цветущие ветви липы противопоставлены колючим лапам ели справа. Это противопоставление по цвету, силуэту, по общему настроению. Ель по-зимнему щетинится, но липа, несмотря на более «миролюбивые» формы, доминирует. Её цветы полны ликования, они как гимн всепобеждающему летнему теплу. А вот акварель «Полдень в конце зимы». Всем известно, что зимние пейзажи трудны в исполнении, однако художник не побоялся взять «зимнюю» тему и решил её великолепно. Изображён полдень. На солнце снег сияет всеми красками, но это сияние нарушено причудливыми, даже зловещими, тенями справа внизу. Ветви «теневого дерева» словно лапы паука. Конец зимы. Скоро всё это великолепие растает, и вместо калейдоскопа красок воцарится хлюпкая весенняя слякоть…
Об этом замечательном художнике рассказывает искусствовед Галина Леонова, открывая рубрику «ПОРТРЕТ» в первом номере журнала. На обложках журнала представлены репродукции картин художника Коррутина Георгия Дмитриевича.
Традиционная рубрика журнала «СВЯТЫЕ КАМНИ» не могла пройти мимо значимых дат в литературе и в искусстве.
Юрий Ключников, известный поэт, писатель, путешественник, посвятил свои стихи Наде Рушевой и Валентину Распутину. Есть ли ещё на земле такой человек, который, придя в этот мир всего на 17 лет, оставил бы в душах людей невероятно светлый след, какой оставила Надя Рушева? В январе этого года мы с особой теплотой вспоминаем юную художницу.
Нынче мы поздравляли бы с 85-летием Валентина Распутина, если бы от всего неправедного, что происходило в стране, не исстрадалось до смертного исхода его сердце. Не зря Валентина Распутина называют совестью нашего народа.
НА ВЫСТАВКЕ НАДИ РУШЕВОЙ
Мимо скорбного взгляда Иешуа,
Мимо чистых глаз Натали
Ходим-бродим, головы свешивая,
Перед девочкой сжавшись в нули.
В книгу отзывов пишем: «Откуда
Непомерная щедрость очей?
Где же правда – такое чудо
Отобрать у людей – зачем?».
Но не жалуйся, что отрисована
Четвертушка земного листа,
Ведь в семнадцати столько спрессовано,
Что другому хватило б до ста.
И в ином, многоцветном небе,
Возвратившись на круги свои,
Машет крыльями сильный лебедь,
Весь из света, тепла и любви.
(«На выставке Нади Рушевой»)
------------------------------------------
ЧТО ОН УСПЕЛ?
Памяти В.Распутина
Что он успел в своей эпохе зыбкой?
На правде не споткнуться никогда.
Печаль под редкой сохранить улыбкой.
Не перейти черту меж «нет» и «да».
«Да» – Сергию и «нет» – мамаевой орде,
А посреди – упрямая Непрядва.
Русь никогда не победит неправда
В любой победе и в любой беде.
Успел соблазны жизни встретить стоя,
Отринуть перестроечную бредь,
За подвиг получить звезду Героя,
Но на пиджак ни разу не надеть.
При всех режимах не поддаться лжи,
Не клюнуть на кусок чужого сыра,
России и Сибири послужить,
Как сердцевине будущего мира.
И, наконец, когда пришла пора
Смириться с остановкою мотора,
Успел сказать Москве: «Прощай, Матёра!»,
Шепнуть Иркутску: «Здравствуй, Ангара».
«СЛОВО УЧИТЕЛЯ» знакомит нас со многими истинами, духовными поисками себя и своей души. Марта говорит:
«Совершить благое дело не хитро. Трудно не допустить мысли, возвеличивающие себя. Хитрое эго уже оценило поступок и ждёт вознаграждения. Самолюбование кармически неоправданно и во много раз снижает заслугу доброго дела. Это такой важный нюанс, что даже в Библии есть указание совершать благие дела так, чтобы «левая рука не ведала, что даёт правая».
Снова говорим о силе мысли, о её значимости. Негодная мысль может перечеркнуть хороший поступок. Иногда доброе слово поддержки, сказанное искренне от сердца, на весах судьбы весомее любой другой помощи, отяжеленной негодными мыслями. Бескорыстие – заслуга перед Богом».
В рубрике «ЛИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ» Татьяна Трофимова-Воронцова отдаёт должное памяти И.Ф. Анненского. Сегодня творчество Иннокентия Анненского получило заслуженную известность. В школьную программу включено, пожалуй, самое известное стихотворение «Среди миров», написанное за несколько месяцев до смерти:
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
В поэтическом «МОНОЛОГЕ» своё видение природы, внутреннего мира современного человека представила Галина Рябова-Дворядкина:
Январь собрал все конфетти,
А двор заполнил запах ели.
Запутал ветки серпантин
За долгий праздник в две недели.
Отмечен был он Рождеством,
Потом Крещенскою купелью,
И снеги белым торжеством
Метелью надолго запели.
А вот февраль, он всё крушил:
Перестелил сугробы спешно,
Снегов убор унёс с вершин
У тополей и сосен здешних.
Бурана стихли канители,
Фланелью мягкие снега
Осели, настом огрубели,
Легла проталинок слюда…
Альберт Кайков проникновенно говорит о Родине, её красоте и мощи («Озеро Чаны»):
Среди Барабинских степей,
В низине солнцем опалённой,
В кругу высоких камышей
Лежит жемчужиной огромной.
Не шелохнётся в тихий день,
Спокойно, как ребёнок спящий,
А в зеркалах его лишь тень
От камышей вокруг стоящих.
Но не всегда затишью верь,
Вдруг наступает день ненастный,
Оно становится, как зверь,
Жестоким, сильным и опасным.
Идут высокие валы,
Штормит как океан могучий,
В порывах ветра и волны
Разносит тысячи созвучий.
На «ДЕТСКОЙ ТРОПИНКЕ» – представлено творчество Евгения Новицкого. (Окончил Харьковский педагогический университет. Живёт в городе Пивденное Харьковской области. Пишет стихи и сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор более шестидесяти детских книг. Публикации в периодических изданиях Украины, России, Беларуси, Узбекистана, Финляндии, Канады, Австралии.)
Вот потеха так потеха,
Веселись, честной народ!
К нам из Африки приехал
Настоящий бегемот!
Днями он лежит на солнце,
Отдыхая от забот,
И водою из колодца
Поливает свой живот.
Ест бананы и кокосы,
Пьёт оливковый настой
И в ответ на все расспросы
Лишь кивает головой.
А под вечер, взяв подушку,
Он уходит со двора,
И в болоте, как лягушка,
Спит до самого утра.
(«Африканский гость»)
«ШАГИ» дали возможность познакомиться с творчеством прозаиков. Это Таисья Пьянкова («Дырявый вертолёт»), Валентина Шмакова («Притяжение»), Таисия Кучерюк («Прости мне мою любовь»), Юрий Мочалов («Услуги»), Ольга Шикито («Варежки»), Валерий Неудахин из Барнаула («Легенды о Чуе, о Тарханах»), Светлана Соколова из Болгарии («Бедный, бедный Шарко»), Николай Шибанов из Новороссийска («Карька»).
В рубрике «ОБЗОРЫ, МНЕНИЯ, КРИТИКА» Анатолий Побаченко рассказывает о творчестве Е.В. Соснина (««Сумеречный лес» Евгения Соснина»), статья актуальна и в связи с юбилеем со дня рождения английского писателя, автора трилогии «Властелин колец» Дж. Толкиена. Он доказал всему миру, что фантазия может оказывать огромное воздействие на ум и душу многих людей, заряжая их энергией созидания и стремлением преобразовать существующую реальность. Для него фантазирование не означает разрыв с реальностью: это способность к более полному постижению мира. Толкиен считает, что отчуждение несёт горечь разочарования и ощущение пустоты; абстракционизм и схематизм современного искусства лишь усугубляют осознание абсурдности мира. Фантазия, по мнению Толкиена, даёт человеку ощущение полноты бытия и радость созидания, и в то же время помогает увидеть красоту в самом обыденном. Писатель населяет свой мир многочисленными героями и фантастическими существами.
Анатолий Чернышёв посвятил свой очерк памяти Ольги Кулагиной. Родиться в Китае и умереть в Париже – такова странность судьбы Ольги Кулагиной, простой русской актрисы. И не просто «увидеть Париж и умереть», а отдать ему больше двадцати лет жизни, активной творческой жизни: с 1989 по 2011 год. Говорить о ней, труженице эстрады, – это значит говорить о русской диаспоре в Париже.
Журналист Надежда Семенова воссоздаёт её облик в «Поездке в сказочное «Беловодье».
Лилия Гагай в номере дала свой отзыв о сборнике А.Г. Головиной «Самые заветные слова».
«ПИЛИГРИМ» знакомит читателей с путешествием по Непалу Т.В. Смирновой:
«Но как же шумно в этом центре Катманду! Как умудряются здесь проезжать мотоциклы и даже автомобили? Как умудряются спать спокойным и безмятежным сном собаки, не опасаясь, что их кто-то переедет? Как торговцы тут же, с земли, бойко предлагают свои овощи и фрукты? Галдёж, шум! Но всё – с такой добротой! Я поняла, что жители Непала – очень терпеливые и добрые. Никаких недоразумений, никаких нервных срывов и повышенных голосов! Только улыбки, только «намасте».
Мой кумир, французский географ, историк, этнограф и лингвист Мишель Пессель, предпринявший путешествие по Гималаям и по Мустангу в 1964 году и защитивший в Сорбонне докторскую диссертацию о народе минаро, говорил понимающим друзьям:
«Меня влекла идея попытаться отыскать на свете место, где человек живёт в согласии с самим собой, где цивилизация не обезличивает людей, а красота является мерой счастья».
Мишель Пессель нашёл это удивительное место на земле, как нашла и я». Удивительная прогулка в реальную жизнь Непала!
«ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ» происходит на страницах журнала в интервью с писателем А.С. Кайковым. Один из вопросов, на который получен ответ:
– Кого можете назвать своими литературными учителями?
– Назвать своими учителями К.Н. Урманова и П.П. Дедова, которые помогли издать первые произведения, было бы неполно. Первыми учителями были классики русской и зарубежной литературы. Содержание и название моих книг часто схожи с творчеством известных писателей. Книга «Под северным небом» написана под влиянием творчества Джека Лондона. Книга «На притоках Кети» близка к творчеству А.Грина. На написание других книг повлияло творчество Шолохова, Астафьева и других писателей.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ЗНАЕМ, ЧЕМ ЖИВЁТ ЛИТЕРАТУРА!