ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ СЕБЯ?! Полемические заметки
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ СЕБЯ?! Полемические заметки

 

Александр БОБРОВ

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ СЕБЯ?

Полемические заметки

 

В разгар военно-политической операции на Украине пошли самые разные заявления-воззвания-петиции. Объявилось очень много пацифистов, которые помалкивали, когда пополнялась убитыми детишками Аллея Ангелов на Донбассе. Хочу напомнить, что там многие идут в атаку под красным советским флагом, а у бойцов – красные повязки, как в гражданскую. А теперь вдруг оказалось, что в терзаемой России много левых организаций, и они выступили с заявлением в «Советской России»: «Призываем всех граждан России, придерживающихся левых и демократических взглядов, опубликовать на своих страницах в социальных сетях требование к руководству России прекратить вооруженную агрессию в отношении братского украинского народа, вести антивоенную агитацию среди своих соседей, родственников, коллег и других граждан России! Если существующая власть не способна обеспечить народам мир, то путь к нему будет лежать через коренную смену этой власти и всей социально-политической системы».

На это точнее всего откликнулся soyuznik: «Кагарлицкий Б.Ю. с каких пор он левый? Неразборчиво написана организация, которую он представляет.

От КПРФ – вообще зашифровался. Революционная рабочая партия! – надо же и такая есть, оказывается, в Москве?! Неизвестный Медведев из неизвестного Социалистического движения… Кто такие остальные, кто о них слышал? Им бы сейчас в компанию к Галкину и Варнаве, более известных в России «политиков» в области юмора».

Вроде, тактика известная, но когда Ленин и его революционные сторонники клеймили царское правительство и призывали прекратить империалистическую бойню, они верили в свои силы, в молодых лидеров, которые готовы взвалить на себя бремя послевоенного устройства. Сегодня есть такие среди подписантов или в системной прикормленной псевдо-оппозиции? Это было бы смешно, если бы не раздавались информационные выстрелы в спину армии! И тут «левые» странно слились в порыве с либеральными «пацифистами», с подписантами различных воззваний, где красуются подписи тех, кого благодарит Зеленский в грязно-зелёной майке: Парфёнова, Дудя, Макаревича, Ахеджаковой, Басилашвили. Макаревич вещает в эфире украинского ТВ: «Лучшие люди подписали – других нет». Ну, там еще один – лучший борец, «женоподобный мачо» – комик Александр Гудков. Ему 24 февраля исполнилось 39 лет, а он как недоросль ляпнул: «Мне стыдно, что я родился в этот день». Письмо он подписывал 25 февраля и, наверное, страшно стыдился, что в этот день в 1861 году в Варшаве состоялась незаконная манифестация польских националистов. Поляки выдвигали антиправительственные лозунги и призывали к восстанию. Появилась угроза серьезных беспорядков, и в город были введены войска. Тишина и законность империи – были восстановлены. Наконец, краска стыда заливает Гудкову щёки за то, что в этот день 1921 года Красная Армия заняла Тифлис, и в Грузии была установлена Советская власть. Грузинское демократическое правительство во главе с Ноем Жордания эмигрировало. К тому же готовится и бандеровское правительство Зеленского. Но там я тоже, увы, не вижу пока реальных вменяемых лидеров… Это разговор политический, а я хочу вернуться на привычную гуманитарную стезю.

 

* * *

Получил в разгар новостей, тревожных, противоречивых и трагических, вкрадчивое письмо от издательства «Юрайт», где переиздан мой учебник «Основы журналистской деятельности»: «Здравствуйте, Александр Александрович! В наших колледжах и университетах учат культуре диалога, уважению к мнению собеседника, правам человека. Сегодня преподаватели и студенты разделены как никогда ранее, «фронт» проходит через наши аудитории и сердца. Мы считаем, что еще сохраняется шанс вернуться к цивилизованному общению, а преподаватели способны показать пример всему обществу. Предлагаем всем публично или в своей душе присоединиться к нашей позиции». А в чём позиция-то. Прислали уточнение-петицию:

«Мы считаем, что еще сохраняется шанс вернуться к цивилизованному общению, а преподаватели способны показать пример всему обществу.

Предлагаем всем публично или в своей душе присоединиться к нашей позиции:

1. Образование не развивается в ненависти и вражде, университеты важнее пушек.

2. Образование вне идеологии, научная истина не зависит от национальности и политического курса.

3. Образование не имеет границ, любая изоляция обрекает на отставание и деградацию.

Сделать мир мирным возможно только вместе!».

Ответил без обиняков: «Простите, но как можно подписать политиканскую, хотя и обтекаемую петицию, которая содержит заведомую ложь, особенно если обратиться к пункту 2: «Образование вне идеологии, научная истина не зависит от национальности и политического курса».

Может быть автор петиции – математик или химик, но я как гуманитарий, как выпускник Литературного института им. Горького, который защищал диссертацию на кафедре культуры Академии общественных наук, а после преподавал на кафедре журналистики двух университетов, твёрдо говорю: это – спекулятивная выдумка и попрание всех реалий. Разве мы не понимаем, что страшную гражданскую войну на Украине, например, русский гений Булгаков, свидомый доцент из Могилянки и немецкий профессор – потомок оккупантов, оценивают с принципиально разных позиций, и у них три научных истины? А почему вот подписало столько людей – 1649 – по недопониманию, подыгрыванию издательству? А вернее всего, как раз по идеологическим, политизированным соображениям, которые к правде и образованию не имеют ровно никакого отношения. Более того, вредят молодому гражданину. Кстати, я вдруг догадался, почему мне ваши сотрудники завернули новое пособие, которого ещё никто не делал: "Шаги в медиасферу. Выпуск учебных СМИ". Может, они там какие-то идеологические посылы углядели, а может, их насторожили иллюстрации к первой главе, где есть грамоты от Союза журналистов и Союза писателей России (это ведь идеологические творческие объединения!). Бывает, что резкие события высвечивают многое попутно...».

То есть, подчеркну, обострившийся спор – продолжается на новом уровне, а государство – вообще не принимает никакого участия. Ведь идеология (от греч. – слово, понятие, учение) – это не лозунги на митинге, а система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также должны содержаться цели (программы) социальной деятельности, направленной на существование и развитие общества, государства. Вроде и поправки в Конституцию РФ внесены – о воспитании патриотизма и сбережения традиционных ценностей. И всё застопорилось! Кучка театральных деятельностей и киношников даже проект Указа президента «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в исполнении Министерства культуры – похерила.  Мир – взорвался, кипят невиданные идейно-информационные схватки, а министерства культуры, цифрового развития (которому зачем-то отдали СМИ и издательское дело), просвещения и высшего образования (которые зачем-то разделили) – молчат! Молодые выходят на митинги, а Росмолодёжь как в рот воды набрала. Вы можете себе представить: идёт в былом военная и мировоззренческая схватка, а комсомол – молчит?

А ведь ещё в заметках о народном просвещении России гений Дмитрий Менделеев рассуждал о том, что нельзя воспринимать деятельность учителя только в передаче известных знаний, это может делать любой, кто и не готовился к этой деятельности. Миссия педагога должна «...содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». То есть – нести внятную идеологию. Учёный и преподаватель был убеждён, что только благодаря преодолению отставания в области просвещения и образования Россия из страны «молодой» должна стать зрелой и преодолеть свое отставание от других народов и догнать их, и там, где можно, перегнать: «И мы, русские, можем вступить в них впереди иных народов, приспособив к тому все наше школьное образование, ибо идеалы наши не сзади, а впереди». А сегодня они где? И разве идеалы – не идеология? Да, ныне они осмеяны, искажены, опошлены: «Бабло побеждает зло». Но отменить их – невозможно, иначе – полный крах.

 

* * *

Заместитель директора института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий в программе Виталия Третьякова «Что делать?» в споре том, что же есть Русская цивилизация (не страна и не империя, а – цивилизация!) сформулировал с ученой методичностью четыре ее главных содержательных принципа:

– Духовное – выше материального.

– Общее – выше индивидуального, даже – пресловутых прав человека.

– Справедливость, нравственные законы – выше закона юридического.

– Будущее – выше настоящего, мечта – выше реальности.

Интересно, что собеседники – аналитики, придерживающиеся разных взглядов, не смогли или не захотели возразить по существу. Да и у меня, как достаточно скептического телезрителя, при интуитивном неприятии того, что проповедуется с экрана, не нашлось моментальных возражений. Да, эти постулаты попираются реальной окружающей жизнью, но такое пренебрежение ими как раз и говорит о возможности крушения Русской цивилизации. К слову, на одном из круглых столов политолог Алексей Чадаев (почти однофамилец кумира Пушкина – философа с двумя «а») прямо ответил на петицию «Юрайта»: «Говорить о том, что гуманитарное образование или вообще образование деидеологизировано, это по меньшей мере лицемерие. Оно всегда идеологизировано в самом содержании преподаваемых дисциплин».

К слову, это касается и точных наук, идеологии самого образования. Например, суть проводимой в России губительной образовательной реформы цинично выразил ещё министр Д.В. Ливанов: «Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии». Другими словами, российское образование, а значит и Россия в недалёком будущем, изначально ставятся в зависимое, подчиненное положение по отношению к тем, кто создает технологии и имеет нормальную, а не колониальную систему образования. К чему это привело – мы сегодня наглядно и трагически видим!

Однако замыслы реформаторов выходят за рамки выращивания невежд-«заимствователей». Наряду с ВШЭ в перестройке образования играла и продолжает играть сеть экспериментальных центров. Совет таких центров с 1999 года возглавляет А.И. Адамский – один из неутомимых идеологов образовательных реформ. В рамках этого подхода лежат несколько идей. Вот одна из краеугольных: «Каждый человек имеет право на такое образование, которое в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс… Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение литературы. Ни к чему кроме отвращения, это не приводит».

Я как человек литературы и наставник молодых обязан сопротивляться этому до последних сил и никакой выработки «собственного морального кодекса» – как православный человек и гражданин Отечества – не приемлю. Точка!

 

Комментарии

Комментарий #30611 16.03.2022 в 17:38

ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #30609
А вы уверены, что Украина православная?!
Будь она православная, она бы не кинулась в объятия гомосексуальной "толерантной" Западной Европы, а уж тем более протестантских США.
Вы запутались - и не только в понятиях и терминологии, но и увязли в каше в вашей голове.
Дай Бог, чтобы с возрастом, со временем вы научились отбирать информацию и критически анализировать её.

Комментарий #30609 16.03.2022 в 15:48

как православный человек, будьте добры, сообщите: то, что делает православная РФ на территории православной Украины, это то, с чем приходил Иисус? Как гражданин Отечества, пожалуйста, ответьте, в первую очередь, себе: разве для украинцев, защищающих сейчас СВОЮ (что закреплено в международных документах) землю от вторгшейся на её территорию армии другого государства не является защитой их Отечества? Неужели вы действительно считаете, что 144 (!!!) государства, осудившие нападение - неправы, а 4 поддержавшие (Беларусь, КНДР, Сирия, Эритрея) - правы? Абсолютно согласен с позицией Юрайт, и не разделяю ваши взгляды. Данный пост, по моему личному мнению - это какой-то поток токсичной желчи. Время рассудит...

Комментарий #30465 27.02.2022 в 23:57

Теперь понимаете почему был 37 год. Если бы его не было, блицкриг Гитлера был бы ещё удачнее, чем в плане Барбаросса. Понятен и объясним теперь и философский пароход Ленина, всех подписантов в поезд и в Трибалтику, пусть оттуда гавкают, а здесь не мутят незрелые души молодёжи!

Комментарий #30464 27.02.2022 в 23:04

Сан Саныч, никогда эти реформаторы не успокоятся: кто же вспоминал бы их, если б они о себе постоянно не упоминали. Чего ж они в желанную свою Америку-европу, говоря их языком, не сваливают? Потому что, кому они там нужны, а здесь им платят . За что? За то, что паскудят Россию. Кто платит? Пятая колонна, которая деньги от РФ имеет. Смотрите: грязь льёт на Россию "Эхо Москвы" за русские деньги, и что?
И это не скоро кончится. Но хай клевещут: мы живы, мы и не то перетерпим.
В К