Мария ДОЦЕНКО
ВМЕСТЕ – ПО МУСОРКАМ!
Каждый год у нас в стране появляются все новые движения и культы, популярность которых спровоцирована успехом на западе. Одно из них пока еще не обрело такой же известности, как, допустим в Америке и Европе, но уже рекламируется повсюду множеством его последователей. Данное движение получило название фриганизм. Что же оно подразумевает под собой?
Термин Фриганизм состоит из двух англоязычных слов – free – «свободный» и vegan – «веганство». Суть в том, что движение провозглашает помойки и свалки главным источником получения бесплатных продуктов питания и различных материальных благ. Люди, которые исповедуют данный стиль жизни, как они говорят, предпочитают находить необходимые блага, чем приобретать их: как из прагматических, так и из экологических соображений. Фриганы обычно люди далеко не обделенные материально, и вполне могут позволить себе купить все, что душа пожелает. Но движение отрицает все принципы потребительства, поэтому денежные затраты на какие-либо блага фриганы считают чем-то из ряда вон выходящим.
Такая тесная связь термина с понятием «веганство» аргументируется тем, что раньше (а в Америке данному движению уже около двадцати лет) приверженцы подобной «свалочной» жизни на мусорках добывали в основном средства пропитания, причем только те, которые могут позволить себе веганы. А веганы, стоит добавить, это радикальные вегетарианцы – т.е., те люди, которые полностью не принимают употребление пищи животного происхождения. Со временем фриганы опустили этот принцип, и отошли от стереотипов веганства, начав добывать со свалки мясо и рыбу, а еще через пару лет перестали ограничиваться только лишь едой, и перешли на одежду, бытовую технику и вообще все, что необходимо для жизни. Термин же прижился и так и закрепился за людьми подобного общественного движения.
Популяризатором фриганизма в Америке является Адам Вайсман, создатель сайта freegan.info, где расписаны все основные принципы популярного стиля жизни, а также присутствует форум, где люди ищут напарников для контейнирования (так фриганы культурно называют вид своей деятельности, т.е. добычу благ из мусорных контейнеров) и делятся местонахождением «злачных» мест. Сам Адам активно призывает всех людей присмотреться к фриганскому образу жизни, ведь, по его мнению, все не до конца понимают сути данного движения: «Фриган стремится противопоставить себя обществу потребления, основанному на конкуренции, материализме, имморализме, конформизме и жадности. Фриган сам потребляет лишь необходимый минимум – для него является более важным помогать другим и быть щедрым». Все это скорее больше похоже на какую-то секту, культ свалочных либералистов, чем на общественное движение, которое к тому же еще и каким-то образом вроде как помогает этому обществу. Мне очень интересно, в чем выражается помощь другим. В том, что толстосумы, решившиеся выпендриться, оккупировали все основные источники пропитания для тех, кому не так просто все это получить, как, например, бездомным?
У нас, благо, пока таких централизованных сайтов нет, но присутствует немало онлайн-сообществ с похожей тематикой. Люди не только ищут себе подобных, но и активно вербуют в свои ряды тех, кто еще не познал все «прелести» такого мусорного образа жизни. А на днях я была необычайно удивлена. Включаю первый канал, и там, если мне не изменяет память, в программе «Доброе утро» (эфир от 29 марта) рассказывают о популярности данного общественного движения – подробно расписывают все его плюсы (заметьте, про минусы не сказано вообще ничего), с гордостью рассказывают о главных столичных фриганах, которые в свою очередь посвящают зрителей в свою жизнь во всех подробностях. Они там и корреспондента слойкой из мусорки покормили, который впоследствии назвал их стиль жизнь своего рода философией. Я думала, что хоть под конец видеоматериала скажут о том, что куда катится общество, провозглашающее культ свалки, но нет же – все было закончено на абсолютно лояльной ноте, мол, молодцы фриганы, смелые ребята. Ну если уж на центральном телеканале подобные вещи не ставят под сомнения, то я уж просто развожу руками. Куда тут до организации культурных передач, о которых я упоминала в одной из своих недавних статей, когда эфирное время намного легче забить пустыми и бессмысленными развлекательными передачи и восхвалению мусорного образа жизни. Телевидение уже как бы напрямую намекает, где мы все сейчас находимся, и вроде как ничего против этого и не имеет.
Да и пресса, в принципе, не отстает. В поисках хоть одного здравого отзыва на данную тему наткнулась на статью в «Аргументах и фактах» «Обеды с помойки» (03.09.2014, автор – Яна Хватова). В ней подробно описывается один обычный день типичного питерского фригана, сопровождаемый не менее подробным фоторепортажем (культурная столица, что ты творишь?!). Стало невообразимо мерзко, не столько даже от самой истории, сколько от комментариев журналиста и таких громких подзаголовков, практически политических лозунгов: «Народу не понять фриганов!», «Неважно – что есть, главное – бесплатно!», и последний, вообще шедевральный призыв «Вместе – по помойкам!». Само собой, вся статья являет собой настоящее поклонение фриганам, уважение к людям, которые «не хотят быть частью системы и тратить деньги на продукты, если их может прокормить улица». Заканчивается статья цитатой фригана, которому и была посвящена: «Вот начнется голод в стране, посмотрим мы тогда на вас. Мы-то места знаем, где первое время можно будет прокормиться. Я уверен, будущее за фриганами. А простым людям будет просто не выжить». Ну и, я так понимаю, журналистка посчитала это за главную мысль всего материала, и полностью с этой мыслью соглашается, раз даже никакого логического завершения не дано. Хотя о какой я тут логике вообще рассуждаю…
В газете «Московский комсомолец» тоже затеяли поднять тему фриганов (статья «Забродший товар», 14.05.14, автор – Александр Николаев), но в процессе ушли куда-то вдаль, больше опираясь на проблему сбыта просроченного продукта в российских супермаркетах. Ближе к завершению все-таки снова вернулись к фриганам, упорно приравнивая их к бомжам, но в то же время не говоря ничего против их особой политики, даже в чем-то поддерживая ее: мол в большинстве наших магазинов питаться опаснее, чем на свалках. Не хватало только какого-нибудь лозунга, вроде подзаголовков предыдущей статьи.
Конечно, вся эта тяга к мусоркам изрядно напрягает. Даже те, кто пытаются себя приравнять к отечественной культуре, не обходят стороной это современное эльдорадо: ансамбль «Стол-Стул-Стены», играющий импровизационную инструментальную музыку, назвали свой первый альбом «Ищите на помойках» и распространяли его на московских мусорках, предлагая слушателям миновать потребительскую цепочку. В романе Виталия Трофимова «Трехрукий ангел» существует субкультура «вторичников» («вторичных людей»), идейно близкая движению фриганов. Одни сутки в неделю они проводят на помойке с полным проживанием и питанием, выражая таким образом протест против культуры потребления и разрушения экологической системы. В общем, новомодное движение в России уже явно имеет своих последователей. Жаль, конечно, что само наше общество не высказывает ничего против того, что его опускают до уровня содержимого контейнеров.