КРИТИКА / Елена ЗАСЛАВСКАЯ. СОЛНЦЕВОРОТ. Приметы времени
Елена ЗАСЛАВСКАЯ

Елена ЗАСЛАВСКАЯ. СОЛНЦЕВОРОТ. Приметы времени

 

Елена ЗАСЛАВСКАЯ

СОЛНЦЕВОРОТ

Приметы времени

 

Крестный ход и Бессмертный полк в альбоме рок-группы «Зверобой» «Родина»

В феврале 2022 года после признания Россией республик Донбасса и начала спецоперации на Украине многие россияне почувствовали, что мир изменился, что возврату к прошлому не будет, и теперь каждый должен определиться, решить для себя, что для него значит Родина, будет ли он ее защищать или уедет туда, где есть Икея и кока-кола.

Многие поэты и музыканты задавались вопросом, что для них значит слово Родина и до судьбоносного дня Z. К их числу относятся и музыканты рок-группы «Зверобой».

«Зверобой» – рок-группа из Москвы, основанная в 2008 году, работающая в стиле рок с элементами блюз-рока, гранджа, фолка и других направлений. Поэзия группы – русскоязычная социально-романтическая лирика, отраженная в альбомах «Жив» (2008), «Акустика» (2009), «Ток» (2013), «Война за Мир» (2016), «Родина» (2018), «Русская весна» (2021).

Участники коллектива занимают активную гражданскую и патриотическую позицию.

Начиная с августа 2015-го года группа «Зверобой» регулярно совершает поездки в Донбасс, выступая в Донецке, Луганске, Горловке, Ясиноватой, Стаханове и других городах Донбасса. Выступления группы происходят в самых разных форматах – от многотысячной аудитории центральных площадей городов, до поселковых школ, домов культуры и окопов передовой линии, где «Зверобой» также неоднократно выступал непосредственно перед бойцами. Кроме того, коллектив по мере сил оказывает волонтерскую поддержку защитникам Донбасса и мирным жителям.

В марте 2017 года видеоклип на песню «Едут-едут БТРы» набрал за несколько дней полмиллиона просмотров. Его поставили в ротацию федеральный российский телеканал «Звезда», а также все основные телеканалы Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики: «Первый Республиканский», «ДНР 24», «Новороссия-ТВ», «Оплот-ТВ», «ГТРК ЛНР».

Музыкальный критик Андрей Смирнов в своей рецензии отмечает, что альбом «Война за мир» стал результатом активной поддержки Новороссии и нескольких поездок в Донбасс. Хотя музыканты хорошо знают материал, погрузились в атмосферу военного Донбасса, им не удалось высказать все в одном альбоме из-за необъятности темы и богатства событий. Новые песни сложились в альбом «Родина», появившийся в 2018 году.

Рассмотрим альбом «Родина» и покажем, какой образ России создается в его композициях.

Журналист Алексей Иринеев охарактеризовал альбом Родина как рок на баррикадах и отметил, что каждый из шестнадцати треков является оригинальным, не похожим на остальные.

Иринеев пишет: «Уже поставленная первым номером вещь «Безымянный Солдат» по-настоящему впечатляет. Незатейливая, на первый взгляд, история звучит настолько жизненно и правдиво, что волей-неволей проникаешься интересом и уважением к авторам, посчитавшим нужным спеть о погибшем на страшной и беспощадной войне человеке – простом солдате».

В песне «Безымянный солдат» мы видим, как идея христианской жертвенности проявляется в строках, в которых певец обращается к погибшему безымянному солдату:

Ты неназванный мой брат,

Лишь одну из всех наград –

Признавал Победу свято,

Как в далёком сорок пятом…

Рядовой, не командир –

Ты стоял за Русский Мир,

За Единое Крещение,

За Святое Воскресенье…

Неслучайно в этом тексте появляются христианские образы, упоминаются христианские таинства. Сакральный христианский план бытия сложно передать секулярным языком. Попыткой описать сакральное пространство России без обращения к православию является образ Победы в Великой Отечественной войне, где жертва солдат за мир составляет главный элемент образа.

Сходные идеи есть и в песне «Солнце наше красное»:

Расскажи мне, как видишь свой завтрашний день, мой друг.

Пол-литровая правда рвётся в стакан из рук.

Не серчай, даже если наш голос совсем умолк,

Ведь у нас за спиной Крестный Ход и Бессмертный Полк!

Идея бескрайнего простора и исторической преемственности поколений воплощена в песне «Ополченец»:

В густой траве и мягких ковылях,

Средь баб окаменевших скифских,

В краю степных грудастых сфинксов

Заснула крепко Родина моя.

В этой же песне присутствует и идея временного безмолвия, которое прерывается, когда вечный ополченец своим поцелуем будит спящую Родину: 

Вот он идёт! Неистов! Юн и груб.

От крови свежей сладким поцелуем,

Войною, революциею, бунтом,

Касается её горячих губ.

И он её разбудит, как всегда. 

Проснись! Вставай! Твой сон не будет вечным!

И как когда-то поправлял он меч свой,

Калаш поправит на своем плече.

Андрей Смирнов подчеркивает взаимосвязь сказочных героев с героями реальными: «Колыбельная «Спит солдатик молодой» стала гимном «Безымянному солдату», а «Ополченец», несомненно, один из центральных номеров альбома, обрел удивительную полноту – он и «парень из соседнего двора», и почти сказочный герой, и тот самый «партизан» из политической философии ХХ века, с его мобильностью, политической вовлеченностью и «теллурическим» характером – привязанностью к земле, на которой сражается».

Что это за земля мы можем понять, прослушав песню «Родина»:

Родина, как жизнь, подарена Создателем.

Родина, твой сын всегда один у матери.

И Родина одна, на паперти, на куполе.

Родина в Твери, Одессе, Мариуполе.

В Воронеже, Саратове, в Рязани да в Архангельске,

В Иркутске, Барнауле, Тюмени да Хабаровске,

В Кургане, во Владимире, в Ростове, Белореченске,

В Смоленске, в Ленинграде, на Вятке, в Благовещенске…

Подводя итоги, Андрей Смирнов описывает основную тему альбома как Победу, в которой соединяются прошлое и будущее на просторах Родины – большой страны «вне всех пограничных столбов образца 1991 года». Родина предстает как земля, объединяющая сакральный и внецерковный план исторических событий, то есть Крестный ход и Бессмертный полк.

Родина в альбоме сохраняет историческую память и советского, и имперского периода. Христианская идея самопожертвования возникает в альбоме в форме идеи защиты родной земли России, ради которой отдавали свою жизнь и советские солдаты, и современные ополченцы Донбасса.

Московская рок-группа «Зверобой» создает в своем творчестве образ Родины, понятный и близкий людям всего Русского мира, поскольку он включает в себя опыт русского народа, воплощенный в таких символических событиях как Крестный ход и Бессмертный полк.

 

«Солнцеворот-2014»: война поколений или поколения войны?

В 2015 году в Луганской Народной Республике увидел свет сборник «Время Донбасса». В книгу вошли поэтические, прозаические и драматургические произведения авторов Луганской и Донецкой Республик, а также Российской Федерации.

Кандидат педагогических наук, литературный редактор сайта военной прозы «Окопка» Владимир Олейник в своем предисловии к сборнику написал: «В нем подводится художественный итог еще одного года свободной жизни Донбасса после судьбоносного выбора. Еще один год, начавшийся с боев, с зимнего Дебальцевского «котла» и военной победы, а затем шедший долгой, трудной дорогой к миру». В книге «Время Донбасса» опубликовано стихотворение поэта Александра Сигиды-сына «Солнцеворот-2014».

Александр Александрович Сигида (1986 г.р.) – поэт, переводчик с французского и испанского, член Союза писателей Луганской и Донецкой Народных Республик. Родился в семье поэта и учительницы русского языка. Окончил в 2003 году Луганский лицей иностранных языков, в 2010 году стал магистром французской филологии.

 Александр Сигида – лауреат литературной премии «В поисках правды и справедливости» в номинации «Молодая поэзия России» (Москва, 2015); обладатель серебряной медали Всероссийского литературного фестиваля фестивалей «ЛиФФт» (Алушта, 2016); участник III совещания молодых писателей в городе Каменск-Уральский и семинара военных авторов в Москве (Переделкино). Участник фестивалей «Большой Донбасс», «Муза Новороссии». Печатался в журналах «Роман-газета», «Александръ», альманахе «Территория слова». 

В 2014 году Сигида принял активное участие в народно-освободительном движении Донбасса: участвовал в военных действиях в рядах ополчения в батальоне «Оплот», проходил службу в ДНР как минометчик (2015-2016), служил в спецназе (2017-2018), затем служил в танковом батальоне отдельной мотострелковой бригаде имени Ворошилова, в настоящее время (2022) является военнослужащим в ДНР.

Свой жизненный выбор Александр Сигида выразил в художественной форме в стихотворении «Солнцеворот-2014».

Стихотворение «Солнцеворот-2014» посвящено событиям войны Украины с Донбассом, начавшейся в 2014-м году. Тема отцов и детей ставится в первой строфе произведения: «Отцы не взяли автоматы в тот девяносто первый год». В стихотворении идет речь о двух поколениях: тех, кто не взял автоматы в 1991-м году, и об их детях, чья молодость припала на лихие девяностые – период национального унижения и краха России, то есть о поколении молодежи, которая пошла в ополчение Донбасса в 2014-м:

Те, кто не спился в девяностых,

кто не сторчался в нулевых,

не сгинул в наркохолокосте

от огнестрельных, ножевых –

сегодня здесь!

Название стихотворения «Солнцеворот» означает солнцестояние, во время которого высота полуденного Солнца над горизонтом несколько дней почти не изменяется. Солнцеворот – это переломный момент, после которого происходит смена астрономических сезонов.

Дата 2014 год в названии стихотворения показывает, что в этом году произошла смена эпох. Эпоха отцов, разваливших Родину, закончилась. Начинается новый период, время детей, которые реализуют идеалы, преданные отцами: вооруженное восстание против продажных политиков и воссоединение исторической России после развала СССР. Связь поколений также изображена в образной форме в этом стихотворении, так как идеал великой России, хоть и преданный поколением отцов, остается действенной силой для поколения детей. Завершается стихотворение следующей строкой:

Задумавшись о геноциде,

не забывай о Сигиде.

Война в Донбассе символически уравнивается с геноцидом девяностых, а Сигида – это фамилия автора стиха и его отца, также поэта. Этой своеобразной подписью автор показывает, что в переломные для Родины моменты всегда найдется носитель поэтического дара, который будет писать стихи, чтобы вербализовать смыслы, проявить неявленное, а если нужно, то с оружием в руках защищать свои идеалы. Таким образом, противостояние поколений, начавшееся в девяностые, когда отцы не сохранили общую Родину для своих детей, закончилось в 2014-м – в момент солнцеворота эпох, когда и те и другие стали на защиту своей земли.

 

Образ родины в военной лирике Александра Сигиды-отца и Александра Сигиды-сына

Вопрос что такое Родина поставил в своем стихотворении известный советский поэт Михаил Матусовский, родившийся в Луганске и служивший военным корреспондентом в годы Великой Отечественной войны.

Как же отвечают на этот вопрос современные донбасские авторы в условиях новой войны, идущей с 2014 года в Донбассе? Рассмотрим образ Родины в произведениях поэтов, отца и сына, Александра Ивановича Сигиды и Александра Александровича Сигиды.

В русской культуре сильны две тенденции конструирования образа Родины. Одна из них – это географическая конкретность, привязка к реальному месту, индивидуализация образа России в отдельном городе, пейзаже, ландшафте. Вторая тенденция заключается в стремлении найти иные элементы образа Родины, помимо географической реальности. 

Два поэта, которых мы рассматриваем, являются представителями этих двух тенденций. 

Александр Иванович Сигида-отец (1963 г.р.) – поэт, публицист, член Союза писателей России, Союза писателей Луганской и Донецкой Народных Республик, Межрегионального Союза Писателей. Автор 12 книг поэзии.

Печатался в альманахах творческого объединения СТАН и «Радуга», журнале «Склянка Часу», альманахе «Свой вариант», антологии «15 веков русской поэзии», сборниках посвященных войне в Донбассе: «Ожог», «Час мужества», «Строки мужества и боли», «За други своя», «Время Донбасса», «Выбор Донбасса», «Воля Донбасса», в журналах «Молодая гвардия» «Родная Ладога», «Невский альманах», «Александръ», «Петровский мост» и других. Лауреат литературных премий имени Михаила Матусовского и «Молодой гвардии»; лауреат международных фестивалей поэзии; основатель творческого объединения СТАН (Луганск). Организатор I поэтического фестиваля «Краснодонские горизонты-2009», Республиканского фестиваля «Муза Новороссии» (2014-2020).

Александр Сигида-отец – руководитель проекта «Территория слова». Литературный альманах «Территория слова» выходит в Краснодоне (ЛНР) с января 2016 года. На страницах журнала публикуется гражданская поэзия, проза, публицистика, посвященная военным событиям в Донбассе. В числе авторов альманаха «Территория слова. Славяносербия» – писатели ЛНР, ДНР, РФ и Сербии. Живет в поселке Атамановка в Луганской Народной Республике. 

В 2018 году в издательстве «Большой Донбасс» вышла книга Александра Сигиды «Легенда к карте». 

Сигида-отец пишет: «Надо показать человеку (и – прежде всего – ребенку), самые «простые» вещи – откуда берется хлеб (пища), как строится дома, как растет дерево – «с чего начинается Родина»)».

Его Родина очень конкретна. Большая часть его военных стихов из книги «Легенда к карте» привязана к конкретным локусам к конкретным временным точкам на донбасской карте. 

В стихотворении «5 июля 2014» читаем: 

лица соседей суровы – тут по-другому нельзя 

(дети, родители, вдовы, да ополченцы-друзья);

слезы смахнули подруги – нервы запели струной; 

«за боевые заслуги перед родной стороной».

 А вот стих, который называется «6 июля 2014»: 

душу рвет на части евро-гуманист

(обстреляли Счастье – прут на Металлист).

В стихотворении «Братские могилы» поэт задается вопросом: 

бомбовоз уводят на второй заход

на Донбасс вернулся сорок первый год?

Стих «17 июля 2014»: 

современные зомби над лугами парят,

прямо в купол часовни направляя снаряд.

По словам очевидца: 

нет ни «Варяга», ни «Грека»

«Ялта» убит разрывной

(чтобы «достать человека

нужен тебе позывной?»).

И все-таки поэт настроен оптимистически:

будем рыть землянки и стараться жить – 

миром в Атаманке надо дорожить.

Александр Сигида-сын в совершенстве владеет французским, испанским, английским, немецким языками. С 2014 года занимается текстами милитаристического, декадентского, романтического направления. Любимые авторы – Лимонов, Лавкрафт, Ницше, Гумилев, Честертон, Киплинг.

В 2019 году в издательстве «Большой Донбасс» вышла книга Сигиды-сына «Орфография ненависти». Сигида-сын в своей военной лирике описывает Донбасс как часть разнообразных культурных миров: античного, библейского, европейского, американского. Он вписывает Донбасс в мировой культурный контекст. 

В стихотворении «Стены Илиона» – читатель погружается в атмосферу античной культуры, прародительницы всех европейских культур, повлиявшей на русскую культуру также после крещения Руси Византии. 

У них разведки были, заграждения,

Траншеи, патрули, ночные бдения, 

Военный аналитик звался Нестор,

А вся война из-за одной невесты.

Конфликт на Донбассе в этом стихотворении расписан по модели троянской войны.

В стихотворении «1916» описаны добровольцы Первой Мировой войны, которые пошли на войну «с богом в душе и винтовкой в руке». Таким образом, события современной войны в Донбассе моделируются по образцу сражений первой мировой: «Мы желали погибели гуннам» (гуннами тогда называли немцев).

В стихотворении «Герои Лотреамона» лирический герой признается, что «Не раз от Седово и до Краснодона бывал я с героями Лотреамона». Лотреамон (Изидор Дюкасс) – французский романтик XIX, предтеча символизма и сюрреализма. Работал в направлении темного романтизма, соответствующем готицизму в широком смысле.

Блистали зарницы на небе Донбасса,

и я шел путем Исидора Дюкасса.

События нынешней войны Украины с Донбассом поэт описывает в эстетике французских декадентов, и таким образом вписывает военные действия в Донбассе в общеевропейский контекст конца XIX века. 

В стихотворении «Эшли ЛИЯ» присутствует отсылка к конкретному локусу в Луганске – Лицею иностранных языков. В стихотворении описано, как лирический герой и его одноклассники ставят пьесу по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», и все персонажи воплощаются в конкретных жителя Донбасса. Автор идентифицирует себя с Эшли, мятежным сепаратистом, членом «Ку-клус-клана», стойкость жителей Донбасса в борьбе сравнивается с поведением южанина-сепаратиста: 

Он пепел стряхнет, улыбнется

В рыжую ирландскую бороду, 

И снова готов

К картофельному голоду, 

Гражданской войне, 

Работе на лесопилке.

Расставанию со Скарлетт.

В одном из финальных стихотворений «Люди икс» автор описывает донбасские реалии – шахты, проходчиков – в терминах американской массовой культуры как персонажей голливудских блокбастеров. В то же время он соединяет эти два культурных пространства с античными и библейскими образами:

Они черны, как люди Икс,

И не отмыть частицы сажи.

Они качают воду в Стикс

Из черных, сатанинских скважин.

В отличие от отца Сигида-сын рассматривает реалии не от земли, от конкретной местности, а извне, с позиций мировой культуры. Изображение Александром Сигидой-сыном своей творческой миссии совпадает с творческим вектором «проклятых поэтов», разрушителей европейской классической культуры, маргиналов, которые философствуют молотом: 

Он собирал стихи и прозу

Индустриального некроза;

И все-таки в тротил 

Он тексты превратил.

Сигида-отец пишет: «В XXI веке, благодаря компьютеризации и интернету, человечество совершило настоящий мультикультурный скачок (подобный изобретению книгопечатания), способный объединить всех людей доброй воли. Но суровая правда войны не дает забыть, что рождение нового – это всегда «кровь, пот и слезы», это тысячи и тысячи смертей во имя торжества идей Воли и Труда. «Новороссийская литература» («неолит») – это литература Победы. Все только начинается!».

Итак, оба донбасских поэта, хотя представляют разные тенденции в поэтической традиции изображения родины, осмысляют на самом деле единый образ, одно и то же культурное пространство. Это пространство – русский Донбасс, который изображается не только как земля Воли и Труда, но и как часть универсума мировой культуры.

 

Военное стихотворение Михаила Дудина «Соловьи»: сквозь смерть к жизни

В 2014 году началась война Украины и Донбасса, которая продолжается и по сей день. С 2014 года поэтами Донбасса создано много военной лирики в русле русской поэтической традиции Великой Отечественной войны 1941-1945. Символы, образы и смыслы, проявившиеся тогда, актуальны и в современных условиях. Пережитое и познанное во время Великой Отечественной войны зафиксировано в поэтическом слове и сохранено до наших дней. Эмоциональное наполнение поэзии военных лет передается и людям нашего времени, помогает строить эмоциональную модель своего отношения к военным событиям.

Рассмотрим стихотворение Михаила Дудина «Соловьи» и определим, что узнает лирических герой стихотворения и как влияет это знание на его дальнейший жизненный выбор.

Чувство узнавания является проявлением способности чувственного постижения духовных смыслов воспринимаемых предметов. Познание является важной частью эстетической организации художественного произведения, он позволяет передать эмоциональное состояние, возникающее лирического героя и «примерить» его на себя, соотнести со своим жизненным опытом, пережить катарсис.

Дудин Михаил Александрович (1916-1993) – русский поэт, прозаик. Родился в деревне Клевнево Ивановской губернии в семье крестьян. Рано остался сиротой. После окончания ивановской фабрики-школы в 1934-м году работал в молодежной газете. В 1939-1945 годах – был корреспондентом фронтовых газет.

В ежемесячном литературно-художественном журнале «Подъем» писатель Иван Лукин в очерке «У нас сегодня пели соловьи…» рассказывает историю создания стихотворения «Соловьи» Михаила Дудина, ссылаясь на свидетельства друга семьи писателя Евгения Войскунского: «...Это было начало июня 1942 года... возвращаясь домой, попал под очень сильный обстрел, пережидал его довольно долго, прижавшись к стене дома, – в общем, выдался трудный день. Вечер был тоже неспокойный, я сидел с двумя-тремя работниками газеты рядом с домом, в котором была наша редакция, в сквере. И вдруг мы услышали, как поет соловей, – типичное такое щелканье. Пощелкал, пощелкал и выдал длинную руладу, очень красивую. Мы замерли. «Надо же, – подумал я, – война, обстрелы, смерть и – соловей!». Это было чудом. В очередном письме я написал об этих соловьях моему другу – Мише Дудину, который работал на тот момент в газете Ленинградского фронта «На страже Родины».

На сайте «РуСтих» приводится такая история создания стихотворения: «Написать стихи к первой годовщине военных действий поэта попросил батальонный комиссар. Причем, дал свободу в выборе жанра, тем самым позволив вылиться исповедальному лирическому высказыванию. М.Дудин в те дни узнал о гибели двух друзей, В.Чухнина и Н.Майорова. Последний был еще и подающим надежды начинающим поэтом. Поэт писал это стихотворение не за столом, а в зарослях орешника, у озера, под пенье соловьев, подстелив под себя шинель. Он чувствовал ответственность перед погибшими товарищами, воспринимал их смерть как завещание прожить достойно эту жизнь. И как свидетель – рассказать, вспомнить, запечатлеть».

Стихотворение «Соловьи» стало классикой фронтовой поэзии. Но чем же оно так цепляет читателей? Прежде всего, контрастом между смертью и жизнью! Лирический герой видит гибель товарища, смерть предстает перед ним во всем ее неприглядном виде, и тут же рядом, он слышит жизнеутверждающий оркестр природы.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошел с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

И тут же:

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом, рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжелым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни верст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

И благодаря поэтическому свидетельству Дудина мы становимся сопричастны к постижению подлинного смысла происходящего: «Я славлю смерть во имя нашей жизни». На наших глазах свершается осознание триумфа жизни, несмотря на все ужасы войны. Осознания того, ради чего наши солдаты отдавали свои жизни на этой Великой войне:

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей жизни.

О мертвых мы поговорим потом.

Итак, в стихе Михаила Дудина «Соловьи» показано чувственное познание, который позволяет читателю постичь духовный смысл смерти солдата на войне.

В 2014 году началась война Украины и Донбасса, которая в феврале 2022 года продолжилась в виде спецоперации по принуждению к миру на Украине. События военных лет поставили каждого человека в Донбассе в ситуацию экзистенциального выбора, когда перед лицом смерти он должен был определяться, ради чего он живет и за что он готов отдать свою жизнь. И поэзия Великой Отечественной войны оказалась неиссякаемым хранилищем исторической памяти и духовного опыта народа, актуального и в наши дни.

 

Комментарии