РЕЦЕНЗИЯ / Артём ПОПОВ. ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ. Самобытное творчество Владимира Потехина
Артём ПОПОВ

Артём ПОПОВ. ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ. Самобытное творчество Владимира Потехина

15.03.2022
739
4

 

Артём ПОПОВ

ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ

Самобытное творчество Владимира Потехина

 

Недавно критик Андрей Рудалёв задался вопросом перспектив творчества современных литераторов: «Гремит автор. Но вот, прошу прощения, кони двинет, что тогда? Кто станет его ходатаем, кому он интересен будет, если новинок уже ждать не придётся, а от локальной известности останутся одни тлеющие угли? Государство не занимается книгоиздательской политикой. Фанатики-энтузиасты, которые жизнь положат, чтобы раскрутить до статуса классика былую величину?».

Кажется невероятным, но фанатики-энтузиасты иногда идут путём куда более трудным: они открывают читателю уже ушедших в мир иной талантливых писателей, которые при жизни не стали известными.

В нашем случае речь о поэте и прозаике из Костромской области Владимире Потехине.  В интернете о нём очень скудные сведения (хочется верить, что пока скудные). Владимир Потехин ушёл из жизни в 1990 году, ещё в другой стране, а в 2021 году вышли в свет сразу две книги: сборник стихотворений «Охохонюшки мои» и повестей «Скворцы на берёзах». Получилось это благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Именно туда обратилась команда из трёх человек: вдохновитель проекта библиотекарь из села Кужбал Нейского района Костромской области Надежда Дудина и писатели Нина Веселова и её дочь Анастасия Астафьева. Все вместе они набирали рукописи, редактировали и готовили к печати. Труд этот колоссальный! Каждая из книг – более 300 страниц.

Пора уже рассказать об этом удивительном человеке. Владимир Васильевич Потехин родился в сельской местности, работал одновременно зоотехником и агрономом, писал в районную газету стихи и… всё. Из жизни ушёл очень рано, когда ему не было и 60 лет. Словно предчувствуя свой ранний конец, последние годы он активно писал прозу, расшифровывая дневниковые записи, которые вёл с 1955 года, как только пришёл работать молодым специалистом в колхоз. За два года до смерти он решил обратиться к профессиональным литераторам, но книги свет так и не увидели. К счастью, старые пухлые тетради с рукописными текстами бережно сохранили дети крестьянского поэта.

«Владимир Потехин просто жил, жил с великим наслаждением и с великой любовью ко всему сущему. Стихотворчество было для него не самоцелью, а лишь средством зафиксировать, увековечить это счастье, пришпилить его к бумаге как неизбежный и потребный сердцу итог плодотворно прожитого крестьянского дня», – отмечает в предисловии к книге Нина Веселова.

Есть в бытности нашей

Такие «грехи»:

И землю мы пашем,

И пишем стихи.

Не с редьки и кваса,

Не в горький досуг

Впрягли мы Пегаса

Крылатого в плуг…

Вот что писала костромская поэтесса Нина Снегова о сочинениях Владимира Потехина, попавших к ней для рецензии: «Автор наделён слухом, зоркостью зрения и чувством языка. Насквозь ощущается незаимствованное чувство любви и трепетности ко всему живому, что связано с деревней, с землёй. А живое повествование о хорошо знаемом, родном увлекает внимание читателя».

Возможно, стихотворения Потехина покажутся слишком простыми и непритязательными для современного читателя, избалованного, привыкшего к модернистским и постмодернистским изощрениям. Но в них есть главное – искренность, отсутствие моды, огромная любовь к малой Родине, что является истинным патриотизмом.

Не могу не привести здесь полностью стихотворение «Память», которое было написано в 1979 году, а актуально и сегодня, особенно сегодня. Ибо кто-то упорно хочет забыть историю.

Жизнь высекает седину.

Что ж, время обладает цветом.

И вспоминаю я войну –

Бесцветный день далёким летом.

Чем дальше, тем больнее он,

И ранит снова, словно выстрел,

Хоть пел июнь со всех сторон,

А день был солнечный, лучистый.

Немного надобно свинца,

Чтоб сорвалась беды лавина,

Чтоб в миг один убить отца…

И навсегда поранить сына.

Владимир Потехин, как вы догадались, сын погибшего фронтовика. Юного Володю воспитали мать с бабушкой и деревенская улица. Автобиографичны, по сути, все его повести.

Читаешь и будто пьёшь чистую родниковую воду, и остановиться не можешь – не хочется. Его редкий, словно дивный цветок, талант родила сама земля.  

«Конец июня. Замолкают птичьи песни в лесу. Только вот эта «сенокосная» птичка, как часы-ходики: тень-тень, тень-тень. Тихо. Только осторожная, неспокойная осина перебирает-покачивает листьями маятниками. Коршун парит над лугом. Почти неподвижные редкие белые облачка на небе. Зацвели травы, тонкие запахи гуляют повсюду… Каждая былинка торопится жить, каждая нужна земле…».

Слышишь живую речь героев, этих бабушек, почти святых, вытянувших страну в Великую Отечественную и построивших космическую державу:

«Да не говори, сестричь, роботают, роботают, а получать нечево. Девки невесты уж, а одить нечево. Своей-то вон из старой своей юбки юбчонку скроила. Одна юбчонка да платьишко выходное. Лешая жись! В войну переживали, сердце в крови, посля войны хуже тово! Вот и поживи. Когда хоть лутше-то будет?».

 Или вот другой эпизод, когда после получения похоронки крестьянка идёт на работу:

«Надо на другой же день на ферму идти. Не пошла, потащила ноги и окровавленную душу понесла. Доила коров, глотая тяжёлый комок, который катался и катался в горле, и не было сил его проглотить. Слёзы капали в подойник, в молоко…».

Сегодня я жалею, что подробно не расспросил свою бабушку Евдокию Ивановну, которая совсем юной зимой работала на лесозаготовках, как герои повести Владимира Потехина «Лесорубочки». Бабушка надорвала здоровье в сугробах, ходила с тростью… Такое лёгкое, игривое название, а читаешь и слезами обливаешься, представляя на месте героини родного человека.

В 50-е годы прошлого индустриального века дети в деревнях не видели белого хлеба, но уже трудились. Однако непосильная работа в колхозе, суровый быт остались для автора радостным воспоминанием. Как считает Нина Веселова, объясняется это причастностью к большому и важному общему делу, а не просто житейской необходимостью работать наравне со старшими. Вот почему многие проблемы сегодняшнего дня после чтения книг Потехина кажутся смешными.

Главные герои его произведений – русский мужик и русская баба во всех их ипостасях: пахаря или косаря, пекаря или солдата, наконец – поэта.

В произведениях Потехина с тонкими художественными деталями описан быт крестьян, сельскохозяйственная работа. Отдельные главы повести «Скворцы на берёзах» носят названия «Боронование», «Окучивание», «Молотьба», «Снопы». Многое из этого ручного труда уже безвозвратно ушло. Проза Потехина – своеобразная литературная энциклопедия жизни крестьянина середины ХХ века, которую можно сравнить с «Ладом» Василия Белова.

«Дед Николай лезет в окошко овина, чтобы там устанавливать снопы для просушки. Делать это нужно не кое-как, а вот так: нижний сноп колосьями вверх, верхний сноп к нему, колосьями вниз. Это называется посад. Дед старается, покряхтывает, я ему подаю снопы – сначала, когда ондрец полный, руками, прямо в окошко, а потом снизу, вилажкой».

В повестях показана трагическая судьба русской деревни, исход людей в города. Потехин предвидел гибель деревни ещё до наступления лихих 90-х.

В прозе ощущается влияние, кроме уже названного Василия Белова, и Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, Бориса Можаева, других писателей-«деревенщиков». У Потехина такая же хлёсткая правда: публикацию в советское время этих повестей вряд ли удалось бы пробить неизвестному автору из провинции, или плата была бы слишком большой.

Владимир Потехин был подлинным знатоком деревенской картины мира, народных традиций и языка. В конце каждой книги составители приводят список диалектных и малоупотребительных слов с их толкованием. Этот словарь представляет самостоятельную ценность для филологов и всех, кто любит русский язык. Почему клюкву называли журавихой? Выёсывала, оказывается, это значит – гордо выхаживала.  Вдругорядь – в другой раз. Разве не интересно? Читая прозу Потехина, понимаешь, что творец языка – сам народ.

Повести Владимира Потехина оригинальны при всей их близости к «деревенской прозе» конца ХХ века. Они возрождают интерес к людям земли, а все, кто тянется к земле, – люди будущего. Хочется в это верить, как и в то, что костромскую литературу будет в ближайшем будущем, наряду с другими талантами, олицетворять и Владимир Потехин, так же, как вятскую – Владимир Крупин, архангельскую – Фёдор Абрамов.

Конечно, сегодня мало только издать книгу, надо уметь её продвигать. Благодаря мероприятиям по президентскому гранту и интернету имя Владимира Потехина стало известным не только на нейской земле, а скромные сельские Потехинские чтения на его малой родине грозят перерасти в областные. Анастасия Астафьева перенесла на сцену повесть «Скворцы на берёзах», и его увидят не только сельские Дома культуры. А вот что самое важное: в этой постановке с большим интересом играют подростки, ребята из тех же мест, что сам Владимир Потехин, того же возраста, что герой его произведения. 

Однако ещё остались рукописи, которые пока не нашли отражение в книгах. Значит, продолжение следует.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #30688 26.03.2022 в 12:03

Спасибо,Вам Артём!за понимание проблемы деревни,за оценку труда этих трёх женщин-наших современниц Нины Павловны,Надежды Николаевны иАнастасии Викторовны.как был бы рад и удивился бы Владимир Васильевич,прочитав это про себя!А изданные книги-его сбывшаяся Мечта.с уважением Н.П.

Комментарий #30634 18.03.2022 в 17:13

Спасибо, Артём! И всем неравнодушным спасибо. Мира и добра.

Комментарий #30601 16.03.2022 в 07:45

Вдругорядь - так говорила и моя бабушка в Архангельской области... Спасибо, что напомнили эти милые сердцу слова

Комментарий #30599 15.03.2022 в 23:08

Спасибо Артёму Попову за рецензию, за то, что открыл нового автора! Возникла душевная потребность найти книги В.Потехина и прочитать.