ПОЛЕМИКА / Александр МЕДВЕДЕВ. ЧИТАТЬ ДОСТОЕВСКОГО БЕЗ СЛЁЗ! На злобу дня
Александр МЕДВЕДЕВ

Александр МЕДВЕДЕВ. ЧИТАТЬ ДОСТОЕВСКОГО БЕЗ СЛЁЗ! На злобу дня

 

Александр МЕДВЕДЕВ

ЧИТАТЬ ДОСТОЕВСКОГО БЕЗ СЛЁЗ!

На злобу дня

 

В 1877 году между Россией и Османской империей началась Русско-турецкая война (1877-1878). Ей предшествовал подъём национального самосознания на Балканах. Жестокое подавление Боснийско-герцеговинского (1875) и Апрельского восстания в Болгарии вызвало в России сочувствие к положению христиан Османской империи.

Осенью 1876 года шестикратно превосходящие силы турок поставили сербов и русских добровольцев на грань поражения. Последовал ультиматум России с угрозой начала военных действий, турки согласились на перемирие. Однако Александр II в апреле 1877 года объявил Турции войну. Россия провозгласила целью войны свободу православных славян от турецкого владычества – расширение территории независимой Сербии и создание независимой Болгарии.

Русская армия форсировала Дунай, захватила Шипкинский перевал и после пятимесячной осады принудила к капитуляции лучшую турецкую армию в Плевне.

Летом 1878 года был подписан Берлинский трактат, по которому России возвращалась южная часть Бессарабии и присоединялся Карс, Ардаган и Батум. Болгарии возвращалась государственность, увеличивались территории Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии.

 

О событиях ста сорокапятилетней давности заставила вспомнить реакция немногочисленной, но активной части российского общества на спецоперацию России, начавшуюся 24 февраля 2022 года в ответ на восьмилетний геноцид Украины русского населения Донбасса. Тональность этой реакции в точности повторяет аналогичную, исходящую от «премудрых людей», как назвал их Достоевский в «Дневнике писателя» за апрель 1877 года, при начале Русско-турецкой войны. 

Страхом, изумлением и негодованием, вот чем, по меньшей мере, отреагировали «премудрые» россияне на объявление Александром II войны Турции.

«Россия! Но как же она может, как она смеет? – приводил Достоевский слова «премудрых». – Готова ли она? Готова ли внутренно, нравственно, не только материально? Там Европа, легко сказать Европа! А Россия, что такое Россия? И на такой шаг?».

То же самое по сути, но только более раздражённо, злобно, не стесняясь в выражениях применительно к России 2022 года, её президенту, властям, армии, экономике изрекают современные «премудрые». Это часть российской «элиты», рассматривающая Россию исключительно местом зарабатывания денег, тогда как себя они считают гражданами мира. Это и те, кто с придыханием молится на «общечеловеческие ценности», подобострастно глядя на Запад, с презрением отзываясь обо всём, что касается России. Поэтому естественным образом характеристика Достоевского представителей современной ему интеллигенции предстаёт зеркальным отражением интеллигенции нынешней – «рукопожатной» её части.

Напомним её: «Интеллигентный русский – это международный межеумок, носимый всеми ветрами Европы».

Характеристика едкая.

Надо признать, что данное межеумие – отсутствие национального самосознания при ребяческой самонадеянности и полной неосведомлённости об истинных намерениях Европы относительно России и её граждан – есть хроническое состояние вечно «немогумолчащей» части российской интеллигенции. Эти люди заведомо оппозиционны не только к власти как таковой, но и ко всему традиционному, отечественному, русскому.

Читая «Дневник писателя» на фоне событий, связанных с операцией на Украине, невольно ловишь себя на мысли, будто история – в лицах, заявлениях, поступках – каким-то чудодейственным образом закольцована. Понимаешь, что наши «премудрые» повторяют всё то же, что изрекалось их ментальными предками во время Русско-турецкой войны:

«Мудрецы кричат и указывают, что мы погибаем и задыхаемся от наших собственных внутренних неустройств, а потому не войны желать нам надо, а, напротив, долгого мира, чтобы мы из зверей и тупиц могли обратиться в людей, научились порядку, честности и чести»;

«Они кричат, что за них авторитеты, что за них Европа. Они свистят на несогласных с ними, на всех, презирающих лакейство мысли и верящих в свою собственную и народа своего самостоятельность».

Впору поверить в реальность реинкарнации: суть цитируемых умонастроений 1877 года в более грубой форме явила себя в 2022 году в трансляции российских оппозиционных СМИ и батальонах блогеров.

«Нет войне!» – с таким лозунгом выходили они в эфир. Его скандировали молодые люди, молчавшие все восемь лет, когда украинские нацисты обстреливали мирных жителей Донбасса, не пожелавших отказаться от родного русского языка. Теперь вдруг, мгновенно собранные флешмобами на центральных улицах Москвы и Петербурга, они заявили протест справедливому возмездию нацистам. «Мне стыдно, что я русский!» – вирус стыдореи поразил ряд социальных сетей.

Что ж, будем договариваться о мире, каким его видят наши «интеллигентные русские»?

Достоевский в своё время рассматривал результат подобного миротворчества.

«Да, если б могло так случиться, что мы будем побиты, или хотя и побьём врага, но под давлением обстоятельств замирим пустяками, – о, тогда мудрецы, конечно, восторжествуют. И какой, какой опять начнётся свист и гам и цинизм на несколько лет, какая опять вакханалия самооплёвывания, пощёчин самодразнения, – и это не для вызова к воскресению и силе, а именно ради торжества собственного бесчестия, безличности и бессилия».

Следует заметить, что убеждённость в европейском величии и прирождённой европейской справедливости и благородстве у здоровой части нашей молодёжи, у тех, которым не стыдно, что они русские, в эти дни несколько пошатнулась. Европа, реагируя на «агрессию» России (на самом деле Россия приняла естественные необходимые меры по предотвращению нападения Украины на Донбасс, собственно на Россию и Белоруссию), эта Европа попрала декларируемые ею мультикультурность, права человека, толерантность и священные права частной собственности.

С началом спецоперации на Украине, когда высокоточным оружием была выведена из строя почти вся инфраструктура украинской армии, насквозь прошитой нацистской идеологией, и окружены ряд городов, Европа в который раз показала себя царством лицемерия. Предстала не «страной святых чудес», как называл её Достоевский, имея в виду великую европейскую христианскую культуру, а царством двойных стандартов.

Русскоговорящие граждане Германии в одночасье стали унтерменшами – недочеловеками. Теперь можно безнаказанно разбить витрину магазина, если его хозяева говорят по-русски. Школьников вольно безнаказанно избивать, если они выходцы из России. Стали известны примеры дискриминации российских и бывших таковыми граждан в других странах Европы.

 Дело дошло до того, о чём трудно было представить даже во времена холодной войны – конфронтации Запада и Советского Союза. Американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms Inc (материнская организация социальных сетей Facebook, Instagram, а также WhatsApp и Oculus), одна из самых дорогих компаний в мире в сфере информационных технологий США, разрешила язык ненависти в отношении русских вообще, российских военных, президентов России и Белоруссии.

О том, что до последнего времени в Европе одним из самых популярных писателей считался Достоевский, говорить излишне. Множество явлений европейской культуры – спектаклей, экранизаций, эссе – возникло на основе произведений русского гения. Тем не менее приходится вспомнить о кострах из книг, полыхнувших в европейской стране в начале 1930-х годов. Достоевского пока не сжигают, но в начале марта 2022 года ректор миланского университета высказался о его запрещении. По счастью подобной нелепой цензуры удалось избежать. Надолго ли? Такой вопрос сам собой возникает при известиях о запрете на исполнение музыки Чайковского и Шостаковича, а также на спектакли по произведениям Чехова в Польше.

Попытки запретить в Европе Достоевского говорят о том, что наши зарубежные партнёры внимательно его читают. Им знаком не только «Идиот», но и исполненный патриотической силы «Дневник писателя», где автор откровенно говорит, что «России нужно надеяться на свой меч, а не на дружбу Европы».

Стоит сказать, что в России творчество Достоевского принято рассматривать избирательно. Любят исключительно «розового» Достоевского с непременной «слезинкой ребёнка» в очах, дрожащим перстом указующего на «красоту, спасающую мир». Эти вырванные из контекста слова о слезинке и красоте, стали ничем более как сентенциями, своеобразными уверениями себя и европейцев в исконном русском слезливом миролюбии и безответном всепрощении.

Если где и вспомнят «Дневник писателя», то для того лишь, чтобы сказать о заблуждениях писателя, о его якобы предвзятом взгляде на европейскую цивилизацию в целом, на его измену юношескому свободолюбию и реакционную его приверженность русскому самодержавию. Наконец, чтобы снисходительно усмехнуться – в какой это галлюцинации ему привиделись русские – «народом-богоносцем»?

Обратимся к «Дневнику писателя» и отметим ещё один аспект сходства настроений указанной части российской интеллигенции на спецоперацию наших вооружённых сил на Украине с теми, что бытовали во время войны России и Османской империи. Речь о традиционном информационно-психологическом противодействии курсу России со стороны, в первую очередь, внутренних оппозиционных сил, а также внешних недоброжелателей.

Достоевский признавал, что у нас «столько нехорошего, что наши «мудрецы» и не могли не воскликнуть: «Капут России и жалеть нечего!»

Ещё он признавал, что из этого следует:

«Вот эти-то мысли мудрецов наших и облетели Европу, и особенно через европейских корреспондентов, нахлынувших к нам накануне войны изучить нас на месте, рассмотреть нас своими европейскими взглядами и измерить наши силы своими европейскими мерками. И само собой, они слушали одних лишь «премудрых» и разумных наших. Народную силу, народный дух все проглядели, и облетела Европу весть, что гибнет Россия, что ничто Россия, ничто была, ничто и есть, и в ничто обратится.

Но Бог нас спас, наслав на них на всех слепоту; слишком уж они поверили в погибель и в ничтожность России, а главное-то и проглядели. Проглядели они весь русский народ, как живую силу, и проглядели колоссальный факт: союз царя с народом своим!

Они не знают, что мы непобедимы ничем в мире, что мы можем, пожалуй, проигрывать битвы, но всё-таки останемся непобедимыми именно единением нашего духа народного и сознанием народным».

История подтверждает правоту слов Достоевского об истоках нашей непобедимости, она в силе духа народного.

Действительно, существует иллюзия о безволии русского народа, о его податливости, о склонности бездумно перенимать чужое… И всё же, подчёркивал Достоевский, «если мы не захотим, то нас нельзя заставить сделать то, чего мы не пожелаем, и что нет такой силы на всей земле. Беда только в том, что над словами этими засмеются не только в Европе, но и у нас, и не только наши мудрецы и разумные, а даже и настоящие русские люди интеллигентных слоёв наших – до того мы ещё не понимаем самих себя и всю исконную силу нашу, до сих пор ещё, слава богу, не надломившуюся».

О чём только ни говорилось по отношению к Достоевскому в прошлом году, когда в стране широко праздновали 200-летие со дня его рождения! Обо всём, что касается его высказываний о всемирной отзывчивости русского человека, о том, что ему дороги святые камни европейские, – это помимо пресловутых слезинки и спасительной красоты. О Достоевском-патриоте, о писателе-гражданине не было сказано ни полслова. Как же, а ну как европейцы нас заподозрят, что мы не только их камни святыми почитаем, но и о своих помним и желаем твёрдо стоять на них?

Может быть, нам просто стыдно – за Достоевского? Перед зарубежными партнёрами и перед нашими «мудрецами» стыдно за русского писателя-пророка?

 

Комментарии

Комментарий #30707 29.03.2022 в 13:38

Да, "Бесы" - пророческий роман, это почувствовали (на воре шапка горит!) многие деятели либерального крыла XIX века, злобно отреагировав на его появление в прессе.

Комментарий #30643 20.03.2022 в 11:09

Соглашаясь в полном объёме с автором статьи, в качестве примера гениальности Ф.М. Достоевского, хотел бы добавить «Бесы»:
«— Слушайте, мы сначала пустим смуту. Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал — свирепствовал тезис Littré, что преступление есть помешательство; приезжаю — и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест. «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!» Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред «дешёвкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет… Слушайте, я сам видел ребенка шести лет, который вел домой пьяную мать, а та его ругала скверными словами. Вы думаете, я этому рад? Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим… если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык. В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами. Знаете ли, что этот раб крепостной больше себя уважал, чем Кармазинов себя? Его драли, а он своих богов отстоял, а Кармазинов не отстоял.
Но надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Мы провозгласим разрушение… почему, почему, опять-таки, эта идейка так обаятельна! Но надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары… Мы пустим легенды… Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут да еще за честь благодарны останутся. Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… Ну-с, тут-то мы и пустим… Кого? Ивана-Царевича. Ивана-Царевича; вас, вас! Мы скажем, что он «скрывается». Знаете ли вы, что значит это словцо: «Он скрывается»? Но он явится, явится. Мы пустим легенду получше, чем у скопцов. Он есть, но никто не видал его. О, какую легенду можно пустить! А главное — новая сила идет. А ее-то и надо, по ней-то и плачут. Ну что в социализме: старые силы разрушил, а новых не внес. А тут сила, да еще какая, неслыханная! Нам ведь только на раз рычаг, чтобы землю поднять. Всё подымется! А вы красавец, гордый, как бог, ничего для себя не ищущий, с ореолом жертвы, «скрывающийся». Главное, легенду! Вы их победите, взглянете и победите. Новую правду несет и «скрывается». А тут мы два-три соломоновских приговора пустим. Кучки-то, пятерки-то — газет не надо! Если из десяти тысяч одну только просьбу удовлетворить, то все пойдут с просьбами. В каждой волости каждый мужик будет знать, что есть, дескать, где-то такое дупло, куда просьбы опускать указано. И застонет стоном земля: «Новый правый закон идет», и взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!»
150 лет назад написано, но как точно рассказывается о дне сегодняшнем!

Комментарий #30614 16.03.2022 в 22:20

Правильно, Александр! Вперёд и выше! Т. Лестева