РЕЦЕНЗИЯ / Татьяна ЗОЛОТОВА. НА ФОНЕ ФОЛЬКЛОРА И МИСТИКИ. О книге Анатолия Подольского «Не переступить черту»
Татьяна  ЗОЛОТОВА

Татьяна ЗОЛОТОВА. НА ФОНЕ ФОЛЬКЛОРА И МИСТИКИ. О книге Анатолия Подольского «Не переступить черту»

 

Татьяна ЗОЛОТОВА

НА ФОНЕ ФОЛЬКЛОРА И МИСТИКИ

О книге Анатолия Подольского «Не переступить черту»

 

Современная отечественная литература рубежа XX-XXI веков и первых десятилетий XXI века уже может рассматриваться как некое единство, отмеченное рядом общих особенностей. К числу их можно отнести отказ от обязательных в прошлом идеологичности и дидактичности, множественность направлений и течений, внимание к форме, медийность фигуры писателя и другое. Важно и то, что независимо от возраста, статуса, принадлежности к определенному направлению и художественной ориентации автора, она творится «здесь и сейчас», отвечая самым разнообразным запросам и вкусам читателей. Как современное общество представляет собой ряд страт (национальных, профессиональных, религиозных, половозрастных и т.п.), так и автор, в ряде случаев, выражает в концентрированном виде представления одной из них. И если раньше литература делилась исключительно на высокую и низкую, то сейчас появляется большое количество промежуточных форм (беллетристика, массовая, наивная, паралитература, сетература и др.). Напряжение между ними, по замечанию современных литературоведов, во многом способствует ее развитию. В контексте стратификационного характера современной литературы может рассматриваться и книга Анатолия Подольского «Не переступить черту». В ней представлены повесть под одноименным названием и несколько рассказов, в ряде случаев развивающих ее темы и мотивы, но иногда привносящих и существенно новые черты.

 Значимой тенденций современной литературы было и остается изображение советского прошлого. Так, по замечанию известного критика и литературоведа Алексея Татаринова, одни авторы активно защищают «советский дискурс», другие, воссоздают его метафизический уровень, третьи – отрицают и преодолевают и т.п. Советское прошлое в ряде отношений типичного регионального (провинциального) центра России становится одной из основных тем повести Анатолия Подольского «Не переступить черту». Этому прошлому посвящена вся первая и часть второй главы повести. В интерпретации автора – это важный этап в формировании личности ее главного героя Алексея Горностаева и его друзей. Выпускной вечер в школе, учеба в техническом вузе, работа в качестве молодого специалиста в Сибири, участие в так называемом кооперативном движении, потеря любимой работы и обретение себя в новых областях, участие в выборах губернатора и, уже в зрелые годы, достижение относительно устойчивого положения уважаемого специалиста и профессионала – это путь многих людей, родившихся во второй половине ХХ века. Причем жизнь советского человека данного периода здесь действительно узнаваема как в бытовых мелочах, так и в некоторых душевных движениях и переживаниях героев. Я бы сказала, что книга Анатолия Подольского в этом плане – даже определенный источник сведений о советской повседневности. Но, в отличие от многих произведений современной литературы, автор не концентрирует внимания на постсоветских травмах и утрате идентичности героем и его ближайшим окружением. Герои Подольского, за небольшими исключениями (судьба Галанина), находят себя в новой реальности. Поисками себя и своего места в новой жизни заняты герои повести, по сути, в новой, уже другой стране, которой стала Россия. Этим аспектам отведена большая часть второй и полностью третья глава повести.

 В этом контексте можно несколько уточнить и жанр данного произведения. Перед нами достаточно хорошо известная в мировой и отечественной литературе прошлого и снова популярная в современной литературе повесть о становлении/взрослении героя произведения. Алексей Горностаев проходит своего рода инициацию, выделяясь на общем фоне известной рефлексией, романтическими переживаниями, стремлением к литературе и искусству.

 Как черту современной литературы, можно обозначить в романе и подробное описание различного рода производственных процессов. Массовая литература сегодня с удовольствием берет на себя функцию, утраченную в высокой (по существу экспериментальной) литературе, сообщая читателю сведения из разных областей науки и искусства. Особенно много таких зарисовок предлагает автор из жизни советской Сибири, одновременно, как мне кажется, это и один из самых удачных повествовательных фрагментов книги, не лишенный и некоторой поэтичности в восприятии мощной природы и социального оптимизма людей периода освоения этого региона.

 Как своего рода продолжение повести, но представленное в виде отдельных сюжетных зарисовок автора можно рассматривать его рассказы. В некоторых из них мы встречаемся с героями, близкими Алексею Горностаеву. Среди них – Артем, остро переживающий счастье взаимности и горечь утраты («Она приходит один раз»). Николай Николаевич – успешный бизнесмен, затем высокопоставленный чиновник, но сознательно оставивший и ту, и другую сферы ради преподавания в вузе («Мужские слезы»). Появляются и новые персонажи: Опрошка Затворница («Вологодский приворот»), Василий («Васька Матаня»), Фёкла («Не тобой положено, не тебе и брать»). А вместе с ними и яркие описания народного быта, народных праздников и народной морали. Хотелось бы особо выделить этнографически точное описание свадебного обряда («Вологодский приворот»), появление по сути фольклорных персонажей Опросиньи («Вологодский приворот») и Старушки с «замысловатой тростью» («Твой день, Владимир»), современного юродивого Васьки Матани («Васька Матаня»). Таким образом, события сегодняшнего дня измеряются Анатолием Подольским складывающимися веками традиционными представлениями. В этом плане особенно показателен рассказ «Не тобой положено, не тебе и брать». Его герой, Виктор Васильевич, отказывается от возможности стать обладателем огромного состояния («килограммы золота в старинных российских монетах»), испытывая при этом ощущение настоящей свободы.

На фоне фольклорной эстетики и элементов мистики становятся понятными некоторая сглаженность конфликтов и противоречий, а также нарочитая декларативность отдельных утверждений автора.

Думается, что в многообразии подходов и методов изображения действительности в современной литературе найдет свою нишу и своего читателя и новая книга Анатолия Подольского.

г. Йошкар-Ола

Комментарии

Комментарий #30612 16.03.2022 в 20:52

Хорошая статья и писатель талантливый. Успехов автору книги и автору статьи. Лидия

Комментарий #30605 16.03.2022 в 13:40

Валентина, с повестью и другими произведениями можно ознакомиться на сайте: http://podolskij.ru/
С пожеланиями всех благ автор книги.

Комментарий #30603 16.03.2022 в 12:25

Здравствуйте,тонко и изящно получилось написать о произведениях автора!Рассказы Анатолия Подольского я читала на сайте "День литературы",впечатляет,а где можно прочитать повесть? С уважением Валентина.