МИР ИСКУССТВА / Марина МАСЛОВА. О РУССКОСТИ ИСКУССТВА АНДРЕЯ РУБЛЁВА. Народное миросозерцание в красках
Марина МАСЛОВА

Марина МАСЛОВА. О РУССКОСТИ ИСКУССТВА АНДРЕЯ РУБЛЁВА. Народное миросозерцание в красках

 

Марина МАСЛОВА

О РУССКОСТИ ИСКУССТВА АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Народное миросозерцание в красках
 

Теперь мы знаем, чем волновали русские сердца
Андрей Рублев и Даниил Черный:
они творчески объединили с национальной религией
 те впечатления красоты и добра,
которые на фоне элементарной и с поверхности
столь грубой русской жизни таят для нас
русская природа, воспоминания детства
и впечатление хороших русских лиц –
молодых и старых…

В.Н. Щепкин «Душа русского народа в его искусстве»

 

Художник, чье имя с благоговением произносилось уже современниками и чья личность в течение почти двух с половиной веков была овеяна легендами, к началу 18-го столетия оказался забыт. В течение целого века русская культура игнорировала существование средневековой русской иконописи, и только к началу 19 века возродился интерес к старой русской иконе, как и к древнерусской культуре в целом. Именно в это время начинается активное изучение творчества Андрея Рублева.

Обстоятельный обзор наиболее значимых искусствоведческих работ о творчестве Рублева можно найти в сборнике «Андрей Рублев и его эпоха» (1971), в статье И.Е. Даниловой «Андрей Рублев в русской и зарубежной искусствоведческой литературе» [1].

 В 2000 году была опубликована книга Б.Н. Дудочкина «Андрей Рублев. Материалы к изучению биографии и творчества». Собранная автором библиография насчитывает 526 наименований. В «Материалах…» представлена биография художника, а также критический разбор и оценка всех накопившихся к настоящему времени исследований [2].

Из позднейших работ, содержащих обширную библиографию, можно назвать книгу Е.Я. Осташенко «Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца 14 – первой трети 15 века». Этот фундаментальный труд, опубликованный в 2005 году, представляет собой новое осмысление рублевского наследия на богатейшем материале предшествующих поколений историков древнерусской культуры. Как замечает Е.Я. Осташенко, «ни один исследователь, обращающийся к творчеству Рублева, не может успешно решать стоящие перед ним задачи, не используя накопленный колоссальный опыт размышлений об этом художественном феномене» [3].

Когда знакомишься с искусствоведческой литературой, посвященной творчеству величайшего русского иконописца, поражаешься, с одной стороны, огромности этого искусствоведческого массива, с другой стороны, удивляет обилие различных авторских концепций относительно истоков рублевского таланта, места рублевской живописи в мировом искусстве, места самого художника в русской культуре средневековья и т.д.

Если условно и обобщенно классифицировать известные искусствоведческие концепции по характеру их осмысления истоков искусства Рублева как культурного феномена, можно выделить пять направлений:

1) исследователи-«западники» с их так называемой «ренессансной теорией»; (Д.Айналов, Н.Щекотов, А.Грищенко, Н.Пунин и др.);

2) концепция итало-греческих истоков (Н.Кондаков, Н.П. Лихачев);

3) так называемая «эллинистическая теория» (П.Флоренский, Ю.Олсуфьев, И.Э. Грабарь, «ранний» М.В. Алпатов и др.);

4) «концепция активной роли византийского компонента в процессе формирования стиля московской живописи» (Е.Я. Осташенко) (Г.В. Жидков, П.П. Муратов, «поздний» М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев и др.) – это самая популярная и самая обоснованная концепция;

5) некоторые ученые приходят к выводу, что главной особенностью рублевской живописи является умелый синтез художественных традиций Востока и Запада, приведший художника к гениальному озарению и последующему созданию самобытной русской школы иконописи (Л.И. Ремпель). Назовем это «теорией синтеза культур» Востока и Запада.

По мнению И.Е. Даниловой, впервые «нащупавшим главный нерв искусства Рублева» является П.Флоренский [4]. Он первым заговорил о связи рублевского творчества «со всеобщим духовным и культурным подъемом Руси эпохи Куликовской битвы, с деятельностью Сергия и его круга» [5], впервые связал тему единения, как главную тему «Троицы», с троичным учением прп. Сергия и мировоззрением самого Рублева. Позже М.В. Алпатов, хотя и выводивший «Троицу» из Константинопольской иконографической традиции, подчеркнул ее неповторимо русское своеобразие, связывая творчество Рублева с Москвой, с расцветом московской школы живописи, а самого Рублева рассматривая как основателя московской школы [6]. После этого В.Н. Лазаревым была опубликована книга со знаменательным названием – «Андрей Рублев и его школа» [7].

С этого момента все исследователи так или иначе пытаются ответить на главный вопрос: в чем проявляются неповторимые черты Рублева как представителя национальной школы и уникальной художественной личности?

Мы ограничимся рассмотрением эволюции искусствоведческих взглядов касательно только одного, вершинного произведения средневекового мастера – иконы «Троица». Как правило, именно это произведение, его иконографический анализ и идейно-смысловая оценка служат основой исследовательской концептуальности. Иными словами, если в работе того или иного автора есть описание «Троицы» – в ней неизбежно есть и более или менее четкая авторская позиция относительно истоков и предпосылок возникновения этого шедевра на русской культурной почве. Только одни авторы, будучи пионерами в своем направлении, высказывают свою мысль осторожно, предположительно (см. например: Л.И. Ремпель, «Андрей Рублев и проблемы искусства средневековья»; С.Радойчич, «Фрески Каленича» [8]); другие, опираясь на опыт предшественников, делают более смелые, определенные выводы. К числу последних мы можем отнести Е.Я. Осташенко, обобщившую достижения М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева и многих других ученых и предложившую свой уверенный ответ на поставленный выше вопрос.

Этот, казалось бы, частный вопрос на самом деле касается далеко не частной, а пожалуй, и самой важной проблемы, волнующей искусствоведов, – первично ли, самобытно ли русское средневековое церковное искусство или оно копирует византийские образцы, оставаясь по сути своей подражательным, вторичным? Поскольку «есть все основания считать, что именно в средоточии культуры проходила вся художественная деятельность Андрея Рублева» [9], признание неповторимости, культурной «первичности» его творений есть одновременно признание художественной самостоятельности, самобытности русской средневековой культуры в целом.

 

* * *

Среди наиболее ярких и значимых признаков творческого стиля Андрея Рублева современные искусствоведы называют присутствие славянского этнического компонента, формирующего национальный русский идеал в религиозном искусстве эпохи средневековья.

«…Индивидуальная ценность национальности выражается прежде всего в её культуре…» – писал Н.Бердяев [10].

Мы будем говорить о «русскости» Андрея Рублева как о типической черте его мировоззрения, которое формировалось в эпоху, когда патриотизм был бесспорной эмоциональной ценностью, а идея национальной солидарности, «духовного собирания народа» на основе прочной государственности была ведущей общественно-политической мыслью. Духовным отцом этой идеи стал прп. Сергий Радонежский. Не оставив детально разработанного философского учения своим ученикам, прп. Сергий оставил им в наследство идеал духовной любви, христианского «жития», явил собственной личностью образец этого «жития», предоставив своим ученикам право осмысливать и понятийно оформлять его идейно-практическое «общежитийное» направление.

«…Идейное направление Сергия… служило образовывавшейся русской народности формой сознания себя как целого, связанного общностью исторических судеб и современных задач… одинаковостью религиозных верований, – пишет А.И. Клибанов в статье «К характеристике мировоззрения Андрея Рублева». – Процесс формирования русской народности по самой своей сути являлся объединительным. Его потребностям соответствовала идеология, освящавшая солидарность, сплочение, нерасторжимость, а с другой стороны, ставившая вне морального, вне Божеского и человеческого закона раздоры, свары, споры – словом, любые явления отталкивания, «отрицательные заряды», тормозившие народообразовательный процесс. Проще говоря, народ становился народом постольку и настолько, поскольку и насколько «общим» было его «житие»» [11].

В этих условиях Сергиев завет «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» приобретал значение не только духовное, но и общественно-историческое. Утвержденный Сергием на Руси культ Святой Троицы и созданное Сергием (при участии Епифания Премудрого) Троичное учение явились «стимулом для народного единения» (А.И. Клибанов), то есть по сути духовным основанием русской национальности.

В русле учения прп. Сергия происходило идейное формирование прп. Андрея Рублева.

Без учета этих истоков мировоззрения иконописца невозможен верный, исторически обоснованный подход к его творческому наследию.

 

* * *

В оценках первых исследователей древнерусской живописи, когда многие произведения Рублева еще не были атрибутированы, те из них, которые сегодня достоверно принадлежат его кисти, по содержанию и стилю отождествлялись с византийскими образцами [12]. Рассматривая икону «Троицы», профессор Шевырев рассуждает: «Письмо византийское, превосходное. Необычайная красота и грация разлиты по этим ликам, чисто греческим. …Все три ангела с любовью склоняют друг к другу головы и составляют как бы одно нераздельное целое, выражая тем символически мысль о любвеобильном единении…» [13].

Как видим, главная идея иконы интуитивно автором уловлена (ибо воплощена доступно для сознания любого человека), но подразумевается здесь не оригинальное творение, а копия византийского образца с «чисто греческим» этническим компонентом.

В конце 19 века Рублев был впервые назван автором «Троицы» [14]. Н.П. Кондаков, характеризуя иконографию «Троицы», вновь, подобно авторам первой половины 19 века, увидел в ней отголоски античного искусства, а также связь с византийской живописью эпохи Палеологов. «Письмо и рисунок отличаются высоким греческим характером и в особенности типы ангелов представляют… чисто аттические овалы. Сильное наклонение голов ангельских отвечает лирическому настроению позднейшей византийской иконописи» [15].

После расчистки «Троицы», произведенной В.Гурьяновым в 1905 году, впервые было замечено, что в русской иконе «преобладают светлые и яркие тона» [16]. Сам В.Гурьянов писал в отчете: «Общий тон красок иконы письма Рублева – светлый и нежный» [17]. С этого времени исследователи, начиная с Н.Пунина, уверенно говорят о русском колорите рублевской иконы. «…Мы впервые увидели русскую икону, благовествовавшую нам», – писал Н.Пунин в статье «Эллинизм и Восток в иконописи» [18].

«Хотя расчищенная «Троица» по-прежнему оставалась почти недоступной для изучения, интерес к ней не ослабевал… «Троицу», скрытую под окладом и мало кем виденную в подлиннике, по-прежнему считали величайшим шедевром русской живописи, вершиной её развития» [19]. Это подвигло некоторых ученых на сопоставление русской вершины с вершинами итальянского искусства. В 1913 году Д.В. Айналов, опираясь на формальный анализ «Троицы», приходит к выводу, что «изящные, тонкие черты лиц ангелов, удлиненные пальцы, естественность позы, оживленность, пропорциональность форм свидетельствуют о влиянии на эту икону искусства итальянского Возрождения» [20].

Попытка объяснить особенности русского культурного процесса «аналогией с культурным развитием Запада, увидеть в расцвете русского искусства 15 века отголосок итальянского Возрождения, а в Рублеве – второго Джотто в основе своей была ошибочной, как считает И.Данилова, – и прежде всего потому, что она была внеисторичной. Именно поэтому сторонникам этой «западной» теории не удалось найти связи между характером рублевской живописи, его светлым «эллинством» – и русской действительностью той поры, отнюдь не способствовавшей, как им казалось, формированию таких светлых, «гуманистических» образов» [21].

«То, что мы до сих пор могли прочесть на страницах нашей древней истории культуры, находится в неразгаданном противоречии с плодами художественной деятельности 15 века» – читаем мы в книге Н.Щекотова «Некоторые черты стиля русских икон 15 века» [22].

Самый убедительный ответ на это недоумение нашла, на наш взгляд, современная исследовательница Е.Я. Осташенко. В своей книге она пишет: «Трудные десятилетия русской истории, связанные с периодом татаро-монгольского ига в 13 и 14 веках, несомненно, давали основание представлять развитие русской культуры прерывистым, лишенным постоянного внутреннего стержня и вместе с тем зависящим от идущих извне «влияний». Однако само существование Андрея Рублева является главным аргументом против этой концепции. Его произведения говорят не только о масштабе личного дарования, но и о той спокойной уверенности в их понимании современниками, которое дается только плотной культурной средой и высотой духовного общения в ней. Такая среда не могла сложиться на русской почве лишь в последние десятилетия 14 века. Этому должно было предшествовать длительное и самостоятельное развитие культуры, способной к самопознанию, к выработке и решению собственных задач, а не просто к облегченному повторению сложившихся на иной почве мыслительных и художественных представлений» [23].

Художественная мысль, традиция, как и всякое явление человеческого духа, родившись, получает возможность развития, импульсы к этому развитию прежде всего в себе самой, считает Е.Осташенко, и только в меру жизнеспособности и характера собственных потребностей устанавливая взаимоотношения с окружающим миром. Это означает, что «вопросы», на которые русское искусство брало «ответы» в византийской культуре, созревали внутри самой русской культуры. А это уже серьезный признак самостоятельности. «…В целом можно уверенно говорить, что древнерусская живопись не «копирует» и не «повторяет» новые, пришедшие из столицы византийского мира совершенные художественные решения, а скорее образно «прочитывает» их. В силу этого, не только памятники, вышедшие из центральных мастерских, но и провинциальные по происхождению, зачастую не несут в себе отпечатка «вторичности» [24].

По мнению Е.Осташенко, освоение византийского духовного наследия шло путем поэтического, образного осмысления предшествующего художественного опыта, исключающим вялую постепенность и школьную подражательность. Эта способность к мощной концентрации духовных сил, выводящей всю культуру на передние рубежи всеобщего мирового развития, составляет, по мнению искусствоведа, одну из самых ярких особенностей русского искусства [25].

Еще раньше эта же мысль, только с более откровенным религиозным акцентом, прозвучала в размышлениях Ю.Холдина: «Связь России с исихастскими центрами других стран православного мира если и обусловила некоторое преемство в развитии церковного искусства, то скорее тематическое. Характер же видения канонических тем и образов – ярчайшее свидетельство сопряженности художественных исканий русских мастеров с глубиной их личного созерцательного подвижничества» [26].

 

* * *

Говорят, что природный ландшафт формирует психологию народа. В этом смысле колористическая тональность иконы «Троица», созвучная тому природному колориту, в созерцании которого воспитывался вкус художника, воплощает не только некие духовные идеи, но и его внутренний, душевный мир, его психологию, а значит, и некую национальную особенность характера. Для русского монашества этой особенностью явилось гармоничное сочетание телесного аскетизма с душевной мягкостью, теплотой. И преподобный Сергий Радонежский явился родоначальником этого русского монашеского идеала. Потому-то икона, написанная «в похвалу» Сергию, излучает этот типично русский свет смирения и тихой умиротворенности, так похожий на глубокую печаль. «Русский человек природой приучен к страданию, а Православие возвысило это качество. В русской духовности проявляются такие великие ценности, как простота, спокойствие, умеренность, светлая духовная трезвость, приветливое и глубокое смирение, отрешенность от земных благ» [27].

Искусствовед И.Е. Данилова, определяя «моральный пафос» созданных Рублевым образов, находит соответствующую характеристику в словах В.Щепкина:

«Это – отражение личности с конкретно живой и детски чистой религией и в то же время отражение богатой опытом жизни, но только такой жизни, которая накопляла одни эстетические и моральные впечатления и проходила мимо остального. И через несколько веков чувствуется, что то были русские впечатления; они лишь вложены несколько лирически в деликатно понятые формы византийского религиозного эпоса. Теперь мы знаем, чем волновали русские сердца Андрей Рублев и Даниил Черный: они творчески объединили с национальной религией те впечатления красоты и добра, которые на фоне элементарной и с поверхности столь грубой русской жизни таят для нас русская природа, воспоминания детства и впечатление хороших русских лиц – молодых и старых» [28].

Итак, иконография «Троицы» – более русская, нежели византийская. Это иконография светлая, радостная, умилительная, чего не знала греческая икона.

Явившая всему миру образ святой любви рублёвская «Троица» – это, прежде всего, образ русского миросозерцания с яркими типическими чертами доверия, простоты и жертвенности. Потому преподобный Андрей Рублёв и является феноменом традиционной национальной культуры, и не только религиозной, что в художественных канонах иконописи он явил черты своего народа. Он явил русское миросозерцание в красках.

Курск, 2007 г.

---------------------

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971.С.17-61.

[2] Дудочкин Б.Н. Андрей Рублев. Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000.

[3] Осташенко Е.Я. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца 14-первой трети 15 века. М., 2005.

[4] См.: Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919. С.20.

[5] Данилова И.Е. Андрей Рублев в русской и зарубежной искусствоведческой литературе //Андрей Рублев и его эпоха, с.39.

[6] Там же, с.43.

[7] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

[8] См.: Андрей Рублев и его эпоха.

[9] Осташенко Е.Я. Указ. соч. С.13.

[10] См.: Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2003. С.652.

[11] Клибанов А.И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева // Андрей Рублев и его эпоха. С.99.

[12] См.: Сахаров И. Исследование о русском иконописании. Кн.2. Спб.,1849; Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь.Ч.1.М.,1850.

[13] Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. С.13.

[14] Андрей Рублев и его эпоха. С.25.

[15] Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. СПб., 1905. С.88.

[16] Лихачев Н. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. С.81.

[17] Данилова И.Е. Андрей Рублев в русской и зарубежной искусствоведческой литературе/ Андрей Рублев и его эпоха. С.28.

[18] Пунин Н. Эллинизм и Восток в иконописи // Русская икона. Вып.3. СПб., 1914. С.191.

[19] Данилова И.Е. Андрей Рублев в русской и зарубежной искусствоведческой литературе/ Андрей Рублев и его эпоха. С.31.

[20] Айналов Д. История русской живописи от 16 по 19 века. СПб., 1913. С.16.

[21] Данилова И.Е. Андрей Рублев в русской и зарубежной искусствоведческой литературе/ Андрей Рублев и его эпоха. С.33.

[22] Там же.

[23] Осташенко Е.Я. Указ. соч. С.10.

[24] Там же, с.13.

[25] Там же, с.11.

[26] Холдин Ю. Сквозь пелену пяти веков. Сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого. М., 2002. С.177.

[27] Жученко А.А. Русская картина мира в очерке Ивана Шмелева «Старый Валаам». СПб., 2002.

[28] Данилова И.Е. Андрей Рублев в русской и зарубежной искусствоведческой литературе// Андрей Рублев и его эпоха. С.35. См. также: Щепкин В.Н. Душа русского народа в его искусстве. 1920, ркп. Частично опубликована: «Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1981.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #30625 17.03.2022 в 21:50

Многогранность таланта и творческих направлений работы у Марины Масловой поражает и радует. Цитата из её же статьи: "Художественная мысль, традиция, как и всякое явление человеческого духа, родившись, получает возможность развития, импульсы к этому развитию прежде всего в себе самой, считает Е.Осташенко, и только в меру жизнеспособности и характера собственных потребностей устанавливая взаимоотношения с окружающим миром". Думается, это относится и к работе Марины, которая через сомнения, через большой труд, через стремление рассказать людям новое, понимая, что кроме неё об этом никто не расскажет (так не расскажет), берётся за новые, интересные темы, развивает их и доводит до блеска. Александр Смышляев.