ПУБЛИЦИСТИКА / Алексей СМОЛЕНЦЕВ. КАК НАМ «НЕ ВЫПАСТЬ»? Победу над фашизмом может одержать только народ
Алексей СМОЛЕНЦЕВ

Алексей СМОЛЕНЦЕВ. КАК НАМ «НЕ ВЫПАСТЬ»? Победу над фашизмом может одержать только народ

 

Алексей СМОЛЕНЦЕВ

КАК НАМ «НЕ ВЫПАСТЬ»?

Победу над фашизмом может одержать только народ

 

Надо ясно и трезво понять… понять для себя: что происходит сегодня в России и в мире. Какова роль России в мировой истории сегодняшнего дня – двадцать второго года двадцать первого века. Надо назвать вещи своими именами. Надо раскрыть смысл событий.

А смысл один – мы, Россия, имеем дело с фашистской заразой. Вновь с фашизмом. Фашизм вновь поднял голову. Об этом предупреждал Юлиан Семенов, беллетрист вроде бы? – нет, русский советский писатель. Я даже не буду сейчас смотреть научные определения фашизма, национализма. Мне, русскому человеку, это незачем. Мне достаточно Второй мировой войны, нашей Великой Отечественной достаточно для того, чтобы понимать, что такое фашизм.

Фашизм – это идея превосходства, дьявольского, то есть ничем не ограниченного превосходства одного человека, группы людей, нации над всеми остальными людьми, над человечеством.

Лучше Достоевского не сформулируешь: кто я? – тварь, дрожащая, или мне всё позволено? Мне все позволено – это и есть фашизм.

Другие слова Достоевского: здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей. Как точен Достоевский – не Бог борется. Дьявол с Богом борется в сердце человека. Какова роль человека? – Выбор, свободный выбор: ты либо на сторону дьявола встаешь, и вместе с ним борешься с Богом в себе, либо встаешь на сторону Бога, который ни с кем не борется, но если ты встаешь на его сторону, то будешь бороться с дьяволом, это цена твоего выбора, свободного выбора.

«Мне все позволено» – это победа дьявола в сердце человека. Не победа дьявола над Богом, нет: победа дьявола – в и над – человеческим сердцем.

Фашизм – это дьявол в сердце человека.

Решив – «мне все позволено», Раскольников становится фашистом. Раскольников становится фашистом не в момент убийства другого человека. Он становится фашистом в момент оправдания любых своих поступков: мне все позволено – дьявол победил. Убийство человека – это последний этап с точки зрения дьявола. Вроде бы окончательная победа дьявола: убивая другого человека, Раскольников убивает сам себя. Всё? Но Бог – не убиваем, не побеждаем, не поругаем. Сердце человека может быть побеждено, поругано и убито. Но даже в таком человеческом сердце – жив Бог.

Бог ни с кем не борется, Он просто есть в каждом человеческом сердце.

Если бы Раскольникова окружали ему подобные люди, группа людей, общество, нация – Раскольникову бы не спастись.

Но Раскольникова окружают нормальные люди. Нормальные? Нет, сказать «нормальные» мало. Раскольникова окружают русские православные люди. Соня Мармеладова – это Иов. Дьявол сделал все в ее жизни, сделал жизнь ее адом для того, чтобы победить в ее сердце. И – не смог победить. И именно Соня читает Раскольникову Евангелие о воскрешении Лазаря. Раскольников не Лазарь для себя самого он – Иуда. Раскольников сначала предал Христа в своем сердце, потом – убил человека, убив, тем самым, и сам себя. Но Евангелие: Любовь больше. Именно это умеет донести до Раскольникова Соня. Раскольников уже смердит, смердит сам в себе «четверодневный» Раскольников, но Любовь больше.

Раскольникову бы не подняться одной Любовью, одним Евангелием. Но есть еще и Правосудие. Спасительное для Раскольникова Правосудие.

 

Русский народ – это Иов. Временами живя в аду, он умеет не дать дьяволу победы над Богом в своем сердце. За всю Историю России русский народ никогда не дал дьяволу победы в своем сердце над Богом. Никогда.

А Революция 1917 года и ад Гражданской войны? Там все непросто и требует отдельного осмысления. Недаром, Блок просто… просто и отчетливо – видел… без всяких кавычек – Блок видел Христа впереди отряда красногвардейцев.

 

Богоизбранность народа – это не лавры, это путь Иова, это умение в аду окружающей жизни не давать в своем сердце дьяволу победы, не в человеческом одном сердце – в едином сердце всего народа. Но одновременно и в каждом человеческом сердце.

Был Израиль, евреи. Была Византия, греки, ромеи. Есть Третий Рим – Москва, Россия, и не только русский народ, а православные народы – все, сербы в первую очередь; но и все народы России, всех вероисповеданий (в этом особенность России, участь России – это не только участь русского народа, но и всех народов-жителей Русской земли). Недаром, когда бомбили Сербию в девяностых годах двадцатого столетия, православие устами провидцев говорило: следующая – Россия.

(Кстати, уничтожение Сербии было примером того, как уже не человек, а государство и группа государств решили: «мне все позволено».)

Это не теория. Это практика и опыт Истории. Четвертого Рима не будет. Все решится здесь. И – сейчас? Сроки ведомы только Богу.

 

То, что происходит сейчас – это даже не столкновение цивилизаций. Это после Сербии пришла очередь России.

Фашизм открыто заявил о себе и открыто заявил о своих правах на Россию.

Да, 2022 год – это тот же 1941 год.

Это Отечественная война. Вторая, Третья, Великая? – Не знаю. Дело не в эпитетах и не в цифрах.

Это война Отечественная из этого надо исходить.

Что происходило в 1941 году?

Роль личности в истории – Черчилль прислушался к своему английскому народу. Англия открыто встала против фашизма. Из всего тогдашнего «евросоюза», одна Англия встала против фашизма. И это не заслуга Черчилля, это заслуга народа. Но это – заслуга и Черчилля: государственная власть приняла сторону народа. Народ – всегда на стороне здравого смысла. Не давать победы дьяволу в своем сердце, не давать победы фашизму в своей стране – это здравый смысл.

Рузвельт. Не будь позиции Черчилля, какой бы выбор сделал Рузвельт?

И дело не в реальной помощи СССР, дело не в том, что тянули с открытием второго фронта и имели свои интересы. Дело в том, что была общемировая, общечеловеческая позиция: фашизму нет места в человеческом общежитии.

Сталин, Черчилль и Рузвельт на этом этапе истории выражали волю своих народов.

Благодаря этой позиции и у народов Европы появилась возможность выбора, быть в фашистском «евросоюзе» или создавать Сопротивление.

И народы свой выбор сделали.

И была Победа. Победа сродни Пасхе, победа над фашизмом, победа над дьяволом в сердцах людей.

 

Сегодня фашизм поднял голову. Сегодня – это не сейчас, не в 2022 году, в году 2014 – он открыто явил себя фашизмом на бывшей Украине, явил не словом уже, как с начала двадцать первого века, а именно делом. Но это еще не был выбор народа. Но есть технологии. И сегодня, в 2022 году, фашизм стал выбором народа, живущего на бывшей Украине, и фашизм стал выбором народов Европы, и уже и Англии и Америки.

Но ведь не народов, а властей?

А фашизм в Германии тридцатых годов двадцатого века – это был выбор властей или народа?

Все-таки это был выбор, вероятно, – населения, живущего в той или иной стране.

Народ не может делать выбор вопреки здравому смыслу.

И никакими технологиями народ переформатировать невозможно.

Можно форматировать население, внушая, что «все позволено».

Народ и население – Валентин Григорьевич Распутин различал два этих понятия.

Значит, нам сегодня надо достучаться до народов, не до населений (которые, многие уже, озвероподоблены), а до народов.

Но до народа может достучаться только Народ.

 

Залог победы над нынешним фашизмом – это обращение политической власти России к русскому народу.

Так сделал Сталин. И русский народ не обращение услышал, русский народ увидел реальные дела политической власти в возвращении ему, русскому народу, должного места и статуса в родном государстве, и открытие православных храмов увидел, и возвращенное Патриаршество оценил и много еще чего.

И русский народ ответил на дела Сталина своими делами.

И пришла Победа.

И как не смог промолчать русский поэт Георгий Иванов, лишь один раз выйдя на поверхность жизни из добровольного пребывания в аду (для него жизнь вне и без России была адом… добровольным, он сам себя держал в аду, это был его, поэта, нравственный выбор): «Россия русскими руками / Себя спасла и мир спасла», так не смог промолчать и Сталин, полководец советской страны и советского народа, подняв тост за Русский народ.

Так сошлись во мнении русский поэт и русский полководец. Но они ведь не только во мнении сошлись, они сошлись в народе, в русском народе.

Каких же еще нам уроков надо?..

Победить фашизм может только народ. Победа над фашизмом, так видно, – удел и крест русского народа.

Это надо понять политическому руководству современной России, понять умом и понять сердцем, и не словами выразить, но – делами в первую очередь, хотя и слова тоже должны быть.

 

Беда нашего политического руководства – они советские люди. Они думают, что вся мощь СССР была в советском, и «строй» тот минул, а она была – в русском. И русское живо, жив русский народ.

И значит – победы фашизма на этом историческом этапе человечества – не будет.

Но цена, цена, цена…

 

И русская литература сегодняшнего дня, она – есть как есть, и русский народ говорит нам об этом же.

Как мог Михаил Тарковский написать своего «Черного быка», а «День литературы» опубликовать его? – какими наитиями все это сложилось вместе, но ведь сложилось – буквально накануне Событий сложилось. И тогда не совсем читалось еще, а сегодня – читается, да еще и как.

Тарковский:

«Дела тех дней шли самым неспешным чередом. Так, выдвинулся из ряда событий деревенский бык, пропоровший бок пастуху Андрею. 

То, что жертвой стал именно пастух, было особенным святотатством. Помню, как бык этот прошёл мимо нашего дома, коротко и под нос роняя низкий, негромкий и леденящий рыко-хрип. Так кряхтит натужно пожилой мужик, получив удар сыгравшей доской или коряча груз.

Дом наш стоял на краю, а внизу лежало, как вытканное, поле с копнами. По нему и нёсся бык спустя несколько минут. Чёрный, с пыльным отливом, он поддел копёшку, и сено разлетелось веерно и пыльно. И радостно до озноба было, что бык далеко в поле, а ты за забором, а вот уже и за дверью. А потом перешло дело в грозу, да так естественно, будто оглушительный и грозный гром был продолжением этого буйного бычары, а веерный взрыв сена – предвестником предгрозового порыва ветра, пронёсшегося по полю. Поле казалось огромным и далёким, но этот веер сена я видел отчётливо, настолько странна детская оптика: несмотря на удалённость копёшки, она была будто рядом, словно пространство гуляло, удаляя и приближая предметы по мере моей привороженности ими».

 

Это оптика русской литературы. Неслучайно и точно сказано в одном из комментариев под рассказом Тарковского: «Гениальная, эпически высокая концовка «Чёрного быка». Что такое эпос? Опять же, своими словами, своими смыслами – эпос это быт, так воскрешенный, что через быт читается само земное бытие. Поэтому и – «пространство гуляло, удаляя и приближая предметы», через бытовое открывая бытийное.

Предметы прозы Тарковского удалены от нас как копешка в его художественном мире, но пространство нашей сегодняшней жизни «гуляет», и художественная правда вдруг являет нам правду жизни, правду предметов и событий сегодняшнего дня по мере нашей «привороженности ими».

Да, наверное, нельзя читать буквально. Но, читая прозу Тарковского не буквально, а что называется, в духе, – видишь ясно смысл сегодняшних событий и примет.

Чётко чувствуется черный бык Тарковского как образ «буйного бычары» фашизма. Но – «А потом перешло дело в грозу, да так естественно, будто оглушительный и грозный гром был продолжением этого буйного бычары, а веерный взрыв сена – предвестником предгрозового порыва ветра, пронёсшегося по полю».

Ярость грозы как продолжение бычьей ярости? Но – это лишь кажется. И Тарковский говорит – «будто». То есть очень похоже, но на самом деле не так.

Природа грозы – небесная, Божия, очистительная в итоге.

Природа бычьего буйства – земная, разрушительная. Можно не заметить, но Тарковский говорит: «То, что жертвой стал именно пастух, было особенным святотатством».

А что скажет об этом Даль?

«Святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. Святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ. | *Кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. Законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства; | ругаться над ними, кощунить».

«Богохульный», – говорит Даль.

То, что Достоевский сосредотачивал в сердце человека: «дьявол с Богом борется», сегодня рассредоточено в пространстве нашей жизни.

Россия наша – сегодня, это Дом и Поле за Домом; Поле и – «По нему и нёсся бык»… несется черный бык. Черный бык, которому – все позволено. Позволено, в том числе и святотатство.

Сегодня, что такое – «стамбульский позор»? что такое – «удар по территории России»? и как еще много этих «что такое», и это ведь не только в «пастуха Андрея», но и в Россию, и в русский народ, и в армию нашу – святую, в борьбе с фашизмом и пролитой уже кровью – святую.

То есть «черный бык» – он не где-то там, он и здесь; здесь его союзники-святотатцы… Все – и там и здесь, «дом и поле за домом» – «Поле казалось огромным и далёким, но этот веер сена я видел отчётливо» – в сердце, в каждом русском сердце это отчетливо также… Потому так важно, что есть в сегодняшнем дне «Черный бык» Тарковского, через которого художественная правда преломляет свет правды жизни, делает предметы и события в реалиях жизни отчетливей.

 

Тарковский: «И по молоко меня послали с бидончиком в дом за оврагом, к тёте Варе. Молоко забрал, но скользь стояла такая, что я проехался и шмякнулся в сверкучую грязь-жижу… И бидончик грохнул, крышка отлетела, молоко разлилось и смешалось с карим следовым месивом. Упал я боком, вонзившись пятерней в жирную толщу, в шёлковую кашу, в которой непременно острый обломыш кирпича найдёт, и врежется в руку. До сих пор помню смесь грязи с молоком, дрызглый холод сандалий, и как ремешки растягиваются, когда сандаль засосёт. И грязь на штанишках, и на голых ногах, и мокрость там, где пропитало одежду и та липнет».

 

Так… Молоко добрых и благих намерений России, молоко добрососедства и гуманизма и миротворчества… Мы поскользнулись в украинской грязи и молоко пролито… упали «боком, вонзившись пятерней в жирную толщу, в шёлковую кашу, в которой непременно острый обломыш кирпича найдёт»… И обломыш кирпича находит… грязь молоко кровь… Я не могу разбирать дальше, каждое сердце, каждое русское человеческое сердце само узнает все смыслы – и прозы, и сегодняшнего дня… Прозы сегодняшнего дня…

Но как же выходит, как и чем поднимается проза Тарковского из грязи, смешанной с кровью и молоком? – «В эту минуту деревянно-раскатно досы́пался гром в огромный ларь за́ полем, и бабушка, придя в своё восхищённо-эпическое состояние и дрогнув голосом, сказала, что это Илья-Пророк на телеге прогромыхал по каменно-крепким облакам. И ещё что-то такое старинное и уходящее в громовую даль веков, что и меня самого потянуло туда могуче и ясно, и я дрызглыми ремешками сандалек ощутил эту спасительную глубь, и показалось – чем крепче врасту стопами в отчую древность, тем легче мне будет выглянуть, свеситься в окошко нового дня. И не выпасть».

День Илии Пророка – 2 августа. Этот же день, 2 августа, и – День ВДВ, день Воздушно-десантных войск России.

Надо всем нам – стране, народу, власти – крепче врасти «стопами в отчую древность, тем легче мне будет выглянуть, свеситься в окошко нового дня. И не выпасть». Только – «не тем легче», а единственная сегодня возможность не выпасть – это врасти стопами в отчую древность.

Комментарии

Комментарий #30769 08.04.2022 в 20:18

В сегодняшнем мире есть только две цивилизации, основанием которых является открытое провозглашение превосходства их цивилизации над другими: это англо-саксонская и еврейская. И обе эти цивилизации фактически породили фашизм Украины! Породили себе подобных! Град на холме (Лондон и Вашингтон) и святой город Иерусалим. Фактически это ОДНА цивилизация, материальным воплощением которой является спекулятивный финансовый капитал. Пятая колонна в России - филиал этой цивилизации! Это надо признать! Беса надо назвать! Но Кремль этого не делает! Почему? Сами ответьте на этот вопрос! И ещё. Англия боролась против немецкого фашизма не потому, что так хотел английский народ, кстати полностью отравленный идеями фашизма, а потому, что ей была выгодна война нацистской Германии и Советской России. Вывод: пока мы не назовём с кем воюем на территории Украины, пока в Кремле не будет на корню уничтожена сионистская составляющая, победы не будет! Будет торг за спиною русского народа и народов России. Слово за Верховным. Начью сторону он станет мы все скоро увидим.

Комментарий #30733 04.04.2022 в 21:01

ОТВЕТ на #30732-ой комментарий
А вы почитайте Тарковского здесь же на сайте - и поймёте, зачем его так много в этой статье, на ваш взгляд.
А если не поймёте - тогда смысл этой статьи вами не будет понят тоже. Даже наполовину.

Комментарий #30732 04.04.2022 в 20:48

Интересно написано, образно. Может, Тарковского много.
Но вот это автором не доказано: "Беда нашего политического руководства – они советские люди. Они думают, что вся мощь СССР была в советском."
Это, простите, Путин с Володиным и Матвиенко думают?