МИР ИСКУССТВА / Нина ИЩЕНКО. ДЕМИУРГ И СОФИЯ В МИРЕ СТАРТРЕКА. Гностические идеи в фильме «USS Каллистер»
Нина ИЩЕНКО

Нина ИЩЕНКО. ДЕМИУРГ И СОФИЯ В МИРЕ СТАРТРЕКА. Гностические идеи в фильме «USS Каллистер»

07.04.2022
597
0

 

Нина ИЩЕНКО

ДЕМИУРГ И СОФИЯ В МИРЕ СТАРТРЕКА

Гностические идеи в фильме «USS Каллистер»

 

В современном постхристианском мире в ситуации пробуждения Бога актуализируются различные религиозные системы, которые транслируются в разные семантические среды. Для человека массовой культуры усвоение литературного текста становится проблемой, и основные идеи, имеющие мировоззренческую ценность, воплощаются с помощью новых знаковых систем, включая язык кино. Наряду с традиционными религиозными системами в культурном пространстве распространяются и маргинальные религиозные системы, включая гностическую. Рассмотрим воплощение гностических идей в британском фильме «USS Каллистер» (2017).

Фильм «USS Каллистер» является первой серией четвертого сезона британского телесериала «Черное зеркало» (2011-2019). Каждая серия представляет собой сюжетно законченное повествование, актерский состав в сериях не повторяется. Серия «USS Каллистер» – аллюзия на сериал «Звездный путь» (англ. Star Trek, Стартрек), представляющий собой американскую научно-фантастическую медиафраншизу, то есть несколько телесериалов и полнометражных фильмов. Проект «Стартрек» внес существенный вклад в массовую культуру и породил оригинальную субкультуру, к которой отсылают визуальные образы фильма «USS Каллистер».

В этом фильме средствами кинематографа создана интерпретация гностических образов Демиурга и Софии, а также воплощены такие гностические идеи как иерархия миров, гнушение плотью, похищение Демиургом душ из высших космических сфер, жизнь душ в материальном мире под властью злого Демиурга и спасение-разрушение мира Софией. В кинофильме также полемически опровергается гностическое представление о том, что Бог Ветхого Завета является злым Демиургом гностического космоса.

Учение гностиков возникло в начале нашей эры в средиземноморской ойкумене. Для гностиков характерно представление об иерархии миров, порождающих друг друга, причем каждый последующий мир хуже предыдущего, потому что согласно основному принципу платонической философии порождаемое хуже, чем порождающее. Разные гностические направления насчитывают от тридцати до трехсот шестидесяти пяти миров, каждый из которых немного хуже предыдущего.

Наша Земля для гностиков – это самый худший их миров, созданный из самой материи зла. Создатель нашего мира Демиург на самом деле только упорядочил материю космоса. В некоторых гностических учениях Демиург также называется Умом. Демиург не в силах создать души людей, и вынужден воровать их из высших сфер, зато является полным властелином над материей, являющейся злом. Чтобы держать людей в подчинении, Демиург их обманывает и запугивает. От людей Демиургу нужно восхваление и почитание, которого он не заслуживает, поскольку не является Первым Богом, но это почитание он получает от запуганных им людей, заставляя их участвовать в бессмысленных ритуалах.

Цель человеческой жизни для гностика – осознать ситуацию и выйти из этого мира, вернуться в высшие божественные сферы. Тело для гностиков отвратительно, поскольку это часть материального мира. Выйти из нашего мира должна только душа. Выход души из мира обеспечивается тайным знанием – гнозисом, откуда название «гностики». Это знание о сути мира и знание о конкретных ритуалах, которые нужно провести, чтобы его покинуть. В рамках гностической теологии самоубийство – продуктивная стратегия, однако гностики редко его практиковали, поскольку верили в переселение душ, а выход из тела без нужного знания не позволяет уйти в высшие сферы космоса, а лишь заставляет душу вселиться в новое тело.

Гностики были непримиримыми врагами христиан, поскольку считали Бога Ветхого Завета Демиургом своей мифологии, а Христос для них был не Богом, а посланником из высших сфер, который принес гнозис для избранных.

Значительную роль в гностической мифологии играет София – последний из эонов, замыкающий плерому, полноту бытия. В учении гностика Валентина происходит разделение на «старшую Софию», которая остается в плероме, и Софию-Ахамот – бесформенную эманацию падшей Софии, которая оказывается в материальном космосе. Воссоединение падшей Софии с ее небесной ипостасью является завершающим актом космической драмы.

В мифологии гностиков наш мир ждет окончательное разрушение, поскольку само его существование нелегитимно. Конец мира означает освобождение душ, он является для гностика позитивным событием и целью стремлений. София должна разрушить мир, освободить души и покарать злого Демиурга.

Рассмотрим реализацию гностических идей в фильме «USS Каллистер». Главный герой фильма – гениальный программист Робер Дейли, создавший компьютерную симуляцию Беспределье, в которой генерируются разные миры по ходу выбора игроком сюжета. Дейли изолировал на своем компьютере мод Беспределья, в котором воссоздан космический крейсер «Каллистер» – явная отсылка к крейсеру «Энтерпрайз» и медиафраншизе «Стартрек». Таким образом, в фильме показана гностическая иерархия миров: реальный мир, Беспределье для свободных игроков, и мод, где властвует Дейли.

Дейли является капитаном крейсера, а команда формируется из сослуживцев Дейли, чьи ДНК он смог скопировать в мод в цифровом виде. Скопированные люди сохраняют личность оригиналов, но Дейли, как автор кода, полностью контролирует телесность персонажей, может менять их тела и лишать их естественных функций. Так, в моде люди лишены гениталий, в чем проявляется гностическая идея гнушения плотью.

Каждый визит Дейли в мод – это ритуальное воспроизведение космического приключения, погони за пиратами, поиска сокровищ, где Дейли отважно идет навстречу опасности и побеждает врагов – таких же похищенных двойников, которых Дейли пытками заставляет участвовать в игре. Кроме того, каждый сеанс игры завершается ритуальной песней, восхваляющей капитана, и ритуальными поцелуями с девушками экипажа.

Таким образом, в фильме изображен Демиург, Ум-Нус, создавший материальный мир, в котором с помощью ритуалов и обрядов он держит в подчинении людей, жестоко карая за непослушание. Один из героев фильма, старший помощник Уолтон, первый человек, оказавшийся в моде, поясняет, что имея ДНК, Дейли может создать телесные оболочки членов экипажа снова и снова, так что они заперты в моде на бесчисленное количество перерождений. Именно так гностики относились к человеческой жизни здесь, на нашей Земле.

В образе второго главного героя, Нанет Коул, воплощена гностическая мифологема Софии. Нанет – также гениальная программистка, скопированная Дейли в мод. В отличие от остальных членов экипажа, Нанет имеет гнозис – знание программирования, она может сломать защиты Дейли. Благодаря этому Нанет смогла связаться со своей «небесной» ипостасью и с ее помощью реализовала план побега из мода. В результате члены экипажа перешли на новый уровень свободы – вышли в Беспределье, а мир, созданный Дейли, погиб вместе со своим Демиургом. Уничтожение мира является в фильме позитивным исходом, а самоубийство, к которому призывает экипаж Нанет-София, оказывается плодотворной жизненной стратегией, как это было в гностической мифологии, с той только разницей, что гностики уходили путем самоубийства из нашего реального мира. Так в фильме визуализирована гностическая мифологема о двух Софиях, земной и небесной, воссоединение которых знаменует разрушение материального мира и посрамление Демиурга.

Итак, драматургия двух главных образов фильма, Дейли и Нанет, строится на основе гностических мифов о злом Демиурге, тюремщике людей, и Софии, спасающей-разрушающей мир. Наряду с этим в фильме присутствует инверсия двух важных сюжетов Ветхого Завета: повеления Бога Адаму «плодитесь и размножайтесь» и жертвоприношения Авраама.

В Ветхом Завете после изгнания первых людей из рая Господь повелел им «Плодитесь и размножайтесь!». В христианской антропологии люди изначально созданы с половыми органами, что являлось большим соблазном для различных сект первых веков христианства, и продолжает оставаться спорным моментом до сих пор. Если люди созданы для рая и созданы совершенными, зачем им гениталии и способность к испражнению? Гностики считали эти части человеческого тела доказательством того, что оно создано Демиургом, который отяготил человека как сексуальным влечением, так и потребностью испражняться, то есть связал человека с нечистотой. Из этого гностики делали вывод, что Бог Ветхого Завета является злым Демиургом, который таким образом поиздевался над людьми.

В фильме «USS Каллистер» у персонажей мода нет гениталий. Мир Звездного флота – целомудренный мир, здесь никто не совокупляется и не испражняется. В фильме показано, насколько это тягостно и унизительно для героев. Именно этот момент они воспринимают как издевательство, и обнаружив отсутствие у себя гениталий, Нанет-София начинает решительно действовать, чтобы разрушить мод. Таким образом, в фильме инвертирован библейский сюжет, и показано, что злой Демиург поступает противоположно Богу Ветхого Завета, который повелевает людям плодиться и размножаться и не гнушается телесного.

Особенно ярко инверсия библейского сюжета показана в истории с жертвоприношением Авраама. Согласно Ветхому Завету, праотец Авраам был первым человеком, который стал общаться с Господом, первым из избранного народа. Бог потребовал от него принести в жертву своего сына Исаака, и Авраам начал жертвоприношение, но ангел остановил его руку, и Бог сказал ему, что таких жертв он не приемлет. Ребенок остался жив и стал одним из патриархов, прародителей избранного народа.

В фильме «USS Каллистер» первый помощник Уолтон был первым человеком, которого Дейли скопировал в мод. Много лет они с Дейли были на корабле вдвоем. Таким образом, Уолтон оказывается первым человеком, который общается с богом этого мира, то есть Авраамом мода. Чтобы заставить Уолтона подчиняться, Дейли скопировал в мод его сына Томми и выбросил ребенка в открытый космос. Жертвоприношение Исаака совершилось, Авраам не смог ему помешать и лишился сына. Рассмотренная инверсия библейского сюжета показывает нам принципиальное отличие Демиурга от Бога Ветхого Завета, то есть создает визуальными и драматургическими средствами представление о несоответствии гностической и ветхозаветной теологии в этом важном пункте.

Таким образом, хотя фильм выражает гностическую мифологию, в вопросе полемики с христианами создатели становятся на сторону христиан. Для гностиков привязанность человека к телесному миру (наличие у людей гениталий) грязнит и унижает человека. Также для гностиков деторождение является ловушкой Демиурга для привлечения людей в материальный мир. Демиург, который запрещает телесную любовь и деторождение, противоречит гностическим представлениям. Христианские идеи, а именно любовь Бога к людям, создание Богом телесности и деторождения как дара для людей, приобретают черты гностической мифологии, где инверсия этих даров формирует характерологические признаки злого Демиурга.

Итак, в фильме «USS Каллистер» воплощены главные образы гностической теологии и смоделирована гностическая вселенная с ее самыми важными персонажами, Демиургом, тюремщиком мира, и Софией, спасительницей/разрушительницей мира. В фильме выражены такие гностические идеи, как иерархия миров по степени удаления от совершенства и ограничения свободы человека, гнушение плотью, рабство у Демиурга в земном мире, разрушение земного мира – несовершенной части космоса. В кинотексте также отражена полемика с христианством по вопросу о Боге-Творце мира, Боге Ветхого Завета, а именно: инвертировано повеление Бога: «Плодитесь и размножайтесь» и история жертвоприношения ребенка, сына Авраама. В этих случаях гностический Демиург поступает противоположно Богу Ветхого Завета, что подчеркивает разницу между ними.

Таким образом, фильм «USS Каллистер» на уровне визуализации образов и их драматургии выражает гностическую религиозную мифологию, востребованную в современных постхристианских обществах.

 

Комментарии