Алина КУЗНЕЦОВА
ПОКА «ТИТАНИК» ПЛЫВЁТ…
* * *
В день Сотворенья и жизнь напролёт
Грезилось Дому: он вечно плывёт.
Лопнули трубы, искрят провода.
Кажется Дому – под килем вода.
Стёрлась обшивка, мачты гниют…
Дом состоит из отдельных кают..
В третьей – Серёга, в пятнадцатой – Глеб
спят, существуют и кушают хлеб.
В пятой Полканом сгрызается кость –
твари по паре, увы, не далось.
В каждом окошке светит звезда
людям, плывущим незнамо куда.
Есть и в седьмой – старикан-обормот,
чем-то болеет, в окна орёт
людям, глядящим с соседних кают,
и проклинает дурацкий маршрут.
Как-то кричал он: «Мы сели на мель,
нам не видать хороших земель!».
То он споёт, то прошамкает стих,
будто он знает побольше других.
…Где и когда начинал этот путь,
Дом не запомнил. Казалось бы, чуть:
вспомнишь, приникнешь – к истокам прильнёшь;
истин затасканных зыбкая ложь
станет яснее… Да разве?.. Да где! –
светлые блики на мутной воде…
Чёткий маршрут дом наметил себе –
сила в движении, правда – в борьбе.
…В оное утро в небе всплывёт
Дом-мифотворец, Дом-теплоход.
И не качнётся Дом-великан,
если в седьмой умрёт капитан.
* * *
Дом её стоит сотню с лишним лет.
Неба из окна – ни конца, ни дна нет.
Здесь родиться ей довелось на свет,
и живёт давно, а зачем – не знает.
Больше не глядят ей мужчины вслед,
лишь мальчишки вдруг что-то крикнут грубо.
Не расслышав слов, прохрипит в ответ,
встанет и стоит, щерится беззубо.
А потом пойдёт, плюнет сгоряча,
кушать на бордюр сядет прямо в пыль, и
вспомнит строгий взгляд старого врача:
«Это – навсегда. Вы б поменьше пили…».
Дома у трюмо встанет: это кто? –
Блеклые глаза, подбородка много…
Было у неё кавалеров – сто,
а теперь один, да и то – Серёга.
Вечером придёт, принесёт вина.
Молод хоть да глуп, всё ж душа живая
рядом, не одна, сядут у окна:
небо каково! Ни конца ни края…
* * *
Мир земле, вечерней и грешной…
В.Ф. Ходасевич
Бабка на лавке: пронзительный взгляд…
Август кромешный, влажный и тёмный.
Бабка глядит сквозь пространство и над
улицей в лужах, фонарь монотонно
штопает светлым унылый ландшафт.
Кто нас согреет, сирых, бездомных…
Август. Аптеки облезлый фасад…
Август. Закутавшись в тёплом и пёстром,
вышепчешь, бабка, счастья себе?
Город осенницы – вымерзший остов
утлого зверя, в трудной борьбе
слёгшего… Речка затихла под мостом,
тёмные лапы дорог сбавили бег…
Августа бег…
* * *
То, что у тебя в голове происходит,
может быть настоящим…
Иэн Бенкс «Воронья дорога»
В окнах больницы утро. Ввозит еду фургон.
На чугунных воротах – стаи литых ворон.
Да. Грузовик уедет. А их запрут.
Здесь в коридоре смех и резкий голос врача,
Мышью скребётся швабра, тихо в плинтус стуча.
Крики ворон... От боли, что ли, орут?!
Окна палат глядятся в небо, под небом – парк.
Тропка к дыре в заборе, сверху вечное крак?…
«Тихо лежи. И нож под подушку спрячь.
Тихо, Смирнов… С обходом идёт главврач.
В детстве чему учили? Вот и не плачь.
Разве ещё не понял? Здесь побеждает тот,
Кто различит тональность резких гортанных нот.
Кто разберётся в шифре выкованных ворот,
Кто по тропе вороньей к самой сути придёт…».
* * *
Песочные часы. Всё существует внутри.
Упанишады
Караван тонул в белом мертвенном блеске,
но верил, что движется; переселялся в вечность,
но считал, что живёт.
Антуан де Сент-Экзюпери
Так далеко, что не стану
церберов памяти чутких будить…
…Между барханов цветистая нить –
шёл караван из Ирана.
Хмур проводник. Одурманенный взгляд,
смуглые пальцы на чётках лежат
в перстнях тяжёлых. Солнце как ртуть.
Выстлан костями Шёлковый путь.
Вяло верблюды всё шлёпают в ряд,
щедро навьюченные серебром,
медью, оружием, прочим добром.
Камни горят в перемётных сумах,
переливные цветы на коврах.
Чуя опасность за каждым холмом,
слыша гортанное иллеаллах,
люди, послушные, падают в прах,
лица закрыв. Взгляд поднимут в тоске –
вязкое солнце лежит на песке.
Где-то прохлада… Там женщины, дом.
Ждут их на родине дни и… года,
но не дойти каравану туда,
стоит пустыне лишь жвала сомкнуть, –
кто эти люди, где этот путь?..
Годы – песчинками в гнутом стекле,
Что у Кого-то шуршат на столе.
…Был ты иль не был на этой земле…
РАСТУЩИЕ
Мы – ползущие сущие, детища влаги и мглы,
Мы зачаты до времени, внемля бесслышному зову,
Рассекая преграды и навь, издирая покровы,
Возрождаемся мы – воплощённые мысли Земли.
Что за сила ведёт нас и гнёт, принуждая дышать?
Нам неведомы суть бытия, естества назначенье…
И доныне, и днесь – навсегда со времён сотворенья,
Нам вовек не проникнуть за тайны великой печать
И, пока не прервётся незримая тонкая нить,
Уязвимою плотью без устали тянемся к свету,
Потому как, невнятною Чьей-то любовью согреты,
Из всего невозможного выбрали сложное – жить.
САРА
Сколько веков так длится – старый стучит станок,
плавно идёт основа, время бежит – уток…
Плотно ложатся нити – вытяни хоть одну.
Лица, склоняясь, блекнут – цвет дают полотну.
Вот и когда-то Сара села впервые… свет
пыльным лучом наметил охристый амулет,
что над кроватью детской… Сара не любит слов.
Жизни идёт основа – меньше бы узелков,
меньше б на ней укрутин. Вертится барабан.
Нужно ли капле думать, чем живёт океан?
Нитка, вплетясь, украсит и оживит узор.
Вот, закончив работу, Сара идёт во двор…
Снова глядит на небо – там, где сгустился зной,
линия горизонта слиться спешит с землёй.
..Пыльные тучи кверху, рёв коров за холмом. –
Жизнь – это детский лепет, запах еды и дом.
...Ночь навалилась в окна, тучи повисли в ряд,
Восемь бессонных глаз на пьяный огонь глядят.
Дождь в исступленьи бьётся, неутомим и слеп.
Пляшут тени. Из печки Сара выносит хлеб.
ЯЗЫЧНИК
Тысячи верст – холод, мрак…
Пялится неба набухший зрак.
Ночью совсем густеет кошмар –
запах багульника, хлипанье мшар.
Чудится леший на скрюченном пне.
Есть утешеньем знанье во мне:
там за повершьем, хищною мглой,
там, где она сольется с землёй
над вереницей кляплых осин, –
дерево-туча, дуб-исполин.
Словно сплетеньем алчущих змей
в небо вцепились клубни корней,
древо питает все естество:
дождь над землею – соки его.
Влажной могучей кроной – вразмах,
молнии-птицы блещут в ветвях.
Пристань Перуна, божий чертог –
огненной силы вечный исток.
Под сенью древа – глины щепоть –
держится мира зябкая плоть…
Здесь же дыханьем грею кулак.
Тысячи верст – холод, мрак.
* * *
– Мама, ты слышишь шаги? –
раздастся средь сумрачных комнат.
– Да Бог с тобой, засыпай, –
встревоженной женщины шёпот.
Из форточки галочий грай,
на стенке от лампы круги.
– Мама, я видел его:
он добрый, забавный и тихий
с большим разноцветным зонтом…
Вчера приходила врачиха
и цокала всё языком
над спящим. Скорей б рассвело…
Не спится, и мальчик спокойней
под утро. Заброшенный дом
дичает. Забыт на балконе
с античными мифами том.
– Мама, он завтра придёт!
Ночи, бессонные ночи…
Мальчик про дальние страны
бредит, о чём-то бормочет,
взгляд лихорадочный, странный.
…Минет и месяц, и год…
Вот без слезинки и вздоха
женщина дом обойдёт:
сыро, под старым зонтом
кукла… Весны суматоха,
галки орут за окном…
СКАЗКА ДЛЯ НЯНИ
– Лес таинственный да глухой,
за-под кромкою кружевной
травы пряные, томный пруд,
чудеса и сказки живут…
Но туда не ходи теперь –
там повадилась птица-зверь,
расщеперилась, залегла,
два негнущиеся крыла
запрокинула до небес.
Обходи стороною лес,
потому как отныне тут
все тропинки в гибель ведут.
Как раздастся со всех сторон
то ли хохот, а то ли стон, –
закурнычет эхом потерь
то ли птица, а то ли зверь.
Заслыхав её, человек
потеряет себя навек…
– Кто там, няня?
– Быть может, мышь…
Что ты, дитятко, всё не спишь?
– Мне совсем теперь не до сна.
Почему она там одна?
Зимы, вёсны, за годом год
отчего она гнёзд не вьёт?
– Спи уж… поздно…
А утром встав,
видит няня – постель пуста…
Лишь в окно – сквозной ветерок,
лишь глядит, напыщен и строг,
на подушке вышитый сыч.
…Няня, няня, не жди, не кличь.
…За окошком стоит стеной
Лес таинственный, лес глухой…
СКАЗКА О НЕРАЗБУЖЕННОМ ЗЛЕ
Вопрошала, тонко млея: «Я ль на свете всех милее?».
И учтивое зерцало утвердительно кивало.
В то же время за лесами, за горами и долами
без помпезности и спешки подрастали Белоснежки –
белолицы, чернобровы, с нравом кротким, но суровы:
«Нам царица не указка! Наше время! Наша сказка!».
…Вновь царица у окна.
Ночь пространна, даль темна.
Что же зеркальце ответит?
«Ты прекрасней всех на свете…».
Двадцать лет уже прошло –
врёт паршивое стекло!
Так без травли и без слежки постарели Белоснежки.
А под амальгамой тонкой благодарные потомки
при постройке коммунизма обнаружат механизма
полустлевшие останки в обветшалом этом замке
с хриплой фразой на кассете:
«Ты прекрасней всех на свете…»
ЛЕГЕНДА СОННОГО ОЗЕРА
«…В твоих тёмных глазах отраженья огня.
Слушай, девочка, сказку, гляди на меня.
…В хищной пасти скалы как стальная блесна
это странное озеро – озеро сна…
Берег – словно цепляющий небо плавник,
здесь годами не слышен ни щебет, ни рык.
Можжевевельник зелёным стоит круглый год,
несъедобных плодов терпкий сок бережёт.
Листопалов и вёсен не знает гранит.
В глубине, где разлом тектонических плит,
рыба-время с приманкой завязла на дне,
зачарованно годы застыли над ней,
от вулканов со дна поднимается чад,
и смыкаются воды и в небо глядят…
Как он выжил там, бросивший вызов судьбе,
тщетно ищущий встречи с подобным себе?
Кто он: рыцарь чистилищ, библейский ли зверь,
проводник или бес? Может, в прошлое дверь
не находит никак, неуклюжий, большой,
телом – ящер и странник бессонной душой?
Отшумела эпоха реликтовых кущ,
соплеменников род, говорлив и могуч,
высох в мел, растворился в пыли эстакад,
здесь венцы эволюций победу трубят.
Но всплывает он вдруг из летейских пучин –
чей-то призрачный бог, чей-то проклятый сын.
Он приходит опять и выносит в зубах
двадцать тысяч веков как закопанный страх…».
Тёплый шёпот прошёл по уснувшей реке,
и девчонка заснула на рюкзаке.
Только там над водою, где лунный просвет,
прояснился лохнесский почти силуэт.
* * *
…чтобы юность новая из костей взошла…
Э.Багрицкий
Я смотрела в окно, прислонившись к стене:
мимо всадник проехал на белом коне.
Это – детства привет или скрытый пароль,
может, чья-то забытая временем роль?
Этот принц на коне. Вот навязчивый троп!
Я уже не принцесса, но как сделать, чтоб
совладать мне с конями? Сейчас вот как раз
мне с трудом поддаётся упрямый пегас.
Всё не вечно, увы! Но гляжу я вперёд –
непременно гармония мира грядёт:
кто-то в будущем близком – моложе, сильней –
на скаку остановит летящих коней,
и в горящую избу… Стоп, это не тут!
Сидераты в холодную землю войдут,
чтобы с качеством дать по весне перегной,
чтобы были потомки довольны собой,
чтоб царевны рождались, и реки текли,
чтобы новая поросль взошла из земли,
чтобы хлеба и зрелищ хватало на ней,
и кормили поэты курчавых коней…
СЛЕДЫ
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И.Токмакова
«…Рыбка, рыбка, где ты спишь?» – голос вкрадчивый из детства…
Где тот вдумчивый малыш? Не нашёл, конечно, средства
рыбий след в речной воде отыскать и знаков мнимых
некий смысл в том мире, где всё равно необъяснимы
лунный свет и рост травы – к истине шагнёшь едва лишь, –
хоть две жизни проживи, – рыбьих снов не разгадаешь;
не распутаешь следов, что ведут из подсознанья
словостайками мальков, рыбьих сказов, заклинаний;
не отчистишь невода от давнишнего улова.
…Истина стара, но – да! Да: вначале было слово.
Вырастаем мы из книг – безвозвратно, даже слишком. –
Вот под боком – как возник? – спит доверчивый мальчишка.
В мир, где властвуют слова, он вступает без сомнений.
И хранит усни-трава эти детские прозренья.
ПРОДОЛЖЕНИЕ?..
Он собирает картинку и смотрит в окно:
Там же, конечно, февраль, снег, всё занесено.
Зимняя ночь – словно яма без звёзд и дна.
Кукшей лесной в старом кресле сидит жена.
Стрелки, примёрзшие к диску, давно нет снов.
Только ресницы сомкнутся, пред взором вновь;
Снежная пыль слоится позёмкой, с ней
белые мчат кобылицы, и лёт саней…
Аспиды снежные в гривах, в ноздрях огонь.
Чей силуэт тот красивый и чья ладонь
вьётся и тянется к шее, персты как лёд?
Слышится смех всё сильнее, и вот с высот
чёрных, бездонных, как бесова пенья хор:
– Сгинь, пропади, наважденье!
Он, словно вор,
смотрит на стрелки, а времени словно и нет.
Вот под рукою картинка, и вышел букет.
– Ты помнишь те наши розы? –
И кашель ему в ответ.
* * *
– Помнишь те наши розы? –
Мне ли не помнить их!
Ты показал на небо. Ветер внезапно стих.
Облако в виде сердца – нашего счастья знак?
Тот, кто предал однажды, больше не смотрит так.
Тот, кто предал однажды, больше не помнит слов
песен и заклинаний, больше не ждёт шагов,
тихих шагов за дверью… Больше не ждёт весны.
Взгляд у него как бездна и ледяные сны.
Да, здесь снега́ полгода, мне уже не ожить.
Только сомкнёшь ресницы – бело-чёрная стыть…
Стрелки примёрзли к диску, ты не сводишь с них глаз.
Помнишь те наши розы? Мы сидели, смеясь.
Ты затих, посерьёзнел. Замолчал. И тогда
вдруг цветы раскололись, став кусочками льда.
ПЕСНЬ ЯМЩИКА
Часть 1-я. Лес
«Эх, месяц – баран круторогий в непаханом поле небес!..».
Светла и просторна дорога, чернеет лепечущий лес…
Ямщик лошадей погоняет, уж скоро родные огни,
ждёт дома жена молодая… покажутся вырубки пни,
а дальше – за лесом, за полем, у старой ольхи – поворот.
Семь вёрст до деревни – раздолье! Ямщик поспешает, поёт.
Не слышит он, как в лесном бреду –
гони, гони, ты найдёшь беду… –
ветвей томленье, ручьёв лесных неясный гомон, лишь топот стих –
беги, беги, погоняй сильней, кружи, кружи, не щади коней –
И, тыча в спину седой ветлой, –
не каждый путник придёт домой –
вослед, огромный, черней небес, глядит стоокий безумный лес…
Часть 2-я. Мальчик
– Ну что ты не веришь мне, мама! –
стоит он, упрямый, босой.
За ним, за окном панорама: сад девственно-буйный, косой
полоской проходит дорога, её поглощают леса…
– Признайся, придумал немного… Какие ещё голоса?
– И ты непременно услышишь,
как только останешься здесь.
Темнеет, становится тише, и тут появляется песнь:
сначала неслышно, бескрыло, а после – повыше, навзлёт,
вот словно бы кто-то унылый протяжную песню поёт.
– Ну что за фантазии, право! Ты скверную книжку читал.
Возьми лучше эту – здесь бравый,
отважный какой адмирал.
А в той – океаны и страны. Вот станешь какой эрудит…
Он снова не слышит и, странный, опять за окошко глядит…
– Ну что за фантазии, Миха… – она постояла потом,
погладила спящего… Тихо. Скрипит половицами дом.
шагнула, окошко раскрыла: огромный какой небосвод!
И… голос… глухой и унылый, протяжную песню поёт.
* * *
Не из лесу серенький да волчок
тихо станет, ласковый, да – молчок.
Гаснет свет за окнами:
– Не замай!
Это ходит ситцевый баюбай,
Из травинок сотканный, из цветов:
Ковылинок, лютиков, васильков;
Небо полнозвёздное – взгляд его –
Из кошмара детского существо.
Собирает с давности свой оброк…
Спрячусь-ка за бабушкин тёплый бок.
Чепыжом поросший, мой, детства край,
Утащил уж бабушку баюбай.
Мне б её увидеть, да не могу:
Васильки да лютики на лугу,
Воздух чист, и страшного – нет следа.
– Что ж ты не поверила мне тогда!
И теперь не сможешь спасти-помочь:
Гость незваный явится снова в ночь.
…Вот запахло травами – всё одно –
Смотрят звёзды ясные мне в окно…
* * *
Конца света не будет.
Мама
– Ты, наверно, расстроишься…
Что же… Но все-таки знай:
грузное солнце устало свалилось за край
подгоревшего неба, оно не поднимется впредь:
исполинские спины устали держать эту твердь.
На распластанной суше намокли подгнившие швы –
пифагорам, коперникам уж не родиться, увы.
И напрасно молить о спасении хлипеньких душ –
всё изменит один поворот спермацетовых туш,
задремавших до времени в вязкой вселенской ночи…
Там утонула Европа... А ты варишь щи.
* * *
…пока «Титаник» плывёт...
В.Бутусов, И.Кормильцев
Пока «Титаник» плывёт, из океанских широт
радиограммы родным эфир колеблят, неровный,
с роскошных палуб свет люстр ложится, зыбкий, на волны,
те, словно псы у стола, корабль всё лижут как торт,
пока хозяина нет. Летит надводный колосс –
курс к счастью – полный вперёд! Шипят усы у форштевня,
шумит людской вавилон, лишь тяжелей и напевней
часы в парадной стучат никем не слышимый SOS.
Пока на палубах смех, звенит и блещет хрусталь,
неутомимый оркестр уже сыграл Оффенбаха…
Не я ль на том корабле с улыбкой, липкой от страха,
не минет час – загляну в ревущей бездны оскал…
Ещё не поздно, ещё… сюжет до боли знаком –
пока «Титаник» идёт, вы пьёте чай с сахарком;
планета-лайнер летит красиво, грозно, а только
обшивка треснет, едва лишь ледяные осколки –
блуждальцы космоса вдруг мелькнут за нашим бортом…
* * *
Я устала барашков считать на зелёном лугу,
я на тёмную лампу взираю с мечтою о сне.
Тяжкораненным зверем диван привалился к стене.
Артиллерия сына на полке застыла в углу.
Полководец уснул – завтра снова вести батальон,
только мне всё неймётся – в боку начинает колоть…
Все химеры войны обрели свою сущность и плоть
и на Т-90 внезапно ворвались в мой сон.
На площадных туманах клубясь, закаляясь огнём,
проникает с экрана в мой мозг суггестивное зло,
набирается гнева и похоти, ярости слов,
будит рокотом танков за мирным окном,
что идут на ученья размеренно в ряд.
Чёткий строй их не дарит спокойствия мне:
агнец, лев или волк – все равны на войне –
просто мальчики чьи-то под дулом стоят.
…Что там, в будущем, сын? Только стрелки во мгле,
циферблат обегая, о главном молчат.
Я сегодня устала считать этих глупых ягнят!
Обагрённые кровью, они приникают к земле…
* * *
Не часто, как раньше, а вот – по весне
мне бабушка снится теперь.
И нынче: мой дед, что пропал на войне
стучится в закрытую дверь…
За ним – сотни вёрст без еды и тепла,
он пятые сутки без сна,
но та, что полжизни его прождала,
уже не стоит у окна…
И век незнакомый – нахальный, больной –
двадцатый закончен, а с ним
затихли разрывы второй мировой;
уж третью рисуют нам СМИ.
Вернулся, да поздно… Прохладный гранит
хранит её имя… Но грусть
прервётся догадкой, что вдруг осенит:
а пусть лучше… я им приснюсь!
Нелепый потомок, вершитель судеб, –
пласт времени маслом намажу на хлеб,
сминая пространства путей и дорог...
И выбежит женщина вдруг на порог,
и снимет солдат свой походный рюкзак,
и встретятся двое… Да пусть будет так!
* * *
Приходи, приходи, воскресай,
мой пропавший без вести солдат.
Вот какой уж неистовый май
о твоей мне победе трубят
эти песни, обрывки фраз,
эти блики с победных знамён
возвращают в который раз
в незабытый тот давний сон.
В нём – весны кавказской эскиз.
На перроне – толпы людей,
к ним мифический мчится «ИС»
во всю тягу сцепных осей.
Там цветов, улыбок – не счесть,
там одно у всех на устах,
моей бабушке – двадцать шесть,
и стоит она вся в слезах.
…Да, я знаю, в том нет вины,
всё ж глобальная есть вина.
Не прибывшего с той войны
буду ждать, как всю жизнь она.
Перед прошлым держать ответ,
странный долг мой… Который год
через пламя и пыль побед
мой несбывшийся дед идёт.
г.Кострома
Незнакомка. Загадочна, смурна, тревожна. Но не пройти мимо
Сильная поэзия! Крепкая рука.