Анатолий БАЙБОРОДИН. ДЕТИ СОЛНЦА. О раннем творчестве Валентина Распутина
Анатолий БАЙБОРОДИН
ДЕТИ СОЛНЦА
О раннем творчестве Валентина Распутина
Детство, отрочество, ранняя юность Валентина Распутина – рабоче-крестьянская эпоха, когда сталинская власть созидала народ в духе Нагорной проповеди Христа, но, к великой скорби, без Христа, отчего на перевале веков и пала народная держава. Хотя христианство и социализм, не впадающий в атеистическое мракобесие, могли полюбовно уживаться, о чем заповедано у русских любомудров – Достоевский, Леонтьев, Фёдоров.
Народный вождь Иосиф Сталин обрёл полную власть лишь к тридцать седьмому году, одолев Троцкого, Бухарина, Зиновьева, Каменева, а заодно и «верных ленинцев», что устроили на русской земле кровавую баню. Обретя власть, красный император и его соратники изгнали из начальственных кресел большевиков, приваженных лишь сокрушать и карать, диких и тёмных, обретающих звания, должности по былым революционным заслугам и по революционной идейности, искренней либо фарисейски показной. Обретя власть, сталинисты казнили властных карателей, на совести коих сотни тысяч безвинно загубленных русских душ; а потом усмирили в лагерях и легион себялюбцев, властолюбцев, сребролюбцев, честолюбцев, лжецов, блудодеев, казнокрадов, саботажников и предателей.
Очищая народ от скверны, уповая на молодёжь, сталинская власть пыталась взрастить детей Солнца, аскетичных, братолюбивых, чуждых суетным земным благам, погруженных в азартное, вдохновенное созидание во славу и мощь державы. Перед войной и Германия взращивала детей Солнца, восторженно и жертвенно любящих родной народ, но германская любовь опиралась на дьявольскую теорию расового превосходства германцев над иными народами, а русская любовь к соотечественникам зижделась на пламенной идее созидания рабоче-крестьянского «рая на земле», где равенство без бедных и богатых, где воспевают восходящий к героизму труд во благо и славу родного народа, где бесчестят тягу к барахлу и славят романтический аскетизм, где, согласно песенной заповеди, служение народу выше личных забот – «…раньше думай о Родине, а потом о себе», – где велика честь сложить голову за други своя, где совесть – мерило человеческой души. Иосиф Сталин возгласил: «Коммунизм возможен, если в жизни будет расти число коммунистов не за страх, не за премию, а за совесть…».
В сталинском разумении дети Солнца, «дети орлиного племени» – профессионалы, щедро образованные, талантливые, изобретательные, вдохновенно трудолюбивые, воинственно патриотичные. Даже Михаил Назаров, русский монархист, антикоммунист и бывший эмигрант, в конце прошлого века вдруг похвально оценил социал-коммунистическую эпоху в истории России: «Необходимо увидеть в национал-большевизме – патриотизм, в покорности угнетению – терпеливость и жертвенность, в ханжестве – целомудрие и нравственный консерватизм, в коллективизме – соборность и даже в просоциалистических симпатиях – стремление к справедливости и антибуржуазность как отказ от преобладания материалистических целей в жизни».[1]
Валентин Распутин жил при Сталине двадцать лет, и великий властелин, вселившись в душу грядущего народного писателя, породил раздумья на весь творческий век, но писатель, умудрённо осторожный, таил раздумья. Да и попробуй вымолви доброе слово о народном вожде, махом изгонят из литературы властвующие антисталинисты. После хрущевского развенчания культа Сталина бойкие и борзые сочинители наперебой вопили о сталинских репрессиях в лукавой надежде, что запад услышит и похлопает по плечу: мол, вопи громче, может, чего и навопишь.
Про дико вопящих антисталинстов Валентин Распутин сказал двенадцать лет назад в «Русском Воскресении»: «Вот и запах Сталина не могут переносить. Но тут уж я оставлю иронию и напомню читателям, что, сколько бы ни ненавидела Сталина и на дух его ни принимала нынешняя инославная «элита», не следовало бы забывать ей, что в России не только ветераны, но и молодежь относится к нему совсем по-иному. И когда, напомню, выдвигались народом кандидатуры на «Имя Россия», третье место после благоверного Александра Невского и [Петра] Столыпина было отдано Иосифу Виссарионовичу, генералиссимусу Великой Отечественной. Мало для кого секрет, что занял-то он в действительности первое место, но на две позиции был сознательно отодвинут, чтобы «не дразнить гусей», то есть не принимающих Сталина на дух граждан. И когда наша недалекая либеральная то ли элита, то ли шарашка, злобно ненавидящая Сталина, требовала, чтобы в юбилейные дни 65-летия Победы и духа Иосифа Виссарионовича нигде не было, не говоря уж о портретах вождя, она добилась этим только того, что и духа, и портретов будет гораздо больше, чем если бы она так нахально не выставляла свои ультиматумы фронтовикам, да и всем нам. И правильно: не лезьте в душу народную. Она вам неподвластна. Пора бы это понять»[2].
Мотив сталинских репрессий таился в лозунге: кто не с нами, тот против нас; кто не разделяет идею социального равенства с верховенством рабочих и крестьян, в ком живы даже мелкобуржуазные замашки, тот враг народа, тому кайлить вечную мерзлоту. Жертвы в сталинскую эпоху были неизбежны, ибо в яростной схватке и столь же яростном труде, в муках рождалась рабоче-крестьянская империя, рождался неведомый доселе товарищ, что вдохновенно и азартно, и даже в холоде, голоде, трудился не ради личного благополучия, но ради народного счастья. Ярко живописал эдакого товарища Валентин Распутин в рассказе «Я забыл спросить у Лёшки»…
***
Книгочеи ведают о творческой судьбе Валентина Распутина времён «Живи и помни», времён «Матёры», ибо о сем написаны горы статей, но маловедома судьба писателя в пору его комсомольской юности, когда рождались произведения, по духу и слову созвучные газетным очеркам.
Канула в память былая рабоче-крестьянская держава, презирающая алчных буржуев, обратилась в буржуйскую страну, и ныне редкий читатель помнит, что Валентин Распутин изначально прославился, будучи певцом великих комсомольских строек. О ту романтическую пору на Ангаре возводились Братская и Усть-Илимская гидростанции, а по соседству – могучие комбинаты; и в таёжных распадках, в долинах матёрых рек на глазах росли белоснежные башни грядущих городов. В бродяжьих комсомольских песнях, пахнущих багульником и дымом костров, под гитарный звон воспевались голубые города. Ныне ёрники похабно ухмыльнутся: «голубы-ы-ые…», но в рабоче-крестьянской державе язык не поганился, как ныне, вот песня и звучала в лад юным и светлым городам:
Мы на край земли придём,
Мы заложим первый дом
И табличку прибьём на сосне…
--------------------------------
За ночь ровно на этаж
Подрастает город наш.
Раньше всех к нам приходит рассвет.
Снятся людям иногда голубые города,
У которых названия нет.
Валентин Распутин, преображаясь из крепкого очеркового журналиста в даровитого писателя, воспел комсомольские стройки в книгах «Я забыл спросить у Лешки» (1961) «Человек с этого света» (1965), «Край возле самого неба», «Костровые новых городов», «Продаётся медвежья шкура» (1966). И в сем воспевании грядущей индустриальной мощи Красной империи Валентин Распутин был созвучен Николаю Островскому с его хрестоматийным романом «Как закалялась сталь». Идейная близость особо прозвучала, когда Распутин написал рассказ «Я забыл спросить у Лешки», где пламенный комсомолец, похожий на Павку Корчагина, вдохновенно и надсадно трудился на сибирском лесоповале и даже смертельно раненый бредил о светлом будущем рабочих и крестьян и умирал с мечтой о коммунизме на посиневших устах, о «рае» на земле, согласно кодексу строителя коммунизма…
Короткий сказ стилистически созвучен новеллам Эрнеста Хемингуэя, портреты которого …мужественный взор, сивая борода, отворот свитера грубой вязки… висели в студенческих общагах над железными койками тогдашних физиков и лириков. Но по силе трагического, до слез пронизывающего высокого духа, по образному слогу сибирский писатель превзошёл заокеанского новеллиста и романиста. Хоть убей, не помню, о чём толковали герои Хемингуэя, но распутинские, подобно Павке Корчагину, – о коммунизме, и толковали вдохновенно: «…коммунизму не повезло… Сегодня один из его строителей потерпел аварию… Граждане!.. Коммунизм запаздывает... Коммунизм – это тебе не автолавка с бесплатными товарами… К коммунизму надо ещё идти… Дорога, которую мы ведём, – это дорога в коммунизм… И ты веришь в коммунизм, я же знаю, что веришь. А наговариваешь на себя. Ну, скажи, веришь или нет?.. – Верю. – Коммунизм… конечно, будет коммунизм… Зря люди стыдятся мечтать о коммунизме… надо бить всякого, кто хихикает по этому поводу…».[3]
И били, порой смертельно, тех, кто вставал поперёк дороги к светлому будущему; а посему подобные Павке Корчагину и распутинскому Лёшке, умирающему за коммунизм, служили и в сталинских карателях, набивая лагеря поперечными, а воинственных противников коммунизма ставя к стенке…[4]
Вдохновенный сказ о комсомольце Лёшке прозвучал в 1965 году на всесветно славленом Читинском семинаре «Забайкальская осень», и среди прочих подобных сказов вышел миллионными тиражами в «Комсомольской правде», «Литературной России» и в журнале «Смена. «Забайкальская осень» открыла Валентина Распутина, певца комсомольских строек, и первооткрывателем сибирского самородка был Владимир Алексеевич Чивилихин, в семинар коего Распутин и угодил. Владимир Алексеевич прямо из Читы продиктовал по телефону в редакцию «Комсомольской правды» распутинский рассказ «Ветер ищет тебя». А чуть позже в «Литературной России» увидела свет и ода геройскому комсомольцу «Я забыл спросить у Лёшки…».
С благословения писателя Леонида Соболева изрядными тиражами вышли юношеские сочинения сибирского романтика, о котором Леонид Сергеевич писал: «Ещё очень молодой, весь в поисках, иногда удачных, иногда неудачных… Мы имеем дело с редким дарованием, он привлекает углублённой психологичностью, смелостью, с которой берётся за сложные вещи. В языке у него нет бесцветности, бесполости, фразы иногда сложные, но они сработаны из точного лексического материала. Мы верим, что из него получится хороший писатель…».
Читатели и почитатели Валентина Распутина полвека кланяются знаменитому литературному форуму; да и сам Валентин Григорьевич, спустя годы, поклонился «Забайкальской осени»: «Я был участником Читинского семинара, благодаря ему я стал писателем, потому что неизвестно, как сложилась бы моя судьба, не получи я одобрения первым своим рассказам в Чите в 1965 году. Для меня поэтому читинский семинар – одно из самых памятных и этапных событий в жизни».
На заключительном заседании семинара Владимир Чивилихин, провидя великую творческую судьбу писателя, размышлял: «Мне почему-то кажется, что великий художник, которого мы с нетерпением ждём, придёт из Сибири. В Сибири есть всё: язык нетронутый, есть правда особая, бодрящая, которая зовёт не к созерцанию, а к действию. В Сибири сосредоточены политические, экономические, моральные и другие проблемы. В Сибири характеры крепкие, крупные, которые отражают психический склад сибиряка. Наконец, Сибирь живёт на земле, дорогой для всех народов. И в Сибири сложнее, чем где бы то ни было. Мы уверены, что именно Сибирь даст художника, которым будет гордиться человечество…».
Слова Владимира Чивилихина были пророческими, поскольку художником, «которым… гордится человечество», стал писатель-сибиряк Валентин Распутин, открытый «Забайкальской осенью». Очерки и рассказы о великих комсомольских стройках удостоились премии Ленинского комсомола имени Иосифа Уткина, увидели свет в центральных газетах и журналах, что по тем временам – путёвка в большую литературу с миллионными тиражами книг, с премиями, с путешествиями по белу свету. К сему уместно прибавить, что «Забайкальская осень» открыла и драматурга Александра Вампилова; друзья служили в газете «Советская молодёжь», пристанище будущих сочинителей, на пару колесили по комсомольским стройкам, чтобы у костра, чокнувшись железными кружками, под шум кедровых крон, под сияние звёзд, подпеть голосистым:
Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете:
Если снова начать, я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти…
***
Написавший пять радостных книг о сибирских стройках, Валентин Распутин вскоре будет мрачно поминать воспетые им стройки века, гибельные для сибирской тайги и реки Ангары, а прежде для самобытного крестьянского мира с его суровыми и праведными нравами. Вчера вдохновенно воспевавший индустриализацию страны, великие стройки, ныне осерчало бранит железную поступь Народной Империи, и в сей брани, в сем плаче о патриархальном, крестьянском мире вершина – гениальная повесть «Прощание с Матерой».
Отныне Валентин Распутин – певец деревенского мира на его трагическом исходе. Впрочем, голос родной земли властно звучал и в юной душе бывшего сельского жителя, а посему одновременно с комсомольскими очерками Валентин Распутин пишет и о деревне. Уже в 1967 году «Литературная Россия» печатает рассказ «Василий и Василиса», а в альманахе «Ангара», в журнале «Сибирские огни» увидела свет повесть «Деньги для Марии».
Запоздалым эхом комсомольской юности отзвучала лишь повесть «Нечаянные хлопоты. История, слышанная в Усть-Илиме» (1969), сочинённая Валентином Распутиным в соавторстве с Вячеславом Шугаевым, коего, кстати, тоже открыла читательскому миру «Забайкальская осень». О сей повести, посвящённой комсомольцам, возводившим гигантскую Усть-Илимскую гидростанцию, вспоминал главный редактор «Нашего современника» Сергей Викулов в книге «На русском направлении»:
«К вам двое молодых людей из Иркутска», – доложила секретарша, войдя в мой кабинет. Вошли, представились: Шугаев. Распутин. «Так вот ты какой, Распутин! – подумал я, приглядываясь ко второму. – Сколько же тебе лет?». О его повести «Деньги для Марии», опубликованной журналом «Сибирские огни», в Москве уже говорили, даже писали. Удалось прочесть ее и мне, и поэтому я чаще бросал взгляд все-таки на него, чем на Шугаева. «Мы вам принесли повесть» – сказал Шугаев, доставая из портфеля рукопись. Взял, глянул на титул – «Валентин Распутин. Вячеслав Шугаев. Нечаянные хлопоты. Повесть». «Это как? В соавторстве?» – спросил я. Меня не радовало соседство двух имен на рукописи: «бригадный метод» в литературном творчестве я не признавал, хотя знал, что было и такое… «Любопытно… – добавил без особого энтузиазма. – Ну что же, буду читать…». Через два дня соавторы снова сидели передо мной. «По теме, – сказал я, – повесть нас устраивает. «Наш современник», как никакой другой журнал, должен запечатлевать современность, название обязывает. И с этой стороны все в порядке. Боялся я другого – разностильности. Ведь человек – это стиль. Два человека – два стиля… Не знаю, кого из вас заслуга, но резких перепадов в письме, в интонации я не почувствовал. И характеры тоже довольно определённые. Будем печатать!». Молодые сибиряки, конечно, обрадовались: как-никак, первая публикация в столичном журнале! Через год мы печатали уже первую повесть Валентина Распутина «Последний срок», блестяще подтвердившую необыкновенную одарённость автора… Имея в виду большую литературу, критики в один голос отмечали: в нашем полку прибыло!..».
Охладевший к имперской индустриализации, и, сочтя комсомольские рассказы газетной подёнкой, писатель не включал их в будущие книги, будь то художественная проза либо публицистика. Хотя даже на творческом закате Валентин Распутин с земным поклоном вспоминал читинский литературный семинар «Забайкальская осень», где высоко оценили его оды комсомольским стройкам и одарили путёвкой в большую литературу: «Для меня… читинский семинар – одно из самых памятных и этапных событий в жизни».
***
Именитые сочинители производственных романов, ратующие за мощную индустриализацию рабоче-крестьянской империи, увы, без восторга читали распутинские плачи по родному деревенскому миру, что канул на дне Иркутского водогноилища, когда советский народ запустил Братскую ГЭС, некогда воспетую комсомольским очеркистом. Даже Александр Проханов, русский писатель, талантливо творивший в жанре индустриального и военно-политического романа, остро ощущал идейные расхождения с прославленным крестьянским писателем, о чем поведал в прощальном слове: «В литературном, духовном, идейном отношении я не близок к Распутину. В каком-то смысле – даже антагонист его, хотя мы были… ровесниками и прожили в литературе бок о бок добрых полвека. (…) На мой взгляд, это было следствием… кардинального расхождения между нами. Он был певцом народа, а я – певцом государства. Распутин в своём творчестве… остро и страстно поставил русский вопрос как проблему русского народа, измученного… государством. Народа, который израсходовал себя в строительстве этого государства, в том числе и особенно за советский период, когда проходили коллективизация с индустриализацией, потом была грандиозная по потерям и разрушениям Великая Отечественная война, потом послевоенное восстановление страны и строительство «мировой системы социализма». Всё это шло за счёт русского народа, было его несчастьем, было его жертвой, которая шла от понимания необходимости такого государства. Русский народ сознательно или бессознательно понимал, что без сильного, мощного государства он пропадет, его растерзают более многочисленные соседи. Его погубят, его растворят, его завоюют, его вышвырнут за пределы коренной России, его уменьшат в десять раз»[5].
Имперские советские государственники, подобные Проханову, с неким сомнением относились даже к природоохранной деятельности Распутина, ибо тогдашнее экологическое движение изрядно политизировалось и сблизилось с антисоветским, прозападным. Запад в «холодной войне» поддерживал экологическое движение в рабоче-крестьянской державе, навязывая лукавые выводы: мол, советская власть в индустриальной гонке скоро угробит горемычный народ, голый, но с атомной бомбой, угробит и природу, а посему чем быстрее страна освободится от сей власти, тем спасительней для страны. Рьяные советские природозащитники, кляня отечественную индустрию, гробящую природу, обычно ставили в пример буржуазную западную: дескать, в буржуйской Европе тоже могучая индустрия, а вода в реках, чиста, яко слезинка, и воздух целительный.
Взлелеявшая голосистого певца комсомольских строек советская власть, очевидно, озадачилась нежданным-негаданным плачем писателя о патриархальном крестьянском и природном мире, что сокрушался богатырскими стройками. Ладно бы, обратившись к деревне, как Шолохов запечатлел в повестях колхозное село с радостями и горестями, с посевами и жатвами; но сибирский писатель, если и упоминал колхозы, то мимолётно; в повестях ожили деревенские старухи с ликами стемневших древних икон.
Валентин Распутин не слыл откровенным антисоветчиком, но идеи, заложенные в деревенские повести, были противны идеологии Красной Империи, в могучей индустриализации видевшей спасение от натиска враждебного Запада. Мало того, подобно Фёдору Абрамову, деревенский писатель дерзко и прилюдно бранил советскую власть; и помню, после вручения ему золотой звезды Героя Социалистического Труда на встрече с иркутянами в зале филармонии принародно заверил власть: «Не заткнёте мне рот звездою…».
А загадочная власть, тем не менее, высокими наградами оценивала сочинения вчерашнего комсомольского, ныне крестьянского писателя: орден «Знак Почёта» (1971); орден Трудового Красного Знамени (1981); орден Ленина (1984); Героя Социалистического Труда (1987); к сему писатель дважды удостоился Государственной премии СССР (1977, 1987). Идеологически чуждая мировоззрению писателя, советская власть уже и не видела иного отношения к творчеству Валентина Распутина, поскольку повести его стремительно издавались в Европе, Америке и Азии.
Западный мир, под американским водительством верно служащий сумрачному князю, в «холодной войне» с рабоче-крестьянской Империей искусил и увлёк в мрачные легионы и откровенных прозападных русофобов, и русских писателей, талантливо, сострадательно изображающих родной народ, где, им казалось, не пали в бездну срама лишь старики и старухи. Запад соглашался, переводил на европейские языки писателей-обличителей, и внушал российской образованщине: мол, эдакий тёмный народец, дикий в прошлые века, а ныне и вовсе падший, не должен жить без западной управы, ибо непредсказуем и опасен для мира. Вскоре и воцарилась на Руси внешняя управа: грянули борзые девяностые, когда, благодаря и писателям, рухнула Народная Империя, воцарилось чужебесие, кое за двадцать пять лет сгубило от нищеты и отчаянья, утопило в крови, спалило в «огненной воде» и в наркотическом сне более тридцати миллионов российских жителей. И Сталин бы содрогнулся от кровавого мрака, что опустился на землю русскую…
Словом, лет через десять после вручения Валентину Распутину геройской звезды и второй государственной премии пала рабоче-крестьянская империя, преданная партийной верхушкой; воцарился буржуазный молох, сокрушивший державу и души. Российская интеллигенция, и особо творческая, извечно дерзкая и поперечная, искушённая Западом в «холодной войне», буйно раскачала державный фрегат, и корабль опрокинулся, стал погружаться в стылую, сумрачную пучину. Писатель, вчера ещё бранивший неуклюжую советскую власть, с печалью ощутил, что русские лишились народного отечества, о коем бредили веками, кое обрели через великую кровь и великий труд, кое в войну очнулось от безбожия и взмолилось Господу о спасении душ.
Январь 2022 года
[1] Назаров Михаил, Историософия Смутного времени. М., 1993, с. 123.
[2] Из интервью «Русскому Воскресению», 2010 / Вики. Валентин Распутин
[3] https://litrossia.ru/item/7501-valentin-rasputin-ya-zabyl-sprositj-u-leshki/
[4] В сей главе использованы фрагменты моего очерка «Властелин».
[5] https://zavtra.ru/blogs/rasputin-imperiya-i-narod.
Дорогой Анатолий Григорьевич!
Как Господь мудро дал нам двух представителей деревенской прозы- Валентина Распутина и Виктора Астафьева. Два деревенских мира-один,глазами православного по по своей сути Распутина ,другой мир крестьянина единоличника -угрюмым взором эгоцентриста -кулака Виктора Астафьева. И оба пришли в царство гордыни-городской мир убеждать его в своей правоте талантливыми произведениями. Валентин Распутин показан в твоем материале во всей его сложности и полноте. Его творчество всем нам необходимо. Коллективизм и соборность ,родом из крестьянской жизни общины. Они сейчас-наше спасение! Валерий Скрипко
Александр, дружище, благо дарю на добром слове. С пожеланием бодрого творческого духа! А. Б.
Знаешь, Анатолий, брат, как мы с тобой друг друга называем, читаю и бесконечно останавливаюсь, торможу. Этой публикацией ты привнёс много нового о Валентине Григорьевиче, о котором, казалось бы, мы все знали и без того. Да, помню откровение Проханова о Распутине, но здесь, в цитате, среди твоего текста, оно играет особенно ярко. Давай вернёмся к Сталину, я бы хотел вернуть его имя (теперь только имя) для России. Его имя нужно, хотя немного запоздало после бегства Чубайса, Пугачёвой, прочих похожих на них "господ". Господи, думаю, неужели очищение грядет? И телевизор скоро можно будет безбоязненно включать, вот только парадные, пресытившиеся маски с Киркоровым исчезнут, и включим. Господи! И голос твой, Толя, скоро громче зазвучит, как и голоса многих других, кого мы сегодня не слышим, а хотелось бы. Здоровья тебя, дорогой брат. Александр Смышляев.