Валерий ЛАТЫНИН. БЕССМЕРТИЕ ЛЮБВИ. К 85-летию со дня рождения Владимира Фирсова
Валерий ЛАТЫНИН
БЕССМЕРТИЕ ЛЮБВИ
К 85-летию со дня рождения Владимира Фирсова
26 апреля 2022 года исполняется восемьдесят пять лет со дня рождения выдающегося русского поэта, лауреата Государственной премии РСФСР им. М.Горького, премий Ленинского комсомола, правительства Российской Федерации, Министерства обороны СССР и ряда других – Владимира Ивановича Фирсова. Прошло уже более десяти лет со дня смерти поэта (17 ноября 2011 г.), а его душевные и глубокие по мысли стихотворения и поэмы продолжают публиковаться в популярных литературных журналах России и зарубежья, выходят новые книги поэта и сборники песен на его стихи. Такое случается только с настоящими, а не искусственно разрекламированными авторами, чьё творчество органично вошло в душу народа, отражая его сокровенные мысли и переживания.
Известный многим поколениям россиян музыковед и талантливый композитор Юрий Бирюков написал музыку и подготовил к изданию при участии певицы и композитора Надежды Колесниковой уже второй сборник песен на стихи Владимира Фирсова*. Первый «Родины чувство святое» (песни и романсы на стихи Владимира Фирсова) выпущен издательством «Современная музыка» в 2019 году. На этот раз все произведения объединены одной, никогда не стареющей темой любви. К огромному сожалению, во время подготовки сборника к печати пришло сообщение о кончине Юрия Бирюкова. Но наряду со скорбью об уходе из жизни замечательного человека и композитора, в моей душе появилось и отрадное ощущение от того, что он всё-таки успел завершить работу над данным сборником – спеть свою «лебединую песню» о любви.
Владимир Иванович Фирсов был виртуозом любовной лирики и написал немало прекрасных стихотворений об этом трепетном чувстве. Вот одно из них, ставшее песней:
Любовь, как хлеб, не приедается,
Коль настоящая любовь.
И, как рука ко хлебу тянется,
Тянусь к тебе я вновь и вновь.
…Мгновенья на мгновенья множатся,
А жажда прежняя в крови.
Текут мгновения… итожатся
В бессмертие моей любви.
(«Любовь, как хлеб, не приедается…»)
Бессмертие любви – точнее и образнее невозможно сказать! Это – своеобразный гимн главному чувству, без которого немыслима человеческая жизнь. Но поэт не случайно уточнил: «Коль настоящая любовь» – бессмертна только она, а не кратковременная страсть, биологическое влечение, которое многие стихотворцы воспевают, порой с бесстыдным откровением, как любовь.
Владимир Фирсов писал о любви настоящей, любви всей жизни, и объектом этого неизменного чувства была его избранница – Людмила Васильевна Фирсова, встреченная им «на заре туманной юности» (ему едва перевалило за двадцать, а ей было девятнадцать лет), и оставшаяся его единственной музой на 53 года, до смерти поэта. В это трудно поверить, особенно в среде творческих личностей, постоянно увлекающихся красивой натурой и, подобно шмелям, перелетающих со цветка на цветок, собирая нектар вдохновения. Но у Фирсова было именно так, как он написал в стихотворении «Давай начнём всю жизнь с начала…»:
Поверь в любви моей безбрежность
К тебе, единственной моей,
На всю оставшуюся нежность
Грядущих наших лет и дней!
По выражению Льва Толстого, ставшему крылатым: «Браки заключаются не на земле, а в небесах». Судя по обилию стихотворений о любви, сквозь строки которых неизменно просвечивается образ единственной женщины, Всевышний послал талантливому молодому поэту, успевшему хлебнуть полной мерой горести военного лихолетья, смерти матери, беспризорничества, ту спутницу жизни, которая стала его земным ангелом-хранителем.
Судьба подарила мне счастливую возможность стать студентом поэтического семинара Владимира Фирсова в Литературном институте и более 30 лет близко общаться с Владимиром Ивановичем и Людмилой Васильевной. На протяжении всего этого периода я не переставал удивляться гармонии их отношений, глубокому взаимопониманию, близкому восприятию духовных и культурных ценностей, поддержке друг друга, ироническому отношению к возникавшим неприятностям и трудностям.
На мой взгляд, генератором такого редкого, особенно в нынешние времена, семейного лада была жена поэта – необычайно красивая и мудрая женщина, с царственной статью и крестьянской выносливостью в решении повседневных жизненных проблем. Она не только окружила вниманием и заботой мужа и двоих сыновей – Володю и Колю, но и стала искренне заинтересованным соработником в творчестве поэта, его первым слушателем и критиком, машинисткой и корректором, составителем сборников и литературным агентом в решении вопросов с редакциями журналов и издательствами, организатором его творческих вечеров и суфлёром во время выступлений (поскольку знала наизусть почти все произведения мужа), а помимо этого являлась ещё и прекрасным мажордомом, кулинаром от Бога, архитектором и прорабом по обустройству квартиры и строительству дачи, домашним водителем.
С особой теплотой и жертвенностью Людмила Васильевна помогала мужу в последние годы его жизни, когда Владимир Иванович не только остро переживал развал страны, социальной системы, книгоиздательской индустрии, отказ новых властей от поддержки творческих союзов и литературных журналов, но и тяжело болел. Она вместе с ним, а часто и вместо него, вела поэтические семинары, нередко устраивая занятия в квартире и на даче, поскольку не только пристально следила за творческой учёбой подопечных Фирсова, но и сама является одарённым детским поэтом, членом Союза писателей России; помогала составлять и редактировать ежегодный сборник стихов по итогам поэтического конкурса осужденных «Я верну потерянное имя»; до последних дней вдохновляла мужа на написание стихов, понимая, какой это громоотвод для души от грозовых разрядов жестокого времени и болезни.
И поэтому веришь искренним чувствам любви и благодарности поэта к своей избраннице, переплавленным в прекрасные лирические строки:
Ты в этот мир пришла,
Любовью ослепя.
Нет без тебя меня,
Как без меня – тебя.
Я счастье не ищу,
Оно всегда со мной.
Зачем искать весну,
Когда живёшь весной.
(«Ты в этот мир пришла…»)
Или:
И я твою любовь
В молчании приемлю,
Как часовой любви,
На шаг не отходя.
Я так тебя люблю,
Как небо любит землю,
Как в засуху земля
Покорно ждёт дождя.
(«Чтоб крикнуть: – Я люблю!..»)
Сколько целомудрия, нежности и космической необъятности чувства заключено в эти пронзительные строки! И как сокровенно, а не по эстрадному крикливо, выдохнуты они поэтом! Не случайно великий русский писатель Михаил Александрович Шолохов подметил «…приглушённо интимный и любящий голос Владимира Фирсова, который волнует и запоминается надолго».
Поэтический голос одного из самых выдающихся лириков России продолжает звучать и волновать сердца многих любителей поэзии, а теперь, надеюсь, придётся по душе и тем, кто не разучился за последние три десятилетия петь в кругу родных и близких людей о самом главном в нашей жизни – о бессмертной любви.
Теперь уже не сказать слова благодарности неутомимому подвижнику русской песни Юрию Евгеньевичу Бирюкову, написавшему музыку к четырём десяткам лирических стихотворений Владимира Фирсова о любви, но чувство признательности за его титанический труд останется в душе всех, кто знал и любил этого выдающегося подвижника, продолжавшего работать над сборником до последних дней своей жизни, несмотря на солидный возраст и хвори, приковавшие его к инвалидному креслу. Воистину – душа никогда не старится и ветры любви способны поднять её над житейской суетой до немыслимых заоблачных высот, где нет земной хмари и всегда сияет незамутнённое солнце! Или даже два солнца, как в стихотворении Владимира Фирсова:
Два солнца каждому дано.
Сумей не проглядеть второе.
Ему за жизненной горою
Дремать до срока суждено.
…Его восход увидел я
Сквозь жизни малое оконце.
Любимая!
Судьба моя,
Моё второе в мире солнце.
(«Два солнца»)
Я горячо желаю, чтобы каждый человек, взявший в руки этот сборник песен, вслед за поэтом и композитором забыл о своих неурядицах и проблемах, и ощутил в душе тёплое дыхание бессмертной любви.
---------------------------------------------------------------------------
* Ю.Е. Бирюков. О, любовь моя, вечное чудо: (Песни на стихи Владимира Фирсова). – М.: «Современная музыка», 2021. – 50 с.
Как многие другие воспитанники Владимира Ивановича Фирсова, храню благодарную память об учителе, большом русском поэте и замечательном человеке. Годы нашего общения остаются в памяти одними из самых плодотворных. Спасибо, Валера, за публикацию, тем более, что дружил я и с другим талантливейшим человеком Юрием Евгеньевичем Бюрюковым, жизнь которого была тесно связана с Рыбинском и на стихи рыбинских литераторов им написаны десятки песен. Рад, что две судьбы соединились в творчестве теперь уже надолго. Член СП России Сергей Хомутов, выпускник первого набора В.И. Фирсова в Литературном институте им. А.М. Горького.
Дорогие Андрей и Василий, спасибо за добрую память о нашем друге и наставнике Владимире Ивановиче Фирсове. Я знаю, что он любил вас и ценил ваше творчество. Жаль, что многие быстро забывают доброту и дружеское отношение, которым наш Иваныч так щедро одарял многих молодых писателей. Со светлым Христовым Воскресением! Божьей помощи вам и вашим близким! Дружески, Валерий Латынин.
Дорогой Валерий!
Ты разбередил мою память о Владимире Фирсове . Он еще недооцененный поэт масштаба Александра Твардовского. Человек с огромной трепетной
и любящей душой, обласкавший пол-России молодых талантов. Как его в молодости обласкал Шолохов и написал предисловие к его книге "Чувство Родины".
Я помню, как вздрогнула читающая россия от его скорбных огненных строк:
Россия в почетном стоит карауле,
Успев на века постареть.
Россия не верит, что Шолохов умер.
А если поверит, что Шолохов умер,
То ей и самой суждено умереть...
Спасибо, Валерий, что сказал о Фирсове зримо и светло. И также светло сказал о его здравствующей спутнице Людмиле Васильевне.
Василий Воронов
Дорогой Валерий!
Спасибо за добрую память о "Поэте всея Руси!".
Иногда, я вижу его во сне и обязательно в солнечном облаке.
Сейчас из поэтов его уровня остался один Владимир Костров. Дай Бог ему здоровья, а Владимиру Ивановичу - вечная память.
Главный редактор альманаха "День поэзии - XXI век" Андрей Шацков
Саша, не удивительно, что ты мало знаком с творчеством одного из правофланговых поэтов русской патриотической поэзии, поскольку более 30 лет официальные СМИ пытались всячески замалчивать её существование, замусоривая сознание россиян либеральными поделками. Но настоящее искусство и литература всегда пробивают дорогу к свету истины. Так было и так будет всегда! Жму руку, Валерий Латынин.
Валерий, мне на Камчатке только и остаётся читать и знакомиться с творчеством неизвестных мне доселе людей. Не потому, что я не любопытен, наоборот, а потому что не вся информация доходит сюда. О Фирсове слышал, конечно, но не читал, хотя знал строки "Я так тебя люблю...". Спасибо за публикацию о настоящем, интересном писателе! А. Смышляев.