Александр БАЛТИН. ПАМЯТНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАТЫ АПРЕЛЯ
Александр БАЛТИН
ПАМЯТНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАТЫ АПРЕЛЯ
КОНСТАНТИН АКСАКОВ. 250-летие
Знаменитая песня «Лизочек» – нежная, почти детская, счастливая, грустная, точно затуманенная своеобразной дымкой счастья…
Константин Аксаков – старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова – был одним из идеологов славянофильства и, утверждая, что русские «негосударственный народ», как мало кто другой продемонстрировал тонкое чувствование национальной особости: народ – не ищущий участия в управлении, общинный, сердобольный, сострадательный.
За что, собственно, и платится.
Ведь Аксаков утверждал, что революционная стихия чужда русскому духу, противоречит космосу русскости, а вот поди ж ты…
Или и впрямь – таковому народу, который, принадлежа к нему, исследовали славянофилы, – была навязана не характерная ему модель поведения, что сказалось и в революционном разносе всего и вся?
Аксаков противопоставлял государево, то бишь государственное, и земское, сиречь общественное – под последним подразумевая духовную, нравственную деятельность; государству отводя роль охранную и военную, полагая, что баланс государева и земного был нарушен неистовым Петром.
Пострашнее Левиафана – государство: если судить по трудам Константина Аксакова.
Другое дело стихи…
О, тут вполне можно смешивать возвышенное и земное, используя лад басни, делая нелепые, казалось бы, сопоставления:
Телом мал, велик он духом
И точь-в-точь – Наполеон,
Даже, если верить слухам,
Не боится щуки он.
Серый, пестрый он собою,
Чешуя его проста,
Весь вооружен он к бою
Ото рта и до хвоста.
Неужели это ёрш? Он – он именно таков: не замечали? Аксаков болел Русью, русским, он ощущал:
Над всею русскою землею,
Над миром и трудом полей
Кружится тучею густою
Толпа нестройная теней.
Судьбы непостижимым ходом –
Воздушным бледным сим теням
Дано господство над народом,
Простор их воле и мечтам.
Осталось так – по себе знает любой современник: криво мыслящая, дурная и крикливая реклама; уродливый кособокий бизнес, который вообще-то – денег псевдоним; потребительская идеология, превращающая людей в существа – всё на себе изучили, кто способен ещё изучать.
И ведь скорбные строки Аксакова до сих пор актуальны:
Безмолвна Русь: ее замолкли города,
В ней, в старину, вещавшие так сильно,
И скрылась жизнь, кипевшая тогда
Разнообразно и обильно.
И не слыхать бывалых голосов!
Но по земле великой безответно
Несется звук командующих слов
И множит скорби неисчетно.
Честный, мудрый, даровитый, сострадательный Константин Аксаков во многом плотно и вещно воплотил собою, образом своим русское начало: в лучших его проявлениях; и значительность сделанного им не умалить никакими завихрениями времён.
ФЁДОР ПЛЕВАКО КАК ЛИТЕРАТОР. 180-летие
Он – во многом – воспринимается символом судебного ораторского искусства: равно человеком, явившим ту меру адвокатской правды, которая связана с помощью и честью…
Юристы редко становятся широко известны: но имя Фёдора Плевако знакомо даже тем, кто не имеет никакого отношения к юриспруденции.
…Большая часть биографов Плевако считает, что мать его была из киргизского племени; историк Василий Смолярчук в книге «Адвокат Плевако» называет её крепостной киргизкой; действительно в ярком облике юриста – таким, каким он известен по фото, – есть нечто восточное, придающее особый колорит его внешности: вероятно, тоже игравшей определённую роль во время выступлений.
Отец же – надворный советник, но поскольку родители не состояли в законном браке, и Фёдор и брат его Дормидонт считались незаконнорожденными.
В Москву семья перебирается в 1851 году, и братьев отдают в Коммерческое училище; Фёдор, учившийся хорошо, особенно выделяется по математике: блеск логики был присущ ему в дальнейшей юридической деятельности.
Далее следует юридический факультет Московского императорского университета, кандидатство на судебной должности, вступление в сословие присяжных поверенных, что улучшает материальное положение Плевако: он приобретает дом.
Адвокатская деятельность Фёдора Плевако разворачивается в Москве, которая бесконечным своеобразием своим накладывает отпечаток на его деятельность…
И купеческий московский колорит, и звон бессчётных колоколов, и исторические дебри, скрывающие немало тайн, и религиозность подавляющего большинства московского населения так или иначе вспыхивают в пышных и ярких речах Плевако, изобилующих ссылками на Священное писание и цитатами из святых отцов…
Природный дар красноречия был велик – опыт, наслаивающийся с годами, делал оный дар ещё изобильнее, краше.
Его речи – художественны.
В них присутствует образный строй.
…В процессе над полковником Кострубо-Корицким, происходившем в рязанском окружном суде, противник Плевако присяжный поверенный Урусов не пожалел чёрных красок и взвинченной эмоциональности, дабы выставить подсудимого исчадьем ада; Плевако надлежало разрушить созданное впечатление, и он, психологически изощрённый, выбирает спокойный, сглаживающий тон, обоснованные возражения, стройный и строгий анализ улик.
Он побеждает.
Блестяще выступал Плевако в деле игуменьи Митрофании, обвинённой в подлогах и мошенничестве; здесь речь его кипит и бушует, полнится разоблачениями реальных пороков, а не мнимых преступлений, приписанных игуменье.
Часто Плевако выступал защитником рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям; и голос его, богато интонированный, был, казалось, вещим.
Он импровизировал в речах.
Он, будучи религиозным, стремился примирить позицию Льва Толстого и официальную церковь.
Щедрость души его была великолепна и, помноженная на великое ораторское дарование, она и сделала Плевако символом адвоката: адвоката-защитника, противостоящего всем каверзам и судеб, и времён.
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ. 130-летие
Изысканность была присуща стихам Адамовича, как сухая жёсткость его критическим статьям; но для поэта последние всегда вторичны…
Нам Tristia – давно родное слово.
Начну ж, как тот: я родился в Москве.
Чуть брезжил день последнего, Второго,
В апрельской предрассветной синеве.
Видимость высокого качества, зримость, которой не возразишь, тонкость, прочерченная острым лезвием по древесине сути благородной породы…
Ему были присущи ощущения высшего порядка: столь значительные, что от соприкосновения с ними захватывало дух:
Без отдыха, дни и недели,
Недели и дни без труда.
На синее небо глядели,
Влюблялись… и то не всегда.
И только. Но брезжил над нами
Какой-то божественный свет,
Какое-то лёгкое пламя,
Которому имени нет.
Имени нет…
Или оно столь сложно организовано, что трудно выговорить, но это ощущение, разлитое по стихам Адамовича, придавало им силу и своеобразный свет, который не отменяется с годами.
Именно лёгкое пламя, играя, даёт стихи, и именно оно – определяет бытование человека-поэта.
Болезнь, означенная в стихотворении, даётся через предметные ряды, и то, как показана она, отчётливо осуществляет форму стихотворения, наполняя его соответствующей сущностью:
В столовой бьют часы. И пахнет камфорой,
И к утру у висков еще яснее зелень.
Как странно вспоминать, что прошлою весной
Дымился свежий лес и вальдшнепы летели.
Как глухо бьют часы. Пора нагреть вино
И поднести к губам дрожащий край стакана.
А разлучиться всем на свете суждено,
И всем ведь кажется, что беспощадно рано.
Часы и дни складываются в глобальную чашу содержания: оно ярко сверкает на солнце духа, и имя поэта остаётся, какие бы ни лютовали на свете времена.
МИХАИЛ ШАТРОВ. 90-летие
Сколь советский мир был непредставим без Ленина, столь постсоветское информационное пространство постаралось изничтожить, низвергнуть, залить грязью его имя и дело…
Всё, что угодно: кроме трезвого анализа и острого скальпеля беспристрастной мысли.
Бесконечная художественная, равно и агитационно-слабая, никакая по выразительности лениниана вспыхивала огнями почти предельной яркости в пьесах Михаила Шатрова.
«Именем революции», «Так победим», «Шестое июля» – пьесы выстраивали ретроспекцию революционных событий, пусть трактуя их под определённым, угодным тогда углом, героизируя и романтизируя, но пьесы же горели подлинным драматургическим темпераментом; в них мерцала сухая соль страсти, какую не подделать.
Крупная ли фигура Ленин? – Двух мнений быть не может.
Должны ли пьесы о событиях, центром (во многом) которых он был, звучать мощно, эпосом? – Конечно…
Такой эпос и созидал Михаил Шатров, выписывая колосса советской эпохи соответственно деяниям его, так изменившим мир, что старые его формы – с неистовством потребления – казалось, не вернутся уже никогда.
Они вернулись – чудовища этих форм с зубами алчности и крокодильими лапами эгоизма; они раздирают нас.
Хороши ли пьесы Шатрова?
Учитывая их сценичность, почти симфоническое звучание – да.
Признавая сложнейшим узел, завязанный событиями семнадцатого года, и Лениным в частности, разумеется, они скорее правдоподобны, нежели правдивы.
И, тем не менее, история – и не только советского театра – будет изучаться и по ним – ленинским пьесам Михаила Шатрова.
БЕЛЛА АХМАДУЛИНА. 85-летие
Она и читала стихи легендарно: уходя в себя, священнодействуя…
Она была современна, и вместе – откуда-то из иного времени: сразу из нескольких: серебряного века, тонко переплетённого литературной утончённостью, из пушкинских далей…
Но современно пролетал «Мотороллер»:
Завиден мне полет твоих колес,
о мотороллер розового цвета!
Слежу за ним, не унимая слез,
что льют без повода в начале лета.
И девочке, припавшей к седоку
с ликующей и гибельной улыбкой,
кажусь я приникающей к листку,
согбенной и медлительной улиткой.
Ахмадулина любила корневые рифмы, изобретая порой великолепные: фонтан-фантаст, например…
Она любила рифму вообще: вибрирующую, трепещущую в руке, как пойманная рыбка – только последнюю следует отпустить.
…Жажда перемен, и вместе – мир, постоянно меняющийся, словно подтверждающий оную:
– Мы расстаемся – и одновременно
овладевает миром перемена,
и страсть к измене так в нём велика,
что берегами брезгает река,
охладевают к небу облака,
кивает правой левая рука
и ей надменно говорит: – Пока!
Взрослый человек вправе удивиться, где тот ребёнок, которым он был когда-то?
Или юноша, так веривший в шаровую роскошь и справедливость мира…
Словесной роскоши в поэзии Ахмадулиной много: она щедра на ассоциации, таинственность, тайные мелодии:
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Мудрость непременно перевивает печаль, и то, что тайные смыслы предметов желанны, говорит об изветвливом, философском уме поэта, стремящегося к потаённым краскам бытия…
Но – появятся и растворятся, доказуя отсутствие вечного, и – подтверждая его: ведь неизвестно, в какой именно субстанции «растворятся снова»…
Может быть, в пресловутой вечности?
…А вот – пиршественная роскошь слов: с отказом от сочинительства, с осознанием своего места (сколь ни будь знаменит – всё условно), и – с литаниями стихов:
Беспорядок грозы в небесах!
Не писать! Даровать ей свободу –
невоспетою быть, нависать
над землей, принимающей воду!
Разве я ее вождь и судья,
чтоб хвалить ее: радость! услада! –
не по чину поставив себя
во главе потрясенного сада?
Серо-стальным и чёрным переливает фиолетовая гроза, распускаясь во всё небо, и щедрость ливня, сине-прозрачного, беловато насыщенного, изливается словесною массою со страницы.
Всё закипает.
Всё успокаивается.
Но Ахмадулина никогда не остывала: её стих пенился и играл, курчавился и взрывался, гудел и пел, был разнообразен, воздушен, ажурен, и влёк к ней – и влёк многих и многих…
АЛЕКСЕЙ РЕШЕТОВ. 85-летие
Особое ощущение Родины, столь присущее русским: с нежностью и волокнами трепета в сердце, с замиранием при виде мокрого, обрызганного дождём куста у Оки, с ощущением – когда-то, в невероятном грядущем – особой миссии России, всплывающего, наконец, духовного Китежа – так плотно и легко легло в четверостишие Алексея Решетова, что дух захватывает:
Зеница ока, Родина моя,
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки;
Я не жилец, я сгину от тоски.
Чувство – часть мироощущения – сокровеннее сокровенного: а вот предъявлено миру, и играет оно: всерьёз играет, переливаясь столькими красками…
Алексей Решетов писал в основном краткие, компактно сделанные, очень точные стихи, вбиравшие в себя столько русской тайны, своеобразной прелести природы, оттенков человеческого бытования, что свод созданного им словно увеличивается от проходящего времени, наливаясь новыми светом и силой.
Снится сон слепому человеку,
Будто тихо шепчутся леса
И срывает, нагибая ветку,
Он большие, спелые глаза.
Будто он вставляет их в глазницы
И бросает черные очки,
И глядят с восторгом сквозь ресницы
Круглые, как косточки, зрачки.
Точные, сильные слова, организующие трагедию, представленную в красно-чёрном цвете: сквозь которую просвечивают белые огни озарения; великолепно поющее стихотворение, полное состраданием – этой волновой силой словесности русской.
Возникают картины военного детства: они лепятся из крутого теста, смешанного с пеплом и золой, они достаются из ячеек памяти, чей опыт бесценен, как духовный мёд, и они – тоже поют: сильно и щедро:
Я из черного теста, из пепла войны,
И стихи мои, как погорельцы, грустны.
Лишь закрою глаза, и опять я – малец,
В неокрепшее темечко метит свинец.
И несет почтальон на потертом ремне
Безотцовщину черную брату и мне.
Песенное начало густо наполняло краткие – и такие огромные – стихи поэта: казалось они несутся над землёй волшебными жар-птицами, и для эстетического счастья достаточно было оброненного ими пера…
Свод поэзии, возведённый Решетовым, или сад, разбитый им, – они переливаются волшебными цветами звуков и смыслов, требуя высоких душ, призывая любую душу – к прекрасному росту, необходимому для жизни гораздо в большей мере, нежели банальное накопление средств, захватившее человечество.
Главный минус - не ставите конкретные даты и не увязываете с общим культурно-духовным календарём. А ведь есть символические совпадения и переклички: Гоголь - 1 апреля, Фурманов - 7 ноября, Шолохов - 24 мая, Окуджава - 9 мая и т.д.
Александр Бобров
Александр Львович, спасибо за ваше пристальное многолетнее внимание к памяти о достойнейших представителях русской литературы!