ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. ТАНЦУЮТ ВСЕ! НЕ ГОПАК ЛИ?.. От большой говорильни до Большой книги
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ТАНЦУЮТ ВСЕ! НЕ ГОПАК ЛИ?.. От большой говорильни до Большой книги

 

Александр БОБРОВ

ТАНЦУЮТ ВСЕ! НЕ ГОПАК ЛИ?..

От большой говорильни до Большой книги

 

«Танцуют фсе! – кричал подвыпивший Иван Васильевич Бунша. Это было смешно. Но совсем не смешно, когда коллега Виталий Третьяков уверяет меня и миллионы зрителей в программе Владимира Соловьёва: «Все творческие союзы получают деньги из бюджета государства». Нет, не всё, ректор телешколы МГУ! Мне не надо лезть в какие-то анналы и выяснять, получает ли деньги из бюджета, например, Союз архитекторов России – мне достаточно знать, что этого нет и в помине по отношению к старейшему и когда-то заглавному идейно-творческому союзу – Союзу писателей России. Тем не менее, наша творческая организация успешно опровергает другое лживое утверждение Третьякова: «Ни один творческий союз не выступил с поддержкой военной операции на Украине». Нет, выступил! – именно многотысячный отряд русских писателей-патриотов. И если бы гости лучше готовились к программам – это проще пареной репы проверить в интернете. Но они теперь просто живут в студии целыми днями, мало что успевают читать и лепят от фонаря.

С другой стороны, Третьякова можно понять: Соловьёв почему-то избрал его объектом своих подколок: перебивает, сбивает с мысли, снисходительно высмеивает. Заслуженный журналист, старательно меняющий галстуки, начинает суетиться, мямлить или наоборот делает скоропалительные заявления, желательно – похлеще. Отсюда вот эти «фсе союзы». Докладываю пикейным жилетам – аналитикам нескончаемых трёп-шоу: именно Союз писателей России первым 28 февраля (!) выступил с открытым обращением в поддержку начавшейся военной операции на Украине, как раз наши коллеги всегда ездили на Донбасс, на передовую и проводили вечера донбасских поэтов в Москве. Наконец, они оперативно, за несколько дней, подготовили горячий сборник «Стихи из огня», правда, Министерство обороны не спешит с его изданием. Увидел, что в нём нет моих стихов и песен про Украину, хотя я послал их сразу же по просьбе руководства СП, но, надеюсь, что и мои киевские и закарпатские очерки, книги про Галичину и Олеся Бузину, украинские стихи и песни внесли свой вклад в больную тему.

Иначе меня бы не арестовало и не выдворило из Украины СБУ…

Ещё Третьяков заявил, что должна быть пересмотрена вся информационная политика. Это да! Начиная с этих пустых говорилен и кончая другими поприщ культуры, литературы, информации. Да, танцуют, поют и пишут – все. Но что и как? – Похоже, гопак.

 

Дзен накрылся тазом?

Медийное поле – продолжает сужаться. Холдинг VK заявил о подписании соглашения о покупке «Яндекс.Новостей» и «Яндекс.Дзена». То есть, Яндекс оставил себе Еду, Такси, Деньги и другие бабки. А от содержательных платформ, нанеся мно-о-го вреда в информационной среде, избавляются. А ведь Маргарита Симоньян в пример ставила на трёп-шоу Яндекс как «российскую платформу», пусть и зарегистрированную в Голландии. Только они там, оказывается, были юридически, тематически, идеологически. А ведь сам Владимир Путин на юбилей приезжал, выслушивал заверения в лояльности и информационном могуществе. Намутили воду, скупили корпуса бывшего комбината, навредили России, заработали свои миллиарды (кто-то с ними отвалил), да и отклонились от всякой информационной задачи.

Типичное порождение и очередное поражение Администрации президента, лично куратора интернет-пространства Сергея Кириенко. Ведь как ни гнусен был Яндекс.Дзен по своим пропагандистским закидонам, по ограничительным приёмам, по борьбе с русскими блогерами-патриотами (я писал о произволе на этих страницах!), но всё-таки это был какой-то иной канал, он имел своих пользователей в стране и за рубежом. Теперь всем надо быть – ВКонтакте…

«VK Company Limited (а они-то где зарегистрированы – в Питере или Финляндии?) объявляет о подписании соглашения об основных условиях сделки с Яндексом по приобретению сервиса агрегирования новостей Яндекс.Новости и рекомендательной платформы Яндекс.Дзен», – говорится в пресс-релизе компании. Что за «рекомендательная платформа»?

Ну, всё трещит, всё демонстрирует гниль и неподготовленность к глобальным испытаниям... Лишь русские солдаты (и не только по крови русские – по духу и судьбе!) бьются героически, исправляя и перекосы бюрократической вертикал власти, и бездарную кадровую политику. Дай им, Господь, душевные силы! Ведь многие публично их подвиг – проклинают, ставят под сомнение, обессмысливают.

Так, выступая в Челябинске, «ночная снайперша» Диана Арбенина презентовала новую песню, которую сразу подхватили украинские пропагандисты, принялись трактовать по-своему и начали массово распространять. Есть повод! Внимание, в основном, было приковано к вопрошающей строчке песни: «За что проклята Россия?». Но там полно других аллюзий и перекличек в назойливых повторах:

Мы так долго ждали весну

Ты идёшь на чужую войну

И никто у нас не спросил

Я не плачу. Нет слез и нет сил

За что проклята эта страна

Жизнь у нас с тобой только одна

Озверевший бессмысленный бой

Я дождусь и я буду с тобой

Не молчи…

Да ладно уговаривать – Арбенина сама скажет, и за лирического героя, и за всех уходящих на войну, на тот самый, как она повторяет: «Озверевший бессмысленный бой». Нет ничего страшней для солдата, как умирать в бессмысленном бою. Но и творцу в нём тяжело: ну, поныл. А дальше?

 

Против России? в лонг…

В условиях яростной информационной войны быстро, как на фронте, обнажаются позиции и проходит огненный раздел: свой-чужой. Но кто-то, даже в государственных СМИ и структурах, упорно продолжает делать вид, что белая или синяя повязка на рукаве – это только там, на простреливаемых улицах городов. Нет, и в московских кабинетах, где царят всё те же обитатели. Например, многолетний пестователь либерально-премиальной тусовки Владимир Григорьев занял немалый пост в Минцифре, стал директором департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии – председателем Совета «Центра поддержки отечественной словесности», учредителя Национальная литературная премия «Большая книга», но подходов – не изменил. Стала до конца понятна сверхзадача премии: заметить, пригреть и возвысить всех, не приемлющих сущность и действия России, лично президента Путина, очерняющих великое прошлое, чтоб не искали в нём героев для подражания и стойкости в настоящем. Против России – обязательно в лонг-лист!

Если говорить о подобной методике отбора, то, конечно, надо прежде всего включить всех более или менее известных литераторов, подписавших письмо против военной операции на Украине. Отсюда в списке Дмитрий Быков с рваным повествованием о сталинских соколах «Истребитель» (в интервью украинской журналистке очень хвалил Зеленского: «великий актер гениально сыграл героя и сам стал героем»), ещё раскритикованный в пух и прах Дмитрий Глуховский с книгой «Пост». Он продолжает вещать по «Эху Москвы» на Украину. Сдерживая тошноту, послушал его в программе «Живой гвоздь» с Ксенией Лариной, живущей где-то в Португалии. Глуховский говорил занудно, кликушествовал плоско, но в нужном для Украины и Запада направлении: «Получается, что весь мир считают преступления доказанными, а наш президент прикрывает их и даже награждает национальную гвардию. Если это гвардия – связывать руки белой лентой, а потом расстреливать людей в затылок – то это государство обречено». Ау, где тут действие недавно принятого закона о распространении фейков в отношении вооруженных сил Российской Федерации.

Ксения Ларина напоминает литератору про его неизменную позицию:

«– Ты говорил на прошлой встрече, что это – полный крах режима.

– Я думаю, что деградация будет достаточно плавной, и будет больше репрессий в отношении мыслящих, будет и подъём патриотизма, но вместе с этой деградацией придёт деградация экономическая и общественная. И репрессии коснутся не только либеральной общественности, пацифистов, но и тех, кто радостно зигует.

Я тоже вижу репрессии – вот как происходит с Юлией Ауг. В театре Док – запретили её спектакль о жертвах Мариуполя и Бучи… Твой роман «Пост» попал в лонг-лист премии Большая книга. Мы видим прекрасный список (убийственный комплимент в устах неудавшейся актрисы! А.Б,), авторы поздравляют друг друга. Насколько всё это уместно в нынешних условиях?

– Я разговариваю с разными людьми в Москве и тоже спрашиваю: вот – кафе, театры, рестораны. Вот эта тонкая плёнка отделяет от бушующей реальности. Вы можете поехать в гастрономический тур в Петербург, а поедете на такое же расстояние на юго-восток – уже Харьков, который обстреливают. Но тут государство подталкивает не замечать: поставьте букву Z на лбу и спокойно кушайте. Но Россия шагнула в мир ненормальности. Такое уже было: когда фашистские солдаты жгли деревни на Украине, а в Берлине шла нормальная жизнь. И люди лишних вопросов не задавали…».

Как видите, в эфире прямая параллель между российскими солдатами и немецкими фашистами. Это же карается законом, но Глуховский, скорее всего, получит не наказание, а премию Большая книга. Налицо – политиканский критерий, а есть ещё псевдолитературный: претенденту надо плохо писать! В списке есть какие-то назначенные либеральной тусовкой гении: организатор вещает о книге «Под навесами рынка Чайковского» – «это такая оригинальная короткая форма, Анатолия Гаврилова все знают, это легендарная фигура отечественной литературы. И впервые за долгие годы так сложилось, что его текст сумел попасть сюда», – сообщил председатель совета экспертов «Большой книги» Михаил Бутов. Вот вам образчик «краткой формы», которой многие восторгаются: «Ночь, кухня, двое за столом. Давно не виделись. Один трезвенник, другой алкоголик. Спиртного нет и не будет. Трезвенник о чём-то говорит, но алкоголик его не слышит. Трезвенник идёт в туалет, алкоголик уходит в поисках спиртного. Больше они никогда не виделись».

«О, тут целый роман!» – цокают языком свои на этот пустейший клочок текста…

Ясно, что в лонг-листе есть и Гузель Яхина, укравшая сюжет с эшелоном из 20-х годов у самарского краеведа, и упомянутый Дмитрий Быков с лётчиками 30-х, который считает, что сегодня Россия неизлечимо больна раком, и, конечно, Линор Горалик. Израильская гражданка в ожидании очередной российской премии продолжает ездить по местам скопления «новой российской эмиграции» и описывает, как они там устроились. Первая часть была про Тбилиси, вторая – про Ереван. Ну, а Ригу с Зулейхой-Хаматовой и Тель-Авив с Пугачёвой-Галкиным она, видать, оставила на закуску. Сама Горалик уже завела в интернете вестник Russian Oppositional Arts Review. Оппозиционный ресурс закроет сразу, как падёт «преступный режим». Понимает ли Минцифры, которое по недоразумению курирует издательский, а значит, и литературный процесс, что половина составленного лог-листа – мины под «преступный российский режим», от которого и получают деньги чиновники?!

Ну вот, нынешний обитатель США Дмитрий Быков. Его новый роман украшает любой подобный список. Откуда технологически взялся сам многословный роман? – из прочитанных дневников репортёра Бортмана, которые озадачили мещанина Быкова высокими порывами советских творян – героев 30-х. Он решил их опошлить, принизить и разбавить ходячими легендами. Так и признался в предисловии: «Желание написать «Истребитель» впервые появилось у меня при чтении дневников журналиста-правдиста Лазаря Бронтмана (1905-1953), заботливо собранных, оцифрованных и прокомментированных его сыном Ростиславом». Но и дух честных очерков правдиста надо было принизить и свести к никчемной жизни.  В заключительной сцене романа действие переносится в памятные, ликующие дни после триумфального полета Юрия Гагарина. Беседуют и непримиримо спорят молодой «оттепельный» журналист и газетчик старой советской школы. Но оба вдруг волей Быкова сходятся на том, что сверхчеловеческие стремления и великие победы героев ничего не изменили в материально скудной, беспросветной жизни миллионов. 

Заходится в восторге критик-рекламщик газетной тусовки Галина Юзефович: «Взяв четыре года назад какую-то недосягаемую, принципиально новую для самого себя, да и для всей современной отечественной словесности высоту в романе «Июнь», Дмитрий Быков, похоже, не планирует покидать единожды занятую вершину. Его новая книга «Истребитель» … похожа на «Июнь» как композиционно, так и по зашкаливающему, едва ли не избыточному уровню литературного совершенства». Да уж – такая высота… Закрадывается сомнение, да читала ли Юзефович сам текст или нынешним критикам этого не обязательно? Ну, навскидку: «И вот за дачным забором на соседнем участке увидел девушку в гамаке, которая, по его описанию, лежала в этом гамаке так увлеченно, так сосредоточенно, так всю себя вкладывала в это занятие, что хотелось немедленно – нет, не лечь с нею в гамак, а просто лечь, пусть отдельно. Понятно было, что вся она полна отдыхом и ленью, что ей лень даже следить за муравьем, который полз рядом по одуванчику». Скудный словарный запас, отсутствие всякой пластичности и чувственности, которая должна быть разлита в подобных описаниях – «муравей на одуванчике». Это – фирменный стиль Быкова: взять чужую канву, документальную основу, ходячий сюжет, да хоть статью из Википедии и наболтать полухудожественно на целую главу. «Немыслимая высота», по Юзефович, отмеченная множеством премий, включая Большую книгу! Его премиальной литературой завалены все книжные магазины и стенды выставок! И вот – опять… У ожидаемого лонг-листа Большой книги есть только один существенный недостаток: в нём отсутствует Людмила Улицкая. Наверное, главная авторша и подписантка всех протестных писем за кляузами и протестами не успела издать (или написать) очередную книгу. Недоработочка! Ведь в списках – одни и те же (сравни лауреатов прошлых лет: все снова в списке, а Александр Архангельский – аж с трилогией!).

И ещё: кто-нибудь вспомнил из чиновников Минцифры, из организаторов-экспертов, что идёт Год культурного наследия народов РФ, что Россия – многонациональная страна, что национальные корни культуры и литературы не сводятся к одной обласканной нации? Сомневаюсь…

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #31038 04.05.2022 в 10:48

Сложно осознавать современные проблемы и понимать,что не велик шанс «докопаться « до правды. На федеральных каналах будут всегда говорить ,что в стране нет коррупции ,для любого выделят деньги из бюджета ,войны в стране нет ,а на деле каждый понимает тщетность бытия ..

Комментарий #31031 03.05.2022 в 18:21

Государство выделяет бюджетные деньги департаменту минцифры, которым руководит В. Григорьев. Он все силы и средства направляет на поддержку книг глуховских-быковых...

Комментарий #31029 03.05.2022 в 13:20

А,правда, получаем ли мы деньги из бюджета? На все просьбы напечатать, издательства говорят: ищите спонсора!
Гонорары нигде не платят! Но мы всё равно как Маяковский будем говорить,что кроме свежевымытой сорочки сказать по совести нам ничего не надо!
Был бы мир, расцветала бы Россия! И чтобы её все уважали!