ПУБЛИЦИСТИКА / Терентий ТРАВНИК. УМОМ РОССИЮ НЕ ПОДНЯТЬ. Размышления о дне текущем и вечности
Терентiй  ТРАВНIКЪ

Терентий ТРАВНИК. УМОМ РОССИЮ НЕ ПОДНЯТЬ. Размышления о дне текущем и вечности

 

Терентий ТРАВНИК

УМОМ РОССИЮ НЕ ПОДНЯТЬ

Размышления о дне текущем и вечности

 

Видимо, мы оба умеем мечтать

Пройдя бухгалтерский, юридический, дизайнерский и, наконец, психологический бум, Россия уткнулась в бум блогеров. Американский ютьюб предоставил всем, у кого есть интернет и компьютер, поумничать, да ещё и неплохо на этом заработать. Модно и современно, а при наличии таланта ещё и интересно. Правда, при отсутствии оного – пошло, глупо, примитивно, да ещё и на весь мир. Впрочем, блогеры – народ очень своеобразный, и гребут они внимание к себе любыми методами, вплоть до отвратительных. Искусство, как говорится, требует жертв, так вот они и приносят в жертву тех, кто попадает под колёса их машин или под их идиотизм в формате стрима.

«Но оставим ненужные споры», как пел Владимир Семёнович, потому как лично я себе уже всё доказал!

С интересом слежу за мнениями певца-композитора Юрия Лозы и слушаю то, о чем он говорит. Всё точно и по делу, а это всегда подкупает. Нередко, ловя себя на схожести своих и его взглядов, пытаюсь понять то, что могло нас когда-то соединить и направить к подобному единству. Неужели музыка? А может то, что Юрий, войдя по самое горло в шоу-бизнес, как я когда-то в психологию, вышел оттуда непобеждённым? Впрочем, как бы оно ни было, лично для меня этот человек уже давно много больше певца и композитора, даже несмотря на его замечательные песни. Мы незнакомы, но меня не оставляет ощущение, что когда-то наши пути обязательно пересекутся, потому как одним воздухом живём, одной надеждой о России дышим.

 

Левое и правое полушария планеты

Построить новый дом гораздо проще, чем переделать старый в новый. Так и в жизни: после войны 1941-45 гг. наша страна стояла перед необходимостью многое начинать сначала, а потому и было таким быстрым восстановление народного хозяйства. Сегодня, чтобы возродить экономику России, надо прежде всего отказаться надеяться на то, что всё скоро вернётся на тот уровень, когда мы жили за счет продажи собственных ресурсов. Увы, но мышление поменялось, люди привыкли к новым стандартам, а потому чудес ждать не стоит. Впрочем, мир давно вышел на стадию глобализма, а потому нет ни одной страны, способной производить всё для себя самостоятельно. Даже Соединенные Штаты с колоссально отлаженной внутренней экономической системой пользуются импортом по многим позициям. Именно поэтому Советский Союз и создавал собственную промышленность, пусть во многом и некачественную, чтобы быть независимым государством. То, что случилось в начале 90-х, не иначе как диверсией не назовешь, причем такого масштаба, какой мир еще не знал. И дело не в том, что мы быстро и необдуманно перешли на западный рынок, а в том, что остановили работы и исследования там, где мы могли бы быть реальными хозяевами во внешнем секторе экономики. Перейдя на экспорт ресурсов, мы стали уязвимы для любых санкций. Сегодня Россия поставляет в мир, если говорить о несырьевом и неэнергетическом экспорте, золото, пшеницу и платиноиды (металлы платиновой группы). Такие предприятия электроники, как «Телебалт», «Elikor» или «Darina» работают на импортных составляющих.

В большинстве насыщение российского внутреннего рынка зависит от комплектующих со стороны Запада, и чтобы перейти на собственные, уйдет не один год. Да и нужно ли это в полном объеме?

Меня всегда удивлял феномен Саудовской Аравии. Богатейшая страна мира построила свою жизнь на песке в нереальном для существования месте – и только потому, что продает миру нефть. Иссякнет нефть, и не будет страны, причем очень скоро. Так почему Соединённые Штаты не трогают Саудовскую Аравию, как Ирак или Сирию? Думаю, что Саудовская Аравия невероятно хорошо ведёт себя с Соединенными Штатами. У соответствующих правительств много общих интересов. Саудовская Аравия не разжигает войн, не угрожает судоходным путям в Персидском заливе, много и своевременно экспортирует свое ископаемое топливо в мир. Помимо прочего это – масштабный импортер американских товаров, что делает эту страну эффективным партнером. И ещё: два самых святых места ислама, Мекка и Медина, находятся в Саудовской Аравии. Негативная реакция на то, что неверные попытаются оккупировать их, будет настолько сильна, что США её просто не выдержат.

Говоря о США и России, важно понимать, что между этими странами существует планетарное противостояние. В какой-то степени оно подчинено тезе, что вместе плохо, а порознь – вообще невыносимо. Видимо, это спусковой механизм для встряски всей земной цивилизации. Никто и ничто не волнует так США, как Россия, и никто и ничто не волнует так Россию, как США. Эти две сверхдержавы наглядно демонстрируют войну между добром и злом, причём данные функции постоянно меняются для каждой местами. И дело не в ресурсах, и не в политическом устроении, а в основной тяговой силе всего человечества. Перефразируя известный афоризм Вольтера «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» (Si Dieu n’existait pas, il faudrait l’inventer), можно так сказать по отношению и к США, и к России: если бы какой-то страны из этих двух не было, существующая обязательно бы придумала и создала другую.

 

Разве не вы?

Когда весьма обеспеченные люди возмущаются тем, как это – в наше цивилизованное время в России или на Украине могло произойти то, что длится без малого уже почти десять лет, то я спрашиваю:

– А разве не вы, увлекшись набиванием собственных кошельков, забыли, что надо делиться и направлять часть средств на воспитание и просвещение тех, кто потенциально может пополнить ряды фашиствующей братии?

– Разве не вы или вам подобные превратили поставки оружия в бизнес?

– Разве не вы спаиваете треть населения, чтобы на вырученные деньги беззаботно жить самим?

– Разве не вы отделили себя от своего народа, усугубляя тем самым его нравственное разложение?

– Разве не вы самодовольно подшучивали над теми, кто не смог стать с вами наравне, вызывая тем самым в них зависть и ненависть ко всем, кто не такой, как они?

– Разве не в ваших руках и силах сосредоточены те рычаги, которые способны остановить распри между людьми, вами и спровоцированные?

Если оно так, то почему вы возмущаетесь, делая тем самым себя еще отвратительнее и наглее, нежели возможно. Вы, источники мерзости, облачив себя, а точнее, спрятавшись за псевдочистые наряды, не понимаете или делаете вид, что это вас не касается. Вы, якобы умеющие жить, а на самом деле тырящие бюджетные деньги, собранные за счет налогов с трудяг, разворовывающие целевые субсидии, живущие на всем известных откатах, придумывающие финансовые механизмы, оставляющие людей без крова; певцы и певицы, требующие за одну песню под фонограмму гонорар, составляющий такую сумму, которая сравнима с отечественной пенсией в течение двадцати пяти лет жизни. Это разве нормально? Вы, вчерашние заморыши, пролезшие в князьки, стали и остаетесь причиной того, что происходит, потому как у вас с одной стороны и власть, и деньги, и возможности, а с другой – поразительное оскудение души.

А пока глава эстонского МИДа Эва-Мария Лийметс призвала Евросоюз готовить следующий, седьмой пакет санкций против России. Думаю, что двадцатым пакетом санкций станет отключение России от солнечного света и прекращение циркуляции воздуха над её территорией. В мою бытность в пионерских лагерях особым нелюбимчикам иногда устраивали так называемую «темную». Это когда тебя, чтобы ты не видел, накрывали одеялом с головой и били всем отрядом, причем куда попадёт. Попадал и я пару раз под этот советский флэшмоб за свою неуклюжесть. Мерзость, скажу я вам, та ещё! Ну ладно, то были дети, а эти куда лезут – всей кучей на одного?

 

Умом Россию не поднять

За последние десятилетия произошло переворачивание мышления русского человека с ног на голову. Сегодня в молодежной среде развилось особое внимание к собственному достатку. И не было бы в этом ничего плохого, не потесни оно такое фундаментальное понятие для каждого человека, как любовь к Родине и своему народу. Россия не предназначена для такого состояния ума, а потому очень скоро она потребует возврата (расставляю всё и всех по своим местам), потому как без чувства любви к Родине разбогатевший русский человек становится вороватым плутом, проматывающим заработанное на свои желания. Просто такова ментальность.

Хотелось бы верить, что известные события 2022 года положат начало для правильного разумения в жизни россиян. Жить в такой огромной стране с мечтами пусть о комнатке, но в пятизвёздочном отеле, равносильно бытовому жлобству. Это вполне нормально для жителя Люксембурга или Португалии, но не для немца или француза, а о русском и говорить не стоит. Сегодня с утра по Радио России слушал песню «С чего начинается Родина» в исполнении Бернеса. Признаюсь, что заслушался, но на фразе «А может, она начинается с весенней запевки скворца…» в эфир ворвался скрежет рекламы и мужской голос завопил о сорокапроцентном кэшбеке! И это за пару дней до празднования Победы, и это – на главном радио страны! Увы, но что бы там всем нам ни говорили, а эта глупость и есть показатель износа отечественной нравственности. Вероятно, редакция не придаёт значения подобным мелочам, а потому не только слушатели, но и все мы, а главное, наши дети, перестали понимать с чего всё-таки начинается их Родина!

 

Яблоко от яблони падает на чужой дачный участок

Сразу предупреждаю, что сейчас не говорю о монархической преемственности, но когда в России дети и внуки её главных рулевых будут оставаться на руководящих постах, то вне всякого сомнения это будет свидетельствовать всем нам, что курс развития государства их дедами и отцами был выбран правильно. Увы, но все наследники, начиная с потомков Сталина, Хрущева, Брежнева и до Горбачева с Ельциным канули в Лету истории. Даже артисты пытаются вырастить собственные династии. Неужели руководство жизнями и судьбами сотен миллионов людей менее значимо, чем сценическое мастерство.

Так что пока дети будут разбегаться после ухода с поста их отцов, политическая работа так и останется банальной борьбой за трон, что делает её в глазах истории почти несостоятельной. Подзаработал и свинтил: так если не ты, то твои дети. На политическом уровне именно совесть, а не бессовестность и должна быть оплачиваема, потому как в конце концов всё будущее наше и держится на честных людях. Жаль, что в России они по-прежнему влачат более чем скромное существование.

 

Там русский дух, где Русью пахнет!

Признаюсь, наблюдая за тем, как складываются отношения между Россией и Украиной последние десять лет, я не думал, что Россия перейдёт к чему-то радикальному и широкомасштабному. И не только из-за того, что это претит здравому смыслу прагматичного по-нуворишски российского сознания, но и потому, что канул в прошлое и, казалось, навсегда, дух не то что русского, но и советского человека. Россия не только стала обретать красно-сине-белые расцветки американского флага, но и глубоко впитала в себя всё зарубежное. Оставалась одна надежда на провинцию, а то и просто на глубинку, где ещё хоть как-то, но жил и выживал русский дух. Более двадцати лет путешествуя по стране, я всегда это отмечал. Но, как известно, Россия – это не совсем Москва, а Москва – уж точно не Россия, так что лодка, выстроенная в столице и названная «Перестройкой», уплыла в воды Атлантики и легла на дрейф в сторону статуи Свободы. Это «тренд» нашего времени: появились колледжи, бакалавры, магистры, хайпы, фейки и сэлфи – всё, как говорят, цивильно и по-европейски. Пресмыкательство русского человека перед заграничными штучками так и осталось, и когда Украина просто вопила, пытаясь убедить всех, что она – цэ Европа, то почему бы и нет? Всем нам, выходцам из СССР, хотелось жить и даже загнивать так, как загнивал ненавистный гомосоветикусу алчный империализм.

Безусловно, перестройка сделала своё дело в отечественном бытовом окультуривании, и в России без смущения заговорили о прокладках, презервативах и вздутиях живота, а это уже что-то. Всё бы ничего, если бы через какое-то время волна подражания иностранщине не стала конкурировать с элементарными ценностями наших многовековых традиций и устоев, а это уже близко к подрыву национального самосознания, когда на защиту отечества встанут только под угрозой или за деньги – подобно западным легионерам. Это совсем не по-русски, и те, кто дрался насмерть с фашизмом за наше с вами нормальное будущее, коли знал бы о таком будущем, то и драться бы не стал. Как всё не по совести стало складываться, а главное, что состояние мира в России для её юных умов стало ассоциироваться с подстройкой к Западу и с подражанием ему – главное, чтобы жилось сытно и спокойно, а то, что на русской земле русское чахло, это, как говорится, естественный ход эволюции.

А вот теперь – стоп! Сразу скажу, что для того, чтобы так говорить, надо понимать, за что душу продаём – неужели за одни только штучки-дрючки? А ведь я не просто так говорю: проводя опросы молодёжи в Москве, убедился, что половина из старшеклассников не знает, кто такие Левитан и Репин, что написал Мусоргский, а о Циолковском, Стравинском или Пржевальском и говорить нечего, а ведь это их корни, чтобы выжить под натиском зарубежных чизбургеров и гамбургеров с картошкой-фри – и это не ирония, а глубокое сожаление.

Россия начала терять ориентацию в духовном и культурном пространстве, засовывая в пакеты с изображением Джоконды, а то и Богородицы овощи с рынка. Именно поэтому мы так долго молчали, когда нам хамили внуки тех, с кем наши деды делили горбушку хлеба в вонючих и вшивых окопах Великой Отечественной... Именно поэтому наши деятели культуры сразу съехали из страны: потому как поняли, что начали терять своего зрителя – гламурного и пофигистски настроенного ученика колледжа или студента, застрявшего в бакалавриатстве.

В День защитника Отечества Россия впервые за тридцать лет не утёрлась, а если и утёрлась, то с последствиями для плюющих в неё благовоспитанных и окультуренных западников. Похоже-таки лихо всё же разбудили, а в нашем случае – русский дух: запахло-таки Русью! И это не значит, что мы кого-то будет долбить до потери пульса – это не наше; главное, что мы заговорили со своим народом. Пока еще осторожно, потому как отвыкли жить с ним, но явно искренно. Мы – это каждый из нас, это те, кому дано говорить сверху и многое решать. И это – победа. Скоро очередное празднование Дня Победы и похоже, что на этот раз этот день совпал с началом пробуждения русского, советского и российского человека!

 

И в заключение вспоминаю слова своего приятеля, который еще в 90-е махнул жить в Америку. Прошло пять лет, он неплохо устроился, но говорил, что «мы, русские, интересны им только до тех пор, пока мы русские и имеем статус приезжих. Как только мы получаем гринкард, а то и вид на жительство, то сразу становимся для них теми, кого в России испокон веков называли лимитой, так что, Терентий, не всё так просто…». Семь лет назад его не стало. По воле покойного его прах был перевезён обратно в Россию и здесь же захоронен, а на могиле, по его же просьбе, выгравирована надпись: «Боже, как же стыдно!».

 

О тех, в ком ярость благородна

Война и победа над фашизмом, вне всякого сомнения, стала для русских священной, и те, что спустя столько лет неожиданно решили внести в её историю свои дополнения и изменения, либо ничего не понимают, либо окончательные глупцы, потому как с чем-чем, но с этим русские шутить никогда не позволят. Абсолютно понятно, почему все эти «знатоки» не лезли раньше – они просто ждали, когда уйдут из жизни подлинные герои и свидетели тех лет, а молодым можно всучить любые нелепицы и небылицы. Хитро? – конечно! Подло? – вне всякого сомнения. Извиняет только одно: то, что этим занимается страна, которая никакого представления не имеет о настоящем горе, а плачет разве что над сценами в хороших, но всё-таки голливудских фильмах. Имела бы, то не занималась бы такими вещами – это точно.

Божьим промыслом для русских эта война стала больше чем война, а победа – больше чем победа. Если хотите, эти горькие годы раскрыли спящие до этого глубины русской души и подняли её на недосягаемый уровень человечности. Никогда до этого не было ничего подобного, и доказательством тому стала вся послевоенная культура, будь то литература, музыка, живопись, а главное – кинематограф. Равными могли быть только романы Ремарка, но это единицы в сравнении с потоком гениальной нравственности со страниц Симонова, Бондарева, Астафьева, Гранина, Василя Быкова или Бориса Васильева. А стихи и песни военных и послевоенных лет?.. Даже если в них говорится и поется о мире, насколько они пронзительны и глубоки. Складывается ощущение, что война вскрыла нарыв ранней советской бездуховности и, вычистив раны, дала жизнь русскому сознанию и русской душе на совершенно ином уровне. Несмотря на огромное количество декоративности и навязчивой ряжености того времени, подлинная культура настойчиво пробивала себе дорогу к истине. И хотя СССР периода 70-х тонул в бракоделании, киче и пьянстве (наследие, оставленное стране войной), в людях продолжали жить и укрепляться высшие гуманные ценности.

Думаю, что именно русская послевоенная щедрость и открытость души – именно это на самом деле и смущало, и страшило запад, а не наше оружие. Безусловно, они боялись этих проявлений, поскольку подобные стороны человеческой души всегда заразительны и им невозможно что-либо противопоставить, даже материальное изобилие. Русский этнический менталитет, выращенный на сказках с хорошим концом, где добро всегда побеждает зло, оказался надёжным щитом от любой экспансии. Можно переписать историю, скрыть факты и документы, но невозможно вырвать из геномной памяти то, на чем воспитывались десятки и сотни поколений людей в России, а это, безусловно, добро. Именно поэтому западное «give peace a chance» не идёт ни в какое сравнение с нашим коротким и простым «миру мир!».

Не подумайте, что я с кем-то соревнуюсь или каким-то образом умаляю зарубежные попытки говорить о братстве и дружбе, но каждому – своё, не так ли? Война с фашизмом, принёсшая столько горя русским, сделала их непримиримыми к подобным вещам. И только перестройка расшатала эти устои, и в стране появились любера, а по сути – работяги с нацистским уклоном, переросшие позже в скинхедов. И опять же – с подачи Запада. В 90-е годы Запад, получив доступ к советскому человеку, начал прощупывать его на предмет национального гиперболизма. Благо, что страна многонациональная и есть где разгуляться молодчикам с бритыми висками и накаченной мускулатурой. Идея почти беспроигрышная – очистить Советский Союз от хиппи, наркоманов и агрессивных выходцев с Кавказа и Средней Азии, но при этом не трогать негров и алкашей. Негров – потому что не понимали, что за это будет, алкашей – потому что сами выпивали. Новомодная гнусь была быстро объявлена вне закона и ликвидирована, чего не было сделано на Украине: видимо, испугались сами власти. Хотя что это за власть, которая, имея в своем распоряжении закон и силу, боится?

Первые американцы, которые оказались в моем доме в начале 90-х, были экипированы во всё туристическое, вплоть до спичек и верёвок. Собираясь в Союз, они были уверены, что придётся жить в лесу, и весьма удивились, что в моей квартире есть ванна. Любой советский школьник знал тогда, что Невада – это пустыня, а Калифорния – полуостров. Это я к тому, что американцы всех нас меряют своими стандартами и знаниями, не пытаясь даже вникнуть в суть русских, а потому все их попытки ослабить, разложить и подавить Россию будут безуспешными. Даже если на русском не останется ничего русского, то в последний момент из него вылезет такое словцо, которое расставит всё по своим местам, и это надо знать нашим американским партнёрам, а еще иногда слушать «Священную войну» Александрова и Лебедева-Кумача, чтобы начать разбираться в тонкостях русской души.

 

Кстати, песня переводилась и на другие языки. Автором перевода на немецкий «Der Heilige Krieg» был Стефан Хермлин, на польский – Кшиштоф Грущиньский, есть венгерская версия и даже украинская «Вставай, країно гордая», автором которой в советское время стал Никола Бажан – Герой Социалистического Труда (1974), он же народный поэт Узбекской ССР (1974), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964), ну и заслуженный деятель науки Украинской ССР (1966).

 

Верю с надеждой и любовью

Если говорить о государственном устроении, то здесь идеология является основополагающим звеном для наиболее естественного развития общества. Если хотите, то здравая идеологическая схема и принципы, если они не перекошены установками, потворствующими разрастанию личностного эго, позволяют человеку выйти на уровень равновесия и здравомыслия. Увы, но большинство идеологических теорий и схем держат личность в заточении и ориентированы только на узкий круг людей, как правило стоящих у власти. В этом-то и проблема – фальшивизация и спекуляция идеями.

По существу, есть три главенствующие опоры, которые в какой-то степени тоже являются идеологическими, но, будучи ориентированными исключительно на личность, выходят за рамки государственной структуры – это вера, надежда и любовь. Человек, достигающий этих состояний и пребывающий в них постоянно, не нуждается ни в каких иных формах дисциплинарной и идейной организации. Проблема в том, что в обществе вера как идея подвержена искажениям от чрезмерного воздействия законничества и догматизации.

К сожалению, для многих догмы становятся финальной чертой в понимании собственной души и духовного бытия при исповедании свободы – так же, как и любовь нередко обособляется чувственно-страстными сентенциями. Всё это прельщает душу и уводит её в сторону от развития. И только надежда остается неискаженной, ибо всякая душа, ошибающаяся как в вере, так и в любви, опирается на надежду, способную вывести её из уловок ума и чувств. Совесть и надежда – два инструмента в руках Божиих. Первая вскрывает гнойные раны души, а вторая перевязывает их и врачует. Совесть не имеет ничего общего с общепринятым интеллектуальным следованием нравственным канонам. Совесть есть независимое явление, и она не вычисляется рациональными требованиями, равно как надежда и любовь. Наиболее глубокому воздействию ума, а следовательно и его искажениям, подвержена вера, и потому государственный духовный примитивизм опирается исключительно на неё, нередко творя под её прикрытием откровенное беззаконие, что абсолютно невозможно там, где есть любовь. Тем не менее без веры не бывает надежды и любви, и восхождение по духовной лествице всегда начинается с веры, которая обладает колоссальным множеством условностей и неточностей, вплоть до того, что у каждого из нас она становится своей личной. На этом периоде идет переоценка ценностей, и тогда в работу включается надежда, которая, будучи во многом независимой, позволяет вере сформировываться в сторону воли Господа, где и встречается душа с истинной любовью. Такая любовь, за ненадобностью, освобождает душу и от веры, и от надежды, ибо душа познала любовь Божию, а потому более не пребывает в смущениях и поиске, но только в созидании и сотворчестве со своим Небесным Отцом.

 

Сесть! Суд пришёл

Вы можете сколь угодно долго ждать, пока у человека взыграет совесть, но за это время от вас может ничего не остаться – так что учитесь достойно выстраивать границы перед любым хамством, хотя это далеко не так просто.

Для меня всегда был, да и остаётся по сей день открытым вопрос о степени противления злу. С одной стороны, бездействие распаляет хамство и жестокость, с другой – оно способно пробуждать в человеке совесть, а значит, переводить его на совершенно иной, более высокий уровень развития. Всем известны слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!», они являются аллюзией на цитату из Евангелия от Матфея: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). Но есть и слова Иисуса Христа, произнесенные Им в Нагорной проповеди. Полностью это звучит так: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Очевидно, что заповедь Христа о непротивлении злу предполагает борьбу с причиной болезни, потому как не противиться злому можно только одним способом: противопоставив ему добро, наполнив им своё сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Третьего, по всей видимости, не дано, потому что равнодушием победить зло точно невозможно. Более того, зло поразительным образом соединяется с любым равнодушием, расширяя свои границы. Всякое равнодушие базируется на безответственности, на пассивной жизненной позиции, зачастую мотивированной трусостью или ленью, то входят в общее состояние неразвитости.

Сегодня существует много теорий и положений об относительности не только добра, но и зла, что, по моему разумению, связано с общей деградацией человеческого общества на почве достатка. Несмотря на сложность распознания, всякая казуистическая неточность более потворствует злу, а не добру. А потому, если человек не слышит голоса собственной совести и не знает, как поступить по отношению к своему обидчику или к схожей с этим ситуации, которая его касается, то должен поступить в соответствии с законом о нравственности, не задаваясь лишними вопросами. И тем не менее, именно с умения отличать истинное добро от ложного, именуемого злом, начинается духовное развитие не только христианина, но и любого человека.

 

Отсюда – и в вечность

Странно, но в детстве я больше всего любил играть в войну. В семилетнем возрасте мог допоздна носиться по улице с палкой и палить из неё, издавая звуки, очень похожие на свист пуль, очереди пулемёта, взрывы гранат и падение бомб с пикирующих бомбардировщиков. Имитация была столь правдоподобной, что родители интересовались, где я мог этому научиться. А научили улица и кино. Надо сказать, что все мальчишки в то время умели это делать. А еще мы ползали по-пластунски по грязи, приходя домой по уши в глине, но с ощущением героев. Откровенно говоря, эти детские войны жили сами по себе, были не жестокими и не с каким-то умыслом. Годам к десяти я вернулся с фронта, а точнее, разочаровался в подобных играх и чуть позже перенёс остатки своих эмоций на бумагу. Трудно представить, сколько листов мною было изрисовано с одной лишь темой – сражение!

Бились все: турки и русские, русские и монголы, шведы, поляки, индейцы с конкистадорами, пираты с пиратами, самураи с китайцами и даже цыплята с утятами. Выплеснув остатки героики на бумагу, я потерял интерес к этой теме и ко всему, что было связано с армией. Отрочество внесло коррективы, и моей нелюбимой передачей по ТВ стала программа «Служу Советскому Союзу» – программа о службе в армии. Тем не менее после школы я поступил в военный вуз, получил отсрочку, с чем окончательно и укрепился в пацифистских взглядах. В то время это было действительно небезопасно в сравнении с той вседозволенностью, которая есть сейчас. И если кто-то говорит о притеснениях и какой-то там нынешней несвободе, то он просто ничего в этом не смыслит. Мы уже лет тридцать живём не просто в свободной, а гиперсвободной стране, а потому и протесты, если они есть, воспринимаются как постановочные пиар-ходы демонстративных личностей. Свобода привела к бескультурью, инфантильности, скудомыслию и вялой реализации талантов. Кстати, на Западе уже тогда хорошо знали, что со всяким протестом бороться не надо: достаточно его узаконить и он превратится в ряженую самодеятельность, что сегодня наблюдается и в России.

Видимо, это – свойство взросления, а потому годам к сорока мой патриотический стержень стал обрастать кристаллами убеждений, и я впервые взглянул на войну СССР и Германии с позиции чести и совести. В круг моих знакомых стали всё больше и больше входить участники Великой Отечественной, простые люди с героическим прошлым. В то время судьба меня привела в журналистику: я стал главным редактором газеты «Сад духовный» и на правах редактора к 60-летию Победы увлёкся встречами с людьми, которые прошли войну. В каждом таком разговоре я постигал не ту жизнь, что со школы вкачивала в меня советская идеология, а иную – ту правду о войне, которая осталась даже за чертой содержания книг – гениальных романов Симонова или Бондарева.

Простые встречи с ветеранами, долгие и задушевные беседы с ними пробудили и закрепили во мне почти благоговейное отношение к подвигу советского солдата. Почему-то вспоминаются наивные попытки школьных учителей разбудить в нас – в детях – то, что называется уважением, но мало что получалось. А всё потому, что мы были юными и несмышлеными, и нужны нам были другие дела и другой подход. Помню трудовика, участника войны, который однажды на уроке, сам не зная зачем, ушел в воспоминания тех лет и рассказал, как у его товарища осколком оторвало задницу, когда тот присел по нужде. Мы тогда все, как один, затихли и ждали, что он расскажет ещё. Трудовик это заметил и разговорился, да так, что когда прозвенел звонок с урока, никто из нас даже не шелохнулся. Это было почти что боевое крещение, перевернувшее всё моё естество, так что о войне тоже надо уметь говорить.

И даже тогда, когда военная тема меня покинула, я, самоотверженно уходя в духовные поиски, с каким-то волнением вглядывался в лица людей, на груди которых были ордена и медали.

Увы, но перестройка, словно напалмом, стала выжигать чувство любви к Родине и знания о войне с фашизмом в сердцах молодёжи. Увлекаясь оцивилизованной реальностью, мало кто отдавал себе отчёт, что память военных лет – это не просто форма бытия русского человека, но во многом его духовное содержание. И вот случилось то, что случилось!

Оказалось всё намного сложнее, потому как русский патриотизм – это не патетический акт душевности, а гомеостаз нации, без которого она не может существовать в правильном движении. С того времени в моих дневниковых записях и статьях всё больше стали появляться не просто описательные темы, связанные с Родиной, а попытки войти в суть человеческой социально-нравственной природы, где память о недавней войне стала необходимым звеном для построения правильного мышления.

Колоссальная жертва советского народа – это не просто война, но духовная мутация в сторону добра всей нации, и любое вторжение в эту программу приведёт к безусловной ответной силовой реакции. Война действительно стала священной для россиян, и это на сегодня – факт! Пройдет время, и именно через праведную память о многомиллионной мученической жертве это состояние перерастет в верное понимание христианства, которое пока еще в России почти не взошло. Не этого ли больше всего остерегается Западный мир? Будучи далёким от тотального переживания беды, он пока ещё не понимает, что подобное изменение русской души в рамках нации не фатально для него, а как никогда благостно, ибо, найдя в себе силы и приняв это, Запад обретет способность не срастаться с продуктом собственной жизнедеятельности, а именно с культивированным оплотнением себя.

Вне всякого сомнения, все мы – на пороге трансформации, когда отечественный патриотизм, избавляясь от многолетнего морализированного кликушества, обретает не столько форму, сколько содержание, достойное и чести, и совести человека любящего.

 

Комментарии