ПУБЛИЦИСТИКА / Никита БРАГИН. ОТЛУЧЕНИЕ ОТ КУЛЬТУРЫ. От кого зависит будущее цивилизации?
Никита БРАГИН

Никита БРАГИН. ОТЛУЧЕНИЕ ОТ КУЛЬТУРЫ. От кого зависит будущее цивилизации?

 

Никита БРАГИН

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ КУЛЬТУРЫ

От кого зависит будущее цивилизации?

 

Довелось однажды прочесть у Владимира Солоухина в его «Камешках на ладони» о забавном случае. Как-то в семидесятых годах прошедшего века против чего-то стали протестовать норвежские писатели, да так решительно, что взяли да и объявили забастовку! Вот, не будем писать, не будем публиковать, такой красивый протест… Владимир Алексеевич отозвался на эту новость весьма язвительно – ну, что же, бастуйте, а мы уж как-нибудь перебьёмся пока на Ибсене, Гамсуне…

А ведь сейчас происходит нечто подобное, только гиперболизированное, разросшееся. Но по-прежнему комичное, причем комичности этой не замечают организаторы акций, призванных «наказать» русских отлучением от «сокровищ» современной культуры. Примеров сколько угодно, остановимся на нескольких.

Отменили премьеру в России очередного «Бэтмена». За последние тридцать лет я уж и не упомню, сколько версий истории про этого «призрака Готэма» довелось увидеть. Около полдюжины, скорее всего, и, пожалуй, лучшим был старый фильм конца 80-х годов – благодаря Джеку Николсону в роли Джокера. Но и это – так, мелочь, одноразовое развлечение на вечер, когда делать нечего. Да и того же Николсона есть где посмотреть с куда большим интересом и большей пользой – при его актерском потенциале Джокер просто безделка для любительского спектакля, капустника.

Дальше – больше. «Уолт Дисней» прекращает деятельность в России. Ну и что? Нам что, недостаточно Белоснежки, гномов, Дональда Дака и всей остальной диснеевской классики? Наверное, мы вполне можем этим обойтись, равно как если уж смотреть «Звёздные войны», то только Лукаса, но ни в коем случае не Диснея. Тем более что все это – вновь всего лишь область сугубо развлекательного кино. Что-то не слышал я пока про запреты со стороны, например, Вуди Аллена. Да и Квентин Тарантино, хоть и поддержал Украину, тоже не наложил запреты на свои фильмы. А все великое кино ХХ века – его нас никто не лишил и не лишит.

Обратимся к литературе. И тут у нас тоже – «великие потери». В начале марта о прекращении издания своих книг в России объявил Стивен Кинг. Что тут можно сказать? Да только то, что у «короля ужасов» были в прошлом талантливые произведения, но, увы, он давно разменял свой талант на беллетристическое строчкогонство, раздувая до размеров романа сюжеты, годные для короткого рассказа или новеллы, а попутно попросту снижая уровень своей прозы, повторяясь, погружаясь в заурядность. Ну что ж, перебьёмся на его старых работах, на «Сумеречной зоне», на «Кадиллаке Долана», переживем как-нибудь. Да и вообще – неужели кроме Стивена Кинга мы ничего не читали из американской литературы? С нами и Эдгар По, и Герман Мелвилл, и Эмили Дикинсон – а ведь это только еще девятнадцатый век, а в двадцатом… Так что — переживем, перетерпим. Может быть, даже на пользу нам такое «отлучение» от нынешней американской культуры – лучше будем ценить настоящее, прошедшее испытание временем, и, по словам Иова Праведного, «вышедшее как золото».

Больше того – нас никто не сможет лишить богатства мировой культуры. Это сокровище родилось и состоялось, и оно всегда с нами, подобно счастливому дню, что нами был пережит. Некогда Гораций писал о таком прошедшем дне, которого не в силах даже Юпитер отнять у смертного человека:

Сей день я прожил, завтра черной тучей

Пусть занимает Юпитер небо,

Иль ясным солнцем, все же не властен он,

Что раз свершилось, то повернуть назад;

Что время быстрое умчало,

То отменить или небывшим сделать.

                                                                   (Пер. Н.Гинцбурга)

И потому с нами остается все – и русское, и польское, и французское, и британское, и американское – все, что есть прекрасного и дорогого в дарохранительнице мира, все, что мы любим и бережем. И тогда уместно спросить – а кто кого отлучает от культуры, кто кого наказал? То и дело слышим – там Достоевского «закрыли», там Чайковского «убрали». Помилуйте, от кого они закрыли Достоевского – от себя? От нас его не закрыть! Извините, но нас также невозможно отлучить от Шекспира и Шопена, от Рафаэля и Родена. В конце концов, не ради красного словца написал Александр Блок эти строки:

Мы любим все и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё  и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений…

Мы помним всё  парижских улиц ад,

И венецьянские прохлады,

Лимонных рощ далекий аромат,

И Кельна дымные громады…

Мы – это Россия, русская культура, которой, согласно «всемирной отзывчивости» внятно все, включая и великое наследие Европы. Но внятно ли оно самим европейцам в наше взбаламученное время? Боюсь, что не вполне, и это еще мягко сказано. Европа вместо того, чтобы нести культуру, готова растерять оставшееся, дойти до полного скотства, и признаки этого мы видим ежечасно. Даже некоторые эпизоды нашего «отлучения от культуры», предпринятого Европой, таковы, что хоть святых выноси. Не смогли остановить возвращение морозовской коллекции в Россию – так хотя бы две картины, предоставленные частными владельцами, отобрали, по сути – украли, потоптав право частной собственности, которое они на словах так уважают. Мелко и низко.

Но довольно о Европе. Обратимся к нам, посмотрим на себя, это гораздо важнее. В свое время Николай Рубцов воскликнул:

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нахлынули они,

Иных времен татары и монголы.

Мы этому призыву вняли? Оглядывая царящее до сих пор варварское засилье западного культурного товара second hand, не могу ответить положительно. Хуже того, говоришь с молодыми людьми, и вдруг с ужасом осознаешь, что они не понимают некоторых простейших культурных примеров, обычных для моего поколения, скажем, упоминаний образов Гомера или Гёте. Ибо они этого не читали. А в условиях нового «железного занавеса» нынешнее «отлучение от культуры» может стать угрожающим – пусть не для моего, старшего, поколения, но для молодого, от которого зависит не только будущее России, но и будущее Европы, мировой культуры, человеческой цивилизации. Им ведь теперь хранить надо не только себя, не только Русь, но и весь мир, не только Пушкина, но и Шекспира.

 

Комментарии