Людмила БИРЮК. НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА». О романе Вячеслава Сбитнева «Река боли»
Людмила БИРЮК
НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА»
О романе Вячеслава Сбитнева «Река боли»
«Что думает человек, находясь на границе между жизнью и смертью? Как он живет, если это можно назвать жизнью?
А родные, близкие ему люди?
Что чувствуют они, когда узнают, что улыбающийся еще вчера и довольный жизнью человек сегодня оказывается на этой границе, вынужденный ежеминутно, ежечасно сражаться за жизнь?».
Эти и многие другие жгучие вопросы задает кубанский прозаик Вячеслав Сбитнев в своем новом романе «Река боли» (Краснодар: Традиция, 2022). Его произведение поражает читателя не лихо закрученным сюжетом, не любовными интригами и даже не модной ныне политизированностью, а своей неприкрытой, ничем не приукрашенной житейской правдой. Это взволнованный, эмоциональный и честный монолог молодой женщины о ее борьбе с одной из самых страшных болезней человечества – онкологией.
«Двадцать миллионов человек! – восклицает Сбитнев в начале своего романа. – По официальным данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, именно столько человек умерло за один только 2020 год от онкозаболеваний».
Но это статистика. Как бы ни были страшны её цифры, они не могут так живо тронуть сердце читателя, как правдивая история одного конкретного человека, которому поставлен неумолимый диагноз. Что ждет его впереди? И где взять силы для дальнейшей жизни?
Главная героиня романа Екатерина до своей болезни была самой обыкновенной женщиной. Таких, как она, – тысячи. Еще довольно молодая, не слишком богатая, но и не бедная, не слишком счастливая, но и не несчастная – есть образование, работа, дом, прелестные дети, любимая мама… Муж? Был когда-то и муж. Теперь Катя с беззлобным юмором называет его «донором», но зла не держит. Перегорела, привыкла, притерлась к повседневной жизни, которая, как и у многих женщин, катилась по привычной колее, год за годом. И долго бы еще так продолжалось – ни шатко, ни валко, «как у всех», если бы однажды в жизнь Екатерины не ворвалась боль. Она по-хозяйски поселилась в Катином теле, постепенно подчиняя себе весь её организм, клеточка за клеточкой. А что же Катя? Поначалу она сделала то же самое, что, к сожалению, делают большинство из нас: ровным счетом ничего. Терпела и ждала, когда само пройдет.
Призрак исхудавшего, похожего на скелет лысого существа с тёмными кругами под глазами хоть однажды снился каждому из нас. Но человеческая природа такова, что мы никогда не примеряем этот жуткий образ на себя: «Нет, нет! Со мной такого не может случиться! С кем угодно, только не со мной!». А когда вдруг раздается первый удар колокола, мы, словно страусы, прячем голову в песок…
«Мало ли что может болеть у человека после стрессов? – успокаивала я себя. – Ночь пройдет, и всё нормализуется. Наступит новый день, боль уйдет, дышать станет легче, а там и остальное как-нибудь наладится». Возможно, в словах Кати многие читатели узнают себя. Образованные люди, отлично знающие, что болезнь легче вылечить на ранней стадии, мы предпочитаем быть невеждами, терпеть что угодно, только не идти к врачу. Не дай бог, он подтвердит то, о чём мы боимся узнать! Но весь ужас в том, что встреча с врачом и его диагноз все равно неотвратимы. Так случилось и с Катей, которая в конце концов узнаёт о своей болезни.
Хрупкая, с нежной ранимой душой, импульсивная и эмоциональная, Катя находит силы стойко выдержать всё, что выпало на ее долю. «Реке боли» не удалось утопить ее в своей тёмной пучине.
«Выслушав вердикт врача и основательно покопавшись в голове, я приняла единственно верное для меня решение – не поддаваться трудностям, а сделать все возможное, чтобы вернуться в привычный мир, к своей семье, в свою жизнь».
Действие романа течёт то тягуче-медленно, то совершает резкие повороты, то дарит надежду, то ввергает в отчаяние… Ничего не поделаешь: такова отныне жизнь Екатерины, разделенная болезнью на «до» и «после». И как бы героиня ни стремилась вернуться «в привычный мир», мы понимаем: прежней жизни уже не будет. Надо учиться жить по-новому.
Это трудно… Далеко не всем удается сохранить мужество в столь тяжких испытаниях. В больнице Катерина видит хнычущую женщину, изводящую родственников своим нытьем. Не слушая слов утешения, она тупо твердит одно и то же: «Я так больше не могу, у меня сил нет… За что мне это наказание? Я не выдержу. Я не могу спать, не могу есть, наверное, я скоро умру». В ее речи недаром несколько раз повторяется местоимение «я». Перед нами яркий пример эгоцентризма. И в этом не только болезнь виновата. Мы догадываемся, что и в обычной жизни женщина была сосредоточена только на себе, а болезнь лишь обнажила и обострила ее эгоизм. Да и какая болезнь?! Всего лишь доброкачественная опухоль… Узнав об этом Катя «даже немного позавидовала ей». Она не может понять подобное малодушие:
«Не знаю, почему она рыдает, для чего она это делает, тем более, если врач, по словам дочери, всё ей доходчиво объяснил?».
Эгоистичной пациентке противостоит в романе яркий образ поистине удивительного человека – Сергея Ивановича. Встреча с ним стала важным событием в жизни Кати. Его мудрость и душевная стойкость вливают в измученную героиню новые силы. Даже сознавая, что дни его сочтены, Сергей Иванович не позволяет себе ни малейшего проявления слабости. С его уст не срывается ни единого слова жалобы. Он не ропщет на судьбу, а, напротив, благодарен ей за минуты счастья, за непростую, но честную жизнь, за любовь к жене Любане, светлая память о которой согревает его душу…
Перед смертью Сергей Иванович оставил Кате доброе и мужественное письмо, ставшее для нее настоящим компасом в безбрежной реке страданий: «…Мне тоже приходилось бороться, и я знаю, что это такое. Боритесь и Вы. Другого пути у Вас нет, как не было его у меня, но я верю, что у Вас всё получится».
Прощаясь, Сергей Иванович мысленно передает Кате надежный внутренний стержень, который впоследствии помог ей выстоять в самые трудные минуты жизни. Отныне героиня Вячеслава Сбитнева старается держать себя в руках и сохранять самообладание. О чем она думает наедине с собой – один Бог знает! Но в отношениях с близкими людьми не позволяет себе расслабиться. Лишь однажды вдруг почувствовала она себя «маленькой девочкой в ситцевом платьице» и поделилась с мамой «неизвестно откуда взявшимся горем»…
Писатель не идет по легкому пути. Он не внушает читателю дешевые иллюзии о том, что онкологии не надо бояться, не заявляет с бодряческим оптимизмом: «Это не страшно, лечитесь, и всё будет хорошо!». Идея романа состоит в том, что в любом случае, даже если болезни удается победить наш организм, она бессильна победить нашу волю. Как тут не вспомнить слова писателя-подвижника, ныне, увы, забытого Николая Островского: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной». В нечеловеческих условиях нужно оставаться человеком, не поддаваться унынию, не срывать на ближних своё раздражение, сохранять человеческое достоинство, продолжать любить жизнь, как бы мало ее ни осталось… Основная мысль писателя емко заключена в названии одной из глав романа: «Встань и иди!».
Все главы романа предваряют тщательно подобранные эпиграфы, всегда неожиданные, не затертые частым употреблением. Каждый эпиграф сам по себе – маленький шедевр. Например: «Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать» (Коко Шанель); «Где любят нас – лишь там очаг родимый!» (Джордж Байрон); «Самый опасный убийца человека не алкоголь, не болезни, а отчаяние» (Виктория Кинэвард, писатель).
Дети, мама, друзья становятся для Кати великим стимулом в борьбе с болезнью. В трудные минуты она повторяет слова из песни Анжелики Агурбаш: «Я буду жить для тебя… Я буду жить для тебя…». Поначалу Катя лишь пассивно терпит физические страдания, но потом она решает дать врагу достойный отпор. Не в силах уничтожить свою болезнь, героиня решает возвысится над ней морально: посмеяться над своей мучительницей, дать ей «ассиметричный ответ, а заодно показать всем, и прежде всего себе самой, что женщина должна оставаться женщиной в любой ситуации».
Кульминацией романа становится эпизод, когда исхудавшая, потерявшая волосы Екатерина вдруг решает запечатлеть свой образ на фотографии. С помощью макияжа опытный мастер волшебным образом преображает её, превращая в красавицу… Это была для героини настоящая минута счастья, минута славы и моральной победы над болезнью. «Впрочем, отступать я и не собиралась. Наоборот, хотела показать: женщина в любой, даже в такой сложной ситуации, как у меня, может и должна найти в себе силы выглядеть по возможности хорошо.
Не замыкаться молчаливо в тесном мире одиночества, безнадёги, страданий, а превозмогая мнимые условности, заявить во всеуслышанье, громко, так, чтобы всем было слышно:
– Я здесь! Я с вами! Я живу!».
Роман «Река боли» написан от первого лица, к тому же от лица женщины. Такой литературный приём сам по себе необычайно труден. Он держит писателя в определенных рамках, потому что требует постоянного присутствия главного героя на страницах произведения. В то же время в рассказе от первого лица есть и свои преимущества. Такой способ изложения придает литературному произведению особенное обаяние исповедальности и доверительности.
Перед Вячеславом Сбитневым стояла вдвойне трудная задача. Ему нужно было не только рассказать о том, как борется с болезнью «маленькая сильная женщина» (как назвал Катю Сергей Иванович), но и буквально перевоплотиться в нее. В мировой литературе не много найдется примеров, когда подобная литературная задача была успешно решена. Вспоминаются навскидку лишь новелла Стефана Цвейга «Письмо незнакомки», детективный роман Уилки Коллинза «Женщина в белом», повесть Льва Кассиля «Великое противостояние» и некоторые рассказы Анатолия Алексина… Можно назвать еще несколько произведений, но немного. Что касается романа «Река боли», то автор настолько проникся внутренним миром своей героини, что, читая, веришь каждому его слову, горячо сочувствуешь его героине, не задумываясь, кем написан роман – мужчиной или женщиной. Если бы в книге не было предисловия и послесловия, а на обложке стоял женский псевдоним, то уверена: все бы поверили, что роман написан женщиной.
Но у Вячеслава Сбитнева не было цели водить читателя за нос, он предельно честен. В своих обращениях к читателю он объясняет, почему решил написать эту книгу. Особенно трепетно звучит в финале письмо главной героини книги – Екатерины, в котором она благодарит друзей и близких за поддержку и подтверждает, что всё рассказанное о ней в этой книге – «неотретушированная правда».
«А еще у меня есть надежда, – пишет читателям Катя, – что история моей болезни, изложенная на этих страницах, откроет для многих глаза на мир людей, вынужденно живущих с приставкой «онко». Короткое, но такое долгое в своей боли слово».
Роман Вячеслава Сбитнева учит нас не сгибаться под тяжестью несчастий, бороться и не терять надежду, которая, как известно, умирает последней. Вынужденная пройти через все круги ада, Катя не сломилась. И пусть героиня книги пока не смогла полностью победить своего смертельного врага, но она одерживает над ним моральную победу. Тяжелый недуг, словно испуганный несгибаемой силой воли Екатерины, отступает на целых два года – дает ей передышку. А потом – возвращается… Сбитнев оставляет свою Катю на перепутье, заставляя читателя раздумывать над её дальнейшей судьбой. Что будет дальше? Сумеет ли Екатерина окончательно и навсегда одолеть свою ужасную болезнь, ставшую проклятием её жизни?
Читателям, успевшим полюбить нежную и обаятельную женщину, которая, не щадя себя, рассказала о своей беде, хочется верить в счастливый конец этой непридуманной истории. Потому что Катя – не просто персонаж романа, а настоящая героиня!
Написанный ярко, страстно и в то же время сдержанно, роман Вячеслава Сбитнева «Река боли», несомненно, будет полезен не только тем, кого сразил ужас онкологии, но и широкому кругу читателей, ибо, все мы под Богом ходим. То, что случилось с Катей, может произойти с каждым из нас.
Никогда не говори «никогда»…
Здравствуйте, Людмила Дмитриевна! Спасибо за статью о книге Вячеслава Сбитнева "Река боли", в который Вы открыли для всех нас , и для меня лично, нового автора, яркого и без сомнения, талантливого. Подробный обзор книги вызывает живой интерес, и желание тотчас взять книгу в руки и окунуться в непростую жизнь хрупкой женщины. Приятно осознавать, что наша Кубанская земля щедра на таланты. Статья очень понравилась и я искренне поздравляю Вас с её публикацией, как поздравляю и автора Вячеслава Сбитнева с приёмом в СП РОССИИ!
Ольга Немыкина, поэт, прозаик, переводчик, член СП РОССИИ.
Несомненно очень трудная тема. Но и автор романа, и автор статьи смогли найти верные слова и раскрыть заветные глубинные смыслы. Спасибо! Поздравляю сердечно!
С.Макарова-Гриценко.
Здравствуйте, Людмила Дмитриевна! Подача романа Вячеслава Сбитнева настолько хороша образностью, эмоциональностью, что хочется этот роман читать медленно, с остановками. Невольно проводится параллель с моей коллегой, которая достойно прошла весь путь дважды. Мне очень хочется иметь этот роман у себя на полке или в электронном варианте. Художественное слово автора романа сильнее всякого средства. Мощный потенциал основной мысли произведения вселяет уверенность в того, кто подвержен таким испытаниям. Роману, без сомнения, жить! Людмиле Дмитриевне и Вячеславу Сбитневу Божией помощи в творчестве! И храни Вас Господь!
Нина Волченкова, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы. Брянск
Многим из нас необходима поддержка в трудную минуту. Уверена, героиня книги "Река боли" Вячеслава Сбитнева собственным примером может такую помощь оказать. Спасибо Людмиле Дмитриевне за знакомство с новой книгой и с новым автором.
Лидия Железовская, поэт, переводчик, член СП России
Роман Вячеслава Сбитнева не читал, но Людмила Бирюк так ярко и убедительно передала его духовную суть, что желание читать оригинал появилось сразу.
Благодарю Вас, Людмила Дмитриевна, за то, что заострили внимание на таком важном духоподьемном произведении.
Григорий Блехман
...Как будто о себе читала... Образно, чётко, горько и светло. Сильно. В моей судьбе есть большая боль с рождения, и каждый день - преодоление её, удаление творчеством. Спасение через слово и музыку. Благодарю, Людмила Дмитриевна, благодарю Вячеслав! Дорогие, мира и света Вам, новых книг и счастья!!!
Анна Вартаньян, поэт, композитор, переводчик, член СП России.