РЕЦЕНЗИЯ / Юрий ЛОПУСОВ. С ЛЮБОВЬЮ К ПИСАТЕЛЯМ. Предисловие к книге Григория Блехмана
Юрий ЛОПУСОВ (1939-2021)

Юрий ЛОПУСОВ. С ЛЮБОВЬЮ К ПИСАТЕЛЯМ. Предисловие к книге Григория Блехмана

 

Юрий ЛОПУСОВ*

С ЛЮБОВЬЮ К ПИСАТЕЛЯМ

Вместо предисловия к книге Григория Блехмана

 

Незабвенный Михаил Афанасьевич Булгаков с присущей ему тонкой иронией однажды написал в своём дневнике, что ещё со времён Виссариона Белинского читающая публика традиционно уважает литературных критиков и считает их умнее писателей, так как критики объясняют читателям, что имел в виду и что хотел сказать писатель своей книгой.

Судьба позаботилась о Григории Блехмане, подарив ему талант литературного критика и оградив тем самым от необходимости писать лишь стихи и прозу, которые впоследствии пришлось бы не только анализировать, но и объяснять читателю, что имел ввиду уважаемый господин Блехман, когда говорил одно, а сам при этом, возможно, думал совсем-совсем другое.

Читая его новую книгу «Горький август Серебряного века» (пока ещё в рукописи), я с удовольствием отмечаю, что в словах и критических суждениях Григория Блехмана нет даже микронного разрыва между тем, что написано и истинной позицией автора – и как критика, и как гражданина. Предельная искренность – вот что придаёт его размышлениям о литературе особую ценность.

Говорю это потому, что в последнее время в нашей литературной критике появилось очень много статей, написанных не по зову сердца, а с целью обозначить свою «партийную» позицию, свою принадлежность к тому или иному литературному сообществу, которое формируется не по сходству творческих интересов, а по наличию общего недруга.

Я думаю, эта тенденция объясняется тем, что в настоящее время резко обострилась борьба между писателями, представляющими два основных направления в современной литературе – между  патриотически  настроенными писателями, которые, не требуя радикальных перемен, стоят за постепенные –  эволюционные –    изменения в нашем государстве во имя справедливого его устройства, и писателями-либералами, которые за последние годы заметно окрепли, получив мощную поддержку Запада, и сегодня готовы идти ва-банк, напролом, расценивая либеральную политику президента как некую поддержку своих «общечеловеческих» ценностей, противостоящих традиционным русским духовным приоритетам.

В скобках заметим, что история знает слишком много примеров тому, когда чрезмерно либеральная политика главы государства приводила страну к катастрофе. Вспомним хотя бы политический опыт Николая Второго.

На фоне такого – предельно обострившегося в последние годы противостояния, отличающегося запредельной резкостью, нарушением элементарных этических норм и неуважением к мнению оппонентов, книга Григория Блехмана своими тонким наблюдениями знатока русской и мировой литературы, доброжелательностью, всем строем своих размышлений о судьбах современной литературы и глубоким уважением к творчеству писателей, попавших в орбиту  аналитического внимания его как поэта, прозаика, публициста и критика, как бы взывает к миролюбию, к поиску разумных компромиссов и утверждению тех идеалов, которые традиционно отстаивала классическая русская литература на всём протяжении своей истории.

Мне особенно дороги мысли автора в его предшествующей аналитической книге «Слово средь земных тревог», где он пишет о творчестве поэтов военного поколения, обогатившего нашу литературу новыми красками и до сих пор восхищающих нас своей великой любовью к Отечеству. Анализируя творчество поэтов «огненных лет» Александра Твардовского, Давида Самойлова и Александра Межирова, Блехман пытается осмыслить понятие патриотизма в контексте современных духовных и нравственных реалий.

И поскольку, с каждым из указанных поэтов-фронтовиков Григорий Блехман был знаком лично, это, конечно же, добавляет его духовному и литературному анализу «ауру соприкосновения».

Здесь же – в книге «Горький август Серебряного века» – духовные и нравственные реалии волнуют критика при анализе творчества знаковых поэтов Серебряного века – Александра Блока и Николая Гумилёва. Причём, автор ведёт речь не только о поэтах как таковых, но и об особенностях времени, в котором они жили и которое всегда накладывает существенный отпечаток на содержание и дух произведений. А поскольку, как я уже отмечал, Григорий Блехман является знатоком русской и мировой литературы, повествуя о поэтах Серебряного века, он подробно остановился на истоках и ходе развития одного из известнейших направлений в мировом искусстве – символизма, – под ощутимым влиянием которого долгое время находились литература, живопись, музыка и театр Серебряного века.

Размышляя о критических статьях Григория Блехмана, отмечу ещё, что он не употребляет в них общих, мало что значащих определений, а находит для каждого, о ком пишет, индивидуальные, только этому поэту или прозаику присущие характеристики и черты, что выгодно отличает его от многих, кто пробует свои силы в жанре литературной критики. Думаю, такое отличие определяется тем, что Блехман, как я уже отмечал, и сам является прекрасным, глубоким и тонким поэтом и прозаиком. 

Всё это свидетельствует о человеческой мудрости и творческой уникальности Блехмана-критика – его способности увидеть литературный процесс любого времени панорамно, в сопряжении с главными событиями жизни его героев.

Всем строем своей книги он призывает читателя вспомнить всё самое лучшее и самое светлое, что привнесла в нашу жизнь литература, на которой лежит печать высокого уважения к человеку, и разделить с ним, критиком, его глубокую любовь к этим писателям.

Если в этом коротком литературно-критическом эссе допустима поэтическая метафора в духе Григория Блехмана, я назвал бы его счастливым садовником, который каждое утро входит в пронизанную солнцем стеклянную оранжерею, где благоухают прекрасные цветы – лучшие произведения современной эпохи и прошлых лет, – любуется их многоцветьем и мечтает о том, чтобы сегодняшний читатель, утративший в погоне за призраком «золотого тельца» способность чувствовать красоту этого мира, остановился на минутку и вдохнул чарующий аромат никогда не увядающего сада русской литературы, который, несмотря даже на горькие моменты тех или иных его «жителей», очищает наши души, позволяет нам подняться над суетой жизни и приблизиться к горним сияющим вершинам духа. Духа, которым и пронизана новая книга Григория Блехмана: «Горький август Серебряного века» (Москва, «Российский писатель». 2022 г.).

-------------------------------------------------------------
       *Юрий Лопусов (1939-2021) поэт, прозаик и литературный критик, лауреат международной премии «Поэзия 2000» и других Всероссийских литературных премий, секретарь правления СПР.

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #31287 16.06.2022 в 12:19

Мне тоже очень жаль, что Юрий Александрович не сумеет услышать слова читателей этой книги о его предисловии к ней.
Всё, что он написал, полностью соответствует не только содержанию книги, но и многогранному таланту Григория Блехмана, ярко проявившемуся и здесь.
Поздравляю тебя, Григорий.
Александр Никифоров.

Комментарий #31267 08.06.2022 в 17:42

Дорогие коллеги.
Большое спасибо за такие тёплые слова. Очень жаль, что Юрий Александрович теперь уже не сможет узнать ваше мнение о его блистательном стиле,в котором он писал и стихи, и прозу и критические заметки. Ему, безусловно, Бог дал, потому что такому не научишься. А поскольку каждый из вас - яркая личность, состоявшаяся в художественной литературе, Юрию Александровичу, уверен, было бы дорого читать ваши слова о нём. Также, как и мне сейчас дорого читать слова об этой книге от тех из вас, кто её уже прочитал. Долго не решался приступать к тому, чтобы так подробно поделиться своими ощущениями о каждом из этих двух выдающихся поэтах личностях, из опасения, что не справлюсь. Но, судя по вашим откликам, что-то получилось, чему, конечно, рад.
И конечно, очень признателен Валентине Григорьевне за эту публикацию в таком уважаемом издании, как "День Литературы".

Наналье Радостевой.
Наташенька, ничего покупать не надо. С удовольствием подарю при встрече и эту книгу, и те из предшествующих, какие ещё остались. Уже отложил для тебя. И буду благодарен, если подаришь что-то из своего.

Ещё раз - спасибо, дорогие коллеги.
С теплом, ваш Григорий Блехман

Комментарий #31264 06.06.2022 в 18:38

Книга во всех отношениях очень высокого качества. Действительно, таких литературоведов, как Григорий Блехман, единицы. И я полностью согласен с Юрием Александровичем Лопусовым во всём, о чём он аписал в своём замечательном предисловии.
Поздравляю, дорогой Григорий Исаакович. Вы - Мастер.
Андрей Румянцев.

Комментарий #31263 06.06.2022 в 16:28

Ой, чуть не пропустила. Весьма замечательно написано, и я хочу эту книгу.
Впрочем, любую из книг Григория Блехмана я купила бы даже без "подводок". Надеюсь, мне экземпляр достанется, до моего приезда в Москву все не разберут... Григорию Блехману - очередных творческих успехов!! С уважением, ... Наталья Радостева

Комментарий #31240 30.05.2022 в 16:44

Простите, не подписался. КОММЕНТАРИЙ #31239 мой, Сергей Зубарев.

Комментарий #31239 30.05.2022 в 16:42

Замечательное предисловие к книге Григория Блехмана написал Юрий Лопусов "С любовью к писателям". Всё верно! О ком бы Григорий Блехман не писал, он пишет с любовью к этому человеку и его творчеству. И всё это читается не просто как литературоведческая или критическая статья, а как увлекательный рассказ. Спасибо Юрию Александровичу за такое чудесное предисловие, а Григория Исааковича поздравляю с новой книгой!

Комментарий #31227 27.05.2022 в 19:17

Юрий Лопусов написал отменно.
Очень образно и душевно. Мастер, ничего не скажешь.
Но ему нетрудно было писать, потому что и автор - Григорий Блехман, и сама книга таких слов достойны.
Андрей Константинов.

Комментарий #31221 26.05.2022 в 17:30

О Блоке и Гумилёве написано очень много, как их современниками, так и более поздними поколениями литературоведов.
И казалось бы, что нового можно сказать и отом, и о другом. Но, начав пролистывать эту книгу Григорий Блехмана, невольно зачитался и уже не мог оорваться, пока не дочитал. Прекрасно написано: как-то свежо, образно...В общем, нетривиально - без каких-либо общих фраз. И в то же время фактологически. Каждый факт подтверждён воспоминаниями современников или документально. Теперь эта книга станет одной из моих настольных книг.
Юрий Пахомов

Комментарий #31217 25.05.2022 в 20:50

Полностью согласен с Николаем и Валерием! Блестяще написано. Юрий Александрович Лопусов верно сказал в своём предисловии, что так может написать не просто критик, а только писатель с талантом поэта. А Григорий Блехман, как всем известно, прекрасный поэт. С 3-го по 6-е обязательно буду на Красной площади и попрошу Вас, Григорий Исаакович, подписать мне Вашу замечательную книгу.
Дай Бог Вам здоровья.
Юрий Богданов.

Комментарий #31212 24.05.2022 в 23:49

«…Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!»
Блоковские строки из цикла «На поле Куликовом» будут продолжены следующим его предвидением: «Прошлое страстно глядится в будущее.»
И словно о сегодняшнем дне пишет или, лучше сказать, заклинает Николай Гумилёв:
«Тружеников,медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.»
«Поля, омоченные в крови» – тут даже пояснять никому ничего не надо.
«…убить меня не убьют (ты ведь знаешь, что поэты пророки) – писал с фронта жене Гумилёв.
«… И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век», – думаю, эти гумилёвские строки можно вполне отнести и к Блоку…
Поэты – они не только пророки, но они и наши современники, и большая заслуга замечательного Григория Блехмана в том, что казалось бы, дела давно минувших дней и их боли спроецированы на день и заботу дня нынешного.
Автором проделан колоссальный объём работы, каждый тезис подкреплён документально, но, видимо, таково свойство его литературного таланта, что даже и серьёзные и трагические вещи он может преподнести в увлекательной художественной форме, от чего невозможно оторваться.
Чистосердечно могу сказать, что книга Григория Блехмана «Горький август серебряного века» с автографом автора подаренная мне недавно, стала одним из отрадных событий моей литературной и не только литературной жизни.
Живи сто лет, казак кубанский, и пусть Господь осенит твою мудрую голову новыми творческими замыслами!
Твой Николай Коновской.


Комментарий #31211 24.05.2022 в 22:03

Недавно был на Комсомольском,13 и взял эту книгу. Стал читать и не мог оторваться. Я полностью согласен с Юрием Лопусовым в том, что Григорий Блехман уникальный литературовед, который умеет написать, казалось бы, сугубо аналитическую стаью так, что читаешь её будто художественное произведение. И Юрий Александрович очень тонко и глубоко это подметил, написав свои соображения о литературном таланте Григория Блехмана в предисловии к его прекрасной книге.
Спасибо, Григорий Исаакович, за такую книгу и спасибо, Валентина Григорьевна, за эту публикацию на сайте Вашего журнала.
С уважением и благодарностью Валерий Савостьянов.