Юрий ЛОПУСОВ. С ЛЮБОВЬЮ К ПИСАТЕЛЯМ. Предисловие к книге Григория Блехмана
Юрий ЛОПУСОВ*
С ЛЮБОВЬЮ К ПИСАТЕЛЯМ
Вместо предисловия к книге Григория Блехмана
Незабвенный Михаил Афанасьевич Булгаков с присущей ему тонкой иронией однажды написал в своём дневнике, что ещё со времён Виссариона Белинского читающая публика традиционно уважает литературных критиков и считает их умнее писателей, так как критики объясняют читателям, что имел в виду и что хотел сказать писатель своей книгой.
Судьба позаботилась о Григории Блехмане, подарив ему талант литературного критика и оградив тем самым от необходимости писать лишь стихи и прозу, которые впоследствии пришлось бы не только анализировать, но и объяснять читателю, что имел ввиду уважаемый господин Блехман, когда говорил одно, а сам при этом, возможно, думал совсем-совсем другое.
Читая его новую книгу «Горький август Серебряного века» (пока ещё в рукописи), я с удовольствием отмечаю, что в словах и критических суждениях Григория Блехмана нет даже микронного разрыва между тем, что написано и истинной позицией автора – и как критика, и как гражданина. Предельная искренность – вот что придаёт его размышлениям о литературе особую ценность.
Говорю это потому, что в последнее время в нашей литературной критике появилось очень много статей, написанных не по зову сердца, а с целью обозначить свою «партийную» позицию, свою принадлежность к тому или иному литературному сообществу, которое формируется не по сходству творческих интересов, а по наличию общего недруга.
Я думаю, эта тенденция объясняется тем, что в настоящее время резко обострилась борьба между писателями, представляющими два основных направления в современной литературе – между патриотически настроенными писателями, которые, не требуя радикальных перемен, стоят за постепенные – эволюционные – изменения в нашем государстве во имя справедливого его устройства, и писателями-либералами, которые за последние годы заметно окрепли, получив мощную поддержку Запада, и сегодня готовы идти ва-банк, напролом, расценивая либеральную политику президента как некую поддержку своих «общечеловеческих» ценностей, противостоящих традиционным русским духовным приоритетам.
В скобках заметим, что история знает слишком много примеров тому, когда чрезмерно либеральная политика главы государства приводила страну к катастрофе. Вспомним хотя бы политический опыт Николая Второго.
На фоне такого – предельно обострившегося в последние годы противостояния, отличающегося запредельной резкостью, нарушением элементарных этических норм и неуважением к мнению оппонентов, книга Григория Блехмана своими тонким наблюдениями знатока русской и мировой литературы, доброжелательностью, всем строем своих размышлений о судьбах современной литературы и глубоким уважением к творчеству писателей, попавших в орбиту аналитического внимания его как поэта, прозаика, публициста и критика, как бы взывает к миролюбию, к поиску разумных компромиссов и утверждению тех идеалов, которые традиционно отстаивала классическая русская литература на всём протяжении своей истории.
Мне особенно дороги мысли автора в его предшествующей аналитической книге «Слово средь земных тревог», где он пишет о творчестве поэтов военного поколения, обогатившего нашу литературу новыми красками и до сих пор восхищающих нас своей великой любовью к Отечеству. Анализируя творчество поэтов «огненных лет» Александра Твардовского, Давида Самойлова и Александра Межирова, Блехман пытается осмыслить понятие патриотизма в контексте современных духовных и нравственных реалий.
И поскольку, с каждым из указанных поэтов-фронтовиков Григорий Блехман был знаком лично, это, конечно же, добавляет его духовному и литературному анализу «ауру соприкосновения».
Здесь же – в книге «Горький август Серебряного века» – духовные и нравственные реалии волнуют критика при анализе творчества знаковых поэтов Серебряного века – Александра Блока и Николая Гумилёва. Причём, автор ведёт речь не только о поэтах как таковых, но и об особенностях времени, в котором они жили и которое всегда накладывает существенный отпечаток на содержание и дух произведений. А поскольку, как я уже отмечал, Григорий Блехман является знатоком русской и мировой литературы, повествуя о поэтах Серебряного века, он подробно остановился на истоках и ходе развития одного из известнейших направлений в мировом искусстве – символизма, – под ощутимым влиянием которого долгое время находились литература, живопись, музыка и театр Серебряного века.
Размышляя о критических статьях Григория Блехмана, отмечу ещё, что он не употребляет в них общих, мало что значащих определений, а находит для каждого, о ком пишет, индивидуальные, только этому поэту или прозаику присущие характеристики и черты, что выгодно отличает его от многих, кто пробует свои силы в жанре литературной критики. Думаю, такое отличие определяется тем, что Блехман, как я уже отмечал, и сам является прекрасным, глубоким и тонким поэтом и прозаиком.
Всё это свидетельствует о человеческой мудрости и творческой уникальности Блехмана-критика – его способности увидеть литературный процесс любого времени панорамно, в сопряжении с главными событиями жизни его героев.
Всем строем своей книги он призывает читателя вспомнить всё самое лучшее и самое светлое, что привнесла в нашу жизнь литература, на которой лежит печать высокого уважения к человеку, и разделить с ним, критиком, его глубокую любовь к этим писателям.
Если в этом коротком литературно-критическом эссе допустима поэтическая метафора в духе Григория Блехмана, я назвал бы его счастливым садовником, который каждое утро входит в пронизанную солнцем стеклянную оранжерею, где благоухают прекрасные цветы – лучшие произведения современной эпохи и прошлых лет, – любуется их многоцветьем и мечтает о том, чтобы сегодняшний читатель, утративший в погоне за призраком «золотого тельца» способность чувствовать красоту этого мира, остановился на минутку и вдохнул чарующий аромат никогда не увядающего сада русской литературы, который, несмотря даже на горькие моменты тех или иных его «жителей», очищает наши души, позволяет нам подняться над суетой жизни и приблизиться к горним сияющим вершинам духа. Духа, которым и пронизана новая книга Григория Блехмана: «Горький август Серебряного века» (Москва, «Российский писатель». 2022 г.).
-------------------------------------------------------------
*Юрий Лопусов (1939-2021) – поэт, прозаик и литературный критик, лауреат международной премии «Поэзия 2000» и других Всероссийских литературных премий, секретарь правления СПР.
Мне тоже очень жаль, что Юрий Александрович не сумеет услышать слова читателей этой книги о его предисловии к ней.
Всё, что он написал, полностью соответствует не только содержанию книги, но и многогранному таланту Григория Блехмана, ярко проявившемуся и здесь.
Поздравляю тебя, Григорий.
Александр Никифоров.
Дорогие коллеги.
Большое спасибо за такие тёплые слова. Очень жаль, что Юрий Александрович теперь уже не сможет узнать ваше мнение о его блистательном стиле,в котором он писал и стихи, и прозу и критические заметки. Ему, безусловно, Бог дал, потому что такому не научишься. А поскольку каждый из вас - яркая личность, состоявшаяся в художественной литературе, Юрию Александровичу, уверен, было бы дорого читать ваши слова о нём. Также, как и мне сейчас дорого читать слова об этой книге от тех из вас, кто её уже прочитал. Долго не решался приступать к тому, чтобы так подробно поделиться своими ощущениями о каждом из этих двух выдающихся поэтах личностях, из опасения, что не справлюсь. Но, судя по вашим откликам, что-то получилось, чему, конечно, рад.
И конечно, очень признателен Валентине Григорьевне за эту публикацию в таком уважаемом издании, как "День Литературы".
Наналье Радостевой.
Наташенька, ничего покупать не надо. С удовольствием подарю при встрече и эту книгу, и те из предшествующих, какие ещё остались. Уже отложил для тебя. И буду благодарен, если подаришь что-то из своего.
Ещё раз - спасибо, дорогие коллеги.
С теплом, ваш Григорий Блехман
Книга во всех отношениях очень высокого качества. Действительно, таких литературоведов, как Григорий Блехман, единицы. И я полностью согласен с Юрием Александровичем Лопусовым во всём, о чём он аписал в своём замечательном предисловии.
Поздравляю, дорогой Григорий Исаакович. Вы - Мастер.
Андрей Румянцев.
Ой, чуть не пропустила. Весьма замечательно написано, и я хочу эту книгу.
Впрочем, любую из книг Григория Блехмана я купила бы даже без "подводок". Надеюсь, мне экземпляр достанется, до моего приезда в Москву все не разберут... Григорию Блехману - очередных творческих успехов!! С уважением, ... Наталья Радостева
Простите, не подписался. КОММЕНТАРИЙ #31239 мой, Сергей Зубарев.
Замечательное предисловие к книге Григория Блехмана написал Юрий Лопусов "С любовью к писателям". Всё верно! О ком бы Григорий Блехман не писал, он пишет с любовью к этому человеку и его творчеству. И всё это читается не просто как литературоведческая или критическая статья, а как увлекательный рассказ. Спасибо Юрию Александровичу за такое чудесное предисловие, а Григория Исааковича поздравляю с новой книгой!
Юрий Лопусов написал отменно.
Очень образно и душевно. Мастер, ничего не скажешь.
Но ему нетрудно было писать, потому что и автор - Григорий Блехман, и сама книга таких слов достойны.
Андрей Константинов.
О Блоке и Гумилёве написано очень много, как их современниками, так и более поздними поколениями литературоведов.
И казалось бы, что нового можно сказать и отом, и о другом. Но, начав пролистывать эту книгу Григорий Блехмана, невольно зачитался и уже не мог оорваться, пока не дочитал. Прекрасно написано: как-то свежо, образно...В общем, нетривиально - без каких-либо общих фраз. И в то же время фактологически. Каждый факт подтверждён воспоминаниями современников или документально. Теперь эта книга станет одной из моих настольных книг.
Юрий Пахомов
Полностью согласен с Николаем и Валерием! Блестяще написано. Юрий Александрович Лопусов верно сказал в своём предисловии, что так может написать не просто критик, а только писатель с талантом поэта. А Григорий Блехман, как всем известно, прекрасный поэт. С 3-го по 6-е обязательно буду на Красной площади и попрошу Вас, Григорий Исаакович, подписать мне Вашу замечательную книгу.
Дай Бог Вам здоровья.
Юрий Богданов.
«…Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!»
Блоковские строки из цикла «На поле Куликовом» будут продолжены следующим его предвидением: «Прошлое страстно глядится в будущее.»
И словно о сегодняшнем дне пишет или, лучше сказать, заклинает Николай Гумилёв:
«Тружеников,медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.»
«Поля, омоченные в крови» – тут даже пояснять никому ничего не надо.
«…убить меня не убьют (ты ведь знаешь, что поэты пророки) – писал с фронта жене Гумилёв.
«… И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век», – думаю, эти гумилёвские строки можно вполне отнести и к Блоку…
Поэты – они не только пророки, но они и наши современники, и большая заслуга замечательного Григория Блехмана в том, что казалось бы, дела давно минувших дней и их боли спроецированы на день и заботу дня нынешного.
Автором проделан колоссальный объём работы, каждый тезис подкреплён документально, но, видимо, таково свойство его литературного таланта, что даже и серьёзные и трагические вещи он может преподнести в увлекательной художественной форме, от чего невозможно оторваться.
Чистосердечно могу сказать, что книга Григория Блехмана «Горький август серебряного века» с автографом автора подаренная мне недавно, стала одним из отрадных событий моей литературной и не только литературной жизни.
Живи сто лет, казак кубанский, и пусть Господь осенит твою мудрую голову новыми творческими замыслами!
Твой Николай Коновской.
Недавно был на Комсомольском,13 и взял эту книгу. Стал читать и не мог оторваться. Я полностью согласен с Юрием Лопусовым в том, что Григорий Блехман уникальный литературовед, который умеет написать, казалось бы, сугубо аналитическую стаью так, что читаешь её будто художественное произведение. И Юрий Александрович очень тонко и глубоко это подметил, написав свои соображения о литературном таланте Григория Блехмана в предисловии к его прекрасной книге.
Спасибо, Григорий Исаакович, за такую книгу и спасибо, Валентина Григорьевна, за эту публикацию на сайте Вашего журнала.
С уважением и благодарностью Валерий Савостьянов.