РЕЦЕНЗИЯ / Николай ПЕРЕЯСЛОВ. ГЛАВНАЯ СУТЬ. О романе Алексея Берегового «Дорога на Селендер»
Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Николай ПЕРЕЯСЛОВ. ГЛАВНАЯ СУТЬ. О романе Алексея Берегового «Дорога на Селендер»

 

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

ГЛАВНАЯ СУТЬ

О романе Алексея Берегового «Дорога на Селендер»

 

В ростовском книжном издательстве «Донской писатель» вышел в свет, как говорит о том сам автор Алексей Береговой, «не совсем научный, но вполне исторический, реально-фантастический и приключенческо-детективный роман» под названием «Дорога на Селендер», в котором читатель может познакомиться с одним, отчасти весьма невезучим героем, вынужденным нестись по земле, убегая от навалившихся на него целой кучей проблем и неприятностей. Нечто подобное мы уже могли несколько раньше видеть в романе известного писателя Александра Сегеня «Русский ураган», по страницам которого персонаж, изгнанный из дома собственной женой, несётся в этом буйном урагане по всей стране, что даёт автору возможность в полном объёме показать нам жизнь точно так же, как когда-то Николай Васильевич Гоголь показывал в своей знаменитой поэме «Мёртвые души» Россию XIX века на примере путешествия Павла Ивановича Чичикова. Примерно такой же сюжет положен не менее известным прозаиком Юрием Поляковым в основу его романа «Замыслил я побег», судьба главного героя которого – Олега Башмакова – выведена на фоне времён застоя в СССР, а также августовского переворота, баррикад возле Белого Дома, рыночного челночества, анекдотов советской поры и нищеты постперестроечной России 1990-х годов, что гармонично сведено автором в одну трагикомическую симфонию.

Вот примерно к такой же схеме обращается в своём романе «Дорога на Селендер» и современный ростовский писатель Алексей Береговой, отпускающий своего незадачливого героя – то ли Олега, то ли Сергея – нестись по клокочущим волнам мира, убегая от наглых чиновников, способных любого превратить в нищего, и «крутых» бизнесменов, готовых любого убить ради замаячивших у них хоть сколько-то рублей, евро или долларов. В основании романа Берегового лежит не столько индивидуальная судьба его литературного героя, сколько жизнь всего нашего государства, начавшего в те годы стремительно скатываться к образу корыстного, жадного и бесчеловечного чиновничьего государства.

Объясняя Олегу-Сергею причину его недавнего банкротства, встреченный на территории современного Казахстана его же однажды обобравший до копейки полуказах, полурусский Алтынбек так разъясняет его сегодняшнюю проблему: «Ты не понял, что живёшь уже не в советском тоталитарном режиме, где всё нельзя, а в свободной, демократической и рыночной стране, где всё можно, даже если запрещено законом. Что в этой стране справедливость у того, у кого много денег, что главная цель граждан этой новой страны: «Деньги ради власти, а власть ради денег», а главный девиз: «Деньги любой ценой». И в этом ряду находятся все, кто хочет быть наверху: и чиновники, и прокуроры, и менты, и депутаты, и банкиры, и паханы. Всё делится между ними. А кто из этой делёжки выпадает, тот должен либо исчезнуть с лица земли, либо идти в услужение к тем, кто удержался наверху. Неудачники и неспособные драться этой стране не нужны».

С не менее глубоким анализом развивал свои мысли по поводу крушения Советского Союза случайный водитель такси Андрей Петрович, вёзший Олега-Сергея по пути из Уральска в Гурьев-Атырау. Чтобы не молчать и, тем более, не уснуть за долгую дорогу, он всё время говорит. Вот образчик его размышлений: «Всё перепуталось… Вот я, например, русский с казачьими корнями, родился в Уральске, то есть в своей родной стране – Советском Союзе, а теперь, на старости лет, по чьей-то прихоти оказался в чужой стране, да ещё стал представителем нетитульной нации – как бы пришлым человеком и потому второго сорта. Куда ни ткнись – всё во вторую очередь, везде впереди только казахи… А почему? А потому что большевики во главе с Лениным придумали национальность «казах», а в 1925 году реализовали эту придумку, щедрой рукой отчертив на карте в пользу новых братьев огромный кусок русской земли, и назвали его Казахской Советской Социалистической Республикой. Необольшевики во главе с Ельциным ещё более щедрой рукой отвалили эти земли вместе с исконно жившими здесь русскими, украинцами, белорусами, немцами, армянами и евреями теперь уже другому государству. И всё русское здесь стало немедленно уничтожаться, началась национальная гегемония…».  

Олег-Сергей и сам успел нахлебаться этой то ли мировой демократии, то ли расцветающей повсюду гегемонии, от которых ему пришлось убегать сначала из России в Казахстан, а потом в Турцию, Италию, Грецию, Францию, Германию – и только таким невероятно длинным путём возвратиться, спустя долгое время, опять в свою родную, но, похоже, ничуть не беспокоившуюся о его злополучной судьбе Россию.

Ещё за время своего нахождения в родном Отечестве, Олег-Сергей успел сначала быстро разбогатеть, а потом так же быстро обанкротиться, оказаться в каталажке, из которой ему вскоре удалось бежать за границу, пожить в нескольких странах и, в конце концов, сесть на самолёт, возвращающий его на Родину. Как ни странно, но при всех выпавших Олегу-Сергею мытарствах за границей ему за пределами России жилось, скажем честно, совсем неплохо. Без особых трудов ему удавалось всюду постоянно встречать хороших земляков, зарабатывать с ними более-менее неплохие деньги, позволявшие ему не только сытно есть, но ещё и пить хорошее заграничное вино. Ну и, что немаловажно, повсюду ему дарили свою любовь красивые женщины – и в Казахстане, и во Франции…

Но… он возвращается в Россию.

Роман Алексея Берегового читается с захватывающим интересом, раскрывая перед читателями то счастливую, то горькую сторону жизни героя романа «Дорога на Селендер». Но ещё с гораздо большим интересом открывается в романе Берегового сама жизнь русских людей, оказывающихся в наше время за границей, их способность сохранять в себе при любых самых непростых условиях русскую душу. И это, на мой взгляд, является едва ли не главной линией этого весьма увлекательного, яркого и в то же время глубокого романа, фон которого как-то незаметно становится его главной сутью. И этим главным является – в любых условиях остаться русским.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #31375 08.07.2022 в 18:18

Ну где же вы увидели оборванность? Я ведь написал в конце статьи, что главным для героя книги Берегового (и его самого) является – "в любых условиях остаться русским". Думаю, что этого очень не мало.
ПЕРЕЯСЛОВ.

Комментарий #31374 08.07.2022 в 16:45

Хотелось бы чуть подробней о главной сути, заявленной в названии. А так - ощущение оборванности на полуслове, что не всегда заинтересовывает потенциального читателя.