РЕЦЕНЗИЯ / Марина МАСЛОВА. ВРЕМЯ РУССКОЙ ZЕМЛИ. О сборнике «За Русский Мир»
Марина МАСЛОВА

Марина МАСЛОВА. ВРЕМЯ РУССКОЙ ZЕМЛИ. О сборнике «За Русский Мир»

 

Марина МАСЛОВА

ВРЕМЯ РУССКОЙ ZЕМЛИ

О сборнике «За Русский Мир»

 

В Курске вышел сборник «За Русский Мир», адресованный воинам-участникам специальной военной операции на Украине.

«За Русский Мир» – это сборник произведений современных авторов, среди которых члены Курской региональной организации СПР, Союза курских литераторов, а также известные российские писатели, авторы прозы о войне – Николай Иванов и Сергей Котькало.

«Дорогие наши воины! – говорится в обращении к читателям на первых страницах этой книги. – Мы знаем, что вы защищаете нас, наших детей и внуков, переживаем за вас и всецело с вами. Берегите себя и возвращайтесь домой с Победой!».

И первое же стихотворение подтверждает искренность этих слов:

Как бы вам ни приходилось круто,

Вставшие как Солнце против Тьмы,

Каждый час и каждую минуту,

Сыновья и внуки, – с вами мы!

Так, на правах старейшего, почтенного годами автора обратился к российским воинам известный русский поэт, курянин Вадим Корнеев. Его стихи звучат и в центральных изданиях серии «Воинам России», вышедших под эгидой СПР, о чём я уже писала в газете «День литературы» (№5, 2022). И это лишний раз говорит об активной позиции курских писателей в нынешнее напряжённое время, когда голос каждого из нас имеет большое значение и даже может оказаться для кого-то в трудную минуту выбора – решающим. Ведь так бывает: иногда чьё-то вовремя сказанное слово поддержки и ободрения меняет ход великих событий, влияет на судьбы людей. Особенно если наше слово искреннее…

«Русские писатели никогда не хвалили войну. Они поклонялись солдату на войне, – отвечает писатель-баталист, автор фронтовой прозы Николай Иванов всем тем, кто утверждает, будто литература о войне воспевает войну. Сам в прошлом военный, а ныне председатель СПР, полковник Н.Ф. Иванов принципиально отвергает возможность неуместного, предательского доверия, снисхождения к врагу, единственным желанием которого стало неистовое стремление уничтожить Россию и всех русских, называемых «москалями».  – Но русские писатели никогда и не позволяли топтать наши родовые символы. Издеваться над памятью тех, кто защищает Отечество. Переписывать историю в угоду врагам. Растаптывать у людей их человеческое достоинство. Уничтожать родной язык».

Здесь перечислены самые больные раны России, нанесённые ей в последние годы так называемой «пятой колонной», теми общественными движениями и их отдельными представителями, которые не видят исторической самобытности нашей страны, не желают ей развития – ни культурного, ни экономического, никакого, – а готовы за деньги запада продать всё, даже собственную душу, не говоря уже о нас с вами – людях России.

И если кто не видит этой опасности, не замечает, как рушится мир вокруг, значит, он вовсе слеп и глух, вообще невменяем. И говорить сегодня, что России ничего не угрожает, что всё это надумано, – это преступление против своего народа.

Когда-то мы ужасались репрессиям сталинской эпохи, масштабы которых, как позже стало известно, беспредельно раздуты диссидентами, а прежде всего книгами Солженицына. Сегодня же любому историку известно, что только благодаря жёсткому руководству страной И.В. Сталину удалось сохранить территорию СССР от расчленения – в том числе и японскими диверсантами по всей границе Дальнего Востока (см. об этом, к примеру, исторический роман Е.Анташкевича «Харбин»).

Мы ужасаемся большевицкому террору, и это нормальная реакция человека христианской культуры. Но надо отдавать себе отчёт в том, что не будь НКВД, у России нынче могло не быть ни Камчатки, ни Сахалина, ни высоких берегов Амура, где сегодня, надо думать, как и прежде, часовые родины стоят. Тогда была угроза с востока, сегодня она с запада, но суть происходящего остаётся неизменной – Россия манит необъятными территориями и природными богатствами, которые кому-то застят алчный взгляд. Уничтожить русскую государственность, стереть с лица земли многонациональную цивилизацию, рождённую и преображённую великой многонациональной культурой, пустить в расход все природные ресурсы этой необъятной земли, подчиняя все жизненные принципы человечества одному-двум рефлексам: хлеба и зрелищ! – вот мечта всех тех, кому сегодня Россия мешает оскотинить мир окончательно.

Участники литературного сборника «За Русский Мир» – это 30 русских литераторов, совершенно ясно понимающих, где Свет и где тьма, где Правда и где ложь, где Любовь и где ненависть. Они воспевают не войну, они пишут о родной земле, о своей благодарности к тем, кто эту землю защищает. Особенно понятна эта великая и трагическая миссия защитников Отечества русским женщинам, матерям…

На запад – эшелон, за ротой рота,

Z на бортах – спешат не на парад:

Открыты люки, на броне – пехота –

Закроет сердцем Родину солдат!

(Валентина Ткачёва, «За четыре дня до весны»)

 

Молюсь, ребята, воины, за вас.

Пусть вас щадят и пули, и снаряды.

Не ради громкой славы и награды

Воюете в Донбассе вы сейчас.

Сюда пришли Отечество спасать

От полчищ озверелого нацизма,

А Запад с нескрываемым цинизмом

В агрессоры готов вас записать.

(Людмила Коломиец, «Нашим воинам»)

Как это нужно, как это важно для солдата – если за спиной, в тылу, люди понимают, ради чего он воюет на передовой, на территории другой страны. Чудовищный цинизм украинских властей и западных политиков для солдата не самое страшное. А вот когда свои же не понимают смысла происходящего… Вот это страшно. Это трагически сказывается на боевом духе армии. Это убийственно для судьбы народа.

И каждый из нас должен отдавать себе в этом отчёт.

Мне довелось встретить верующую мать, истовую христианку, которая через несколько дней после начала нашей военной операции со слезами в голосе причитала: мне стыдно за свою страну, мне стыдно, что я русская. У неё сын недавно вернулся со срочной службы, чудом (быть может, по её молитвам) не попал на войну…

И этот мучительный материнский страх затмил ей разум. И даже молитва не помогала прозреть…

Господи, спаси и укрепи Россию!

Над моим домом каждый день по многу раз пролетают военные вертолёты с буквой «Z» на боку, чуть выше проносятся с оглушительным рёвом стрижеподобные истребители… Аэродром вот он, рядом… Мне тоже страшно. Но, заглядывая глубже в себя, я всё-таки честно признаюсь: страшнее за Россию, за историю своей земли, как бы ни пафосно это звучало. Я умру когда-то неизбежно, раньше или позже, но это факт. И эта неизбежность не пугает, если я знаю, что на земле остаются те, кто помянет меня в своей молитве, что будут стоять по Руси храмы и в них будет звучать Евангелие… А если на эту землю придут те, кто вывешивает сегодня флаги ЛГБТ?! Или те, кто не видит разницы между живым человеком и биороботом? Кто тогда помолится обо мне?! Кто придёт на мою могилку?! Кто поставит в храме свечу об упокоении моей грешной души?..

Нет, Господи! Россия не может быть неправой в этой войне! Эту войну не мы придумали, нам её навязали.

И пусть каждая мать, которой сегодня страшно за своего сына, представит, что вот уберегла она его, утаила… И на русскую землю пришли враги… Будет ли счастлива она вместе с сыном на этой поруганной, осквернённой дьявольской нечистью земле?

Страшно помыслить, в каком аду пребывает сегодня мир, если даже верующие не видят правды…

В нынешнюю весну я непрестанно вспоминала слова святого Силуана Афонского: держи ум свой во аде – и не отчаивайся!

Когда слышу от матери, с кем ещё вчера вместе стояла на молитве, эти чудовищные слова: «мне стыдно, что я русская», мне стыдно тысячекратно, что вера моя так слаба, и я не могу одним отрезвляющим словом вернуть человеку разум. Я молчу. Потому что понимаю: разум матери ослеплён любовью к сыну. И она проклинает войну. Я молчу, не зная, чем ответить на её стыд. Не своей же внутренней убеждённостью, что русский солдат – прав! Солдат российской армии сегодня во всём прав!

И мне тоже стыдно…

Стыдно перед теми матерями, которые не пожалели своих сыновей для спасения Отечества от нового фашизма …

Когда-то великий русский поэт Марина Цветаева, заботливо лаская юного Мура, единственного своего сына (хотя была ещё старшая дочь), смиренно произнесла: мальчиков жалеть надо, им, может быть, на войну придётся…

Вот истинно материнское чувство – жалеть, потому что будущий воин! И чувство, увы, пророческое. Её сын погиб на войне в 1944 году. Было ему всего девятнадцать...

Русские воины во все века защищали прежде всего матерей. Своих и чужих. Всех.

…Но я промолчала тогда, когда слышала горькие сетования верующей матери о ненавистной войне, куда могут забрать и её сына. А что я могла сказать? Нет у меня морального права на слово укора или убеждения…

Пусть её убедит в нашей, русской правоте сама жизнь.

Я могу лишь помолиться о Божьей милости.

Убеждать мне других матерей в их правоте или неправоте – нечем. У меня нет своего сына, которого я могла бы благословить на эту войну…

Я имею право лишь восхищаться мужеством матерей, чьи сыны уезжают по печальным русским дорогам на бэтээрах в сторону воспалённой ненавистью Украины.

Молю: «Господь! Помилуй их! Спаси!

Кровь – не вода: брат убивает брата…

Огнём объят исток Святой Руси,

По русским душам – берцы супостата!..».

Автор этих строк – поэт и прозаик Валентина Ткачёва живёт на самой границе, в Глушковском районе, куда сегодня долетают ракеты ВСУ, разрушая дома мирных жителей, уничтожая то, что никак не может быть угрозой Украине. И тем не менее – они бомбят эту землю из чувства тупой ненависти, просто для острастки «москалей»…

Вчера ночью семь взрывов прогремели недалеко от Курска, так что звенели стёкла в окнах моего дома, и я тревожно думала: а каково там, в Донецке и Луганске? А в наших приграничных районах, куда запросто долетают снаряды ВСУ?..

Господи, спаси и укрепи Россию! – твердишь всякий раз, как вспомнишь о том, что происходит сегодня в мире, а не только там, где идёт военная операция.

…Эта же мать, которая устыдилась быть русской в нынешние тяжёлые дни, приводила страшные факты, якобы известные ей из первых рук, о многочисленных потерях в рядах наших молодых ребят, ещё непривычных к военным будням. А я снова подумала: а что же чувствуют матери, которым нельзя и похоронить своих детей по-христиански, ибо не удалось собрать даже их останки после разрывов мин на украинских дорогах…

У кого правда? На чьей она стороне?

Вот недавно прочитала на сайте «Русское воскресение», редактор которого Сергей Котькало – тоже участник курского сборника «За Русский Мир», такое размышление о разных правдах: «Одна правда у русской, донецкой матери, которая сейчас обнимает вернувшегося из плена сына своего, и эта правда важнее всех на свете. Другая правда у матери, у которой азовцы убили дочь. Разные правды. Много правд. Жизнь сложнее патриотического кино. Есть правды, есть целесообразность – военная и политическая. Как с островом Змеиный. Ушли, потому что держать смысла и возможности больше не осталось. И главное не в том, какая политическая формулировка при этом выбрана для общественности, а в том, что большой гарнизон Одессы сейчас может быть использован на других направлениях.

…Судьба нашей Беларуси, России, Украины сейчас решается там, – в далеких, пыльных, жарких степях. Можно спрятаться от этого, выключив телевизор, забыться за суетой дел, но наш завтрашний день зарождается именно там. Там погорельцы, бездомные, разрушенные до основания села и городки, – там нужна помощь. Мы не ангелы – кого-то забываем в суете, что-то недоделываем, недослушиваем, где-то проходим мимо, но мы стараемся, у нас своя маленькая правда среди разных правд этой войны» (Николай Гаврилов, «Разные правды»).

Это признания фронтового корреспондента, знающего ситуацию по опыту, имеющего моральное право судить о разных правдах людей.

Курский сборник «За Русский Мир» – это тоже правда. Не все авторы сумели выразить её искренне и талантливо. Кому-то не хватило сердечного чувства, кто-то увлёкся рифмовкой общеизвестного (об этом я уже писала ранее, когда речь шла о сборнике «Стихи из огня»). Книга «неровная» по уровню текстов, есть и откровенно слабые сочинения. Но будем верить, что все авторы хотели помочь своим словом, поддержать, выразить сочувствие, поделиться наболевшим. А то, что кто-то мастер своего дела, а кто-то ещё только начинающий – это естественно для книги, мотивы создания которой не соревновательные, а социально-пропагандистские. Думается, составитель Н.Д. Пахомов не упускал это из виду, когда включал в число авторов и тех, чьи имена мы слышим впервые.

Зато некоторые тексты известны уже давно, публиковались ранее, а здесь заиграли новыми смыслами.

Это касается в первую очередь статьи Евгения Карпука «Здравствуйте! Я русский оккупант», которую сколько ни перечитываю, всякий раз испытываю гордость и за свой народ, и за своего коллегу, ныне председателя Курской писательской организации. Ведь посмотрите, как торжественно, победоносно заканчивает свой публицистический монолог Евгений Карпук:

«Это мой дед-сибиряк Карпук Степан Корнеевич в 1941 году, защищая Харьков, «личным оружием уничтожил огневую точку противника», получил тяжелое ранение и медаль «За боевые заслуги»; на Курской дуге «принял на себя командование взводом, лично уничтожил двух фашистских автоматчиков», получил осколочное ранение и орден «Красная Звезда»; это он, израненный, в Австрии подвешивал авиабомбы на самолеты и получил медаль «За взятие Вены», а потом и «За победу над Германией». Это он, мой дед, освободил Россию и вашу Европу от ваших же фашистских ценностей, которые вы несли всему миру. И я это помню!

Знайте, что только Россия, кто бы на неё ни покушался, за более чем тысячелетнюю историю всегда возвращала отнятое и единственная в мире сохранила себя в своих границах! Только мы и никто больше! Знайте это, бойтесь и не лезьте ко мне со своими лживыми ценностями, что стыдливо прикрывают вашу лицемерную сущность. Вы проповедуете человеколюбие, но при этом трусливо «не замечаете» сожженных заживо вашими фашиствующими ставленниками одесситов и доказываете всему миру, что дважды два – пять. Тысячу раз была права Марина Цветаева, когда сказала: «Неправда денег в русской душе невытравима», – и вам её из нас не вытравить и не выжечь! Я четко осознаю, что за прекрасными фасадами ваших блестящих евро-столиц неправды больше, чем во всей моей неухоженной России! Поэтому я честнее вас, сильнее и богаче! Сила моя в правде, а богатство моё в душе».

 

Да, расскажите о русской душе сегодня тем, кто бомбит Россию, цинично окопавшись в роддомах и детских садиках, прикрываясь от российских ответных ударов живым щитом молодых украинских матерей и беременных женщин...

О таком зверином обличье неонацистов только догадывались наши пророки из писателей вроде Бориса Агеева, который ещё в 2014-ом осознал, что несёт миру укронацизм.  Он писал об этом в статье «Сломанный магнит: Украинство как духовная порча русского мира». Этой весной статья была переработана и переиздана с подзаголовком «Политически свидомое окраинство как источник нацизма». Жаль, что эта его работа не вошла в сборник «За Русский Мир», а хотелось бы иметь её под рукой и иногда перечитывать для свежести мыслей и понимания происходящего.

«В голове не укладывается: братские народы всего за несколько лет оказались по разные стороны баррикад?! – горько сетует Михаил Изотов («Что день грядущий нам готовит?»).

А Борис Агеев как раз и показывает, что не в 2014-ом это началось, а гораздо раньше. Кровавый майдан лишь сделал очевидными для нас все жуткие «окраинские» метаморфозы.

Да и что удивляться розни братских народов, когда у нас за плечами, в российской истории, эпоха Гражданской розни и бойни, когда не то что народы братские, а брат на брата и сын на отца… Когда граница кровавой розни через каждый дом, каждую семью прошла…

Раскройте «Тихий Дон» Шолохова – и вскроется эта рана!

Говорят, история развивается по спирали. Наверно, у неё новый трагический виток…

Полистайте курский сборник «За Русский Мир» и убедитесь…

Я люблю Украину

Беззаветно, безмерно.

Это в сердце хранимо

От отца-офицера,

Что по шляхам Украйны

В битвах с ворогом лютым

Сквозь потери и раны

Шёл к победным салютам.

Я люблю Украину

Нежно, страстно, душевно:

Всё сошлось воедино

С песней мамы напевной.

И, как море, бескрайна

Неизбывная память…

Как могла ты, Украйна,

Дать фашизму воспрянуть?!

Я люблю Украину.

Сердце полнится болью:

Скоро ль станут едины

Сила правды с любовью

К судьбам неньки-Украйны

И к отцовским дорогам?

Не чужие мы страны –

Вместе пройдено много.

Я люблю Украину…

Какие тёплые, какие живые и настоящие стихи! Будто не рифма, не ритм поэтический, а пульсирует сердце – органично, естественно, согласно с природой…

…Ещё не все осыпались каштаны,

Ещё весной рванутся свечи ввысь.

А Киев стал сквозной саднящей раной.

Опомнись, Украина! Оглянись!..

Талантливыми стихами Валентины Кулагиной хочется завершить свои размышления о происходящем с нами. Я тоже люблю Украину. За песни, за стихи, за страшные повести Николая Гоголя, читанные в детстве, и за святые обители, паломницей которых доводилось бывать в лучшие времена. Надо ли называть святыни нашего общего Русского Мира, от которого отрекается сегодня самая родная нам славянская страна? Их знают все. Они близки всем. Невозможно поверить, чтобы святые кручи Днепра стали недоступны русскому человеку…

Мы будем вместе. Иначе не может быть.

Своих не бросаем!

Я помню, я знаю:

Так жил мой отец – командир.

И встала Россия

Всей праведной силой, –

За счастье Украйны, за мир!

Что касается буквы Z в названии, я взяла её из текста Николая Иванова «Я – не предам!», бескомпромиссно подытоживающего всю книгу:

«Я, русский офицер и русский писатель, принимаю Z в свой внутренний мир. Внешний мир сложен, переплетён мириадами нитей, но время русской «Zемли» уже не замолчать и не предать забвению.

Я – не предам!».

Вот в том и главный смысл происходящего ныне – не предать забвению свою историю, не предать на поругание свою землю, не предать Русский Мир!

 

Комментарии

Михаил Попов 14.07.2022 в 17:20

Марина, переправил эту замечательную работу на страницу журнала "Двина" Вконтакте: https://vk.com/club78938738

Комментарий #31389 13.07.2022 в 10:50

Кто может сражаться с ними - сражайтесь. Кто не может сражаться - помогайте им. Кто не может помочь - молитесь за них. /А. Леонидов, Уфа/