Светлана ЛЕОНТЬЕВА. ВОЗВРАЩЕНИЕ. Поэзия
Светлана ЛЕОНТЬЕВА
ВОЗВРАЩЕНИЕ
* * *
Даль оленью, луг, ложбинку совью
обошла дорогою прямой.
Я любила его страшною любовью,
так любила – боязно самой.
Всё любила в нём: и «зайчик-ёжик»,
что он мне писал по смс.
Всё, кем был он,
и кем не был – тоже,
все, что суть:
всех жен его, невест…
Всех сынов его, моих, не наших,
дочерей и внуков и пра-пра-
дедов, бабушек живых и павших.
Солнца все! Ярила все!
Все Ра!
Мне его жена сестриц всех ближе
и роднее. Я им собрала
для детей от курток до штанишек
всем подарки, снеди со стола.
Быть смиренней мне травы дорожной.
Быть мне тише ветра и травы.
Даже пошлое его – «мой зайчик-ёжик»
я терплю.
Я жду сильней халвы.
Нет, не одинока (есть попутчик!).
Не в разводе. Не в раздрае.
А с семьёй.
Не любовник – упаси, Господь! – а лучше!
Брат, товарищ, батя, друг родной!
Так люблю, что чудом – гвоздь в ладошку,
так люблю, что пуля снайпера сладка.
…Напиши мне – жду! – «мой зайчик-ёжик»,
чтобы снова пережить века!
НАТО
Он целится и целится, и он
к плечу приставил дуло от снаряда.
Он – смерть. А смерть сейчас со всех сторон
в фашистской майке проступает рядом.
Он целился в меня. А я иду
по полю, лесу, там костры и только.
Ну что, прицелился? Рука твоя не дрогнет?
По кудрям девичьим, по дому, по пруду.
Предупреждали мы! Кричали мы! Но кто
нас слышал, слушал, выслушать нас тщился?
В нас целились, во маковки крестов,
в квартиры, спальни детские, где Нильсы,
где гуси-лебеди, где кошечки, слоны.
В нас целились с ухмылкою шпаны.
И мы кричали. Мы предупреждали.
В Отечестве пророков нет? Не ври!
Мы – есть!
В Москве, Тюмени, на Ямале.
В угрюмом Нижнем Новгороде нас
рукой хоть черпай из реки Полыни.
Вот я скажу, послушай! Стрельнув раз,
ему как зверю хочется Хатыни!
В моей груди горят, горят, горят
родные сёла, города и хаты.
Пусть не меня зовут «ах, мати, мати!»,
Но мама – я!
Домой я жду солдат!
Так полыхает мир. Добро со злом
так борется за нефть, жизнь, идеалы.
Я сотню лет вас всех предупреждала,
кричала-говорила сине, ало.
А тот, кто целился, был рядом. За углом.
Он целился в нас жвачкой, пепси, сном,
футболкой, джинсами, хип-хопом, радиолой,
соблазнами, шприцами, что за школой,
и прочим хим. и разным веществом.
Он целился. Мы верили ему,
что не винчестер это и не мина.
А нам – в макушку,
в маму, дочку, сына,
в кирпичную он целился корму.
Того гляди, нажмут, сожрут, прижмут,
заместо крестика ярмо дадут, хомут.
В нас целятся. И целились всегда.
Теперь стреляют больно, до кровищи,
теперь стреляют так, что смерть нас ищет,
в живот стреляют,
в сердце без труда.
Из-под могильных плит, где лебеда,
из-под могильных звёзд, где боль-вода,
кричат погибшие:
– В нас целились тогда,
когда мы думали, не целится никто в нас!
Из-под земли, из-под пудов, пластов,
но будут вместе Харьков, Клин, Ростов,
кричу я чёрным, обожжённым гневным ртом:
«В нас целятся! К нам в Русь, в иконостас!».
Ну, хватит целиться! Сдавайся! Алый стяг
вот-вот поднимем мы на сдавшийся Рейхстаг!
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Скрежет пружин космических. Титановые камни
сами собой становятся вселенскою фреской,
на «Уралвагонзаводе», выплавленном в яви,
мир становится снова крепостью Брестской.
И не страшно миру отстраиваться, возрождаться,
ибо знает он – позади Москва красно-звонная.
Мы героям напишем: «Работайте, братцы!»
на граните, на мраморе и на бетоне.
Имена, имена, имена по порядку
в каждой букве победа, победа, победа!
Буду каждому имени теплить лампадку
и молитвы читать. Каждый встретится с дедом,
кто в Отечественную сражался с фашизмом.
С недобитым фашизмом, сбежавшим в Канаду.
И не только в Канаду – в Литву, Ригу, Прагу,
но опять возродился, стал мором и ядом,
семена порассеял и ввергнул нас в драку.
Но начну, как вначале. А, значит, с ИГИЛ-а.
Кто придумал его, чтобы Ливию свергнуть?
Чтоб Иран разбомбить и трясти, чтоб пробиркой,
потому и Ахмат-сила, свече-Кадыров
мега!
Слободана Милошевича слово вспомните!
Муаммара Каддафи – убитого в лютости
ненасытной, кровавой. Как пишется в ролике:
«И зачем вам Европа – исчадие тупости?».
С вами сделают так же, сначала кастрируют,
разобьют, разобщат и растащат по косточкам!
С вашей шолоховской, с музыкальной, красивою,
с вашим небом щемящим и с вашей Россиею.
Потому мы удары наносим в зло точечно!
Потому мы в исчадие бьём это адово!
Чтоб по кругу, как девку-давалку насильники,
не пустили страну нашу. Меч Абиссинии
да персидский шамшир, что изогнут, как сабля
амахарцы, тыграи – суданские свахи,
занесли мы над глотками, словно Ослябя
с Пересветом во поле в кровавой рубахе.
Помним, как во Белграде бомбёжками сыпали,
потому в граде Косово нужно Караджичу
взвесть титановый комплекс, а не Биллу Клинтону,
ибо истина –
не проститутка на лямочках!
Но теперь, когда войско отправилось ратное,
чтобы грязные руки святого не трогали!
О, да будет опять возрождённая матрица,
о, да будет опять красный свет над дорогами!
Справедливость и братство, вставай батя-Ленин,
залежался, поди, во своих мавзолеях,
Ну, хотя бы пусть Сталин:
– Вы ждали?
– Мы ждали!
С полем, хлебом да супом
да здравствует Путин!
Словом, в мире опять наш Союз славный, детский,
наш мечтатель и наш созидатель, что птица.
ДНР, ЛНР, ГДР, что советский,
мы землёй, как Аляской, не станем делиться!
Свергнут в Англии пьяненький Джонсон и Драги
свергнут в солнечной, фрескоантичной Италии,
Олаф Шольц и Лиз Трасс; вправду, не на бумаге
снова Польша вся наша.
И так далее, далее…
Все замолкли ракеты, те, что в нашу сторону,
никаких нлоу, джовелин и У-точек.
Никаких олигархов теперь – деньги поровну,
чтобы пенсионерам, студентам и прочим
жизнь достойная.
Да, этот стих мой плакатный,
словно у Маяковского, весь про зарплату.
Во Полтаве, во Киеве, в Катерин-граде
никакого Бандеры, рвать с корнем и глубже!
До нейтрального статуса! В огнь! Во снаряде!
Мы вас предупреждали о том, будет хуже!
Вот по Виннице хлопнули; незачем было
собираться! Все авиа ваши на мыло.
За братву! За погибших! За наших замученных!
И за пытки, за зверьи замашки фашистские!
За убитых детей на Донбассе!
Их рученьки
абрикосами пахли, цветами, анисами!
Шоколадом «А ну-к отними!» не отнимешь ты
ничего у России. Окрепшей. У нынешней.
Прочь Невзоровы, прочь Шендеровичи-сволочи,
все Болотные: Сахаровско-Солженицыны.
Солженицын совсем не писатель. Хорошему
ничему не учил. Лишь писал небылицы он.
«Ако Боже твориши, выявливай, вымертви!».
Воскресая таланты ко Дню Всеблаженному.
И чтоб мать обняла воскрешенного:
– Сыне мой!
И чтоб Небо объяло его святым именем.
Тако будет!
Как связь, что срослась, между звеньями!
* * *
Голова ль не покрыта, иль простоволоса коса?
Иль не видишь убрусы из ниток, жемчужин, из шёлка?
Чабреца золотая, кудрявая рыжая чёлка.
А молва-то гласит, а молва голосит за глаза.
Мы проехали Ельники, Мельницы и Перевоз,
колыбельные спели для всех колосянок и мяты.
Для работы телесной, работы кирпичной погост,
Ты, кустарных дел мастер, сготовь год двадцатый!
Как из шерсти готовить – ты знаешь, картона, фольги.
А вот так, чтобы крепостью, костью стальной да булыжной?
Как в горстях мне держать слово-камень и фраз-костяки,
ах, кустарь, золотарь, а не так, чтобы травы да пижмы.
На года, на века незатейливо песней простой,
«как берёзоньки во поле» или «девичьей побудкой».
Мне – всегда наизнанку до каждой моей запятой,
до глубоких мне ран: камень бросишь, там звонко и гулко.
Раньше я говорила: я всех вас люблю, друг ли, враг.
А теперь говорю: я люблю – я тону во любови.
Вот проехали Ельники, Краснослободский Овраг,
вот проехали лес, вот проехали голое поле.
Уроню я ладони в пустые соцветья твои,
мой кустарь, золотарь, ты почти, как сраженье на Пьяне,
где разгромлено войско, потоплены насмерть ладьи,
малолетний книжонок Иван саблей острою ранен.
И смешалась татарская речь и мордовская речь,
и кровит речка Мокша словами нерусских наречий.
Я могла бы здесь тоже в четырнадцатом веке лечь
в эти Волчьи ключи,
что вблизи заокраинной сечи.
…И бежали купцы да крестьяне в Заволжье, а кто в Городец,
собирали свой скарб да качали младенцев кричащих.
Как закончить мне сны? Из небьющихся как мне сердец
своё сердце достать не израненным и не болящим?
Как в гламурном, фальшивом мне мире вот этом осесть
с безупречною чтоб репутацией – кожа и ногти?
Как не слушать Запьянских побоищ протяжную песнь?
Битвы как мне исход поменять, изменить как итоги?
И как стать совершенней, забыть свой душевный надрыв?
Перешить, перегладить, в какие податься мне кузни?
Где кустарь, золотарь переткёт, залатает все швы,
где кустарь, золотарь мне кокошник украсит, убрусы?
И не будет Запьянье мне сниться и дурень-гора,
и не будет разгрома в четырнадцатом страдном веке.
И не будет мерещиться купол цветного шатра,
где царевич Арапша, рогатины, копья да крепья.
Переткать невозможно времен мне тугих полотно,
лишь себя повинить, лишь себя победить в ратном деле.
Но всему вопреки, я тону в речке Пьяне на мели,
и всему вопреки, выплываю, хотя вижу дно.
* * *
– Здравствуй, малыш, эти письма…
Ответить мне что малышу?
Письма на фронт, детский почерк и солнца рисунок.
Вот бы ответить…
Рукою оторванной письма пишу:
бой был кровав, беспощаден в начале июня.
Здравствуй, малыш. Я упал. Ноги сами идут.
Тело летит, у него стали белые крылья.
Взят Лисичанск и Авдеевка, и Тарамчук.
Киев повержен.
Пишу тебе.
Голубь посыльный
в стае летит, как и я белый и неземной.
Скоро я встречусь с моим, что в Берлине погиб, старым дедом.
Мы же не зря говорили: «Спасибо тебе за победу,
небо – за синее,
облако – белое,
за дом родной!».
Взяты Анадоль, Бердянск, Благовещенк, Бугас,
Гнутово, Вольное, Житновка, Нижнее и Мелитополь.
Жалко котёнка, его я прижал к телу, спас,
жалко ребёнка.
Я спас, как мой дед Севастополь.
Маленький мой, золотой мой, одна только дверь,
что открывается внутрь журавлиного неба.
То, что я умер – не верь, никому ты не верь,
хочешь, спою колыбельную в стиле я рэпа?
Визбора, хочешь, спою, Цоя Виктора и
песнь Башлычёва, что нет таких войн, где погибну,
нет таких ран, что меня раздерут до крови,
и нет врагов, победить чтоб меня, исполинных.
И нет деревьев таких, из каких делать гроб,
и нету птиц, чтобы плакали над пепелищем!
Родину я поцелую. Она меня – в лоб
яблоней, грушею и алычою, и вишней!
Перечисляю, я, как беспилотник, живой,
сделай мне чай – золотой да с лимоном, корицей
и напои из колодца духмяной водой.
Помни: на маме твоей обещал я жениться.
Да, обещал… обещал… но, прости, не успел.
Видимо, был слишком самоуверенно глупым.
Я, поцелован войною,
вошёл в Мариуполь…
Родина в белые щёки целует, как мел.
* * *
Как покинуть это видение? Ты рядом. Как выстрел.
Чувствую: вот оно, подступает волной жаркой, трепещущей.
Я, как бусинка, нанизана на тебя твоей женщиной
нежно, устало, близко.
Рука твоя у меня на затылке.
Ноги твои на коленях согнутые.
Ты так по-хозяйски ко мне притиснулся.
Как будто не в первый мы раз, а в трёхсотый.
Но сейчас ты – родной, родной, долгожданный, выстраданный.
Не потому, что я недоступная, а потому, что никто мне не нравился.
Но то, что случилось сегодня, то искрами
металось с апреля навязчиво, каверзно.
И вот ты со мною – классически поверху.
И вот я с тобою классически разная.
Сродни твои руки – ромашке, подсолнуху,
целую, целую тебя сладострастно я.
Люблю Маяковского помнить – миг близится,
про облако миг к небесам притяжения.
Владимир Владимирович, как Марии вы
шептали: «Дай тело мне, дай погружение…».
Вы знаете, в эти минуты экстазные,
когда эстроген проливается в женщину,
подходит… вот близко уже… раз за разом вы
кричите и корчитесь, плачете, мечитесь…
…Итак, мы лежим – мой несбыточный, мальчик мой.
Вот я б закурила иль съела чего-нибудь.
Возлюбленный молод ещё. Мы дурачимся.
Точней, я дурачусь – капусту, антоновку
и мясо в подливе несу, нам поужинать!
– Ты нужен мне, нужен всегда, очень нужен мне!
Сказать бы.
Вскричать бы.
Но я ем. Я пачкою
кладу в рот яйцо, хлеб, сметану. Ах, мальчик мой,
какой ты несведущий и недогадливый.
Ах, нет, ты догадливый, сведущий, правильный.
И снова меня к себе тянешь – давай ещё!
Теперь моя очередь – криком чуть сдавленным
кричать, стоном корчиться. Ибо из каменной
я стала опять Галатеей внимающей.
О, мой Рафаэль, фрески в гипсе и в яхонте,
о, мой Рафаэль, меня в муках рождающий.
Ещё. И ещё.
Мир неведомый прахами.
Ещё и ещё. Камнетёс, скульптор,
мраморщик!
Но как мне из сна выбраться? Как из видения?
Не трогайте! Больно мне, больно мне, больно так!
Я – каменное,
я – чужое творение.
Где нож, долото, где топор, где тесак?
Мы ехали после по трассе. Гостиница
темнела в лесу у дороги, у пастбища.
И что после неба осталось
в нас синего –
лишь облака вкус на устах моих тающий.
* * *
Мне сегодня хочется, как дереву,
выкричаться, выплакаться, помолчать.
Иногда говоришь о мире, о целой империи,
а хочется просто мужского плеча.
Хочется просто к нему прижаться,
как человеку к другому такому же,
милый мой, милый! Возьми мои пальцы
и поцелуй каждый! Как невесомую
нежность твою принимаю. Песчинка – я!
Тяжесть вселенной несу многотонную.
Ты – мой намоленный.
Ты – моя клиника.
Ты – мои крылышки те, что картонные!
Ибо, как деревце.
Ибо, к обрыву я.
Так я люблю, ноги свесив вниз, сиживать!
Так ощущаю себя нынче ивой я.
Так ощущаю себя нынче пижмою!
Что говорю безголосо и правильно,
что не рифмую глаголы с глаголами.
Люди не знают о том, что лукавлю я
им про семью, про мужей балаболю я.
Что муж?
Сопьётся со мной да удавится.
Что друг?
Замучается успокаивать.
Или подруга? Такая заздравница,
как упокойная Авелю Каина.
Деревце, деревце, цветик-муравушка,
видишь, цепляюсь за край, корни белые!
…Вот и к тебе пришла: пальчики, пальчики
перецеловываешь, мои бедные.
А я – над бездною. Снова над бездною.
И нет поэта, мой свет, бесполезнее.
Я разве зайчик твой?
Разве я мишка твой?
Может, волчок, под кусток и домой?
Не отпускаешь!
Понравилось!
Надо ли?
Словно у вора украсть, что украдено!
Словно у ангела выломать крылышки!
Белые-белые.
Сильные-сильные.
…Пальцы целуешь, со мной в бездну прыгнувший,
Слушай, одумайся!
Милый, одумайся!
Поздно. Накрыло. Наплыло. Не минуло…
* * *
Дом, это то, где тепло, уютно, незабываемо,
дом – это то, куда мчишься, покидая аэродром.
Это может быть просто барак, где трамваи
объезжают, звоня в колокольчик, кругом.
Дом – это может быть просто многоэтажка
жаркая, душная, серый бетон.
Дом не покинешь, не бросишь отважно,
хоть прилетают снаряды в твой дом.
Дом – куда мчишься ты по магистрали,
чтоб приготовить обед, чай, компот.
Наши дома нас не предавали,
крепко корнями цеплялись,
держали
облако, тучу, луну, небосвод.
Дом – это стены четыре, что лечат
нас без лекарств, без бинтов, без учёб.
Дом – это встречи, встречи и встречи.
– Здравствуй, любимый! –
уткнуться в плечо…
Стол с алычой, куличом, виноградом,
вишней, тортом, золотым шоколадом,
чай вскипячён.
Дом, где не врёшь, не лукавишь, где честный,
дом, как перрон, как вагон, что последний.
Дом – край земли, за которым лишь бездна –
сладкая бездна
и горькая бездна.
Как я люблю этот час до обеда!
– Едешь ты? Едешь?
– Я еду!
Будут объятья, постель, поцелуи.
И всё равно мне, как выгляжу тут я.
Можно резвиться, смеяться, балуя,
быть в бигуди, не накрашенной всуе.
Выглядеть можно нелепо и глупо.
В доме я больше, чем русская, я в нём
больше славянская и мировая.
Дом – это сердце без боли, без камня,
лёгкое-лёгкое.
…Лишь визг трамвайный,
что объезжает барак мой уральский,
улицу Стачек в флажках ярко-красных.
Дом мой! Домище! Домовье! До-сказье!
Дом – то, что любишь! Живое-живое!
Каждый кирпич – это Моцарт, Бах, Штраус,
брёвнышки – ласточкой, тенью, росою.
Если уснуть – только здесь и не больше.
Если пройти – только здесь рыжей кошкой.
Если всплакнуть иль завыть от недуга,
только лишь здесь, где под лампой заструга.
Виснет на стуле рубашка из Шуи,
где просыпаешься от поцелуя!
* * *
Любить по-русски Соней Мармеладовой,
любить по-русски, значит, князя Мышкина.
Не предавай, не лги, луга подкладывай
под изголовье яблоком и вишнею.
Отдай отчизне всё, что было скоплено,
отдай единственного Сына на распятие.
Тарасом Бульбой встань с оружьем во поле:
– Андрий, сынок…
И пулей в сердце вмять его.
В сырую землю. В травы узловатые,
все десять заповедей повторяю с братьями
от Валаамского монастыря великого:
не лги, не укради, не жди женатого!
(И тут же нарушаю поелику я…)
По-русски матерей не бросить в старости,
по-русски помогать болезным деточкам.
Все имена нам помнить в силе, в храбрости.
Прощать,
прощать врагов и прочих нечистей!
Быть грузом «сто», и «триста», и «четыреста».
И камушком. И быть плитой гранитною.
Что выросло из нас таких – то выросло.
Мы – русские,
мы – тёртые,
мы – битые.
Мы – всё. И мы – ничто, и мы две вечности.
И «Троица», Андрей Рублёв и матрица.
Мы прибавляем миру человечности.
Мы – бездна, в нас весь мир сладчайше катится!
* * *
Последней рубахой русский (бери!) поделится!
Рубаха из ситца, из льна, из небесной материи.
Смотри, как с обрыва кидается русское деревце,
нерусское деревце так вниз не станет, веруя!
Здесь остров Буян. Алатырь. Да река молочная.
Не знаю я лучше крестьянского нашего зодчества.
Не знаю я лучше картин, чем иконопись «Троица»
Рублёва Андрея. По-русски она мироточится.
На лицах убитых дожди хороводятся, водятся.
Не знаю я лучше земли, чем Николы Вешнего!
Не знаю я лучше кириллицы да глаголицы,
не знаю смешней анекдотов про Брежнева.
Вкусили Европы? Наелись? Вам душеньку выели?
Я предупреждала давно: лучше в Азию!
Давай повторим наизусть: небо синее,
такое щемящее, очи не застит мне.
Не надо про гадкое мне. Говорю же – допрыгались.
Не надо про сладкое мне. Говорю – не до игр теперь.
Нам ближе Царевич-Иван, чем индигово
и чем поколение «Х», робот-двигатель!
Кукушка, кукушечка, сколько нам жить, ты спроси меня!
Отвечу про вечность! Которая пахнет Россиею!
И небо, и небо такое щемящее, синее,
и речка, входили в которую с детства босыми мы.
И всё-то – есмь Русь!
Хоть подвалы, а хоть купол розовый.
И всё-то – есмь Русь!
Колокольни и запах берёзовый.
И вопли Марии над Сыном: «Вставай, милый, родненький!».
И глазки Настасьи. И Ксеньи. Матроны Юродивой.
И вопль Маяковского: «Вывернись так, чтоб уста одни!».
Делиться рубахой, как сердцем последним, – возьми!
Дорогой мой друг 31464, жаль, не знаю вашего имени отчества. Но я вижу, вашу прямую заинтересованность, ибо вы находите то, что для меня ценно в творчестве. И верно - обойти дорогою прямой, увидеть белое в чёрном, разлучиться с тем, кто родной так, что прорасти в нём, как зерна. То, что для вас кажется петляющим, для меня прямо, то, что для вас прямо, для меня извилисто. Вообще, рождение образа - это и есть то самое, что будоражит, что даёт пищу к размышлениям. Я вас везде узнаю, хоть и не знаю. А если знаю, то не узнаю. Мне приятно ваше внимание от каждой подборки до следующей. И это ваше обращение - Светлана. И это тоже свет и дорога. Та самая в обход, что прямая! Светлана
НА РЕПЛИКУ #31464
Да, это "по природе ходят" - как вы "грамотно" выразились.
А по поэзии "ходят" дорогами разными-разными, в том числе и прямыми.
"Даль оленью, луг, ложбинку совью
обошла дорогою прямой."
Светлана, думаю, по природе ходят не "дорогою ПРЯМОЙ", а извилистой, где интереснее, где что-то привлекает.