Александр БОБРОВ. ЗДЕСЬ – И СИЛА, И СЛАБОСТЬ. Мнение члена жюри конкурса "Здесь наша сила"
Александр БОБРОВ
ЗДЕСЬ – И СИЛА, И СЛАБОСТЬ
Мнение члена жюри конкурса "Здесь наша сила"
Должен был приехать 26 августа на заключительный этап конкурса "Здесь наша сила". Мне Вера Кобзарь переслала стихи многих участников, я читал-готовился, но жара и дороги – доконали: врач запретил гонять туда-сюда одним днём в плацкартном вагоне. Но я – добросовестный воин на поле многострадальной русской поэзии, и решил всё-таки высказаться хоть кратко о некоторых участниках, о типичных устремлениях, удачах и недочётах. Может, ребятам поможет, хотя там есть «ребята» почти моего возраста.
Сначала – несколько общих рассуждений: сегодня – внешне – проводится такая обширная работа с начинающими стихотворцами, которая и комсомолу на моей памяти не снилась: тогда проводились, дай бог, ежегодные областные и республиканские совещания и только раз в четыре года – огромные, плодотворные Всесоюзные. Но был такой напор и отбор, что из стен гостиниц «Юность» и «Орлёнок» выходила яркая молодая смена. Лично помогал как заведующий отдела поэзии «Литературной России» Владимиру Соколову и Льву Ошанину (как и Владимир Некляев, например, – позже неудачный претендент на пост президента Беларуси) вести семинары, из которых вышли Юрий Поляков, приходивший на обсуждение в парадной форме, Мыкола Лукив – редактор журнала «Днипро», чьи песни поёт свихнувшаяся Украина, Серёга Макаров из Питера. Да разве перечислить! А почему? Потому что велась огромная повседневная работа в студиях при профсоюзных ДК, в литобъединениях при редакциях молодёжных газет, наконец, в самих писательских организациях – были деньги и на рецензии, и на командировки, и на совместные выступления с молодыми. То есть работало руно – шкура, на которой оставались золотинки. Время золотого руна, наверное, прошло. Как-то всё зачастую массово, пустым потоком, бессистемно – по охотно выделяемым грантам с охватом и отчётами.
Вот и тут: открыл присланные подборки финалистов – такой разброс. Идеи генеральной – не проследил. Но внимательно прочитал.
Итак…
Андрей БИРЮКОВ
Размашистая лирика, порой вызывающая. Есть сильные строфы и строки:
Грубый рукастый мужик
В мамину спальню проник,
Думать не нужно про них –
Мультики: Гаечка, Вжик.
Но меня порой царапала какая-то небрежность: «Лето меняет весну» – вместо сменяет.
Хотелось переписать внятно: «Говорят, что одет не по моде я».
Или «Кое-кто принял Блока из милости» – наверное, «Кто-то принял (его) за Блока из милости»?
Дошёл до строк:
Если б знали заумные умники,
Как внимательно я их не слушаю.
С этого места перестал читать. Зачем тратить драгоценное время?
А так – ощущение живости и раскованности остаётся.
Владимир СИТЕНКО
У Бирюков рифмы – не точные, расхристанные (особо убивает, но веселит: Паратов-Карандышев).
А у Ситенко они – слишком правильные и заезженные, что обедняет стихи:
А рядом, совсем по соседству,
Листву осыпающий клён
Стоит и скучает по детству,
В которое тоже влюблён.
Это в стихах и песнях тыщу раз было!
Родился вопрос: «А читал ли кто из нынешних «Книгу о рифме» Давида Самойлова? Я главные выдержки включил в свой учебник поэзии «Наряд для Венеры Милосской». Гляньте!
Вторая строфа во втором стихотворение – живее:
Одиночество, грусть…
Это всё наживное,
Словно накипь внутри котелка.
В сердце что – то осталось,
осталось такое…
Что сорвётся, как лёд, с потолка.
Лёд на потолке – это будущее Европы без нашего газа?..))
Но вообще, как у многих, маловато культуры стиха и скудна гамма переживаний. Обнадеживает строка: «Я люблю перечитывать Блока...».
Владимир КОЛЕСНИЧЕНКО
1948 года рождения – почти мой ровесник!
Зрелый воронежский лирик, «сеятель картофеля». Традиционные стихи о землице и природе. Иногда, правда, озадачивают:
Качаясь, как верблюд в пустыне,
Гусыня с выводком идёт.
Сравнение гусыни с верблюдом рождает вопрос: араб сравнил бы верблюда с русской гусыней?
Есть попытка игры образами:
Дождь пахнет мокрою собакой.
Собака, вымокнув, – дождём.
Дождь пахнет строчкой Пастернака
И пастернака корешком.
Но тут я возражаю: дождь пахнет не только мокрою собакой, а вначале – пылью и свежестью, потом разнотравьем и хвоей, если в бору. А в городе всё пылью и кончается…
Ещё возражение:
И звёзды стали проще и ближе.
И пальцы сжались до хруста.
И то, что я не увижу Парижа,
Не вызывает грусти.
А мне грустно и обидно: Париж – красивый и значимый для русского город. На черта мы его брали в 1814-ом, чтобы жалкие политиканы вроде Макрона в него не пускали? Если сам автор не хочет – другое дело. Но надо тогда сказать яснее…
«Дети, бегущие от грозы» – самое емкое стихотворение у Колесниченко!
Людмила БАНЦЕРОВА
Из городка с красивым названием Сапожок.
Публикаций и премий у неё больше, чем у меня. Но я рискну высказаться...
Первая же строфа – двусмысленна:
Благодарю за эту тишину,
за этот тихий свет в окне напротив.
За то, что в долгожданную весну
ты не собьёшь меня на повороте.
На авто не собьёт или морально?
«А я все жду...» – светлое стихотворение:
А я всё жду, когда с глухих окраин
придёт весна и с нею – благодать.
Бежит вдали, спешит автобус ранний,
мне только на него не опоздать…
Но у нас в Москве весна из центра приходит – не с глухих окраин: у меня в Перове снег и лужищи, а на Тверской – асфальт, девушки в туфельках бегут в Литинститут, где мы с Людмилой учились.
Лучшее, на мой взгляд, «Побелите колокольню..».
Как же дышится раздольно,
и душа ещё светла.
Побелите колокольню,
там до неба купола.
Только у неё обычно не купола для рифмы, а – один купол.
Максим КУКОБА
Самые крутые и раскованные стихи. Иногда рисуется:
Я плевал на глагольные рифмы.
Этот стих далеко не о них.
Этот стих не для публик, believe me.
Я пишу этот стих для двоих.
Но неудобоваримая строка: «Это наши с ней три дня дождя» – скороговорка для исправления дикции...
Огорчает, что есть самоповторы в сленге, в манере рисоваться.
Впрочем, если бы выбирать кого-то для выступления на вечере поэзии, я бы выбрал его первого... Хотя попросил бы объяснить, что такое «вавка»:
Нам, как в детстве бы, листик – на вавку.
Я влюблён. И к чему тут молчать?
Дай мне сделать последнюю ставку.
Я попробую всё отыграть.
Марина ЧЕПЕЛЕВА
Написала самое правильное стихотворение про Белгородскую землю, да сглазила:
Тихо, выстрелов нет и нет взрывов,
Лишь гроза прогремит по весне,
Только вечный огонь и могилы,
Служат памятью страшной войне.
Теперь – не только. «Служат памятью» – как-то по-канцелярски.
И неграмотно: «И из самого недра природы...». Надо – недр!
Анастасия АПУХТИНА
Эта линия поэзии – от Хармса и раннего Заболоцкого мне органично чужда. Я очень люблю позднего, гениально внятного и мудрого Заболоцкого.
Например, первое стихотворение многоглавия – с капюшоном – вообще не понял.
ведь любой, кто приходит сюда, смешон,
целиком помещается в капюшон
чародея из вечности и мгновения...
Псевдоигра в парадоксы, по-моему.
Самая удачная часть – литера до Питера, потому что полна заимствованными, но понятными и порой удачными ассоциациями. Ну и задор есть:
Промысел божий, его ль благодать
Нас наделить словесностью?
Пишем и пишем, япона мать,
Стенографисты вечности.
Стихом Настя владеет, лишь иногда её заносит: «Смерть не курит... И есть ли у смерти мама?». По-моему, это – рисовка и трёп.
Но есть сильные и злободневные строки:
Боль заточена как кинжал.
Режет сердце. Не защититься.
Мне не стыдно.
Мне страшно жаль.
Полночь. Новости.
– Спишь?
– Не спится.
Надо ей больше не Бродского с эпигонами читать, а суровые новости поэтически осваивать!
Елена ИВАНОВА
Представила детские стихи. Увлекается порой игрой слов и смыслов, отступая от реальности:
– Не кричи, сорока, тихо!
И тебе есть крошечки.
Ты, случайно, не трусиха?
Ешь с моей ладошечки...
Я бы внучке не посоветовал – так воровка схватит или клюнет...
Про киску и сосиску симпатично – и верно: мышей кошки ловить не хотят.
Про акулу и ластик зримо, игриво.
Симпатично, младшим внукам лучшие строки прочитал бы...
Евгений ХАРИТОНОВ
Тоже представил детские стихи. Порой и впрямь с детским взглядом на мир:
У меня вдруг возник интерес –
Почему пожелтел только лес?
Ни озёра, ни горы, ни тучи,
Только лес! Может он невезучий?
Но я хочу сказать о его русской поэтической публицистике. Это – стержневая наша традиция от Пушкина и Блока до… Любого настоящего поэта ставь.
Да, порой он пишет в лоб:
Дрожит земля, когда "Пион" цветёт.
Полёт "Грачей" – не к летнему веселью.
Как не писать, когда война идёт
Ни где-то там, а за парадной дверью?..
Вот эхо снова материнский крик (невнятно, глагол далеко стоит! –А.Б.)
Несёт в руках, не смея их ослабить.
Ах, сколько надо взять Варшав и Риг,
Чтоб мир решил в покое нас оставить?
Он справедливо и горько говорит на могиле деда-фронтовика,
Что снова свищут пули, как когда-то.
Горят в лазурном море корабли...
И только мы, потомки, виноваты,
Что ту мечту его не сберегли.
Его стихи в ряду тех, что включены в сборник Союза писателей России – «Позывной Победа».
И лирика у Харитонова – светлая...
Проводница порадует байховым чаем.
Пусть плацкартный вагон – не хочу замыкаться!
А потом мы с тобой что-нибудь намечтаем,
В нашем возрасте это – как снова влюбляться!
Детские стихи, повторю – интересные, мальчишеские. Вот про гуся:
Он смешно прищурил глаз
Так, что мы заржали.
Как щипал он с Колькой нас...
Еле убежали!
Только один вопрос к автору – щурит ли гусь глаз?
Раз на конкурсе будут призовые места, то высказал своё мнение:
Евгений Харитонов (Белгород) - достоин по совокупности тем и областей стихосложения, по публицистическому запалу 1 места!
2-е место лично я отдаю Максиму Кукобе из Старого Оскола за лихость и современную поэтическую речь.
3-е место – не как субъективный читатель, а как опытный и объективный редактор, отдаю Анастасии Апухтиной из Белгорода за владение стихом и за метафоричность, пусть порой сумбурную или картинную.
Конечно, на меня обидится Людмила Банцерова из родной по отцу Рязанской области – она привыкла быть лауреатом и победительницей, но в данной подборке прорыва – нет.
Надеюсь, что мои наблюдения будут любопытны не только авторам…
Думала над очерёдностью слов в построение строк Л.Б.: "Бежит вдали, спешит автобус ранний, мне только на него не опоздать". Пытаясь понять: только БЫ не опоздать на данный ранний, или - хочешь-не хочешь, и не пытайся - всё равно не опоздаешь, или - не опоздать только на этот, опаздывая на все остальные...
Люблю читать Александра Боброва, хоть к молодым он таки снисходителен) Интересный обзор.
Наталья Радостева
"Вавка" - это болячка. А.В.Арестов