РЕЦЕНЗИЯ / Александр БОБРОВ. ЗДЕСЬ – И СИЛА, И СЛАБОСТЬ. Мнение члена жюри конкурса "Здесь наша сила"
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ЗДЕСЬ – И СИЛА, И СЛАБОСТЬ. Мнение члена жюри конкурса "Здесь наша сила"

 

Александр БОБРОВ

ЗДЕСЬ – И СИЛА, И СЛАБОСТЬ

Мнение члена жюри конкурса "Здесь наша сила"

 

Должен был приехать 26 августа на заключительный этап конкурса "Здесь наша сила". Мне Вера Кобзарь переслала стихи многих участников, я читал-готовился, но жара и дороги – доконали: врач запретил гонять туда-сюда одним днём в плацкартном вагоне. Но я – добросовестный воин на поле многострадальной русской поэзии, и решил всё-таки высказаться хоть кратко о некоторых участниках, о типичных устремлениях, удачах и недочётах. Может, ребятам поможет, хотя там есть «ребята» почти моего возраста.

 

Сначала – несколько общих рассуждений: сегодня – внешне – проводится такая обширная работа с начинающими стихотворцами, которая и комсомолу на моей памяти не снилась: тогда проводились, дай бог, ежегодные областные и республиканские совещания и только раз в четыре года – огромные, плодотворные Всесоюзные. Но был такой напор и отбор, что из стен гостиниц «Юность» и «Орлёнок» выходила яркая молодая смена. Лично помогал как заведующий отдела поэзии «Литературной России» Владимиру Соколову и Льву Ошанину (как и Владимир Некляев, например, – позже неудачный претендент на пост президента Беларуси) вести семинары, из которых вышли Юрий Поляков, приходивший на обсуждение в парадной форме, Мыкола Лукив – редактор журнала «Днипро», чьи песни поёт свихнувшаяся Украина, Серёга Макаров из Питера. Да разве перечислить! А почему? Потому что велась огромная повседневная работа в студиях при профсоюзных ДК, в литобъединениях при редакциях молодёжных газет, наконец, в самих писательских организациях – были деньги и на рецензии, и на командировки, и на совместные выступления с молодыми. То есть работало руно – шкура, на которой оставались золотинки. Время золотого руна, наверное, прошло. Как-то всё зачастую массово, пустым потоком, бессистемно – по охотно выделяемым грантам с охватом и отчётами.

Вот и тут: открыл присланные подборки финалистов – такой разброс. Идеи генеральной – не проследил. Но внимательно прочитал.

Итак…

 

Андрей БИРЮКОВ

Размашистая лирика, порой вызывающая. Есть сильные строфы и строки:

Грубый рукастый мужик

В мамину спальню проник,

Думать не нужно про них –

Мультики: Гаечка, Вжик.

Но меня порой царапала какая-то небрежность: «Лето меняет весну» – вместо сменяет.

Хотелось переписать внятно: «Говорят, что одет не по моде я».

Или «Кое-кто принял Блока из милости» – наверное, «Кто-то принял (его) за Блока из милости»?

Дошёл до строк:

Если б знали заумные умники,

Как внимательно я их не слушаю.

С этого места перестал читать. Зачем тратить драгоценное время?

А так – ощущение живости и раскованности остаётся.

 

Владимир СИТЕНКО

У Бирюков рифмы – не точные, расхристанные (особо убивает, но веселит: Паратов-Карандышев).

А у Ситенко они – слишком правильные и заезженные, что обедняет стихи:

А рядом, совсем по соседству,

Листву осыпающий клён

Стоит и скучает по детству,

В которое тоже влюблён.

Это в стихах и песнях тыщу раз было!

Родился вопрос: «А читал ли кто из нынешних «Книгу о рифме» Давида Самойлова? Я главные выдержки включил в свой учебник поэзии «Наряд для Венеры Милосской». Гляньте!

Вторая строфа во втором стихотворение – живее:

Одиночество, грусть…

                                      Это всё наживное,

Словно накипь внутри котелка.

В сердце что то осталось,

                                      осталось такое…

Что сорвётся, как лёд, с потолка.

Лёд на потолке – это будущее Европы без нашего газа?..))

Но вообще, как у многих, маловато культуры стиха и скудна гамма переживаний. Обнадеживает строка: «Я люблю перечитывать Блока...».

 

Владимир КОЛЕСНИЧЕНКО

1948 года рождения – почти мой ровесник!

Зрелый воронежский лирик, «сеятель картофеля». Традиционные стихи о землице и природе. Иногда, правда, озадачивают:

Качаясь, как верблюд в пустыне,

Гусыня с выводком идёт.

Сравнение гусыни с верблюдом рождает вопрос: араб сравнил бы верблюда с русской гусыней?

Есть попытка игры образами:

Дождь пахнет мокрою собакой.

Собака, вымокнув, дождём.

Дождь пахнет строчкой Пастернака

И пастернака корешком.

Но тут я возражаю: дождь пахнет не только мокрою собакой, а вначале – пылью и свежестью, потом разнотравьем и хвоей, если в бору. А в городе всё пылью и кончается…

Ещё возражение:

И звёзды стали проще и ближе.

И пальцы сжались до хруста.

И то, что я не увижу Парижа,

Не вызывает грусти.

А мне грустно и обидно: Париж – красивый и значимый для русского город. На черта мы его брали в 1814-ом, чтобы жалкие политиканы вроде Макрона в него не пускали? Если сам автор не хочет – другое дело. Но надо тогда сказать яснее…

«Дети, бегущие от грозы» – самое емкое стихотворение у Колесниченко!
 

Людмила БАНЦЕРОВА

Из городка с красивым названием Сапожок.

Публикаций и премий у неё больше, чем у меня.  Но я рискну высказаться...

Первая же строфа – двусмысленна:

Благодарю за эту тишину,

за этот тихий свет в окне напротив.

За то, что в долгожданную весну

ты не собьёшь меня на повороте.

На авто не собьёт или морально?

«А я все жду...» – светлое стихотворение:

А я всё жду, когда с глухих окраин

придёт весна и с нею – благодать.

Бежит вдали, спешит автобус ранний,

мне только на него не опоздать…

Но у нас в Москве весна из центра приходит – не с глухих окраин: у меня в Перове снег и лужищи, а на Тверской – асфальт, девушки в туфельках бегут в Литинститут, где мы с Людмилой учились.

Лучшее, на мой взгляд, «Побелите колокольню..». 

Как же дышится раздольно,

и душа ещё светла.

Побелите колокольню,

там до неба купола.

Только у неё обычно не купола для рифмы, а – один купол.

 

Максим КУКОБА

Самые крутые и раскованные стихи. Иногда рисуется:

Я плевал на глагольные рифмы.

Этот стих далеко не о них.

Этот стих не для публик, believe me.

Я пишу этот стих для двоих.

Но неудобоваримая строка: «Это наши с ней три дня дождя» – скороговорка для исправления дикции...

Огорчает, что есть самоповторы в сленге, в манере рисоваться.
Впрочем, если бы выбирать кого-то для выступления на вечере поэзии, я бы выбрал его первого... Хотя попросил бы объяснить, что такое «вавка»:

Нам, как в детстве бы, листик – на вавку.

Я влюблён. И к чему тут молчать?

Дай мне сделать последнюю ставку.

Я попробую всё отыграть.

 

Марина ЧЕПЕЛЕВА

Написала самое правильное стихотворение про Белгородскую землю, да сглазила:

Тихо, выстрелов нет и нет взрывов,

Лишь гроза прогремит по весне,

Только вечный огонь и могилы,

Служат памятью страшной войне.

Теперь – не только. «Служат памятью» – как-то по-канцелярски.

И неграмотно: «И из самого недра природы...». Надо – недр!

 

Анастасия АПУХТИНА

Эта линия поэзии – от Хармса и раннего Заболоцкого мне органично чужда.  Я очень люблю позднего, гениально внятного и мудрого Заболоцкого.

Например, первое стихотворение многоглавия – с капюшоном – вообще не понял.

ведь любой, кто приходит сюда, смешон,

целиком помещается в капюшон

чародея из вечности и мгновения...

Псевдоигра в парадоксы, по-моему.

Самая удачная часть – литера до Питера, потому что полна заимствованными, но понятными и порой удачными ассоциациями. Ну и задор есть:

Промысел божий, его ль благодать

Нас наделить словесностью?

Пишем и пишем, япона мать,

Стенографисты вечности.

Стихом Настя владеет, лишь иногда её заносит: «Смерть не курит... И есть ли у смерти мама?». По-моему, это – рисовка и трёп.
Но есть сильные и злободневные строки:

Боль заточена как кинжал.

Режет сердце. Не защититься.

Мне не стыдно.

                       Мне страшно жаль.

Полночь. Новости.

                            – Спишь?

                                           – Не спится.

Надо ей больше не Бродского с эпигонами читать, а суровые новости поэтически осваивать!
 

Елена ИВАНОВА

Представила детские стихи. Увлекается порой игрой слов и смыслов, отступая от реальности:

Не кричи, сорока, тихо!

И тебе есть крошечки.

Ты, случайно, не трусиха?

Ешь с моей ладошечки...

Я бы внучке не посоветовал – так воровка схватит или клюнет...

Про киску и сосиску симпатично – и верно: мышей кошки ловить не хотят.

Про акулу и ластик зримо, игриво.

Симпатично, младшим внукам лучшие строки прочитал бы...

 

Евгений ХАРИТОНОВ

Тоже представил детские стихи. Порой и впрямь с детским взглядом на мир:

У меня вдруг возник интерес

Почему пожелтел только лес?

Ни озёра, ни горы, ни тучи,

Только лес! Может он невезучий?

Но я хочу сказать о его русской поэтической публицистике. Это – стержневая наша традиция от Пушкина и Блока до… Любого настоящего поэта ставь.

Да, порой он пишет в лоб:

Дрожит земля, когда "Пион" цветёт.

Полёт "Грачей" не к летнему веселью.

Как не писать, когда война идёт

Ни где-то там, а за парадной дверью?..

Вот эхо снова материнский крик (невнятно, глагол далеко стоит! –А.Б.)

Несёт в руках, не смея их ослабить.

Ах, сколько надо взять Варшав и Риг,

Чтоб мир решил в покое нас оставить?

Он справедливо и горько говорит на могиле деда-фронтовика, 

Что снова свищут пули, как когда-то.

Горят в лазурном море корабли...

И только мы, потомки, виноваты,

Что ту мечту его не сберегли.

Его стихи в ряду тех, что включены в сборник Союза писателей России – «Позывной Победа».

И лирика у Харитонова – светлая...

Проводница порадует байховым чаем.

Пусть плацкартный вагон не хочу замыкаться!

А потом мы с тобой что-нибудь намечтаем,

В нашем возрасте это как снова влюбляться!

Детские стихи, повторю – интересные, мальчишеские.  Вот про гуся:

Он смешно прищурил глаз

Так, что мы заржали.

Как щипал он с Колькой нас...

Еле убежали!

Только один вопрос к автору – щурит ли гусь глаз?

 

Раз на конкурсе будут призовые места, то высказал своё мнение:

Евгений Харитонов (Белгород) - достоин по совокупности тем и областей стихосложения, по публицистическому запалу 1 места!

2-е место лично я отдаю Максиму Кукобе из Старого Оскола за лихость и современную поэтическую речь.

3-е место – не как субъективный читатель, а как опытный и объективный редактор, отдаю Анастасии Апухтиной из Белгорода за владение стихом и за метафоричность, пусть порой сумбурную или картинную.

Конечно, на меня обидится Людмила Банцерова из родной по отцу Рязанской области – она привыкла быть лауреатом и победительницей, но в данной подборке прорыва – нет.

Надеюсь, что мои наблюдения будут любопытны не только авторам…

 

Комментарии

Комментарий #31608 26.08.2022 в 09:04

Думала над очерёдностью слов в построение строк Л.Б.: "Бежит вдали, спешит автобус ранний, мне только на него не опоздать". Пытаясь понять: только БЫ не опоздать на данный ранний, или - хочешь-не хочешь, и не пытайся - всё равно не опоздаешь, или - не опоздать только на этот, опаздывая на все остальные...
Люблю читать Александра Боброва, хоть к молодым он таки снисходителен) Интересный обзор.
Наталья Радостева

Комментарий #31602 25.08.2022 в 16:05

"Вавка" - это болячка. А.В.Арестов