Александр БАЛТИН. СЕНТЯБРЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
Александр БАЛТИН
СЕНТЯБРЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
Алексей ТОЛСТОЙ. 205-летие
Мистически-таинственный «Дракон» Алексея Толстого – поэма, стоящая несколько особняком в пантеоне российской классики: поэма, точно демонстрирующая возможности иного сознания, иного, духовного, зрения, позволяющего видеть существа иных миров – и как уравновешивается сей Дракон знаменитыми колокольчиками…
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Нежность и грусть, объединённые тонкой мелодикой стиха, раскрываются одновременно и подлинными символами метафизики.
Толстой – поэт разнообразный, но при том никогда не изменяющий строгой мелодике и жёстким формулам мастерства; история, песня, баллада, интимная лирика, философские раздумья – крепчайший взвар всех возможных тем и жанров составляет собрание стихотворений Толстого.
Илья Муромец не уступит боя никому, а князь Михайло Репнин сделает что должно, какие бы препоны не вставали.
И мотивы разочарования – пустого дома – уравновешиваются в недрах творчества Толстого великолепием поэтического строя и стоического отношения к реальности…
Украшают ли её стихи?
Или служат способом постижения оной?
Сложно сказать – но многое вмещают в себя, организуя по-своему пространства слов и смыслов.
* * *
«Князь Серебряный» погружал в атмосферу времени настолько далёкого и от девятнадцатого века и от – когда было множество юных и пламенных читателей – двадцатого, что колорит, созданный и воссозданный Алексеем Константиновичем Толстым, завораживал…
Обилие деталей, собираемых в волшебные ёмкости страниц, превосходило, казалось, современность: и действие, захватывающее невероятно, и переживания героев – и за них – не позволяли оторваться от книги.
Мистический элемент был присущ графу Толстому, что в поэзии его ярче всего сказалось в «Драконе», живописанном звонкими и звучными терцинами, сквозь которые прорастают как будто потусторонние картины – этого дракона и выпустившие…
Но и в таких привычных напевах, связанных с «цветиками степными», ощущается нечто, просвечивающееся сквозь печаль, разлитую в стихотворении…
И снова возникает проза: мистическая и таинственная, базирующаяся на сказках и легендах, прекрасно сделанная, завораживающая, не позволяющая оторваться – пока не доберёшься до конца.
…А вот мистические струи словно приподнимают, играя златой небесной синевой, восьмистишие, посвящённое «Мадонне» Рафаэля:
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Видит ли за Голгофой воскресение – остаётся загадкой, как и всё почти в жизни Христа, но соприродность дара Толстого космической тайне очевидна…
Надмирная сущность слова была открыта ему, и та запредельная отчизна входила важной частью в поэзию Толстого, часто являвшую собой откровение:
Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
…Длинно развернётся сатира «Сон Попова»: играя психологическими изломами, собирая пригоршни разных казусов, высветляя тёмные стороны внутреннего человеческого естества.
…И тайна, покрывавшая Её черты, покрывает и соответствующее хрестоматийное, ставшее знаменитым романсом стихотворение: покрывает великолепной вуалью той поэтической силы и подлинности, которой отмечено всё, созданное Алексеем Толстым, чьё наследие, поднимавшееся и поднимающее души по световой вертикали, слишком значительно для алчных времён, гораздых пожирать большинство людских дел.
Владимир АРСЕНЬЕВ. 150-летие
Арсеньев вместил в себя как будто несколько жизней, исследовав – венцом своей деятельности – дальние районы России.
Дух, движущий им, не давал покоя, играя на струнах благородства и любопытства: пути Арсеньева уводили дальше и дальше; мелькали ленты изысканий, записей, лица сменялись, как в калейдоскопе.
Вырисовывается – в чём-то монументальный, лесной и национальной субстанцией пропитанный, Дерсу Узала; дневник неутомимого путешественника повествует о нём.
Об очевидном литературном даре свидетельствует художественность изложения.
Хотя… интерес географа и этнографа первоочередной: местность в конкретное время, следы миграции животных, капризы погоды – всё это складывается в своеобразнейший литературно-научный текст.
Быт, обряды и поверья людей, слишком далёких от «цивилизации», вырисовываются колоритно, в чём-то даже с теплотой и нежностью.
И Дерзу Узала – сопровождающий постоянно, упорно, грамотно: вводящий европейца в свой неповторимый мир.
И поют леса.
И слышен их торжественный гимн.
Охотник на пушного зверя, Дерсу знает все сопки, всё тропки, не говоря о повадках зверей; он делится щедро, охотно, и знания, обретая литературную литую форму, становятся частью дневника…
Ему не нужны синоптики: он и так знает, какая будет погода, и носит одежду из оленьих шкур.
Но та необычная гармония с природой, которой живёт Дерсу, передаётся и неутомимому Арсеньеву – великому путешественнику, значительному учёному, яркому писателю…
Борис ЖИТКОВ. 140-летие
Детское, нежное, доброе, про животных…
Так ярко мелькали страницы Житкова в советском детстве: и словно выпархивали со страниц пичуги, а зверушки, которых так любят детишки, ласково заглядывали в их маленькие комнаты.
И тут – громада «Виктора Вавича», точно противостоящего всему этому детско-нежному космосу.
Он стреляет в сердце – роман: жестокий роман об обыденной жизни, но жизни – в период революции 1905 года.
Роман о жутковатой человеческой метаморфозе: как простой, и в общем довольно неглупый Иван-дурак (Виктор Вавич) может, запутавшись в узлах обстоятельств и собственных петлях неправильных выборов, превратиться… в сволочь.
Роман-метафизика: превратился ли?
Или – изначально гнилья в недрах души было больше, нежели светового естества, как ей полагалось бы…
Много героев: даже своеобразное нагромождение их, и не сказать, что они равноправны.
Они то выглядывают из нор, чтобы пересечься с другими и рассказать о себе, то проваливаются в них; снова выступает Вавич, вляпывается в очередную историю, чтобы двигаться… ниже и ниже; затем проступает иной персонаж, концентрирующий на себе внимание.
Роман двадцатого века: он калейдоскопичен.
Написанный очень специфично: жёстко, рвано, точно наждаком водили… или водят, но прямо по сердцу, дабы проза действовала сильнее.
Роман импульсивных, достаточно кратких фраз, иногда кажущихся хаотичными, но вдруг – стягивающихся такой суммой, что дух захватит от возможностей Житкова-стилиста.
Язык, почти лишённый эпитетов: отчего не делается хуже.
Короткие, словно прыгающие на одной ножке, главки.
Внешние события, монтируемые с внутренними монологами вполне кинематографично…
…Во время революции 1905 года Житков, ещё студент физико-математического факультете Новороссийского университета, состоял в боевом отряде, перевозил в Одессу из Румынии и Болгарии оружие для революционеров.
После революции делал карьеру моряка, освоил несколько профессий.
…Он красиво воспевал их в своих рассказах, делая акцент на компетентности и трудолюбии. Чувстве ответственности.
Сколько бы ни попадали герои Житкова в экстремальные ситуации, они выходят из них благодаря этим качествам.
Он прелестно плёл детские рассказы – и любознательный мальчишка Алёша-почемучка, прототипом которого был сосед писателя по коммуналке, запоминался детворе.
И снова колыхался и взрывался огненный «Виктор Вавич»; и снова околоточный проходил тропами нравственной деградации, и снова плыло марево глухой, уездной, провинциальной России…
Георгий АДАМОВИЧ. 95-летие
Строгость, изящество, благородство линий – таковы характеристики поэзии Георгия Адамовича, и сумма их определяет космос насыщенный, дышащий, благородный…
Без отдыха, дни и недели,
Недели и дни без труда.
На синее небо глядели,
Влюблялись… и то не всегда.
И только. Но брезжил над нами
Какой-то божественный свет,
Какое-то лёгкое пламя,
Которому имени нет.
…Сквозь реальность проступают свечения: волшебные, таинственные, и если не ощущает их поэт, создаваемое им остаётся в определённом земном силовом поле…
Адамович ощущал, и ощущал с ясностью, хотя формулировка и допускала неопределённое «какое-то»…
Зыбкость и лёгкость этого пламени запредельными лучами пронизывала образы и картины, которые предлагал реальности Адамович, вводя в неё свои стихи.
…Сухая, библейская, жёсткая мудрость пересыпает его стихи белой солью Екклесиаста:
В столовой бьют часы. И пахнет камфорой,
И к утру у висков еще яснее зелень.
Как странно вспоминать, что прошлою весной
Дымился свежий лес и вальдшнепы летели.
Как глухо бьют часы. Пора нагреть вино
И поднести к губам дрожащий край стакана.
А разлучиться всем на свете суждено,
И всем ведь кажется, что беспощадно рано.
Верная беспощадность формулировки: и беспощадно рано уходящие все будто мистическим образом оборачиваются, благосклонно взирая на поэтическое речение Адамовича.
Казалось, для него ослаблены были перегородки, преграды между мирами: и потустороннее, сложно мерцая, вливалось в явь, разнообразно известную поэту, ощущаемую им так остро.
Адамович-критик, кажется, шёл от своей поэзии: сухие строчки точны, и, словно с оголённых проводов, бьёт из них ток мысли.
…И мысли кажутся разноцветными огнями, освещающими путь грядущего, каковое станет более приближаться к разочарованию, нежели очаровывать.
Меланхолия вызревала в недрах стихов поэта:
Есть память, есть доля скитальцев,
Есть книги, стихи, суета,
А жизнь... жизнь прошла между пальцев
На пятой неделе поста.
Но логика ощущения столь закономерна в дебрях логики жизни, что поспоришь едва ли: просто вглядываясь в алмазную грань строк, сияющих глубиной.
Красивое наследие Георгия Адамовича переливается столькими огнями, что чутким сердцам и душам грядущих поколений многое предстоит осознать лучше, вчитываясь в стихи, эссе, вглядываясь в их смысловые орнаменты, сверяя собственное сердце с часами минувших лет…
* * *
Острота грани блистает в каждой строке: все они столь возвышенно-просты, и отличаются одновременно ясностью и живописностью:
Уже не плакала и не звала она,
И только в тишине задумчиво глядела
На утренний туман, и в кресле у окна
Такое серое и гибнущее тело.
Стихотворение «Болезнь» завершается ли выходом из тела и взглядом со стороны на него?
Или – это ложное ощущение?
Поэзия Адамовича словно пронизана токами высот, она – просвечена иными мирами, кажется – отсюда:
Под чёрным невидимым небом
По тонкому первому льду,
Не встретив нигде человека,
Не помня дороги, иду.
И вижу широкую реку,
И тёмную тень на коне,
И то, что забыла Россия,
Тогда вспоминается мне.
Пламя не определить, но только следование ему определяет подлинность жизни, биение пульса, всё совершаемое…
Адамович – отчасти жрец поэзии: знавший, как сухими строками возжигать величественные костры.
Его поэзия, как правило, печальна.
Его поэзия словно закруглена небесными мотивами, раскатывающими в недрах созвучий, близких к совершенству.
…Есть ноты отчаяния, разрывающие сознание:
Мне было шестнадцать, едва ли
Семнадцать... Вот, кажется, все.
Ни оторопи, ни печали,
Но мертвое сердце мое.
Есть память, есть доля скитальцев,
Есть книги, стихи, суета,
А жизнь... жизнь прошла между пальцев
На пятой неделе поста.
И, сопоставляя со своим опытом, подсказывающим, что жизнь длится секунды, понимаешь, какая боль может пронзать…
Болезнь не снижает высоты поэтического действа, а оно таково у Адамовича, что именно высота и диктует, кажется, весь созидаемый им словесный мир.
Мир, жар, элегические мерцания.
…Нервно срываются ощущения с обнажённых проводов боли.
Вспыхивает, заливая пространство, таинственный свет.
Много совершенно невероятных ассоциаций пробуждает поэзия Георгия Адамовича.
Геннадий ШПАЛИКОВ. 95-летие
Глобальное и общечеловеческое выражено – выдохнуто – вдвинуто в поэтическую реальность Шпаликовым с особенной силой:
Желанье вечное гнетёт –
травой хотя бы сохраниться.
Она весною прорастёт
и к жизни присоединится.
Кто б ни был и как бы ни прожил, и что бы ни было дано – желанье это заложено в каждом как ощущение собственного бессмертия, как… движение травы, про которую Шпаликов обещал:
Я к вам травою прорасту,
попробую к вам дотянуться,
как почка тянется к листу
вся в ожидании проснуться…
Обаятельный, солнечный, лёгкий – такие эпитеты выстраиваются в ряд при воспоминании о Шпаликова: сценаристе, поэте, режиссёре…
Поэтическое дело – самое тонкое: квинтэссенция души, это определение подходит поэзии больше, чем какому-либо другому виду искусства.
Но… гражданское жило в поэте не меньше, чем лирическое и метафизическое; он декларировал:
Я жизнью своей рискую,
С гранатой на танк выхожу
За мирную жизнь городскую,
За все, чем я так дорожу.
Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Декларировал жёстко и ясно, с тем синевато-стальным высверком, который характеризует мужество.
…У него было и строки-прозрения: философия черпалась из опыта, чтобы отлиться строкой:
Безусловно все то, что условно.
Он умел насытить строки и подробностями, теми, что отличают жизнь, не спутаешь…
И он оставил прекрасное, лучащееся, выразительное поэтическое наследие.
Владимир ВОЙНОВИЧ. 90-летие
Любая модель будущего условна: сокрытое от нас, вполне допускает оно множество вариантов даже на небольших временных отрезках: люди из восьмидесятых годов прошлого столетия сильно были бы удивлены жизни, бушующей в нулевых двадцать первого, но, что однозначно, любые – художественные или научные – варианты будущего базируются на сегодняшнем.
Так, «Москва 2042 года» развивает худшие линии жизни в СССР до искромётного, захватывающего в полон абсурда, причём сделано это на уровне художественности столь мастерски, что кажется и впрямь попадаешь в душную, смрадную – во всех смыслах – атмосферу, из которой не вырваться, не сбежать уже в такую родную, уютную явь.
Смех лечит.
Он целит – такова одна из основных его функций; и смех – раблезианский, пышный – дан в романе тоже пышно, ядовитыми цветами.
Роман, в сущности, есть исследование человеческих душ, чем Войнович занимался на протяжении писательского пути пристрастно, маскируя свои исследования под сатирические, иронические и проч.
В ранней повести «Путём взаимной переписки» показана, по сути, страшная панорама: сообщество людей, чьи души недоразвились до человеческих.
Тут – души-зародыши, когда не уродцы: и у женщины, обманом завлекающей солдата, и у солдата этого: примитивного, с убогим умственным скарбом, с пустым выхолощенным сердцем…
Тут воистину: простота хуже воровства…
В знаменитом Чонкине метафизика причудливо вплетена в смеховое, отчасти карнавальное (если вспомнить Бахтина) повествование; и нити её отливают антрацитом, увы…
В монументальной «Автобиографии» Войнович, прослеживая историю десятилетий, пропущенных через опыт собственного миропонимания, рассыпает столько колоритных подробностей и показывает такое разнообразие человеческих персонажей, что становится очевидным: под маской сатирика-ирониста всю жизнь скрывался метафизик.
Метафизик-писатель, блестяще организовавший собственный стиль и сделавший столько ценных наблюдений, что книги его, замечательные в литературном отношение, являются ещё и документами осмысления времени, в которое пришлось ему жить.
* * *
Космическая песня Войновича ворвалась в реальность на лёгких полётных крыльях ясности, надежды…
Она трепетала тем светом жизни, который подделать невозможно, и стала знаменитой так быстро, как могут делаться только яркие вещи литературы…
Войнович-прозаик затмил своё поэтическое дело, что, вероятно, справедливо, тем не менее, стихи его могут рассматриваться как интересное дополнение к прозаическому наследию.
Все то, что было молодым,
Стареет. Может статься,
Умру почтенным и седым
И поглупевшим старцем.
Меня на кладбище снесут
И – все равно не слышу –
Немало слов произнесут
И до небес превознесут,
И в классики запишут.
Есть обаяние ясности, и правильность простоты – о! не той, конечно, что хуже известно чего, но – благородной, за которой стоит своеобразная философия: принятия жизни, к примеру, какой бы она ни была.
Есть и стоическое отношение к себе и судьбе – мол, будет только то, что будет, а что грядущее расходится с нашими планами, так повлиять не способны никак…
Мысль о том, что борьба есть закон,
Человеком усвоена рано.
И в баранину с древних времен
Человек превращает барана.
Но издревле баран как баран
Размышлял примитивно и глупо:
«Люди могут забыть ресторан,
Обойтись без овчинных тулупов».
А вот за простой мерцает философия, рядящаяся в мысли баранов: ведь можно же жить добрее.
И стоит жить именно так, жизнь переустраивая согласно световым законам, а вовсе не громоздя зло на зло, жестокость на жестокость.
Можно.
Не хотим.
Или – физиология мешает, а мы зависим от неё полностью.
Стихи Войновича игривы и серьёзны, философичны и нежны…
В любом случае – они и приятное и питательное чтение.
Стоит к ним обратиться – хотя бы потому, что, скреплённые добрым юмором, они вполне могут поднять вам настроение, если вместо него – яма.
Вячеслав БОГДАНОВ. 85-летие
Вот возвращение домой: вот оно, отмеченною грустью и украшенное воспоминаниями, расцветающее поэтическим цветком:
К дверям забитым я зимой приеду,
Замочный ключ до боли сжав в горсти.
И улыбнусь хорошему соседу,
И попрошу мне клещи принести...
Я в дом родной вернусь не блудным гостем!
Я, словно ключ, любовь к нему сберёг...
И под рукой застонут длинно гвозди,
И упадут, как слёзы, на порог...
Великолепие метафоры: гвозди, уподобленные слезам, так действуют на сознание, что, сопоставляя свой опыт с опытом поэта, непроизвольно ощущаешь поэтическую правоту…
Вячеслав Богданов создавал стихи густой ясности и насыщенной простоты: стихи чистые, как упомянутые слёзы, как родные родники.
…Деревня уходит: картины её, медленно растворяющейся в пространстве былого, начинены многими сожалениями, но голос поэта остаётся стоическим: времени сложно противостоять:
Вечер звёзды огненные выткал,
Тишину вспугнули соловьи,
Но молчат скрипучие калитки,
И не слышно песен о любви.
Молодёжь покинула деревню,
Заманили звоном города…
И об этом шепчутся деревья,
И луна сгорает со стыда.
Дом, хлеб…
Коренные понятия бытия выделялись поэтом, и, толкуемые по-своему, словно открывались новыми гранями метафизического осмысления.
Хотя тропинка зарастёт сюда,
Не забивайте окна в нашем доме,
Пускай он зрячим будет,
Как всегда!..
Так завершается стихотворение «Дом».
И надежда, окрашивающая строки, согревала поэзию Вячеслава Богданова всегда; и что бы ни создавал он, какая бы горечь ни пропитывала иные строки, великолепная радуга надежды не угасала, окрашивая всё творчество в превосходные тона…
Мигель де СЕРВАНТЕС. 465-летие
Задуманная пародия развернётся лентами такого словесного величия, что синеватая бездна света будет мерцать над нею века.
…Сервантес, участвовавший в битве при Лепанто, был серьёзно ранен.
Как разыгрывалось сражение? – Огромные, как башни, галеоны сходились, приближаясь друг к другу, летели абордажные крюки, громыхали пушки, стлался, белея, курчавый дым.
Объединённая Европа выставила много кораблей против турецкого могущества, которому приходил конец…
Сервантес был солдатом; он был определён в полк морской пехоты Испании, базировавшийся в Неаполе, и пробыл там около года, прежде чем приступил к военной службе…
Пули свищут, неся смерть: впрочем, если вы слышите свист, то не погибнете, а та пуля, что убьёт вас, не подаст своего голоса.
Сервантес в битве при Лепанто был трижды ранен – два раза в грудь и один в предплечье.
Он болел лихорадкой, и мог оставаться в постели, но предпочёл участие в бою.
Излечившийся, он возвращался из Неаполя в Барселону, но галера была захвачена алжирскими корсарами, и Сервантес оказывается в долгом плену.
Он был выкуплен матерью, и 2000 дукатов были доставлены под видом товара, чтобы даровать ему свободу…
Он служит дальше, собирается отплыть в Америку, совершает – по приказу короля – поездку в Оран.
Насколько пышен двор?
Настолько же, насколько придворные не считают остальных людьми…
Роман зреет в сознанье, туго наливаются гроздья его шаровым соком смысла…
Дон Кихот…
Дон…
На рисунке Пикассо тема кажется окарикатуренной, но… приглядитесь: вот же он – подлинно неистовый воин под таким детским солнцем.
Солнце Дон Кихота было отчасти детским – кто ещё способен поверить в триумф добра, изведавши столько зла, буквально чувствуя, как переполняет оно мир…
Дон Кихот резко меняет судьбу.
Судьба Сервантеса менялась много раз, и каждый опыт давал новую зрелость великолепному повествованию.
Забавный Санчо не очень понимал, во что ввязывается.
Дон Кихот смешон?
Он величествен и великолепен, он значителен и могуч, он проезжает века на своём Росинанте, чтобы века дивились дерзновению одного – решившего ратоборствовать многих.
И века взирают на рыцаря снизу вверх: ибо, сколько бы ни громоздилось зла, всегда готов вступить с ним в схватку величественный, великолепный Дон Кихот…
…Он особенно близок русским: есть свой, русский вариант Дон Кихота – и благодаря великому переводу Николая Любимова, и потому, что сострадание было на протяжение веков отличительной чертой русского характера (сейчас едва ли так: десятилетия торжествующего эгоизма-прагматизма не могли не сказаться)…
Сострадание – ко всем: малым, обиженным, несправедливостью, как клеймом, отмеченным.
Пусть колодники – но ведь каждый человек; пусть глупцы – но ведь они не виноваты.
Сострадание – порою в ущерб себе, как у Дон Кихота, так остро ощущающего глобальную несправедливость мира.
Такого играл и Черкасов – с точным рисунком роли, с некоторой сумасшедшинкой, остро, ярко…
Времена Дон Кихотов прошли: мир всё больше подчиняется технологически-технократическому безумию.
Но образ остаётся – не тускнея.
* * *
Ядрёный крепкий народный юмор Санчо: всё должно быть раже, сытно, потно, и… сосед, мол, заявляет – глупо и дерзко: «А с какой стати я?».
А Санчо ему логично – «А я с какой стати?».
В общем, канава так и осталась незакопанной.
Санчо, которому челюсти уже выворачивает от скуки бытия, Санчо, уставший от всей солнечной пресноты своего бытования, уверенный, что путешествие с Дон Кихотом посулит ему нечто…
Нечто великолепное.
Потом… он ещё станет губернатором острова.
Санчо не предполагает путешествие от собственной калитки в вечность: его же не предполагает и Дон Кихот, решивший ратоборствовать зло, чьи объёмы избыточны в любом социуме…
Юрий Толубеев, исполнявший роль в советской экранизации, острохарактерный актёр, был великолепен: какая густая лепка характера – словно используется сразу несколько материалов: мрамор народности, глина тщеславьица, гранит верности.
Всё к делу, и каждый штрих, каждая краска дополняли вечный образ, насыщая его плотью, силой, яркостью.
…Они едут и едут: в недрах и дебрях человечества, несколько подросшего теперь – в духовном плане (всё-таки казни на городских площадях не производятся ныне), однако по-прежнему барахтающегося в вязкой субстанции зла…
Её не переплавить алхимическим путём в лучистое драгоценное золото; её можно только убрать – вычистить, как Геркулес некогда конюшни Авгия.
Но Дон Кихот больше полагался на рыцарские образы, и солнце, бликовавшее в тазике, ставшим шлемом, не было таким, что способно переплавить его в другой материал, или изменить форму.
Образцовый русский перевод, выполненный Николаем Любимовым и вышедший в 1951 году, показывает языковую густоту и необыкновенную плотность письма: чудо, завораживающее языковыми самоцветами, начинается с первого абзаца, с описания села Ламанчи: которому предстояло стать знаменитым, быта, даже еды: олья подрида – ах, как хороша…
И смак жизни ощущается за каждым фрагментом её, за каждым словесным пассажем.
О жизни Дон Кихота до начала странствий известно мало: в них отправляется он уже пятидесятилетним, много передумавшим и пережившим: хотя ни психологию, ни мировосприятие тогдашних людей мы не представим целостно, очень уже отличаясь от них.
Вероятно, Дон Кихот чувствовал чужую боль так же остро, как свою: на сцену выступает Достоевский с рассказом о слезинке ребёнке, и он был бы близок Сервантесу, жизнь которого была далека от тишины и покоя.
Вероятно, Дон Кихот чувствовал именно так – иначе не начал совершать бы свой путь.
…Кстати, образ рыцаря использовался впоследствии много раз в литературе: иногда шаржированно, иногда мистически, достаточно вспомнить рассказ Борхеса «Пьер Менар, автор Дон Кихота»…
Или «Житие Дон Кихота и Санчо» Мигеля де Унамуно.
Не только испаноязычные авторы обращались: Грэм Грин написал своего «Монсеньора Кихота» в 1982 году.
Образ, беспокоящий века: не дающий им зарастать жиром тотального равнодушия.
…Задуманная Сервантесом пародия удалась – она вылилась в один из самых знаменитых романов человечества.
Архетип человеческой природы, истолкованный как психологическая категория: и появляется понятие «донкихотство»…
Честь – донкихотствовать! – в мире, закрученном вокруг жёстких стержней эгоизма, прагматизма, предельного себялюбия…
Дон Кихот отказывается от себя?
Нет, он расшифровывает суть своей судьбы и несёт идею свою, как драгоценную чашу, наполненную к тому же великолепным содержанием.
Остро прочерченные иллюстрации Гюстава Доре: человечество увидело Дон Кихота глазами знаменитого художника-иллюстратора: он, как и в большинстве своих иллюстраций, точно попал в самый нерв восприятия образа большинством…
Худ, брадат, с копьём…
Невыразимо неповторимый: как и Санчо, припавший в приступе отчаяния к морде своего Серого.
Скорее даже – к лицу ослика.
Иллюстрации выстраиваются в своеобразный художественный пантеон: они трактуют отдельные моменты повествования с сухою силой – а другой и не нужно.
Они показывают тогдашний мир ярко, на предельной грани выразительности и, будучи чёрно-белыми, воспринимаются цветными.
Даже – необыкновенно цветными: словно лучшее, определявшее суть рыцаря проступало сквозь страницы, заражая всех, кто видел, воспринимал…
…Конь и ослик, великаны, мельницы, трактиры, дороги, колодники, знать, дворцы, где интриги и низкопробные чувства банальны; копьё и меч, разнообразие приключений – огромный космос Дон Кихота продолжает вливаться в действительность пёстрой, великолепной плазмой: настолько яркой, что непонятно, как человечество жило без неё.
Русский О. ГЕНРИ. 160-летие
Ревматизм, как известно, такая зараза, что клещом может вцепиться в плечо, даже если проходишь мимо театра, где дают слезливую комедию, а уж стоит только показаться облачку…
«Родственные души» сильны своею неожиданностью: горизонтом схожести, проявившимся совершенно внезапно, и во внезапном же антураже; и то, как родство боли становится сильнее жажды обогащения, показано с тем юмором, который скрывает определённую мудрость.
Не говоря об опыте – соли которого надо много съесть, чтобы писать рассказы на уровне О. Генри.
Биография его была бурной: точно для того, чтобы черпал из неё бесчисленные комбинации судеб и судьбишек, творя свои невероятные, искромётные, лучащиеся всякой жизненной энергией рассказы…
…Вождь краснокожих изведёт кого угодно: он такой по задорной природе мальчишества, возведённой в квадрат или даже куб: но злодеям – двум взрослым мужикам, затеявшим дело в другом штате, на которые необходимы стартовые деньги, – в голову не приходит мысль о проигрыше.
Он становится столь же очевиден, сколь и смешон: и не до денег уже – убраться бы…
Никакой морали: голый костяк повествования, на который натянуты уморительный подробности, и множество их застревают осколками в памяти, вызывая смех, как послевкусие.
Жизнь О. Генри была настолько пестра и полна событиями, что некоторые из них приводят его в тюрьму: в свою защиту он мало что мог сказать, был обвинён в хищении и подведён под статью о растрате. И тюрьма открыла ему свои корявые объятия; впрочем, будучи лицензированным фармацевтом, он мог работать в заключение в качестве ночного аптекаря.
Четырнадцать рассказов, созданных в тюрьме, были опубликованы под самыми разными псевдонимами: выиграл О. Генри, тот, что и остался потомкам.
Единственный роман – «Короли и капуста» – в сущности является романом в новеллах; и грустная ирония над обществом, буксующим во всех известных пороках, вечно путающим чёрное с белым, настолько виртуозно звучит, что и мелодика рассказов, их музыка отличаются сочной неповторимостью.
Стиль О. Генри прост: человек рассказывает истории; но каждое слово кажется качественно обработанным камешком, поставленным на единственное место.
…Деньги не утрачивают своей власти: более того: набирают обороты; деньги – с точки зрения О. Генри, слишком соприкасавшегося с ними в разных ситуациях собственной жизни, – и являются подоплёкой революций, госпереворотов, коррупции…
Деньги – и характеры: ибо большинство людей жаждут иметь деньги, но только некоторые способны утолить тянущую жажду.
Ирония превалирует: бывает легка, как облачко, вызывающее приступ ревматизма, бывает резка: но она – основной составляющий элемент космоса О. Генри…
…Четыре миллиона людей достойны внимания, или четыреста?
Четыреста миллионеров, против исключительного внимания к каким протестует О. Генри, – и второй сборник рассказов так и назывался «Четыре миллиона»…
Каждый достоин внимания: и персонажей, проходящих по страницам О. Генри, бессчётно: они растерянные и деловые, вялые и жуликоватые, смешные и грустные, нелепые, напоминающие клоунов, всякие; и само коловращение жизни показано им столь пестро и многообразно, что рассказы не ветшают, привлекая всё новых и новых читателей на совершенно ином историческом антураже…
Спасибо! Весьма познавательно.
А. Рузин