Елена РУСАНОВА. ЛЕТОПИСЬ ЛЮБВИ. К 90-летию Новомира Патрикеева
Елена РУСАНОВА
ЛЕТОПИСЬ ЛЮБВИ
К 90-летию Новомира Патрикеева
Проза Новомира Патрикеева (1932-2020) относится к разряду той литературы, для чтения которой несомненно нужен особый талант. Путешествуя в книгах писателя по охотничьим угодьям Сибири, мы имеем в его лице редкого, неповторимого экскурсовода, который щедро делится с нами богатством своего мировосприятия, культуры, эрудиции. Лирический рассказ автора струится исключительно в русле лучших литературных традиций, а всё его творчество – словно очередное доказательство того, что истинные ценности человека неразрывно и всесторонне связаны с природой планеты Земля.
Значительное место в прозе Патрикеева принадлежит пейзажу:
«На чёрном бархате неба вспыхивают яркие звёзды. Порой кружится на небосводе цветная карусель северного сияния. Чаще зеленоватая, мягкая и переливающаяся, а иногда с пурпурно-красными сполохами. Я жадно читаю белую книгу зимнего леса, вспоминая Сергея Есенина, сборник стихов которого подобрал возле костра из книг гонимого тогда поэта, во дворе библиотеки».
Читая эти строки, отчётливо чувствуешь, что погружаешься в давно знакомый и родной мир литературы, именно в ту часть его, которая светит своей удивительной непобедимой чистотой. Умиротворённость духа, своего рода целомудрие, как на страницах К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, становятся для читателя противоядием в условиях бушующего океана страстей сегодняшнего мира, в том числе и мира книг. Необыкновенное и в то же время естественное возвышенное и цельное состояние души автора – гармонии с самим собой и Природой – открывается не всуе приступившему к его страницам читателю.
Философские рассуждения и обращение к тем или иным явлениям искусства и культуры непосредственно вписываются в канву повествования. В авторе угадывается поэтическая душа, он даже приводит стихотворные строки, которые возникли у него сами собой как у очевидца одной лебединой трагедии:
«Мой сор пересекала четвёрка птиц. Одна из них, судя по размерам, самка, была ранена и из последних сил держалась в воздухе. Три другие летели под ней и, меняясь местами, словно старались поддержать её своими крыльями. Постепенно снижаясь, стая села на соседний разлив за кустами и громко кричала всю ночь.
Утром на противоположный берег моего разлива опустилась только тройка лебедей… Вдовец, а я убедился в этом, когда он пролетал недалеко от меня, как огромный корабль, ещё долго кружился над разливами и под конец издавал уже какие-то хриплые звуки.
В душе невольно сложились строки:
Не найдёт он другую подругу –
Лебединая песня одна.
Нет сильнее разлуки недуга,
Когда рядом бушует весна!».
«В наше время неэтично писать о красавцах-лебедях как о дичи», – замечает Новомир Патрикеев в другой уже книге. К сожалению, в некоторых регионах России узаконена охота на этих царственных птиц.
Редкое чувство меры и такта позволило автору создать совершенные прозаические произведения, где нельзя ни отнять, ни прибавить ни единого слова. Главный герой страниц Новомира Патрикеева – сам автор, любитель воли, необъятных пространств и всего живого, что их населяет. Отношение автора к миру – образец христианской любви. Внимательный и заботливый взор его не пропускает ничего из окружающей жизни. Преклоняясь в глубине души перед величием сотворённой Создателем природы, автор отдает дань любви каждому скромному растению, каждой едва уловимой перемене погоды, разнообразию красок, звуков и прочих явлений. С присущей настоящему охотнику наблюдательностью Новомир Патрикеев, кажется, держит в поле зрения абсолютно всё, что его окружает, успевая проводить параллели между природными картинами и полюбившимися строками отечественных поэтов и прозаиков. Тщательно, словно составляя летопись для потомков, описывает автор охотничьи сезоны, портреты и повадки пернатых и своих четвероногих друзей – собак. Сегодня, когда охота зачастую превращается в услугу охотничье-туристических баз, в забаву, ничего общего не имеющую с традиционной охотой в лучших её формах по своей сути, книги Новомира Патрикеева представляют особую ценность. Ведь небезызвестно, что охотничья культура – неотъемлемая часть общенационального культурного наследия. И сохранение её, как это парадоксально ни звучит, имеет экологический смысл.
Неоспоримо и многогранно воспитательное значение прозы Новомира Патрикеева. В пору обнищания нашего родного языка, выхолащивания, засорения всевозможными плевелами и, наконец, потери к нему всякого вкуса и чутья – истинно русский человек охотник и прозаик Новомир Патрикеев возвращает читателя к истокам. Словарь его книг богат и красив, сами тексты легки и высокохудожественны, стиль живой и оригинальный. Отношение к охоте как к исконному промыслу, где автор получает удовольствие не от уничтожения братьев своих меньших, а от живого общения с природой, применения богатого опыта и глубоких знаний традиционных способов добычи дичи и всего, что с этим связано, также имеет глубокий этический смысл.
Автор выступает и как натуралист-популяризатор, ему далеко не чуждо чисто научное отношение к природе. Но при всём обилии информации, излагаемой писателем Новомиром Патрикеевым, книги его ценны тем негасимым огнём любви, который он проносит через всю свою жизнь. Это – любовь пламенная, любовь-восхищение, любовь-жалость. И эта же любовь – движущая сила познания, творчества и действия. Обладая феноменальным чувством природы, автор в определенной мере воспитывает его и у читателя.
Писатель Новомир Патрикеев на удивление современен, ничего архаичного не найдет читатель на страницах его произведений. Сочетание любви к пребыванию на воле, вдали от мирской суеты с активной плодотворной общественной жизнью характеризует автора как гармоничную разностороннюю личность, выделяющуюся редким даром неоскудевающего оптимизма. Можно предположить, что родившемуся в семье первого агронома Ямала Бориса Патрикеева – Новомиру Борисовичу Патрикееву фортуна благоволила и все заложенные в нём таланты не уснули, а расцвели в полную силу. Поэтому его книги – книги счастливого человека – заражают читателя ничем не омрачаемой радостью бытия.
Удивляют завидное трудолюбие и неутомимость, которые на протяжении долгих лет помогали автору в его скрупулёзной работе. Мне посчастливилось держать в руках несколько книг из богатейшей домашней библиотеки Новомира Борисовича. Например, документальную повесть о Кондо-Сосьвинском боброво-соболином заповеднике и о людях, которые там обитали, – «На службе природе и науке» Ф.Р. Штильмарка. Эта книжечка, как и прочие, которые я видела, основательно и аккуратно испещрена пометками хозяина книжной коллекции. Преподнесённая ему с посвящением «Дорогому Новомиру Борисовичу – в День Покрова Богородицы… от автора» в 2003 году, она была передарена мне, пишущей эти строки, «чтобы больше узнать этого великого человека» (Штильмарка). Я как любитель поэзии, конечно же, испытала большую радость, когда мне была подарена также книга стихотворений и прозы Кронида Гарновского, жизнь и научная деятельность которого тоже неразрывно связаны с Кондо-Сосьвинским заповедником.
На добротно выполненном экслибрисе библиотеки автора (художник Олег Отрошко) – изображение спаниеля и охотничьей добычи. Немаловажная деталь – книги Новомира Патрикеева снабжены многочисленными фотоматериалами, а также со вкусом проиллюстрированы художником Владимиром Романовым.
Охотник с более чем 75-летним стажем – автор в одной из своих книг «Весенняя охота на Ямале» размышляет о качестве охотничьего оружия. И вот какие строки затронули мою душу: «Я остаюсь патриотом русского оружия и надеюсь, что безжалостный рынок заставит российских оружейников работать на уровне мировых образцов…».
«Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», – говорил в своё время К.Г. Паустовский. Здесь непременно имелось в виду и сердечное зрение. Писатель Новомир Патрикеев помогает читателю взглянуть на мир природы более внимательным, глубоким и чистым взором. Взглянуть так, что это становится приобретением для души.
Автор подарил нам удивительные по точности, детально и трепетно прорисованные словом виды природы родного Севера:
«В сумерках на западе возникла волшебная небесная картина. На фоне последних синих облаков, уходящих за горизонт, золотыми нитями заиграли в лучах заката тончайшие паутинки, прикреплённые пауками-лётчиками к верхушкам таловых кустов. Синева, одновременно густая и светящаяся тонким переплетением узоров, словно на дорогом фарфоре, так и просит золотую каёмочку. И она появляется в виде узкой полоски зари…
И вот уже забыл, кто ты и где находишься, как будто душа на мгновение улетела, как бабочка на свет...».
Книги Новомира Патрикеева я назвала бы памятником его сердца, сердца – влюблённого в Прекрасное.
Автор многочисленных книг, журнальных и газетных публикаций о природе Севера, охоте и охотничьем собаководстве – он родился в 1932 году в Салехарде (Обдорск до 1933 г.). Окончив Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, он всю свою жизнь посвятил служению родному краю.
В шестом выпуске Коллекции редкого фонда Государственной библиотеки Югры («Книга с автографами из коллекции Н.Б. Патрикеева») на вопрос анкеты «Кредо жизни в одной цитате» писатель отвечает: «Любовь и труд!».
Действительно, Новомир Борисович имеет богатейшую трудовую биографию, а его деятельность на протяжении всей жизни была освящена любовью к природе и людям, заботой о сохранении исторического и культурного наследия родной Сибири.
Любовь к журналистике и охоте Н.Б. Патрикеев унаследовал от отца. Охотничьи заметки стал писать очень рано, благодаря чему в 1957 году был приглашён в газету «Тюменский комсомолец» собственным корреспондентом. С тех пор журналистика его не отпускала. Новомир Борисович 30 лет возглавлял журналистскую организацию в Югре, был членом Правления Союза журналистов СССР, затем Федеративного совета Союза журналистов России. На протяжении 27 лет Н.Б. Патрикеев трудился на посту редактора Ханты-Мансийской окружной газеты «Ленинская правда» – «Новости Югры». Впоследствии работал заместителем председателя окружного комитета по средствам массовой информации, на общественных началах – заместителем директора Угорского научно-исследовательского центра Уральского государственного университета, заместителем главного редактора 4-х томной энциклопедии «Югория».
Окончив Свердловскую высшую партийную школу и аспирантуру по исторической специальности, Н.Б. Патрикеев стал основоположником историографии детского и молодежного движения на севере Западной Сибири, зачинателем истории земледелия на Ямале, печати на Обском Севере. Его перу принадлежат труды по общегражданской истории, Великой Отечественной войне, журналистике, литературоведению, десятки рецензий на краеведческие, охотничьи издания и произведения местных авторов.
Академик Петровской академии наук и искусств, действительный член Русского географического общества, член Международного историко-литературного ЮНЕСКО-клуба любителей правильной охоты «Кречет» – писатель Новомир Патрикеев, можно сказать, возродил традиционный жанр записок охотника в России. После 30-летнего перерыва в публикации таких книг в конце XX – начале XXI веков вышли в свет его «Планета любви», «Болотно-луговая охота со спаниелем», «30 лет со спаниелем», «Весенняя охота на Ямале» и др., получившие высокую оценку в центральных охотничьих изданиях.
Почти 10 лет, будучи на пенсии, Новомир Борисович посвятил трудной и чрезвычайно важной работе в должности председателя комиссии по вопросам помилования на территории ХМАО. Это нашло отражение в его статьях по истории и современным проблемам помилования.
Новомир Борисович Патрикеев удостоен многих наград Родины, в том числе орденов Дружбы и Горчакова I степени, почётных званий «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа». Он лауреат международной и региональной литературных премий, за вклад в русскую литературу и сохранение русского языка награждён медалью Союза писателей России «В.М. Шукшин».
В 2017 году в Ханты-Мансийске на мемориале «Звёзды Югры» в честь Н.Б. Патрикеева открыт памятный знак.
Активный общественный деятель и публицист, отзывчивый на события современного мира и возрождавший память об ушедшем, он до последних дней не прекращал сотрудничества с избранными изданиями. Но самые нежные струны его сердца звучали о любви к природе.
Весной 1955 года без отрыва карандаша были созданы две первые главки его книги «Планета любви». «Думаю, из них Вы узнаете, где живёт моя душа», – писал мне в одном из посвящений автор.
Душа Новомира Борисовича Патрикеева – на желанном берегу детства, на родном Севере, на черте Полярного круга. Там, где жили в единстве с великой Природой его предки и соотечественники. Где «в довоенном Салехарде почти каждый здоровый мужчина был охотником», а с «приближением весны об охоте говорил весь город». Там, где славились лодки-калданки кушеватских мастеров, в создании которых восхищённый автор видит элемент волшебства. Там в 1939 году на реке Полуе состоялось рождение Новомира Патрикеева как охотника. А спустя два года «в предсумеречном ясном небе взошла платиновая Венера – ранняя звезда» его охоты, той охоты, культура которой почти утрачена в наше время, осталась в прошлом, как исчезающие с планеты Земля стерхи – последние белые журавли.
Прекрасная рецензия! Впечатление необыкновенное.
Огромное спасибо за открытие нового имени.
С уважением, М.Маслова