ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. УСВОЕНЫ ЛИ УРОКИ? Нужна не чиновничья трепотня, а суровая высшая правда
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. УСВОЕНЫ ЛИ УРОКИ? Нужна не чиновничья трепотня, а суровая высшая правда

 

Александр БОБРОВ

УСВОЕНЫ ЛИ УРОКИ?

Нужна не чиновничья трепотня, а суровая высшая правда

 

Выдающийся русский историк Василий Ключевский любил повторять: «Жизнь – лучший учитель, но, к сожалению, она слишком дорого берёт за свои уроки». Да, сколько было пролито крови, сломано судеб и перенесено лишений людьми России, чтобы власть осознала то, о чём криком кричали много лет все патриотически настроенные специалисты, мыслящие граждане и особо – писатели России. После речи в Новгороде на 1160-летие российской государственности президент Владимир Путин наконец-то признал очевидное: «Знаете, я то вписывал в этот текст, то зачеркивал такие имена, как Николай II, Ленин, Сталин. Судя по всему, не так уж много с исторической точки зрения прошло времени для того, чтобы давать полноценные объективные оценки, лишенные текущей политической конъюнктуры. Но все они – государственные деятели, труженики, воины, первопроходцы, ученые, подвижники и святые, а самое главное, весь наш народ сделали Россию великой мировой державой», – сказал президент.

Да, трудно было Николаю II, которого кинули родственники в Германии и Англии, но война-то мировая к дому не подошла. А вот каково было Ленину и Сталину, которые собирали державу с ошибками и трагедиями, но успешно отражали интервенцию и нашествие всего Запада до Петрограда-Ленинграда и Москвы? Президент впервые поставил себя на их место и, может быть, что-то осознал… Недаром 23 сентября Владимир Путин на оперативном совещании с членами Совбеза решил обсудить вопросы патриотического воспитания: «У нас сегодня в повестке дня вопросы, связанные с организацией работы по нравственному, патриотическому воспитанию в системе высшей школы, в системе просвещения», – сказал Путин. И предложил выступить с докладом главе Минпросвещения Кравцову. Речь, увы, найти в интернете и проанализировать – невозможно!

В совещании приняли участие Михаил Мишустин, Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, Дмитрий Медведев, Антон Вайно, Николай Патрушев, Владимир Колокольцев, Сергей Шойгу, Александр Бортников, Сергей Нарышкин, Дмитрий Чернышенко и упомянутый Сергей Кравцов. А где же министр высшего образования и науки, где министр культуры и министр цифрового развития, которые впрямую обязаны заниматься культурно-информационной политикой. Непонятную и молчащую организацию – Росмолодёжь – государство, которое прежде опиралось на комсомол, похоже, вообще списало со счетов!

Не знаю, что же толкового доложил Сергей Кравцов Совбезу, но помню, как он ещё в июне 2020 года пообещал новый федеральный проект о патриотическом воспитании, выступая на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Сей федеральный проект вывесили на сайте Министерства просвещения (почему на картинке – только девушки?) – это просто чиновничья отписка и по сути – позор! Первые же строки:

«За счёт мероприятий Проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие основные результаты и показатели:

– 24% граждан Российской Федерации вовлечены в систему патриотического воспитания. (А остальные 76% останутся вне системы даже через два года в стране, ведущей широкомасштабную военную операцию с частичной мобилизацией?! – А.Б.)

– 1 660 000 человек, участвующих во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности, в том числе дети и молодежь…».

И прочая бюрократическая непроверяемая цифирь отдалённого завтра, когда, я убеждён, этого министра и в помине не будет! Что-то пытался конкретизировать замминистра просвещения Денис Грибов: «Мне кажется, любой родитель будет благодарен, если не только внутри семьи будут прививаться те ценности, которые нужны, но и в рамках образовательного процесса абсолютно доступно и популярно разъясняться, <…> и к выходу во взрослую жизнь [были] привиты те правильные ценности, которые нужны: это семья, дружба, взаимовыручка, в том числе на примерах тех героических образов, которые сегодня есть вокруг нас… Отдельного урока по воспитанию в школах не появится, оценки за это тоже ставить не будут», – уточнил Грибов.

Прошёл всего год, проект не заработал, но жизнь внесла резкие коррективы и появились подобные уроки: «Разговор о важном». Правда, нет ни методичек, как их проводить, ни системы оплаты за дополнительную нагрузку учителей (ведь это не просто часы – к ним надо готовиться и ещё как, если по-настоящему!). Всё формально, впопыхах, на поводу у обстоятельств! Снова было заявлено, что в России обсуждается проект основ российской государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ну, так же с помпой и обсуждением принимались Госдумой «Основы государственной культурной политики» с обещением конкретики и реальной основы реализации в Законе о культуре. И где же он, ау? А все, кому поручил это президент, – на своих местах и при должностях!

Не доверяя неозвученному докладу и далёким обещаниям того же Кравцова, президент Путин дал прямое поручение своей администрации, которое опубликовано на сайте Кремля: «Администрации президента Российской Федерации поддержать предложение Общероссийского союза общественных объединений «Российский Союз боевых искусств» о создании на базе его региональных отделений центров военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи. Доклад – до 1 декабря 2022 года» – говорится в поручении. Ряду ведомств поручено оказать содействие Общероссийскому союзу общественных объединений «Российский Союз боевых искусств» в создании системы военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи, предусмотрев в том числе возможность использования необходимой для организации учебного процесса материальной базы, оборудования и снаряжения. Да, нужное возвращение к опыту прошлых лет, но это ведь только военно-прикладная часть патриотического воспитания!

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев взял куда шире: «Идейное противоборство России и Запада наиболее остро проявляется в духовной сфере, поэтому особо важно нормативно закрепить основы государственной политики по сохранению традиционных российских нравственных ценностей». Кто же призван сохранять лучшие традиции, утверждать нравственные ценности в условиях яростного идейного противоборства? – прежде этим занималась успешнее всего великая русская и советская литература, которая сегодня отдана на откуп коммерческим издательствам, сложившимся либерально-спонсорским тусовкам и почти лишена государственной поддержки. Совет по книгоизданию при Министерстве цифрового развития возглавил одиозный чиновник, который рулит в этой сфере с ельцинских времён, – Владимир Григорьев. Тот напихал в эту комиссию любезных сердцу и карману писателей-издателей, а правой рукой стал Алексей Варламов – несменяемый ректор Литературного института (он и перевыборы ректора – отменил), где чуть ли не 80% подведомственного ему вуза выступило против СВО, против политики президента Путина… И всё – сходит с рук!

Велика роль кинематографа в годину испытаний, но Фонд кино – просто молчит, не создаёт или не пропагандирует патриотические ленты, а ведь министр культуры Ольга Любимова прямо отвечала за этот департамент и участок работы. Сегодня она как в рот воды набрала… Прославленный летописец войны, выдающийся фронтовой корреспондент и киносценарист Константин Симонов признался в статье «Солдатское сердце»: «Писать о войне трудно. Писать о ней, как о каком-то народном, торжественном и легком деле – это будет ложью». На нас этой лжи, особенно в разговорной форме, обрушилось море. Особенно на некоторых политических шоу. Теперь угомонились, шапки с пола подобрали – закидать не удалось. Но нахлынула другая напасть: во все студии ломанулись депутаты и сенаторы (прямо в очередь записались, от всех фракций!). Стоит, например, выходец из профсоюзов – единоросс Нечаев и вещает о военных тонкостях, о геополитических раскладах вместо того, чтобы встречаться с избирателями, откликаться на их нужды, вкалывать в своём комитете по соцзащите населения при нынешних трудностях, беспрерывно растущих ценах, всё более недоступных поездках и платных услугах. Комментарии депутатов – только с толку сбивают: послушал трёх, и у всех разное толкование мобилизации.

Играли много лет в объективность, шарахались от слова «цензура», выступали против общественных советов на ТВ. И что? На протяжении многих лет мировая закулиса выращивала пропагандистов и цензоров мировой паутины. Google, Microsoft, Facebook, все эти IT-компании Силиконовой долины, которые даже в США называют «силиконовой мафией», действовали свободно и разлагающе, не встречая никакого противоядия. Были созданы спящие украинские сайты, внедрены блогеры, которые включились как по команде 24 февраля, а теперь снова оживились при объявлении частичной мобилизации. Вся сеть снова завалена «антивоенными» комментариями, откровенными фейками, а отвалившие «звёзды», взращённые тем же Первым каналом, уже возвращаются или находятся в медийном мейнстриме, поучают, как Ала Пугачёва, или опять светятся в эфире, как Сергей Лазарев, а Манижа, живущая за рубежом, получила приглашение на фестиваль… казачьей культуры. «Послезавтра возвращаюсь на Родину и к работе...» – написал Евгений Гришковец, который долго скулил за границей (в Израиле?): «Я постарел от того, что горюю…Горюю, видя и слыша, с какой ненавистью, с какими искажёнными лицами произносится имя моей любимой Родины...». Деньги закончились, наверное.  

Ну и насчёт объективности во время сражения не на жизнь, а на смерть – тут надо говорить не о каком-то спектре точек зрения профанов или откровенных врагов, не о взвешенном информировании, холодном анализе, а – о правдивости, про которую сказал выдающийся фронтовой журналист Эрнест Хемингуэй: «Настоящий хороший писатель будет признан почти при всякой из существующих форм правления, которая для него терпима. Есть только одна политическая система, которая не может дать хороших писателей, и система эта – фашизм. Потому что фашизм – это ложь, изрекаемая бандитами. Писатель, который не хочет лгать, не может жить и работать при фашизме». (Из речи, произнесенной Эрнестом Хемингуэем в июне 1937 года на II Конгрессе американских писателей.)

То есть в борьбе с фашизмом нужна не казённая и толерантная «объективность», не чиновничья трепотня, а суровая высшая правда!
 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии