ПУБЛИЦИСТИКА / Никита БРАГИН. ОТ БОРРЕЛЯ К БОСХУ. О европейском саде и окружающих джунглях
Никита БРАГИН

Никита БРАГИН. ОТ БОРРЕЛЯ К БОСХУ. О европейском саде и окружающих джунглях

 

Никита БРАГИН

ОТ БОРРЕЛЯ К БОСХУ

О европейском саде и окружающих джунглях

 

Глава европейской дипломатии господин Жозеп Боррель недавно высказал интересную и красочную мысль. По его представлению, Европа, цивилизованная и культурная область, есть некий сад, старательно взращенный трудолюбивыми руками. А окружающее Европу пространство – мир Азии, Африки, и, конечно, России – представляет собой весьма враждебные, дикие и нецивилизованные джунгли, способные (и желающие, конечно) вторгнуться в сей милейший садик.

Хотелось бы сказать, что все-таки надо осторожнее использовать некоторые символические образы, ибо великая культура Европы, конечно, и богата, и обильна, да вот только порядка в ее понимании современными интеллектуалами как не было, так и нет. Что такое сад в символике западноевропейской культуры, в ее лазурно-золотом сиянии, воспроизведенном в убранстве Сент-Шапель и в миниатюрах Часослова герцога Беррийского? Это, конечно же, рай. В общем, как сказал поэт:

Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И яркою стеной,

А в городе том сад,

Все травы да цветы,

Гуляют там животные

Невиданной красы.

                            (Анри Волохонский)

Между тем, для классического христианского видения мира, характерного и для средневековой Западной Европы, и для византийско-балканского субконтинента, и для самой России, характерен особый дуализм. Если есть Христос, Спаситель мира, то есть и антихрист, губитель мира. Если есть единое правое вероучение, то есть и множественные лжеучения, или ереси. Так что ко всякому высказыванию в оные времена люди относились с осторожностью, помня слова Евангелия:

«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф., 24, 23).

Но в наше время, когда читаю высказывания современных «властителей умов», столпов нынешней европейской политики – и не только экономической или военной, но и культурной, – поневоле застываю в изумлении. А ведь я не имею не только литературного или иного культурного образования, я даже вообще не гуманитарий, не учился премудростям культуры, и вполне сознаю свое несовершенство в этой сложной и обширной области. И все же поражаюсь, насколько легковесна публично высказанная мысль о том, что Европа – сад.

У сада, хоть райского, хоть земного, в европейской культуре согласно принципу дуализма есть свой антипод. Райскому саду противостоит адская геенна, это понятно каждому. А что противоположно декларируемому и воображаемому саду земной благодати в цивилизованной Европе, устроенной столь прогрессивно и научно, с безусловным соблюдением прав каждого индивида и господством толерантности? Представьте себе, есть такое, и не в философских или политических концепциях, а в самой ткани великой европейской культуры, и не в воображении, а в реальности. Есть, и никуда от этого не деться – всмотритесь!

Великий и несравненный Иероним Босх создал потрясающий пророческий триптих под знаковым и символическим названием «Сад земных наслаждений». В этой композиции левая створка – рай, где изображен Бог с Адамом и Евой, правая же – ад, где в темных клубящихся стихиях высятся сложные, непонятные своим устройством и оттого особенно страшные орудия пыток, управляемые чудищами-бесами. Главная же часть триптиха, центральная, на первый взгляд кажется счастливой идиллической картинкой на тему «рай на земле», тему, весьма растиражированную западноевропейским протестантизмом.

И действительно, зеленые лужайки, лазурные озера, голубое безоблачное небо, масса людей, таких нежных и белотелых, и никто никого не убивает и не мучает. Казалось бы, полное благоденствие, «мир на земле, и в человецех благоволение». Ах, если бы все было именно так! Но нет! Все эти персонажи центральной части триптиха заняты исключительно плотскими утехами, проще говоря, следуют зову похоти. Наш взгляд, давно уже развращенный и предельно «замыленный» ежедневно изливающимися экранными сексуальными приключениями, и не только зарубежными, но и своими, посконными, отечественными, уже не видит с нужной ясностью смысл в этих группах беленьких фигурок, то стоящих группами, то сплетенных, так что приходится вглядываться. Да, не сразу мы видим суть, выраженную художником, – все-таки эпоха Возрождения, когда творил Босх, была целомудреннее и нравственнее нынешней!

Но, тем не менее, послушаем такого авторитета в области западноевропейской культуры как итальянский специалист Федерико Дзери:

«Сад земных наслаждений – это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей, и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей».

Оставляя за кадром склонности Иеронима Босха, отметим то главное, что направляет все дальнейшее развитие мысли, а также уточним некоторые определения. Надо сказать честно и откровенно – эта центральная часть триптиха изображает не рай, а его извращенное и кощунственное подобие, обманку, ложный рай на земле. Он не только замещает Царствие Небесное, но и уводит, как совершенно верно говорит Дзери, людей с правого пути на путь погибели. Здесь, за внешней красивостью и очевидным уютом, властвуют порок и безнравственность, отсутствуют какие-либо чувства, кроме безудержного наслаждения, кроме не ограниченного ничем удовлетворения собственных эгоистических желаний, кроме реализации личных своекорыстных устремлений, здесь галлюциногенное опьянение подано на тарелочке с каемочкой.

Ну как, похоже? Да, именно так, это реальная, будто с натуры написанная картина современной западной Европы, существенной части «золотого миллиарда», жаждущего жить ради enjoy и fun, наслаждения и развлечения. Это сплошное don’t worry, be happy – не переживай ни о чем, просто радуйся. Мало ли что где-то там вопиет к небу людское страдание – ты в хорошеньком садике, у тебя все в мармеладе, так и будь счастлив, и не отвлекайся. Вот только надо бы покрепче оградить наш миленький цивилизованный садик, а то какие-то мерзкие типы из джунглей все лезут и лезут, покоя не дают.

Послушайте, а ведь нам, русским, ваш садик вообще-то и не нужен. А те, русские по рождению, но давно уже не русские по духу, что бегут если не к вам, то хоть в Верхний Ларс, – они нам тоже не нужны. Хотите, забирайте их в свой сладенький мирок, хотите, ограждайтесь от них, дело ваше. Но знайте, что еще есть возможность выбора между левой и правой створками триптиха Иеронима Босха.

 

Комментарии

Комментарий #32069 24.10.2022 в 13:16

Сейчас вообще нет самостоятельных президентов и премьеров в этих странах, Байден не более самостоятелен, чем Боррель. Важна не степень их самостоятельности. а то, что они озвучивают. А озвучивают они то, что им велит "мировая закулиса".

Комментарий #32036 19.10.2022 в 21:36

Собственно говоря, Боррель- несамостоятельная персона,- он марионетка США,- так же , как и другие "боррели" европейского разлива - не буду перечислять...
С другой стороны, показательна эволюция сюзерена,- до Байдена,- потому современный мир не случайно переформатируется,- в этом процессе
тон задают Российская Федерация, Иран, Китай...

Комментарий #32022 17.10.2022 в 19:52

Статья концептуальная,- заставляет задуматься, поразмышлять. Очень уместна ссылка на Анри Волохонского,- а мне подумалось об Андрее Волконском, замечательном русском композиторе /1933- 2008 гг/, уехавшем во Францию /он руководил ансамблем "Мадригал"/...
Нам, пожалуй, надо возвращаться к ценностям- не вещным- мнимым, а вечным, истинным; достаточно послушать музыку Андрея Волконского, чтобы убедиться в этом,- музыкальными образами он живописует " город золотой"...

Комментарий #32018 16.10.2022 в 20:49

Мне кажется- исхожу при этом из синергетической парадигмы- выход из практико- утилитарного западного/ в широком плане- особенно США!/ тупика в обращении к ценностям/ не отбрасывая рациональность/ - к целостному подходу к действительности...